Показатели успешного выполнения данного этапа практики — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Показатели успешного выполнения данного этапа практики

2018-01-29 857
Показатели успешного выполнения данного этапа практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Отчет по практике

Оцениваемые компетенции

– готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Отчет включает

1. Титульный лист

2. Указание цели практики и задач по ее реализации.

3. Комментарий к психолого-педагогической ситуации

4. Описание содержания работы.

5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.

6. Рефлексия собственных действий.

Методические рекомендации студенту по написанию отчета

1. При оформлении титульного листа кроме традиционных сведений, дополнительно указывается место прохождения практики, ФИО классного руководителя, оценка за прохождение практики с подписью классного руководителя. Возможен краткий комментарий классного руководителя о результатах практики студента.

2. Указание темы, цели практики и задач по ее реализации.

На первом этапе студенту необходимо выделить психолого-педагогическую ситуацию для дальнейшего исследования. Для того чтобы, выделить психолого-педагогическую ситуацию необходима первичная диагностика. Для ее реализации необходимо посещение уроков и других мероприятий, в том числе и во внеурочное время. Психологическое изучение педагогической ситуации целесообразно начать с наблюдения за поведением и деятельностью ее участников. В случае необходимости, для уточнения, прояснения тех или иных фактов, касающихся учебного взаимодействия можно использовать другие методы. Целесообразно обращение к таким методам, как беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории развития и социализации ребенка (анамнестический метод), работа с учебной документацией, предоставленной педагогом, изучение школьных тетрадей и дневников учащихся, установление взаимодействие с педагогами и учащимися.

Факты активности учащихся и педагога, выявленные в процессе диагностики, фиксируются, а затем подвергаются обработке и анализу. Этот материал – основа для выделения проблемной психолого-педагогической ситуации.

Примеры психолого-педагогических ситуаций, по изучению которых может быть проведена научно-исследовательская работа:

- проблемы обучаемости класса или отдельных учащихся;

- проблемы, связанные с низкой мотивацией учебной деятельности класса или отдельных учащихся;

- проблемы поведения учащихся;

- проблемы «внутренней» конфликтности в классе;

- проблемы взаимоотношений учащихся класса;

- проблемы неадекватной самооценки учащихся;

- проблемы адаптации учащихся класса;

- проблемы агрессивного поведения учащихся и т.д.

Результатом первого этапа можно считать выделение психолого-педагогической ситуации и планирование ее исследования с помощью психологических методов.

Пример оформления работы:

Тема научно-исследовательской работы: Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учащихся подросткового возраста.

Цель: выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности у учащихся.

Задачи:

1. Провести теоретическое исследование мотивации учебной деятельности подростков.

2. Провести практическое исследование и выявить причины отсутствия учебной мотивации у подростков.

3. Разработать рекомендации для учителей по формированию учебной мотивации подростков.

Задание выполняется индивидуально, внеаудиторно. Результаты представляются в письменном виде по предлагаемой форме.

 

Рекомендуемая литература:

1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru

2.Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».

3.Комментарий к психолого-педагогической ситуации предполагает описание общего контекста проблемной ситуации, предполагаемых причин ее возникновения.

Пример комментария к психолого-педагогической ситуации:

Отсутствие мотивации к учению средних школьников - часто встречающаяся проблема. Именно в подростковом возрасте меняются взгляды ребенка на диаметрально противоположные, изменяются представления о мире, к которому его бережно приучали взрослые в детстве. На пути школьника встают новые идеалы, более значимые, чем прежние: вместо семьи на первый план выходят друзья, вместо прилежной учебы - стремление выделиться, самореализоваться иными путями.

В результате нескольких дней присутствия на уроках в 8"в" классе было отмечено, что некоторые ребята не заинтересованы в получении школьных знаний и открыто высказывают свое нежелание учиться. Некоторые проявляют на уроках пассивность и лень. Была замечена такая ситуация. На уроке русского языка ученик при разборе упражнений практически не делал записи в тетради. Он ни разу не ответил на вопрос учителя, обращенный к классу, разговаривал с соседями вокруг, занимал себя делами, не относящимися к уроку. Педагог заметила, что ученик проявляет равнодушие к уроку и попросила его выполнить задание. Ученик нехотя, но стал отвечать правило и делать упражнения. Ситуация повторялась неоднократно и на других предметах. Было замечено, что на химии и истории ученик работал на уроке добросовестно, но все равно недостаточно активно. Данная ситуация – яркий пример того, что ученик не заинтересован в получении школьных знаний. Он может работать только в том случае, если его заставить, но делать это он будет без энтузиазма. Наша задача - выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности. Причины отсутствия мотивации могут быть разными: отсутствие интереса к изучаемому предмету, недостаточный авторитет учителя, неинтересное, сухое преподнесение материала учителем, низкий уровень развития познавательной сферы учащихся, проблемы здоровья ребенка. Помимо этого познавательная мотивация может быть не сформированной с ранних лет, могут существовать личные барьеры ученика (страх, лень). Вполне вероятна такая ситуация: ученик пропустил важные темы по предмету и не догнал материал, вследствие чего у него нет фундаментальных знаний, а он считает, что не способен знать этот предмет хорошо. Вследствие этого предмет его не интересует.

Рекомендуемая литература:

1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.— ЭБС «IPRbooks».
2. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
3. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks».

 

4. Описание содержания работы

В отчет необходимо включить описание последовательности действий по исследованию психолого-педагогической ситуации. Студенту необходимо представить протоколы бесед, схемы наблюдений, результаты другой диагностической работы с выводами и заключениями. Сюда же включается описание всех мероприятий, их проведение и анализ достигнутых результатов, а также анализ адекватности выбранного мероприятия целям практики. Разработанные рекомендации должны соответствовать целям и задачам практики.

Пример исследования ситуации:

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

- наблюдение за проявлением активности ребенка на уроке;

- анкетирование;

- беседу с психологом;

- беседу с социальным педагогом;

- описание социальных условий проживания ребенка;

- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку;

- диагностику особенностей мотивационной сферы ребенка.

 

Пример схемы наблюдения за проявлением познавательного интереса ребенка на уроке

Эта-пы уро-ка Характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности Реакции учащихся на протяжении урока-показатели интереса Отвлека- емость Действия учителя, побуждающие познавательный интерес Действия учителя, тормозящие познавательный интерес  
             

Вывод…

Анкета для учителя,

Оцениваемые компетенции

– готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Отчет по практике

Оцениваемые компетенции

– готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Отчет включает

1. Титульный лист

2. Указание цели практики и задач по ее реализации.

3. Комментарий к психолого-педагогической ситуации

4. Описание содержания работы.

5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.

6. Рефлексия собственных действий.

Методические рекомендации студенту по написанию отчета

1. При оформлении титульного листа кроме традиционных сведений, дополнительно указывается место прохождения практики, ФИО классного руководителя, оценка за прохождение практики с подписью классного руководителя. Возможен краткий комментарий классного руководителя о результатах практики студента.

2. Указание темы, цели практики и задач по ее реализации.

На первом этапе студенту необходимо выделить психолого-педагогическую ситуацию для дальнейшего исследования. Для того чтобы, выделить психолого-педагогическую ситуацию необходима первичная диагностика. Для ее реализации необходимо посещение уроков и других мероприятий, в том числе и во внеурочное время. Психологическое изучение педагогической ситуации целесообразно начать с наблюдения за поведением и деятельностью ее участников. В случае необходимости, для уточнения, прояснения тех или иных фактов, касающихся учебного взаимодействия можно использовать другие методы. Целесообразно обращение к таким методам, как беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории развития и социализации ребенка (анамнестический метод), работа с учебной документацией, предоставленной педагогом, изучение школьных тетрадей и дневников учащихся, установление взаимодействие с педагогами и учащимися.

Факты активности учащихся и педагога, выявленные в процессе диагностики, фиксируются, а затем подвергаются обработке и анализу. Этот материал – основа для выделения проблемной психолого-педагогической ситуации.

Примеры психолого-педагогических ситуаций, по изучению которых может быть проведена научно-исследовательская работа:

- проблемы обучаемости класса или отдельных учащихся;

- проблемы, связанные с низкой мотивацией учебной деятельности класса или отдельных учащихся;

- проблемы поведения учащихся;

- проблемы «внутренней» конфликтности в классе;

- проблемы взаимоотношений учащихся класса;

- проблемы неадекватной самооценки учащихся;

- проблемы адаптации учащихся класса;

- проблемы агрессивного поведения учащихся и т.д.

Результатом первого этапа можно считать выделение психолого-педагогической ситуации и планирование ее исследования с помощью психологических методов.

Пример оформления работы:

Тема научно-исследовательской работы: Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учащихся подросткового возраста.

Цель: выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности у учащихся.

Задачи:

1. Провести теоретическое исследование мотивации учебной деятельности подростков.

2. Провести практическое исследование и выявить причины отсутствия учебной мотивации у подростков.

3. Разработать рекомендации для учителей по формированию учебной мотивации подростков.

Задание выполняется индивидуально, внеаудиторно. Результаты представляются в письменном виде по предлагаемой форме.

 

Рекомендуемая литература:

1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru

2.Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».

3.Комментарий к психолого-педагогической ситуации предполагает описание общего контекста проблемной ситуации, предполагаемых причин ее возникновения.

Пример комментария к психолого-педагогической ситуации:

Отсутствие мотивации к учению средних школьников - часто встречающаяся проблема. Именно в подростковом возрасте меняются взгляды ребенка на диаметрально противоположные, изменяются представления о мире, к которому его бережно приучали взрослые в детстве. На пути школьника встают новые идеалы, более значимые, чем прежние: вместо семьи на первый план выходят друзья, вместо прилежной учебы - стремление выделиться, самореализоваться иными путями.

В результате нескольких дней присутствия на уроках в 8"в" классе было отмечено, что некоторые ребята не заинтересованы в получении школьных знаний и открыто высказывают свое нежелание учиться. Некоторые проявляют на уроках пассивность и лень. Была замечена такая ситуация. На уроке русского языка ученик при разборе упражнений практически не делал записи в тетради. Он ни разу не ответил на вопрос учителя, обращенный к классу, разговаривал с соседями вокруг, занимал себя делами, не относящимися к уроку. Педагог заметила, что ученик проявляет равнодушие к уроку и попросила его выполнить задание. Ученик нехотя, но стал отвечать правило и делать упражнения. Ситуация повторялась неоднократно и на других предметах. Было замечено, что на химии и истории ученик работал на уроке добросовестно, но все равно недостаточно активно. Данная ситуация – яркий пример того, что ученик не заинтересован в получении школьных знаний. Он может работать только в том случае, если его заставить, но делать это он будет без энтузиазма. Наша задача - выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности. Причины отсутствия мотивации могут быть разными: отсутствие интереса к изучаемому предмету, недостаточный авторитет учителя, неинтересное, сухое преподнесение материала учителем, низкий уровень развития познавательной сферы учащихся, проблемы здоровья ребенка. Помимо этого познавательная мотивация может быть не сформированной с ранних лет, могут существовать личные барьеры ученика (страх, лень). Вполне вероятна такая ситуация: ученик пропустил важные темы по предмету и не догнал материал, вследствие чего у него нет фундаментальных знаний, а он считает, что не способен знать этот предмет хорошо. Вследствие этого предмет его не интересует.

Рекомендуемая литература:

1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.— ЭБС «IPRbooks».
2. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
3. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks».

 

4. Описание содержания работы

В отчет необходимо включить описание последовательности действий по исследованию психолого-педагогической ситуации. Студенту необходимо представить протоколы бесед, схемы наблюдений, результаты другой диагностической работы с выводами и заключениями. Сюда же включается описание всех мероприятий, их проведение и анализ достигнутых результатов, а также анализ адекватности выбранного мероприятия целям практики. Разработанные рекомендации должны соответствовать целям и задачам практики.

Пример исследования ситуации:

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

- наблюдение за проявлением активности ребенка на уроке;

- анкетирование;

- беседу с психологом;

- беседу с социальным педагогом;

- описание социальных условий проживания ребенка;

- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку;

- диагностику особенностей мотивационной сферы ребенка.

 

Пример схемы наблюдения за проявлением познавательного интереса ребенка на уроке

Эта-пы уро-ка Характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности Реакции учащихся на протяжении урока-показатели интереса Отвлека- емость Действия учителя, побуждающие познавательный интерес Действия учителя, тормозящие познавательный интерес  
             

Вывод…

Показатели успешного выполнения данного этапа практики

ü студент умеет выделять психолого-педагогическую ситуацию, требующую решения;

ü студент имеет представление о том, какие психологические методы и с какой целью могут быть использованы при исследовании психолого-педагогической ситуации.

ü понимаетнеобходимость обращения педагога к конкретным психологическим методам (наблюдению, беседе, анкетированию, анализу продуктов деятельности и др.);

ü умеетпроводить психологическую диагностику – формулировать цель исследования, выбирать способы ее достижения, интерпретировать полученные результаты и определять перспективы их использования;

ü понимает границы собственных возможностей в работе с психологическими методами;

ü знает способы работы с собственными ограничениями, владеет некоторыми из них.

 

Рекомендуемая литература:

1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru

2. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008 Режим доступа:http://do.gendocs.ru

3. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
4. Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».

5. Учебная и педагогическая практика на факультете «Педагогика и психология» [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Г.Р. Ганиева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013.— 142 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49946.html.— ЭБС «IPRbooks»

5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.

На данном этапе необходимо проведение анкетирования учителя (ей) с целью получения информации об организации и характеристике учебно-исследовательской работы с учащимися по вашему предмету.

Анкета для учителя,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.