Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Определение, состав, классификация и оценка основных средств. Организация учета основных средств.

2018-01-29 457
Определение, состав, классификация и оценка основных средств. Организация учета основных средств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

http://обухучете.рф/index.php/articles/21-os

Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств

1. Понятие основных средств

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.

Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства и т. д., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и т.п.

К ОС относятся те средства, которые единовременно выполняющие следующие условия:

- используются в производстве продукции, при выполнении работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации;

- используются в течение длительного времени, т.е. срок полезного использования более 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

 

2. Задачи учета основных средств

- контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования, правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;

- контроль за рациональным расходованием ресурсов на реконструкцию и модернизацию основных средств;

- исчисление доли стоимости основных средств в виде амортизационных отчислений для включения в затраты организации;

- контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортны средств и других основных средств с целью своевременного проведения ремонта;

- контроль за сохранностью объектов, переведенных на консервацию.

Эти задачи решаются с помощью надлежаще оформленной документации и при условии обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат на ремонт как по местам их эксплуатации, так и по организации в целом.

 

3. Классификация основных средств

Классификация ОС.

1. по назначению ОС подразделяются на:

- производственные ОС основной деятельности;

- производственные ОС вспомогательных и обслуживающих производств;

- непроизводственные (жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения)

2. по видам ОС подразделяются на: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшения земли, стоимость земельных участков, прочие основные средства.

3. по степени использования:

- в эксплуатации,

- в запасе (резерве)

- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции

- на консервации.

4. в зависимости от имеющихся прав подразделяются на: собственные, арендованные, объекты, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении и полученные организацией безвозмездно в доверительное управление.

 

4. Оценка основных средств

В БУ и отчетности ОС отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется для объекта:

- изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возмещению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

- внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал – по договоренности сторон (согласованной стоимости);

- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа – по рыночной стоимости на дату принятия к БУ.

Остаточная стоимость определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы износа ОС. В балансе ОС отражаются по остаточной стоимости.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства ОС в современных условиях, т.е. это стоимость объектов, исходя из действующих цен на момент переоценки.

 

5. Документальное оформление операций по учету основных средств

Поступающие ОС оформляются актом приемки-передачи объекта ОС (ф. № ОС-1) в 1 экз. В бухгалтерии на основании акта оформляется инвентарная карточка ОС (ф. № ОС-6). Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС (ф. № ОС-3).

Внутреннее перемещение ОС оформляется накладной на внутреннее перемещение объекта ОС (ф. № ОС-2).

Операции по ликвидации всех ОС оформляют актом на списание объекта ОС (ф. № ОС-4).

Синтетический учет наличия и движения ОС ведут на активном, сальдовом счете 01 по первоначальной стоимости. Сальдо дебетовое - отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на консервации собственных ОС предприятия. Оборот по дебету отражает поступление, оборот по кредиту – выбытие объектов по разным причинам.

https://studfiles.net/preview/3536238/page:12/

http://studbooks.net/1318961/buhgalterskiy_uchet_i_audit/ponyatie_klassifikatsiya_otsenka_osnovnyh_sredstv_zadachi_ucheta_osnovnyh_sredstv

http://eclib.net/12/17.html

https://refdb.ru/look/2987399.html

Анализ основных средств.

http://fb.ru/article/59051/analiz-osnovnyih-sredstv-predpriyatiya-i-ego-primenenie

Основными средствами считаются материальные и нематериальные активы, которые используются в процессе производства товаров и услуг, при этом оставаясь в своей первоначальной форме. В состав основных средств предприятия входят различные здания и сооружения, складские помещения, дороги, устройства, передающие различные виды энергии, транспортные средства, оборудование для производства товаров или услуг, инструменты, зеленые насаждения.

Основными признаками основных средств являются:

1. Объект предназначается для производства продукции или оказания услуг.

2. Объект участвует в создании товаров или оказании услуг более 12 месяцев.

3. Объект предназначен не для перепродажи.

4. Объект должен приносить предприятию прибыль.

Основные средства с точки зрения управленческого учета делятся на производственные и непроизводственные. Анализ основных средств предприятия, как правило, применяется к тем, которые используются в производстве продукции, то есть производственным. К непроизводственным относятся те, которые не принимают участие в производственном цикле изготовления продукции, однако, улучшают состояние социальной инфраструктуры предприятия.

С определенной периодичностью, сроки которой устанавливаются руководством или владельцами, проводится анализ основных средств предприятия. Данный анализ предназначен для высшего руководства компании или предприятия, а также для руководителей среднего звена. Он помогает понять, насколько обеспечено действующее производство ресурсами для выработки необходимых объемов продукции, как долго используются основные средства, в какой степени они задействованы в производстве, и какая их часть требует замены вследствие технического и морального износа. Для того чтобы выяснить, насколько предприятие обеспечено основными фондами, используется такой показатель, как фондовооруженность. Показатель фондоотдачи помогает понять, насколько велика отдача от использования основных средств, используемых в производстве.

Анализ основных средств предприятия начинается с изучения показателей наличия основных средств, их движения и изучения структуры средств и ее изменений. После того, как выяснена полная картина по наличию и структуре, приступают с следующему этапу анализа. Анализ движения основных средств предприятия служит для выяснения того, какие основные средства продолжают участвовать в производственном цикле, какие выведены из эксплуатации, а какие подлежат выводу. Также данный анализ помогает решить вопросы финансового характера о том, какие финансовые затраты предстоят предприятию для приобретения новых средств или полного переоборудования с целью улучшения качества продукции и технологического цикла.

Все эти показатели рассчитываются экономическим подразделением предприятия. Проводимый сотрудниками отдела анализ основных средств предприятия помогает руководству в принятии таких решений, как необходимость замены оборудования, расширение или сокращение объемов производства, эффективность использования мощностей предприятия, рентабельность работы предприятия в целом и рентабельность продукции, увеличение или сокращение рабочих мест, необходимость переоборудования производственных мощностей, или полная их замена на новое оборудование для более эффективной работы предприятия.

http://topknowledge.ru/ekonomika-predpriyatiya/4137

https://studopedia.ru/17_40104_analiz-osnovnih-sredstv-predpriyatiya.html

http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/analiz_osnovnykh_sredstv_predprijatija/17-1-0-106

https://studfiles.net/preview/4034211/page:6/

https://www.profiz.ru/peo/3_2016/analiz_osnovnyh_sredstv/

23. Документальное оформление, учет поступления и выбытия объектов основных средств.

http://nalog-nalog.ru/uchet_os_i_nma/poryadok_dokumentalnogo_oformleniya_osnovnyh_sredstv/

Документальное оформление основных средств представляет интерес для любой организации. В зависимости от конкретных особенностей бизнеса ОС могут попадать в распоряжение фирмы разными путями. Аналогична ситуация и с выбытием ОС. Тому, что является важным для специфики документального оформления движения ОС в каждом конкретном случае, посвящена данная статья.

Документальное оформление учета основных средств: поступление ОС в фирме

Правила документального оформления поступления ОС на предприятие в российской нормативной базе не закреплены. Вместе с тем отдельные положения содержатся в законе о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также в методических указаниях по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

В частности, в п. 38 методических указаний № 91н разъяснено, что в учете следует отразить факт поступления ОС в тот момент, когда произошло подписание акта приемки-передачи ОС руководителем компании.

ВАЖНО! При этом указано, что такой акт следует составлять на каждый отдельный инвентарный объект. Исключение предусмотрено только для однотипных объектов ОС, имеющих одинаковую стоимость, которые фирма принимает к учету единовременно: в такой ситуации достаточно будет составить 1 общий акт по всем таким однородным ОС.

Какой-либо формы указанного акта, которая была бы обязательна к применению всеми компаниями, законодателем в настоящее время не установлено. Поскольку такой документ является первичным, фирма самостоятельно может разработать для своей практики форму такого акта (в силу ст. 9 закона № 402-ФЗ) или воспользоваться бывшими ранее (до 01.01.2013) обязательными унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Это постановление содержит следующие формы актов, которыми фирма имеет право задокументировать поступление ОС:

ОС-1. Это стандартный шаблон, который компания может использовать применительно к любому вновь поступающему объекту ОС за исключением зданий (для них предусмотрен специальный шаблон по форме ОС-1а).

ОС-1б. Такой шаблон фирма может применить, если принимает к учету не один объект, а сразу группу однородных.

ОС-14. Актом по такой форме компания может оформить поступление в распоряжение фирмы (на ее склад) оборудования, которое в будущем (после осуществления монтажа), будет использоваться в качестве ОС. Передачу ОС в монтаж оформляют актом по форме ОС-15.

ВАЖНО! Независимо от того, каким актом оформлялось поступление ОС в фирму, принятие его в эксплуатацию на производство все равно следует задокументировать актом по типовой форме ОС-1.

После того как акт о поступлении составлен, он вместе с сопроводительными документами технического характера об оборудовании передается в бухгалтерию фирмы. Бухгалтерия, в свою очередь, открывает инвентарную карточку по каждому объекту ОС (форма карточки ОС-6) либо по группе однородных объектов ОС (форма карточки ОС-6а). Возможно также ведение инвентарной книги (форма ОС-6б).

О том, когда применение инвентарной книги оказывается целесообразным, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-6б - бланк и образец».

Порядок оформления выбытия ОС в компании

Наиболее часто встречающиеся ситуации выбытия ОС из производственной активности связаны с одним из следующих обстоятельств:

фирма решила продать ОС;

ОС предприятия признается подлежащим списанию.

Каждое из приведенных выше обстоятельств требует специфического документального оформления.

Если фирма продает свое ОС, то, как и в случае с покупкой, необходимо составить акт приемки-передачи ОС (п. 81 методических указаний № 91н). Он составляется по правилам и по формам, описанным выше в отношении ситуации с поступлением ОС в фирму. Т. е. если компания продает ОС, не являющееся зданием, то акт может быть составлен по форме ОС-1. Если же продается здание, то наиболее подходящий шаблон для акта — ОС-1а. А в случае, когда компания продает одновременно группу однородных ОС, следует оформить выбытие актом ОС-1б.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Составлять указанные выше акты следует не только в ситуации, когда происходит непосредственно продажа ОС, но и при передаче объекта фирмой в уставный капитал иной организации, а также при безвозмездной передаче третьему лицу.

Оформлять такие документы надо обязательно в любом случае, независимо от того, кем является покупатель (физическим лицом или компанией). На это указало УМНС РФ по г. Москве в письме от 17.05.2004 № 26-12/33266.

Второй возможный вариант — ОС в компании устарело, полностью прослужило отведенный временной отрезок либо сломалось в результате воздействия каких-либо внешних факторов, при этом восстановление или ремонт такого ОС нецелесообразны с экономической позиции для фирмы. Такое ОС должно быть списано.

Но для этого п. 77 методических указаний № 91н требует создания специальной комиссии из экспертов производства, которые решат, следует списывать такое ОС или нет.

Если такая комиссия решит не восстанавливать объект ОС, а полностью его списать, то после получения письменного решения комиссии компания должна будет задокументировать факт выбытия ОС специальным актом. Его форма, так же как и по ранее описанным документам, может быть разработана фирмой самостоятельно или выбрана из унифицированных. В последнем случае это будут такие формы:

ОС-4 — если фирма списывает один объект ОС, который не является автотранспортом (для автотранспорта следует применить форму ОС-4а);

ОС-4б — когда осуществляется списание не одного объекта ОС, а группы однородных.

После того как акт о выбытии ОС составлен, специалист бухгалтерии проставляет в инвентарной карточке объекта отметку о том, что ОС выбыло.

О том, какие проводки делаются при выбытии ОС и как рассчитать коэффициент выбытия, читайте в статье «Формула расчета коэффициента выбытия основных средств».

Какие ошибки документального оформления движения ОС наиболее распространены

На практике встречаются ситуации, когда фирма забывает оформить прием ОС соответствующим актом, мотивируя это тем, что обязательной для применения формы такого акта законодатель не установил.

Такой подход неверен, поскольку с 01.01.2013 компаниям предоставлено право самим разрабатывать формы учетных документов, в том числе и форму акта о приемке-передаче ОС. Единой обязательной формы нет. Но это не значит, что акт можно не составлять. Ведь если акт отсутствует, это означает, что фирма фактически признает, что объект ОС пока еще не готов для использования.

ВАЖНО! Только после подписания акта о приемке-передаче фирма может открывать инвентарную карточку по объекту ОС.

Вместе с тем на практике некоторые организации нарушают порядок документального оформления основных средств, открывая сначала инвентарные карточки (в момент поступления объектов в компанию), а затем только подписывая акт (когда ОС готов к эксплуатации).

Инвентарная карточка — документ, который выступает в роли биографии для объекта ОС. Фирма ведет такую карточку на протяжении всего срока службы ОС. Новая карточка может заводиться, только когда объект прошел коренную модернизацию, в результате которой в старой карточке фирма уже не может зафиксировать все характеристики ОС.

Поэтому если компания с некоторой периодичностью переоформляет карточки по каким-либо объектам, то данные действия тоже следует считать ошибочными.

Итоги

Порядок документального оформления поступления в фирму и выбытия из компании объектов ОС во многом схож: подписывается соответствующий акт, после чего создается инвентарная карточка либо в такой карточке проставляются необходимые отметки. Компаниям важно понимать: несмотря на то, что унифицированных форм актов сегодня не установлено, сама необходимость оформления таких документов сохраняется.

https://studfiles.net/preview/5611570/page:2/

http://refac.ru/dokumentalnoe-oformlenie-i-uchet-postupleniya-osnovnyx-sredstv/

http://studbooks.net/1409503/buhgalterskiy_uchet_i_audit/dokumentalnoe_oformlenie_postupleniya_vybytiya_osnovnyh_sredstv

https://revolution.allbest.ru/audit/00305498_0.html

http://обухучете.рф/index.php/articles/22-ospost


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.