Построение программы прогнозного исследования — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Построение программы прогнозного исследования

2018-01-29 610
Построение программы прогнозного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(предпрогнозная ориентация), её место в технологии разработки прогнозов.

Программа прогностического социологического исследования – это документ, содержащий теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации. Она предваряет все другие процедуры исследования и является необходимым его элементом. Построение программы – это предпрогнозная ориентация совокупность работ, позволяющих разработать задание на прогноз, который включает определение проблемы, объекта, предмета, цели, задач прогнозирования, периода основания и периода упреждения, описание методов, формулировка рабочих гипотез исследования. Задание на прогноз можно сравнить с методологической частью программы социологического исследования.

 

Рис. 1. Этапы и процедуры разработки программы
прогностического исследования

Предпрогнозная ориентация включает компоненты:

1. Определение и уточнение объекта. В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социосферы (формы общественного сознания, формы жизнедеятельности, формирование личности, народонаселение, расселение, социальное развитие, социальные изменения и структура, социальные институты, государство, международные отношения, национальные движения и т.д.).

Объект прогнозной разработки – это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, включенной в процесс научного познания. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социального противоречия, выражающегося в проблемной ситуации.

2. Проблемная ситуация состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью, несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация – исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования.

3. Проблема социального прогноза форма научного отображения проблемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между действительным и желаемым положением вещей.

4. Предмет прогнозной разработки социальные механизмы, обусловливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Важнейшими частными предметами исследования служат механизмы социальной активности; социальной дифференциации общества на определенные структурные группы и интеграции этих групп в сложные комплексы социально‑групповых связей; социальной организации общества, дифференциации его жизнедеятельности на определенные социальные институты и интеграции этих институтов в сложные совокупности связей между предприятиями, учреждениями, организациями; социального управления обществом.

Предметы конкретных исследований выбираются не произвольно, а определяются проблемой исследований. Формируются на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадают с ним (один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и тем самым предполагает множество предметов исследования). Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблем исследования.

5. Цель прогностического исследования модель решения проблемы. Четкое формулирование цели – одно из важнейших методологических требований к программе исследования.

Следует иметь в виду, что в отличие от прогнозов в естественных и технических науках, объекты которых почти или совершенно неуправляемы, прогнозы в общественных науках осуществляются в отношении объектов, практически всегда поддающихся видоизменению, в том числе посредством действия на основе решений, принятых с учетом прогноза. Это делает некорректным простое (безусловное) предсказание, т.к. происходит эффект самоосуществления или саморазрушения прогноза средствами управления и обусловливает методологическую ориентацию социального прогноза на повышение степени объективности принимаемых решений, как бы заблаговременно «взвешивая» их последствия. Такая цель, как уже говорилось, достигается разработкой сугубо условных предсказаний в социальных прогнозах двух типов: поискового, цель которого – выявление перспективных социальных проблем, подлежащих решению средствами управления, и нормативного – определение альтернативных путей оптимального решения перспективных проблем. Для повышения эффективности целеполагания, планирования, программирования, проектирования, организационно‑управленческих решений разрабатываются соответствующие (целевые, плановые и т.д.) прогнозы обоих типов. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить несколько задач.

6. Задачи прогностического исследования это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задачи – необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления).

7. Главным методологическим инструментомисследования являются рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано предпринимаемое исследование. При этом необходимы гипотезы двух типов:

1) методологические (инструментальные): предположения, что применяемая методика при таких‑то условиях способна дать достоверные результаты,

2) концептуальные (содержательные): предположения об ожидаемом или желаемом состоянии изучаемого объекта в будущем.

8. В программе с самого начала должен быть определен период основания прогноза (ретроспекция) – отрезок времени, на котором строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция) – отрезок времени, на который рассчитан прогноз.

По времени упреждения социальные прогнозы, как и планы, делятся на оперативные (до года), краткосрочные (от года до 5 лет), среднесрочные
(от 5 до 15 лет), долгосрочные (от 15 до 30 лет), сверхдолгосрочные (дальнесрочные) (свыше 30 лет).

9. Существуют три дополняющих друг друга способа (т.е. совокупности однотипных методов) разработки прогнозов: экспертиза, основанная на очных и заочных, индивидуальных и коллективных опросах экспертов; экстраполяция – изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее; моделирование – построение и исследование моделей объекта с учетом его возможного или желательного изменения по имеющимся или косвенным данным о масштабах и направлении изменений.

10. Прогностическое исследование требует тщательной организации. Опыт показывает, что даже для относительно несложного социального прогноза требуется исследовательская группа в 5–7 специалистов и срок в несколько месяцев (обычно от квартала до полугода). Более сложные прогнозы требуют группы из 10–15 специалистов (превышение этой величины нерационально) и срок в 2–3 года (более продолжительные сроки обесценивают прогноз вообще, и в качестве предплановых разработок – в особенности). Состав исследовательской группы:

– руководитель (желательно – генератор идей);

– 2–3 его помощника (желательно, чтобы один был с критическим складом мышления – модератор идей; один – с конструктивным складом мышления – аниматор идей, и один – с аналитическим складом мышления – систематизатор идей);

– 1–2 разработчика – математика, способных формализовать аппарат исследования на должном уровне;

– секретарь‑делопроизводитель.

Что касается формирования экспертных групп, то опыт социального прогнозирования показывает желательность:

1) оптимального сочетания в них экспертов различной степени опытности;

2) различного уровня обобщения представленной на экспертизу информации (диалектика «более широкого» и «более глубокого подхода»);

3) различного отношения к информации по характеру своей работы («теоретиков» – работников научных учреждений и «практиков» – работников общественных, хозяйственных и других органов).

По ряду аспектов в социальном прогнозировании допускается поднимать опрос населения до уровня опроса экспертов там, где респонденты способны давать в высокой степени обоснованные оценки на базе своего жизненного опыта.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.