Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-29 | 258 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Письмо – один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшее психические функции, восприятие, память, мышление [3].
Л.С. Выгодский отмечал, что овладеть письменной речью можно «только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи» [2].
Графо-моторные возможности – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированные графо-моторные возможности позволяют писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированные – создают комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.
Известный ученый А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится в психологии к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга [2].
Общее недоразвитие речи – термин психолого-педагогической классификации. Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [1].
Графо-моторные возможности данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для овладения письмом как графо-моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой [5].
|
У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные преставления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой, артикуляционной.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей с ОНР графо-моторные возможности сформированы слабо или недостаточно, слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястьев и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время графо-моторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координаций тонких движений рук [6].
Если не проводить коррекционную работу по развитию графо-моторных возможностей, в дальнейшем, в школе, у детей появляются ошибки при письме. Наиболее частыми из них являются: смешение букв, имеющие одинаковые элементы начертания; элементы зеркального письма; ошибки в виде слитного написания слов в предложении.
Сам процесс овладения графо-моторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки на письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
|
Графо-моторная деятельность требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графо-моторными навыками [4].
Таким образом, очевидно, что уровень развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи III уровня является препятствием на пути формирования графо-моторных возможностей у дошкольников. Для овладения этими навыками в полной мере в головном мозге должны находиться в состоянии готовности определенные специфические сферы головного мозга, сформированы психические функции, такие как внимание, зрительно-пространственная ориентация и пространственное мышление. У детей с ОНР III уровня наблюдается не только недостаточность в устойчивости и объеме внимания, ограниченные возможности его распределения, но и отставание в развитии двигательной сферы, а именно, недоразвитие мелкой моторики. Что в дальнейшем может привести нарушению письма – дисграфии.
Изучение графо-моторных навыков проводится по следующим параметрам:
- ведущая рука;
- мелкая моторка;
- пространственные представления;
- зрительное восприятие;
- графический навык.
Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:
- нормализация мышечного тонуса;
- развитие двигательных функций руки;
- нормализация оптико-пространственных ориентировок;
- работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Список литературы
1. Беккер, К. А. Логопедия / К. А. Беккер, М. П. Совак. – М.: 1981. – 288 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: «Лабиринт», 1996. – 416 с.
3. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 205 с.
4. Моисеева, Л. О. О подготовке руки к письму / Л.О. Моисеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 33-44.
5. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 2-е изд. – М.: 1995. – 576 с.
6. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Е. Р. Светлова. – М.: 2001. – 71 с.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!