Определение понятия «идентичность» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Определение понятия «идентичность»

2018-01-29 512
Определение понятия «идентичность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Магистерская диссертация

 

 

Магистрантки 2 курса

Магистерская программа

«Психолого-педагогическая диагностика

развивающейся личности»

 

 

Фоминой Натальи Михайловны

 

 

Руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Пархоменко Ольга Геннадьевна

 

 

Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент

Проект Юлия Львовна

 

Санкт-Петербург


Содержание

Введение3 3

Глава 1. Теоретический анализ проблем и закономерностей формирования профессиональной идентичности студентов 6

1.1. Определение понятия «идентичность» 8

1.2. Профессиональная идентичность и профессиональное становление личности в работах отечественных и зарубежных ученых 15

1.3. Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов 24

Глава 2. Постановка программы конструирования и адаптации методики «Профессиональная идентичность студентов» 31

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 31

2.2. Этапы организации исследования 34

2.3. Описание и обоснование выбранных для валидизации методик 37

2.4. Методы статистической обработки результатов 42

Глава 3. Апробация методики «Профессиональная идентичность студентов» 43

3.1. Описательные статистики по показателям методики «Профессиональная идентичность студентов» 43

3.2. Оценка надежности методики «Профессиональная идентичность студентов» 47

3.3. Оценка валидности методики «Профессиональная идентичность студентов» 50

3.4 Основные выводы и рекомендации 64

Заключение 67

Список литературы 70

Приложения 75

Введение

Период обучения в вузе – один из самых важных этапов в профессиональном становлении человека. Именно в это время формируются не только необходимые для осуществления трудовой деятельности навыки и умения, но и происходит осознание личностью себя как субъекта профессиональной деятельности, определение собственного места в окружающем мире. Проблемы профессионального становления и формирования профессиональной идентичности студентов влияют на их дальнейшее профессиональное развитие.

При этом, в связи с интенсивным развитием общества, в последние годы наблюдается тенденция уменьшения определенности у студентов в будущей профессиональной деятельности. Все больше выпускников вузов не трудятся по полученной профессии, часто меняют места работы и даже отрасли профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения многим студентам не удается сформировать профессиональную идентичность.

Исходя из этого, возникает проблема исследования: в целях разработки дальнейших мер, способствующих студентам сформировать свою профессиональную идентичность, появляется необходимость в диагностике их статуса профессиональной идентичности. Актуальность данного исследования объясняется тем, что на данный момент психодиагностический инструментарий в этой области отечественной психологии практически отсутствует. В связи этим возникает необходимость в разработке инструментария, позволяющего выявить выраженность профессиональной идентичности у студентов.

В данной работе мы опирались на концепцию идентичности Эрика Эриксона. Под идентичностью он понимал внутреннее чувство личностной целостности, понимания непрерывности существования личности во времени и пространстве, осознание единства своего прошлого, настоящего и будущего. Развитием идей Эриксона активно занимался Джеймс Марсиа, который пришел к выводу, что идентичность формируется вследствие принятия определенных жизненных решений. Он считал, что это внутренняя динамическая совокупность способностей, потребностей и убеждений.

Марсиа разработал статусную модель идентичности, которая была нами взята в качестве теоретической основы для конструирования методики «Профессиональная идентичность студентов». Он выделил четыре основных статуса идентичности: статус диффузии, статус предрешенности, статус моратория, статус достижения идентичности. Все они отражают особенности прохождения личностью кризиса идентичности.

Среди отечественных исследователей изучением профессионального самоопределения и профессиональной идентичности занимались М.А. Бендюков, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, И.П. Соломин, П.А. Шавир, В. Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер.

В нашей работе под профессиональной идентичностью мы будем понимать ее как часть социальной идентичности. Как самоформирующуюся структуру личности, отражающую способность человека к самовыражению, принятию ответственности и самостоятельному выбору профессионального жизненного пути.

Цель данной работы: О сновываясь на исследованиях зарубежных и отечественных психологов разработать методику диагностики профессиональной идентичности студентов.

Объект исследования – корпус эмпирических данных, полученных с помощью разработанной методики «Профессиональная идентичность студентов» и других методик, использованных для ее конструирования и стандартизации.

Предмет исследования – психодиагностическая методика «Профессиональная идентичность студентов».

Гипотеза исследования: сконструированная психодиагностическая методика «Профессиональная идентичность студентов» будет обладать надежностью и валидностью.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы и закономерности профессиональной идентичности, основываясь на исследованиях российских и зарубежных ученых.

2. Подобрать методы, позволяющие получить необходимые эмпирические данные для конструирования психодиагностической методики «Профессиональная идентичность студентов» и собрать базовый эмпирический материал.

3. Сконструировать методику направленную на диагностику профессиональной идентичности студентов.

4. Апробировать и стандартизировать сконструированную методику.

Характеристика выборки. В ходе эмпирического исследования были обследованы 361 студент РГПУ им. А. И. Герцена. Среди них – 153 студента 1 курса бакалавриата Института дефектологического образования и реабилитации и 208 студентов 2 курса бакалавриата факультетов гуманитарной направленности РГПУ им. А. И. Герцена.

 

 


Глава 1. Теоретический анализ проблем и закономерностей формирования профессиональной идентичности студентов

Начало изучения идентичности в психологии восходит к исследованиям У. Джеймса (Гарвардский университет, 1890 г., работа «Принципы психологии»). Он разработал концепцию осмысления личностью самотождественности, изучал понимание человеком своего места в мире и собственных границ. У. Джеймс [12] показал, что человеку свойственно видеть себя в двух плоскостях, в частности:

- в личном (где создается личная самотождественность);

- в социальном (где формируются социальные представления человека о себе).

Позже, уже в середине 20 века, появились и другие работы, которые повлияли на процесс развития проблемы идентичности в академической науке. Среди множества исследований можно выделить ряд теоретических подходов, на основе которых возможно проследить историю формирования проблематики идентичности.

В психоаналитической парадигме понятие идентичность исследовали такие ученые как Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман, З. Фрейд.

Сторонники символического интеракционизма также изучали проблему идентичности. Среди них исследованием данного феномена занимались Ч. Кули, Г. Мид, И. Гофман, Г. Фогельсон.

С точки зрения когнитивного подхода в психологии исследованию данного понятия уделили большое внимание Х. Тэшвел, Дж. Тернер, Д. Абрамс. Они выделили два аспекта идентичности – ориентацию на социальное окружение и ориентацию на уникальность каждого отдельного человека.

Изучением идентичности в рамках гуманистического направления занимались К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу.

Впервые термин идентичность употребил в своих работах З. Фрейд, который обозначил им ранее проявление у личности эмоциональной связи с другим человеком. В его исследованиях идентичность имеет широкое значение, которое обобщает имитацию, эмоциональное слияние с объектом и подражательное поведение [42].

Несмотря на то, что понятие идентичность давно существует во многих психологических теориях, серьезное изучение проблемы началось сравнительно недавно – в 60-е годы прошлого века. Именно тогда слово «идентичность» стало употребляться в научных работах, тогда как ранее ученые вместо него использовали термин «тождество». При этом, в ученом сообществе до сих пор нет определенного мнения насчет того, кого стоит считать родоначальником понятия «идентичность». Интерес к проблемам идентичности, и, в частности, профессиональной идентичности, возрос в связи с развитием гуманистической парадигмы в гуманитарных науках [29]. И чаще всего появление термина «идентичность» связывают с именем Эрика Эриксона, несмотря на то, что сам ученый считал автором У. Джеймса [49].

Важно также отметить, что проблема идентичности является междисциплинарной проблемой. Данный вопрос затрагивается в работах не только психологов, но также и философов, социологов, политологов, антропологов, культурологов и ученых других областей знания. При этом также стоит отметить, что понятие «идентичность» в каждой из областей знания – имеет разные значения. Однако оно всегда обращено к личности и касается процессов, происходящих в психике отдельного человека.

В психологической науке термин «идентичность» также имеет различные значения. В частности, среди психологов до сих пор нет согласия в точном определении данного понятия. С целью обширного изучения вопроса значения идентичности, в данной главе мы проанализировали наиболее известные гипотезы и теории, касающиеся определения понятий «идентичность» и «профессиональная идентичность».

В первой главе рассмотрены наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы профессиональной идентичности студентов, а также – закономерности ее формирования.

Заключение

В ходе проведенного нами в 2016-2017 годах исследования были осуществлены конструирование и опробация методики «Профессиональная идентичность.

В ходе теоретического исследования были изучены содержательные и структурные основания понятия профессиональная идентичность. В результате выяснено, что данное понятие включает в себя такие составляющие, как профессиональная пригодность и профессиональная готовность. Профессиональная идентичность формируется в процессе принятия личностью обязательств и прохождения ею кризиса идентичности. Большинство авторов сходятся во мнении, что формирование профессиональной идентичности происходит в связи с осмысленным выбором целей, построением планов и осознанием себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность является относительно устойчивой структурой, однако процесс ее формирования продолжается на протяжении всей жизни человека.

В процессе проведения эмпирического исследования была сконструирована методика «Профессиональная идентичность студентов», теоретической базой для которой послужила статусная модель идентичности Джеймса Марсиа. Для апробации данной методики было проведено двухэтапное пилотажное исследование, в котором приняли участие 47 студентов 2 курса бакалавриата Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена и основное исследование, выборка которого составила 361 человек (из них 153 – студенты 1 курса бакалавриата Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена и 208 – студенты 2 курса бакалавриата факультетов гуманитарной направленности РГПУ им. А. И. Герцена).

Для проведения пилотажного исследования были разработаны две формы опросника. Обработка результатов пилотажного исследования показала преимущество одной из форм опросника и необходимость в доработке в ней пунктов шкал «достигнутая идентичность» и «диффузная идентичность». Содержание пунктов было откорректировано, после чего было проведено повторное обследование испытуемых, показавшее удовлетворительные результаты. Обновленный вариант опросника был подготовлен для основного этапа исследования.

Основное исследование включило в себя обследование по методике «Профессиональная идентичность студентов» и по методикам, выбранным для проверки валидности разрабатываемого опросника. В качестве данных методик были выбраны «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д. А. Леонтьев), методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер), тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) и самооценка по каждому из статусов идентичности.

В ходе обработки результатов основного эмпирического были посчитаны описательные статистики, которые показали, что распределение по каждой из шкал соответствует критерию нормального распределения (согласно показателям ассиметрии и эксцесса). Что определило возможность использования параметрических критериев для дальнейшего анализа.

Показатели, полученные по данной методике, были проверены на надежность как самосогласованность, которая отразила, что шкалы правильным образом коррелируют друг с другом (критерий Пирсона). Анализ надежности как внутренней согласованности пунктов методики также показал результат выше 0,7 (α-Кронбаха), что свидетельствует о высокой внутренней согласованности. Ретестовая надежность проверялась методом корреляции (Пирсона) результатов с результатами повторного тестирования (в нем приняли участие 262 респондента). Уровень корреляции по каждой из шкал превысил 0,7, что свидетельствует о достаточном уровне воспроизводимости результатов методики.

Проверка конвергентной валидности доказала,что данная методика действительно оценивает выраженность статуса профессиональной идентичность студентов. Однако шкалы «достигнутая идентичность» и «предрешенная идентичность» и шкалы «мораторий» и «диффузная идентичность» обладают похожими характеристиками, на что указали соответствующие коэффициенты корреляции.

Факторный анализ, используемый для проверки конструктной валидности методики, подтвердил наше предположение о схожести шкал. Анализ структуры опросника выделил два основных фактора. В первый фактор вошли пункты из шкал «мораторий» и «диффузная идентичность», второй фактор представлен пунктами шкал «достигнутая идентичность» и «предрешенная идентичность». Оба эти фактора включили в себя в общей сложности сорок пунктов опросника.

Таким образом, гипотеза о том, что методика «Профессиональная идентичность студентов» будет обладать валидностью и надежностью, подтвердилась частично. Сконструированная методика по многим характеристикам удовлетворяет критериям психометрического качества. Однако для дальнейшего использования рекомендуется провести конфирматорный факторный анализ, отредактировать содержание методики и провести повторную апробацию.

 


 

Список литературы

1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Профессиональное становление педагога: сущность процесса и инновационная модель // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 27-32.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2007. – 688 с.

3. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования. 2011. № 6(20). С. 15-19.

4. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. - 440 с.

5. Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. М.: Логос, 2007 – 855 с.

6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.

7. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ДиаСофтЮп, 2005. - 608 с.

8. Гавриченко О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.12.2016).

9. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1982. – 410 с.

10. Голиков Н. А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция: монография. М.: Экшен, 2007. – 239 с.

11. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб., Питер, 2006. – 208 с.

12. Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. СПб: ЛЕНАНД, 2015. – 240 с.

13. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. №4. С. 80-87.

14. Жижина М.В., Шевчук О.А. О роли кризиса в профессиональном становлении личности// Материалы Двенадцатых Страховских Чтений: сборник научных трудов. Саратов: Саратовский университет, 2003. – С. 73-78

15. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. //Психология субъекта профессиональной деятельности. М.-Ярославль: ЯрГУ. 2001. - С. 104 – 128.

16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2008. – 336 с.

17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. – 512 с.

18. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 240с.

19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. – 304 с.

20. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд., 1994. - 288 с.

21. Колесов Д.В. Антиномия природы человека и психология различия. К проблеме идентификации и идентичности // Мир психологии. 2004. №. 3. – С. 9–19.

22. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб: Речь. 1994. – 118 с.

23. Левин З.И. Восток: идентичность и глобализация. М.: Институт востоковедения РАН. 2007. – 163 с.

24. Лейбин В.М. Введение в психоанализ. СПб: Питер. 2008. – 592 с.

25. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл. 2000. – 18 с.

26. Лисовский В. Т. Социология молодежи: учебник СПб: СПБГУ. 1996. - 460 с.

27. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. - С. 43-53.

28. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПБ: Прайм-Еврознак. 2008. - 868 с.

29. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47.

30. Митина О. В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. -169 с.

31. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Словарь. М.: Политиздат. 1990. – 431 с.

32. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО. 2002. - 345 с.

33. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. том 20. - С.12

34. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Воронеж, 1997. – 287 с.

35. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2003.- 480 с.

36. Регуш Л., Орлова А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. — 414 с.

37. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. СПб.: Речь. — 176 с.

38. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «Идентичность»: теоретические и методологические основания // Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). – С. 13-17

39. Татарко С. А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. 2009. № 1. - С. 62-100.

40. Труфанова Е.О. Идентичность и Я // Вопросы философии. 2008. № 2. – С. 10-12

41. Фер Майкл, Бакарак Верн. Психометрика: Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2010. – 445 с.

42. Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси: Мерани.1991. - 396 с.

43. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT. 2006. – 571 с.

44. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: 2002. – 432 с.

45. Шмелев А. Г. Практическая тестология. М.: ООО «ИППЦ «Маска». 2013. – 688 с.

46. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт. 2007. — 128 с.

47. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт. 2004. - 233 с.

48. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный

ресурс] // Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 10.12.2016) С. 6-22

49. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. – 344с.

50. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М.: Московский философский фонд «Медиум». 1996. — 560 с.

51. Якушина О.И. Идентичность в социологической теории Э. Гидденса //

Вестник Российской академии естественный наук. Вып. 4. 2014. – С. 87-95.

52. В выбранной специальности разочаровывается каждый пятый студент. [Электронный ресурс]. URL: https://career.ru/article/16124 (дата обращения 22.12.2016)

53. Goldie J. The formation of professional identity in medical students: considerations for educators // Med Teach. – 2012. – Vol. 34(9). – P. 641–648.

54. Marcia J. E. The ego identity status approach ego identity // Ego Identity: A Handbook for Psychosocial Research / J. E. Marcia, A. S. Waterman, D. R. Matteson, S. L. Archer and J. L. Orlofsky (Eds). New York, 1993

55. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // J. of Per-sonality and Social Psychology. 1966. Vol. 3. P. 551–558.

56. Roberts B., Caspi A., Moffitt T. The kids are alright: Growth and stability in personality development from adolescence to adulthood // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. 81(4).

57. Super D.E. The psychology of careers. N.Y.: Harper & Brothers, 1957.

58. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research. Developmental Psychologist. 1982.


 

Приложение 1

Таб. 1 Свойства личности, присущие достигнутому статусу профессиональной идентичности

  Свойства личности, присущие достигнутому статусу ПИ
  сформированность жизненных целей, ценностей и убеждений
  мотивация к обучению
  общая жизненная удовлетворенность
  оптимизм в отношении своего будущего
  положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности
  повышенная рефлексия
  четкая определенность профессиональных планов
  жизненная активность, умение управлять силой воли, способность к самоконтролю
  принятие ролевой модели
  принятие жизненных трудностей
  готовность брать на себя ответственность за решения
  преодоление кризиса идентичности
  высокий уровень мотивации в профессиональном развитии
  адекватная оценка себя как профессионала
  сформированность профессиональных умений (компетентность)
  ориентация на других и их значимость
  ощущение цельности собственной личности, самотождественности
  настойчивость в достижении профессиональных целей
  стремление к самосовершенствованию
  самостоятельное принятие решений относительно выбора профессии

 


 

Приложение 2

Пилотажное исследование

Форма 1 (первичный вариант)

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое утверждение и оцените, насколько вы с ним согласны по шкале от 1 до 5, где 1 – полностью не согласен, 5 – абсолютно согласен. Соответствующую цифру внесите в таблицу БЛАНКА ОТВЕТОВ для данного опросника рядом с номером, соответствующим каждому утверждению.

 

1. Я не уверен, что после окончания ВУЗа точно буду работать по полученной профессии.

2. Мне кажется, что я вполне цельная личность, ведь стараюсь придерживаться одной сферы интересов, чтобы зарекомендовать себя как профессионала.

3. Я считаю, что выбор профессии должен осуществляться человеком самостоятельно в процессе рассмотрения альтернатив, основываясь на собственных целях, способностях и желаниях.

4. Я стараюсь посещать занятия в университете, чтобы получить хорошую оценку.

5. Я понимаю, что мои знания в профессиональной области пока еще не полные, и я хочу учиться дальше, чтобы развиваться в выбранном русле.

6. Я не совсем уверен в своем профессиональном будущем, потому что все еще до конца не уверен в выборе своей профессии.

7. Мне кажется, что моя профессиональная деятельность сложится успешно, потому что я стремлюсь стать профессионалом.

8. Мне интересно учиться, но я все еще не уверен, что в этой профессии я смогу полностью самореализоваться.

9. Я пойду работать по полученной профессии, потому что этого хотели бы мои родители.

10. У меня есть примеры людей, на которых мне хотелось бы равняться в своем профессиональном развитии.

11. Если дальнейшее образование потребуется для повышения по службе или увеличения зарплаты – то я пойду учиться после окончания ВУЗа.

12. По жизни – я активный человек, и свои взгляды на жизнь сформировал на основе собственного опыта.

13. Я сейчас рассматриваю множество альтернативных вариантов профессионального будущего и пытаюсь объединить все свои интересы и представления о себе, как личности, в одно целое.

14. Если я разочаруюсь в профессии – я решу, что мне пора искать новую область применения своих сил и что мой выбор когда-то – оказался, возможно, не самым верным.

15. Дальнейшее образование – точно не для меня. Если мне не удастся работать по специальности, я скорее найду работу попроще, чем пойду дальше учиться.

16. Я никогда всерьез не задумывался о том, кем хочу стать. Я больше привык действовать по обстоятельствам.

17. Когда работа по учебе мне надоедает, я начинаю сомневаться в том, что эта профессия действительно мне подходит.

18. Я считаю, что каждый человек должен быстро определиться с выбором профессии, в чем мне и помогли мои близкие люди.

19. У меня есть четкое представление о том, кем бы я хотел работать и какие умения мне понадобятся.

20. У меня был период в жизни, когда я размышлял над выбором своей будущей профессии, в результате чего определился с ней.

21. Я знаю, что могу столкнуться с трудностями в процессе поиска работы по профессии, и во время самой работы. Но это меня не пугает.

22. Я не знаю почти никого из выдающихся личностей в своей профессиональной области. На данный момент мне неинтересно у кого-то учиться.

23. Если я даже захочу найти подработку, то не буду стараться найти работу по профессии.

24. Мне кажется, что выбор профессии должен быть сделан человеком самостоятельно.Лично я, хоть уже и учусь ВУЗе, до сих пор стараюсь определить подходящую для меня профессию, рассматривая разные варианты.

25. Когда мне надоедает какая-то работа, я просто перестаю ее выполнять и начинаю заниматься чем-то более приятным.

26. Если мое профессиональное будущее не сложится успешно, то не думаю, что мои родители могут быть в чем-то виноваты, потому что я и сам не знаю, чего хочу от профессиональной деятельности.

27. Я надеюсь, что мне удастся реализоваться именно в выбранной профессиональной области, иначе я буду выглядеть неудачником.

28. Выходя из здания ВУЗа, я стараюсь больше не вспоминать об учебе и о получаемой мной профессии.

29. Я знаю многих личностей из разных профессиональных областей, на которых мне хотелось бы равняться. Но пока я не определился, чья из них профессия привлекает меня больше всего.

30. При выборе профессии я, прежде всего, ориентировался на свои способности и желание работать в выбранной области.

31. Я могу завершить даже неинтересную мне работу, если знаю, что это повысит мой профессиональный уровень.

32. Я вполне допускаю вариант смены профессии, потому что все еще не уверен, что выбранная профессия – соответствует моим способностям и личным качествам.

33. Я читаю много литературы, касающейся моей профессии. Мне кажется, что, помимо университетских знаний, настоящий профессионал должен постоянно заниматься самообразованием.

34. Пойти учиться на этот факультет мне посоветовали родители, и пока мне кажется, что это был правильный выбор.

35. Я уверен, что выбранная профессия даст мне хорошие возможности для самореализации и постоянного развития.

36. Я читаю литературу как по своей профессии, так и по другим специальностям, чтобы понять, ту ли профессию я выбрал.

37. У меня вполне четкие взгляды на жизнь и на профессиональную деятельность, которые в целом совпадают с окружающими меня людьми (друзьями, родственниками).

38. Мне нравится учиться в ВУЗе, потому что это образование даст мне престижную профессию.

39. Если мое профессиональное будущее окажется неудачным, то это произойдет в результате советов, которые давали мне мои родственники.

40. У меня нет стремления построить хорошую карьеру и стать профессионалом, я буду работать просто для того, чтобы зарабатывать деньги.

41. У меня нет ощущения четкой направленности моего профессионального развития, мои цели пока полностью не определены.

42. Выбирая профессию, я ориентировался на значимого для меня человека (родственника, старшего друга, известную личность), желая стать похожим на него в дальнейшем.

43. Если бы я решил найти подработку, то я бы хотел попробовать поработать не только по своей профессии, но и еще по нескольким другим, которые меня привлекают.

44. Я сам сформировал свои профессиональная цели, и я имею представление, как их можно реализовать.

45. У меня часто меняются мнения и точки зрения, я не могу сказать, что у меня сформировались взгляды на жизнь.

46. Я посещаю занятия, чтобы получить максимальное количество знаний для своей будущей работы.

47. У меня нет никаких четких представлений о будущей профессии. Я пока не интересовался, кем я смогу работать.

48. Я чувствую себя целостной личностью, у меня не возникает противоречий между моими профессиональными и иными интересами.

49. Моя профессия – это продолжение дела одного из моих родственников, поэтому я прекрасно знаю, что она собой представляет.

50. В будущем мне бы не хотелось сталкиваться с проблемами – поэтому я скорее устроюсь на любую работу, нежели буду настойчиво искать работу по специальности.

51. Если моя карьера не сложится успешно, то вряд ли я стану винить кого-то кроме себя. Скорее я буду снова выбирать профессию так, как я делаю это сейчас.

52. Я стараюсь посещать занятия, чтобы получить представление о будущей профессии и понять, насколько она мне подходит.

53. Я все еще очень часто думаю о том, в какой профессиональной области мне стоит развиваться дальше.

54. Я бы уже сейчас хотел бы работать по той специальности, которую получаю в ВУЗе, потому что мне хочется развиваться только в этой профессиональной области.

55. При выборе будущей специальности мне было все равно, куда поступать, поэтому я выбрал направление, где проще учиться.

56. Я собираюсь в дальнейшем работать по профессии, которую в данный момент получаю.

57. Поступая в ВУЗ, я выбирал из многих возможных вариантов и пошел учиться на один из тех факультетов, которые меня привлекали.

58. Самореализация в трудовой сфере не имеет для меня большого значения, поэтому мне в принципе все равно, по какой профессии работать.

59. Мои профессиональные цели были сформулированы мною вместе с родителями еще в школе, и не думаю, что я буду их менять.

60. Если какая-то работа по учебе становится мне в тягость, я все равно стараюсь ее выполнить, чтобы получить за это высокую оценку.

61. Мне нравится учиться в ВУЗе и получать знания, необходимые для моей будущей работы.

62. Мои родители уверены, что моя карьера сложится успешно, и надеюсь, что так оно и будет.

63. У меня нет какой-то определенной цели в жизни, я предпочитаю жить «настоящим».

64. Мне кажется, что, поступая на данный факультет ВУЗа, я сделал правильный выбор.

65. Если бы я стал искать подработку, то хотел бы, чтобы она совпадала с моей профессией, потому что это повысило бы мой статус в глазах окружающих.

66. Мне кажется, что еще слишком рано думать о том, где и как я буду работать после окончания ВУЗа.

67. Мне не пришлось долго думать над выбором моей профессии, мне с этим помогли мои близкие люди.

68. Я посещаю ровно столько занятий, чтобы можно было закрыть сессию.

69. Не могу сказать, что я знаю много о моей будущей профессии, сейчас я, скорее, на стадии изучения ее специфики.

70. Я скорее не имею целостного представления о самом себе – все мои черты и интересы мало связаны друг с другом.

71. Я надеюсь, что мои родственники смогут мне помочь с поиском работы делом или хотя бы словом.

72. Мне не кажется, что профессию нужно специально выбирать. Жизнь сама расставит все на свои места.

73. Я сейчас не чувствую, что мои взгляды на жизнь уже сформировались, но стараюсь как можно скорее это исправить.

74. Я читаю дополнительную литературу по профессии, чтобы успешно окончить ВУЗ и никого не огорчать.

75. Мне было все равно, какую профессию получать, поэтому я не испытываю особых эмоций по поводу обучения в ВУЗе.

76. Именно родители настояли на том, чтобы я пошел учиться на этот факультет.

77. Я не полностью уверен в правильности выбора факультета и иногда даже задумываюсь о смене профессии.

78. В целом, мне нравится учиться, но при этом я все еще не уверен, что эта профессия – мое настоящее призвание.

79. Я пока не определился, буду ли дальше продолжать обучение по выбранной профессии после окончания ВУЗа.

80. Учеба сейчас далеко не в списке моих приоритетов, я просто иногда прихожу на занятия.

 


 

Рис. 1 Проверка на нормальность распределения для 1формы опросника «Профессиональная идентичность студентов»

 


 

Приложение 3

Пилотажное исследование

Форма 2

Инструкция:

Опросник содержит 20 пунктов, к каждому из которых предлагается на выбор четыре варианта ответа: а, б, в, г. Прочитайте утверждение и выберете один из четырех вариантов, с которым вы наиболее согласны. Отметьте выбранный вариант в таблице БЛАНКА ОТВЕТОВ для данного опросника, написав букву рядом с номером соответствующего пункта.

Магистерская диссертация

 

 

Магистрантки 2 курса

Магистерская программа

«Психолого-педагогическая диагностика

развивающейся личности»

 

 

Фоминой Натальи Михайловны

 

 

Руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Пархоменко Ольга Геннадьевна

 

 

Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент

Проект Юлия Львовна

 

Санкт-Петербург


Содержание

Введение3 3

Глава 1. Теоретический анализ проблем и закономерностей формирования профессиональной идентичности студентов 6

1.1. Определение понятия «идентичность» 8

1.2. Профессиональная идентичность и профессиональное становление личности в работах отечественных и зарубежных ученых 15

1.3. Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов 24

Глава 2. Постановка программы конструирования и адаптации методики «Профессиональная идентичность студентов» 31

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 31

2.2. Этапы организации исследования 34

2.3. Описание и обоснование выбранных для валидизации методик 37

2.4. Методы статистической обработки результатов 42

Глава 3. Апробация методики «Профессиональная идентичность студентов» 43

3.1. Описательные статистики по показате


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.