Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет

2018-01-28 229
Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познакомьте детей с историей (текстом или мультфильмом), в которой герои испытывают эмоции, понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции: радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.

Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда.?" Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций. Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме: «Какое настроение стало у героя, когда.?»

Спросите:«Как вы думаете, персонаж очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д.)?" В данном случае любые ответы детей правильные.

После этого спросите:«Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился)?" Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь. Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.

Примерные вопросы: Гномик очень-очень боится или чуть-чуть? (Любые варианты ответов верны.) Как можно сказать, что он очень-очень боится? (Он в ужасе.) Как можно сказать, что он чуть-чуть боится? (Он беспокоится, тревожится, волнуется.) Как можно сказать, что он очень-очень обрадован? (Он ликует, в восторге.)

 

Обратите внимание детей на экспрессию, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.

Примерные вопросы: Кто может показать, как он с интересом наблюдает за детьми, выполняющими задание? Кто может показать, как он с интересом слушает рассказ воспитателя?

 

Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который.?" Этот вопросактивизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию. Например: ликование, восторг – улыбается, смеется (см. приложение 1: вторая подгруппа слов эмоционального словаря). Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.

Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный), многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный), преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.». Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию часто (см. приложение 1: третья подгруппа слов эмоционального словаря).

Попросите вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, в которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо. Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.

Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт. Формы реализации этого приема могут быть разными (в приложении 3 воспитатель использует его как центральный).

Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию. Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию. Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.

Чтобы запомнить последовательность вопросов, которые нужно задавать детям, опирайтесь на треугольник эмоционального словаря. Вершины треугольника – это три группы слов по каждой базовой эмоции. Во время занятия задавайте три вопроса: по одному для каждой группы слов, передвигаясь от одной вершины к другой, «проходя» треугольник.

В приложениях 2, 3 представлены конспекты занятий для подготовительной группы. Первый – пример того, как дети осваивают эмоциональный словарь по четырем эмоциям, и демонстрирует на практике описанные выше приемы. В начале освоения новой эмоциональной лексики педагог может выбрать только одну-две базовые эмоции. Тогда занятие будет не таким насыщенным в отношении освоения эмоционального словаря.

Второй конспект показывает, как дети приобретают опыт активной коммуникации со сверстниками по теме эмоций: формулируют вопросы, выслушивают ответы, оценивают их, следуют правилам. Такой опыт полезен для общего социального развития дошкольников и активизирует их внимание к эмоциональной сфере.

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.