Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-05 | 1313 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Выбор средств речевой выразительности при чтении стихотворного произведения, как и при чтении прозы, определяется его идеей, подтекстом, которые обусловливают сверхзадачу исполнителя.
Стихотворная речь несмотря на явные отличия от прозаической имеет и сходные с ней черты: речевой поток тоже делится на синтагмы – речевые такты; знаки препинания также помогают интонационно выстраивать текст; в предложениях и синтагмах существуют смысловые центры, к которым стремится мысль, и действуют правила постановки синтагматических, фразовых и логических ударений.
Педагоги по сценической речи обращают внимание на то, что следует “снимать ударения со слов, лишь поясняющих, дополняющих мысль; снимать логические ударения с определений, выраженных местоимениями, порядковыми числительными, прилагательными (если, разумеется, они не несут в себе явного или скрытого противопоставления, не несут в данном контексте новой информации)” (Сценическая речь. – С. 118).
Однако ритмическая организация стихотворной речи, рифма, часто встречающиеся особенности звуковой организации речи (звукопись и аллитерация), поэтическая лексика (тропы), поэтический синтаксис (отрыв определяемого слова от определения, инверсия, неполные предложения и т.п.) требуют особого внимания исполнителя, так как играют важную смысловую роль.
Назовем законы стиха, которые необходимо соблюдать.
1. Соблюдение межстиховой паузы. В стихотворении присутствуют особые паузы, которых нет в прозаической речи; они фиксируют конец стихотворной строки, задают ритм. Такие паузы называют межстиховыми. Иногда эти паузы совпадают с логическими или с концом фразы, тогда их легко соблюдать. Но бывают случаи, когда межстиховая пауза не совпадает с логической – при переносе фразы. Например, разберем начало стихотворения Саши Черного “Плакса”:
|
Визг и слезы. По дорожке
Мчатся голенькие ножки...
Второе предложение, начавшись в первой строке (стихе), разрывается и переносится на вторую строку (стих). Этот перенос оправдан тем, что слова по дорожке и мчатся входят в разные синтагмы. Таким образом, логическая пауза совпадает с межстиховой, но, как мы помним, межстиховая пауза должна длиться несколько дольше логической. Трудность в том, что межстиховую паузу нельзя обозначить формально, не оправдав ее смыслом или чувством. В приведенном примере таким оправданием может стать психологический эффект неожиданности: межстиховая пауза превратится в психологическую, заставит слушателя напряженно ждать, что же последует за прозвучавшим обстоятельством места.
Если синтагматическое ударение падает на слово, перенесенное в новую строку, то перед межстиховой паузой голосовой тон повышается, если смысловое ударение приходится на слово, стоящее до разрыва, то тон понижается. В нашем примере нужно повысить тон на слове по дорожке и резко опустить его на слове мчатся, а затем еще глубже, ниже “упасть” на ударном слове фразы ножки.
На месте межстиховой паузы можно сделать мнимую паузу – интонационную, т.е. обозначить конец строки перепадом голосового тона, изменением силы голоса, темпа речи.
Задание. Потренируйтесь в произнесении строк, соблюдая межстиховую паузу.
– Чижик, чижик, где ты был?
– У Катюши кофе пил,
С булкой, с маслом, с молоком
И копченым языком.
(Саша Черный. “Чижик”)
У реки волна речная.
У ручья волна – ручная.
У лесной тропинки
Мы к ручью присядем,
И по мокрой спинке
Мы ручей погладим.
(С. Махотин. “Ручей”)
Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужжу, кудрявую болонку...
(И.А. Крылов. “Две собаки”)
|
И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
“Видишь? Рыжий гимназистик
Ходит под окном”.
(Саша Черный. “Зеленые стихи”)
Я ползу
Быстрее ветра:
В час – четыре
Сантиметра!
(В. Орлов. “Улитка”)
2. Единство стихотворной строки. Все слова в стихотворной строке тесно “спаяны” между собой, поэтому самыми длинными паузами могут быть межстиховые. Если необходимо сделать логическую паузу внутри строки, то ее следует заменить интонационной. Обратимся вновь к началу стихотворения “Плакса” Саши Черного. Первое предложение заканчивается в середине первой строки. Если бы это была проза, то мы бы сделали полноценную логическую паузу, но это стих – и длительная пауза в середине строки разрушит его ритмическое единство. Поэтому заменим ее интонационной, т.е. понизим тон в конце предложения и ускорим темп речи после точки.
Задание. Прочитайте строки, соблюдая единство стихотворной строки и необходимые паузы.
Мне грустно. Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался
И вел себя упрямо,
Но можно было шлепнуть
И даже накричать...
Сама меня учила:
Не ябедничать!
(С. Махотин. “Мне грустно”)
“Постойте ж, я сыскал секрет! –
Кричит осел, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
(И.А. Крылов. “Квартет”)
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
(И.А. Крылов. “Ворона и Лисица”)
“...Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!”
(И.А. Крылов. “Ворона и Лисица”)
А с Кукушкиной горы
Переулки и дворы
Все видны. Как будто кто-то
Ригу с птичьего полета
Взял и перерисовал.
Виден рынок и вокзал.
Все, какие в Риге есть,
Шпили видно. Их не счесть.
Даже Старая Гертруда
Без труда видна оттуда.
Ну, а главное, как в порт
Входит белый пароход...
(Л. Жданова. “О пуделе Даки, воображале и задаваке”)
3. Соблюдение авторских ударений. Ритм стихотворения подсказывает читателю, на какой слог каждого слова падает ударение. Иногда авторские ударения не совпадают с орфоэпической нормой, но заменять их на правильные нельзя, так как такие замены разрушат ритм и получится, как говорят дети, “нескладно”. Например, в басне И.А. Крылова “Мартышка и Очки” читаем:
Мартышка к старости слаба глазами стала;
|
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет;
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
Определим ритм стихотворения. Это вольный ямб (количество стоп в каждой строке колеблется от четырех до шести), ударный слог чередуется с безударным, причем в стопе ударный стоит за безударным. Пиррихии – пропуски ударения на сильном месте – придают стиху разговорное звучание. Закон ритма подсказывает нам, что в пятой строке слово вертит нужно произнести с ударением не на первом, а на втором слоге – вертИт. Кстати, таким образом мы не исказим и старинное звучание слова: во многих подобных глаголах примерно до середины XIX века ударение падало именно на окончание (дружИт, грузИт и др.).
Задание. Прочитайте строфы, соблюдая необходимые паузы и авторские ударения.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
(И.А. Крылов. “Ворона и Лисица”)
Прекрасно озеро Чудское,
Когда блистательным столбом
Светило искрится ночное
В его кристалле голубом...
(Н.М. Языков. “Две картины”)
Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком
Задернув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
(В.А. Жуковский. “Летний вечер”)
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид! Огромный рост!
(В.А. Жуковский. “Загадка”)
4. Соблюдение количества слогов в строке. В каждой строке стихотворения определенное количество стоп с определенным чередованием ударных и безударных слогов. Это, в свою очередь, влияет на количество слогов в каждом слове: автор, пользуясь полногласными и неполногласными вариантами, может несколько варьировать форму слова, то сокращая, то удлиняя ее. Например: золото – злато (Там царь Кощей над златом чахнет), серебрит – сребрит (Сребрит мороз увянувшее поле), берег – брег (На брег песчаный и пустой).
|
Этот закон требует и четкой артикуляции: нельзя проглотить или прибавить слог, нечетко произнести конец слова – все это приближает стихотворную речь к прозаической.
Задание. Правильно прочитайте стихотворные строки, строго соблюдая слоговые и фразовые ударения, необходимые паузы, количество слогов в каждой строке.
“Ты видел ли замок на бреге морском?
Играют, сияют над ним облака;
Лазурное море прекрасно кругом”.
(В.А. Жуковский. “Замок на берегу моря”)
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первые уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
(В.А. Жуковский. “Певец во стане русских воинов”)
Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!
(Н.М. Языков. “Пловец”)
Море блеска, гул, удары,
И земля потрясена;
То стеклянная стена
О скалы раздроблена,
То бегут чрез крутояры
Многоводной Ниагары
Ширина и глубина!
Вот пловец! Его от брега
Быстриною унесло;
В синий сумрак водобега
Упирает он весло...
Тщетно! Бурную стремнину
Он не силен оттолкнуть;
Далеко его в пучину
Бросит каменная круть!
Мирно гибели послушный,
Убрал он свое весло,
Он потупил равнодушно
Безнадежное чело;
Он глядит спокойным оком...
И к пучине волн и скал
Роковым своим потоком
Водопад его помчал.
Море блеска, гул, удары,
И земля потрясена;
То стеклянная стена
О скалы раздроблена,
То бегут чрез крутояры
Многоводной Ниагары
Ширина и глубина!
(Н.М. Языков. “Водопад”)
Искусство чтеца поэтических произведений состоит в том, чтобы соединить в чтении слово, чувство, мысль автора и мелодику стиха.
Очевидно, что прежде чем браться за подготовку к чтению поэтического произведения, следует определить его родовую и жанровую природу: точка зрения автора и его намерения находятся в зависимости от жанра.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!