Лихачев В. А. Факторы воздействия и некоторые подходы к сохранению петроглифов Канозера — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лихачев В. А. Факторы воздействия и некоторые подходы к сохранению петроглифов Канозера

2018-01-05 372
Лихачев В. А. Факторы воздействия и некоторые подходы к сохранению петроглифов Канозера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лихачев В. А. Факторы воздействия и некоторые подходы к сохранению петроглифов Канозера

25.09.2009

 

 

 

Открытие петроглифов на Канозере дает не только интересную возможность заглянуть в прошлое. Мы так же должны задуматься о том, как сохранить этот памятник для будущего. Проблемы с охраной петроглифов в силу специфики памятника под открытым небом существуют повсеместно. Задачи по обеспечению сохранности памятника можно разделить на два основных блока: 1. Принятие мер по сохранению памятника: меры по предотвращению воздействий антропогенных и естественных факторов, документация, консервация и реставрация. 2. Организация доступа к памятнику и популяризация его сохранения.

Прежде всего, рассмотрим факторы, влияющие на состояние памятника.

Используя классификацию, принятую в природопользовании[1] факторы, воздействующие на состояние памятника наскального искусства можно подразделить следующим образом:

- по происхождению – на антропогенные и природные

- по природе возникновении – климатические, гидрологические, биологические, эоловые (воздействие ветра) и др.

- по времени возникновения – исторические (завершенные) и актуальные (действующие).

- по продолжительности – на периодические и постоянные,

- по способу воздействия – на прямые и опосредованные,

- по спектру воздействия – на избирательные и общего действия,

- по интенсивности воздействия – на экстремальные и умеренные.

На основании этой классификации можно составить паспорт состояния сохранности местонахождения наскального искусства, группы рисунков, а в специфических случаях и на отдельные изображения[2].

О горной породе

Изучение состава скальной породы и образующейся на ней в разных условиях корочек, позволяет понять скорость и глубину механических и химических повреждений камня различными процессами выветривания провоцируемого следующими причинами: осадки, прибойная волна, почвенный покров, лишайники, изменение температурного режима.

Основными породами слагающими скалы островов Канозера являются метаперидотиты и метапироксениты - метарморфизированные горные породы ультраосновного состава. Присутствие в них такого минерала, как серпентинит придает им слегка зеленоватый оттенок на изломе[10]. Кора выветривания этих пород придает скалам серый оттенок. В отличие от красных гранитов Онежского озера и кристаллических сланцев Беломорья, это менее твердые горные породы. По нашим наблюдениям на скалах заполированных прибойной волной образуется плотная кора выветривания (патина), которая укрепляет поверхность скалы. С другой стороны корочка, находящаяся под слоем почвы настолько размягчена влагой накапливаемой там, что в момент удаления почвы со скалы, ее можно поцарапать даже ногтем.

При разработки мер по консервации скал с рисунками необходимо провести исследование слагающих их горных пород (уточнить петрографический состав пород и их корочек выветривания на различных участках скал с петроглифами, определить физические характеристики пород и воздействие на них окружающей среды).

Антропогенные факторы воздействия и меры по предотвращению их негативных последствий.

Несмотря на свою кажущуюся труднодоступность, новое скопление наскальных рисунков оказалось весьма уязвимым. Основными прямыми антропогенными воздействиями на памятник на данный момент являются: посещение его туристами и исследование.

Туристическое воздействие

Антропогенная нагрузка на памятник возросла с конца 70-х годов когда, по-видимому, начала расти популярность водного туристского маршрута по реке Умба. Но открытие наскальных рисунков Канозера привело к резкому росту ухудшения их состояния. Почему? Да, конечно, в последнее время удалось свести к минимуму практику выбивания посетительских надписей. Но, ведь многие из последних надписей были уже сознательно сделаны по рисункам. Всплеск интереса к реке Умба в конце 90-х в начале 2000-х, возник в связи с общим ростом интереса к экстремальному и водному туризму, и существование петроглифов лишь подхлестнуло интерес к данному маршруту. Популяризаторов этого открытия, в том числе и меня, могут обвинить – не нужно было давать информацию в газеты и на телевидение. Но здесь мы сталкиваемся с неразрешимой дилеммой - информация, привлекающая тех кто мог нанести урон памятнику, была необходима для того чтобы прекратить традицию выбивания посетительских надписей, возникшую еще до открытия рисунков. Публикации и фильмы способствовали росту внимания властей и общества к данному памятнику, подчеркивали его статус, необходимость финансирования исследований и принятия срочных мер по охране рисунков.

Наилучшим способом сохранения петроглифов на период их изучения, консервации и подготовки к демонстрации было бы полное ограничение доступа посетителей на данный памятник.

Но, к сожалению, петроглифы оказались на популярном водном пути и места их скоплений долгое время были единственным удобным местом на маршруте. К моменту открытия скалы с петроглифами уже сильно пострадали от посетительских надписей.

Основные разрушающие антропогенные факторы это посетительские надписи, вандализм и физическое воздействие на памятник и его окружающую среду.

 

Вандализм и посетительские надписи

Посетительские надписи – являются прямым экстремальным воздействием избирательного характера. Подобные надписи выявлены во всех местонахождениях петроглифов. Наибольшее их количество на острове Каменный.

Собственно вандализм появился с открытием петроглифов – выбивание надписей на рисунках или рядом с ними с целью увековечивания таким образом своего имени, несмотря на размещенные рядом предупреждающие таблички.

Не меньший вред наносится «черными археологами» и другими любопытными изыскателями[11]. В результате их поисков неоднократно нарушался естественный почвенный покров скал и те самым естественная консервация рисунков.

По ряду наших наблюдений надписи, как правило, выбивались юными участниками туристических групп во время долгого вынужденного пребывания на островах в ожидании попутного ветра. Эти действия провоцировались, как наличием других надписей, так и отсутствием персонала, который бы указал на действительное наличие петроглифов. Первые таблички сделанные нами из подручного материала воспринимались туристами как шутка.

Соответственно меры по предотвращению выбивания надписей можно сформулировать следующим образом: 1)Наличие персонала на островах, который может донести информацию о петроглифах, 2) Ограничение пребывания на островах (только экскурсии, никаких стоянок), 3) Заделывание имеющихся надписей, чтобы не провоцировать «стадный инстинкт» выбивания. Подобная работа должна проводится лишь опытными реставраторами.

При маскировке посетительские надписи сбиваются и сглаживаются, заполняются доделочной массой и кремний органическим связующим, сделанные краской выводятся специальными растворами. Применятся так же метод ускоренной искусственной патинизации поврежденных участков, например, обработка солями железа и марганца[12].

Памятуя о том, что некоторые туристы традиционно хотят оставить знак своего пребывания в виде надписи с названием родного города, можно выделить возле оборудованной для туристов стоянки столб на который будут размещать подобные таблички. Такие столбы, например, есть в Хибинах возле базы спасателей Куэльпорр и возле тони Тетрина на Терском берегу и являются достопримечательностями данных мест.

 

Физическое воздействие на памятник и окружающую среду:

Прямое экстремальное воздействие на памятник оказывают разведение костров на скалах; истирание поверхности скал как следствие хождения по скалам и вытаскивания на них плавательных средств (байдарок, катамаранов). Косвенное разрушительное воздействие на состояние скал с петроглифами оказывают нарушение сохранности ландшафта (вырубание деревьев, пожары); усиление запыленности; нарушение стабильности скальных массивов, их участков и склонов; вытаптывание растительности и нарушение растительного покрова, замусоривание территории.

Литература

Дэвлет Е. Г., 2002. Памятники наскального искусства. Изучение, сохранение, использование. Москва.

Кошечкин Б. 1981. Имена на скале. Л., Гидрометеоиздат.

Лихачев В.А., 2001. Петроглифы Канозера//Великая каменная летопись (новая находка наскальных изображений на Кольском полуострове). Наука и бизнес на Мурмане. Мурманск. Вып. 4. С.5-20.

Реймерс Н.Ф., 1990. Природопользование. М.

Савватеев Ю.А., 1999. ВЕЧНЫЕ ПИСЬМЕНА(К 150-летию открытия наскальных изображений Карелии)// Журнал «Север». N 2,.http://culture.karelia.ru/file/32/Савватеев_Север.doc

Шумкин В.Я., 2002. Наскальное творчество Лапландии. Каменная летопись тысячелетия//Коренные народы севера. Археологические и этнографические исследования. Сборник докладов ХХVIII областной (III международной) краеведческой научно-практической конференции. Мурманск. 2002. С. 3-11.

 

Helskog K., 1988. Helleristningene I Alta. Spor etter ritualer og dagligliv i Finnmarks forhistorie. Alta.

Rosenfeld А, 1988. Rock art conservation in Australia. Australian Heritage Commission Special Publication. №2. Canberra

Jacobs J.M., Gale F., 1994. Tourism and the Protection of Aborigional Cultural Sites. Special Australian Heritage Publication Series. №2. Canberra

 


Приложение

Памятка для посетителей (проект)

 

· Пожалуйста, не выбивайте ничего на скалах.

· Не процарапывайте и не прорисовывайте древние выбивки. Любая прорисовка даже смывающимися красками и древесным углем оказывает воздействие на поверхность камня, что впоследствии может осложнить исследование памятника (например его датирование).

· Не ходите по скалам особенно по их открытым участкам. На них могут быть рисунки не видимые при обычном освещении. Скалы с выбивками достаточно мягкие, особенно которые были обнажены относительно недавно. Жесткая подошва ботинок и мелкие камешки, застрявшие в протекторе, повреждают скалу и петроглифы.

· Не разбивайте стоянки на островах.

· Не разводите костры на скалах и в неположенных местах.

· Убедительная просьба к взрослым следить за детьми и подростками пребывая на островах!!!

· О любых актах вандализма немедленно сообщайте сотрудникам охраны памятника.

Вадим Лихачев, координатор программы по природно-культурному наследию и традиционном природопользованию Кольского центра охраны дикой природы. kola-nature.org


[1] Реймерс, 1990: 546-547; Дэвлет, 2002: 104

[2] Пример таблицы, которая может лечь в основу паспорта состояния сохранности памятника смотрите в Приложении 1.

[3] Дэвлет, 2002: 99

[4] Helskog, 1988

[5] Саватеев, 1999

[6] Дэвлет, 2002:129

[7] Дэвлет, 2002:129

[8] Дэвлет Е. 2002: 117-119

 

[9] Дэвлет Е. 2002: 109

[10] По сообщению И.Д.Батиевой, геолога работавшей на Канозере с начала 50-х годов (Лихачев В.А., 2001).

[11] Часто это «гиперборействующие», «шаманствующие», неаккуратные искатели «тайного знания», «руин мировых пра-цивилизаций» и пр.

[12] Дэвлет Е. 2002: 111, 122

[13] Но мы прекрасно понимаем, что исследования ставят своей целью сохранение памятника на бумаге или в электронном виде. Такая детально собранная информации сохранится для человечества уже на века, в отличии от оригинала (скалы с петроглифом) которому рано или поздно суждено исчезнуть.

 

[14] Jacobs, Gale, 1994; Дэвлет Е., 2002:120

 

Лихачев В. А. Факторы воздействия и некоторые подходы к сохранению петроглифов Канозера

25.09.2009

 

 

 

Открытие петроглифов на Канозере дает не только интересную возможность заглянуть в прошлое. Мы так же должны задуматься о том, как сохранить этот памятник для будущего. Проблемы с охраной петроглифов в силу специфики памятника под открытым небом существуют повсеместно. Задачи по обеспечению сохранности памятника можно разделить на два основных блока: 1. Принятие мер по сохранению памятника: меры по предотвращению воздействий антропогенных и естественных факторов, документация, консервация и реставрация. 2. Организация доступа к памятнику и популяризация его сохранения.

Прежде всего, рассмотрим факторы, влияющие на состояние памятника.

Используя классификацию, принятую в природопользовании[1] факторы, воздействующие на состояние памятника наскального искусства можно подразделить следующим образом:

- по происхождению – на антропогенные и природные

- по природе возникновении – климатические, гидрологические, биологические, эоловые (воздействие ветра) и др.

- по времени возникновения – исторические (завершенные) и актуальные (действующие).

- по продолжительности – на периодические и постоянные,

- по способу воздействия – на прямые и опосредованные,

- по спектру воздействия – на избирательные и общего действия,

- по интенсивности воздействия – на экстремальные и умеренные.

На основании этой классификации можно составить паспорт состояния сохранности местонахождения наскального искусства, группы рисунков, а в специфических случаях и на отдельные изображения[2].


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.