Определение психологии как науки — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Определение психологии как науки

2018-01-05 172
Определение психологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение психологии как науки

Слово "психология" в переводе с древнегреческого буквально означает "наука о душе" (psyche "душа", logos "понятие", "учение"). В научном употреблении термин "психология" появился впервые в XVI в.

Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.Область знаний о внутреннем психическом мире человека.

Любая самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. В качестве предмета в психологии выступает психика человека.

 


Психика - объект:

1. познавательный процесс

 

-ощущение

-восприятие

-память

-мышление

-воображение

 

2. общение

 

3. деятельность

-теоретическая

-практическая

-творческая

-перцептивная

 

4. психические состояния и свойства личности

 

-по потребности

-мотивы

-цели

-интересы

-воля

-чувства

-эмоции

-склонности

-знания


 

Основные этапы исторического развития психологической науки

Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. В целом и общем наука психология по развитию как науки можно разделить на 4 этапа:

 

1) психология как наука о душе (более 2 тыс. лет назад)

 

Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человека, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.

2) психология как наука о сознании (17 век)

Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.

3) психология как наука о поведении (20 век)

4) психология - современный этап

Предмет психологии - психика, психические явления (2 половина 20 века)

 

Направления в психологии

Психоанализ психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный.

Генетическая психология (от греч. Происхождение) отрасль психологии изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменения различных психических процессов в антогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных; развитие психики ребёнка, условия возникновения сознания человека.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Когнетивная психология - направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Гештальт выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Индивидуальная психология - направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского |individuum", что означает неделимый, выражается его кредо исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.

 

4.Междисциплинарные связи психологии

Технические науки предоставляют различные аппаратные средства для изучения психических явлений и их закономерностей по средствам фиксации различных физиологических показателей. Медицина представляет богатый клинический материал для изучения патологического функционирования познавательного процесса, как изменяется личность человека при различного типа заболеваний. Психология помогает медицине в раскрытии внутреннего строения болезни, предоставляет техники, методики работы с пациентами в рамках терапевтического исследования. Решающее значение для психологии имеет её связь с общественными науками. К общественным наукам относятся: история - помогает раскрыть особенности становления исторических знаний; социология (первоначально) разрабатывается на теоретическом уровне, ряд проблем которые применительно к конкретному человеку могут быть исследованы только в рамках социальной психологии.. Именно для доказательств новых понятий и категорий в психологии используются достижения в философии. Педагогика представляет практические данные об особенностях развития обучения и воспитании современных детей. И психология и логика изучают мышление, логика изучает результативную сторону общения, а психология процессуальную и структурную. Математика оперирует числовыми отношениями, таким образом, возникает у человека понятие числа и пространства, сенсорные эталоны. Математика обеспечивает психологию методами и средствами для доказанности истинности/ложности гипотез.С естествознанием - углубляет представление о психике как о результате и факторе эволюции. Обеспечивает изучения её механизмов на физиологическом, нейрофизиологическом и биофизическом уровне.

 

Психика и отражение

Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Психические процессы существуют лишь постольку, поскольку в них отражается внешний мир; первично и независимо от сознания существует объективный мир и лишь вторично, производно от него, субъективные психические процессы как отражение этого мира.

Психика является не простым, а сложным и многообразным субъективным отражением объективного мира. Различают психические процессы, связанные с познавательной деятельностью, чувства, в которых выражается отношение человека к окружающим явлениям, и процессы, связанные с волевыми действиями, которые он совершает.Человек ощущает зеленый цвет листьев дерева, отражая в этом ощущении присущее листьям качество цвета. Сами листья, ствол, дерево в целом он воспринимает, отражая их в своем сознании в виде конкретного образа данного дерева, например березы, которую он видит. В своей памяти он может воспроизвести полученные в прежних восприятиях образы деревьев, в том числе и в виде общих представлений, являющихся отражением не какого-либо определенного когда-то им виденного единичного предмета, а совокупности черт и особенностей, общих всем сходным деревьям данного вида. В своем воображении, пользуясь сохранившимися в памяти представлениями и творчески преобразуя их, он может построить образ нового, не виденного им раньше дерева. В своих взаимосвязях с окружающей средой человек не только воспринимает, мыслит и чувствует. Он вносит определенные изменения в окружающий мир, совершая различные действия для удовлетворения своих многообразных потребностей действительности.

Сознание как образ

Всё что человек осознаёт и совершает в процессе своей жизнедеятельности, воспринимается, позиционируется им как образ сознания. Образы сознания подразделяются на внутренние (о себе) - непосредственные, и внешние (об окружающем мире) - опосредованные, но всякий образ сознания проходит (или проходил ранее) через непосредственную обработку органами чувств, прежде чем закрепиться в сознании как образ.

Формирование образов сознания проходит в несколько этапов:

1. Ощущения - восприятия органов чувств.

2. Отражение внешнего мира - первичной работой сознания, (так называемая работа ума), сопоставление образов.

3. Чувственное познание и абстрактное мышление - это выработка нервной системой эмоций второго порядка - так называемых сентенций.

4. Формирование обобщенного и опосредованного восприятия, выработка результирующей эмоции с привлечением генетических эмоций первого порядка - так называемой интенции.

5. Отражение взаимодействия внутреннего и внешнего мира мышлением, поступательная и реверсивная циклическая работа аппарата мышления, вторичная генерация сентенций и интенций, принятие решений, формирование образов сознания.

6. Непосредственное и опосредованное отражение действительности, реализация принятых решений, действия в материальном мире, работа исполнительных систем организма.

 

Структура сознания-образа

Значение. В психологической традиции этот термин в од них случаях употребляется как значение слова, в других как значения, как содержания общественного сознания, усваиваемые индивидом. Значение рас сматривается как форма сознания, т. е. осознания человеком своего человеческого бытия. Оно же рассматривалось и как реальная психологическая "единица сознания", и как факт индивидуального сознания.

Имеются различные классификации видов значения. Одна из них особенно важна: операциональные, предметные, вер бальные.Операциональныесвязывают значение с биодинамической тканью, предметные с чувственной, вербальные преимущественно со смыслом.

Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное, что сознание есть не только знание, но и отношение.

Исследователи, предлагающие различные варианты функциональных моделей восприятия, действия, кратковременной памяти и т. п., испытывают большие трудности в локализации блоков смысловой обработки информации, так как они постоянно сталкиваются со случаями, когда смысл извлекается из ситуации не только до кропотливого анализа значений, но даже и до сколько-нибудь отчетливого ее восприятия.

Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношени111я между значениями и смыслами, существующие в рефлексивней слое сознания. Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации значений и смыслов. Это процессы означения смыслов и осмысления значений. Они замечательны тем, что составляют самое существо диалога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание.

Определение психологии как науки

Слово "психология" в переводе с древнегреческого буквально означает "наука о душе" (psyche "душа", logos "понятие", "учение"). В научном употреблении термин "психология" появился впервые в XVI в.

Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.Область знаний о внутреннем психическом мире человека.

Любая самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. В качестве предмета в психологии выступает психика человека.

 


Психика - объект:

1. познавательный процесс

 

-ощущение

-восприятие

-память

-мышление

-воображение

 

2. общение

 

3. деятельность

-теоретическая

-практическая

-творческая

-перцептивная

 

4. психические состояния и свойства личности

 

-по потребности

-мотивы

-цели

-интересы

-воля

-чувства

-эмоции

-склонности

-знания


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.