Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-05 | 305 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задача. К внутренним стенкам сделанной из диэлектрика трубки попарно подведены контакты. Для замыкания контактов используют свободное падение металлического груза (внутри трубки вакуум, а пары контактов расположены на определенном расстоянии друг от друга). Здесь, однако, возникает трудность: чтобы груз свободно падал, он не должен соприкасаться с контактами и стенками трубки, а чтобы замкнуть контакты, груз должен с ними соприкасаться. Как быть?
Менять общую схему устройства (вакуумная трубка и свободно падающий груз, замыкающий контакты) и предлагать другие способы замыкания, например, <~ помощью фотоэлементов, нельзя.
—Ну, хорошо, а если сделать груз жидким? —
сказал один из слушателей, инженер-конструктор.
—Ничего не получится, — ответил я. — Жид
кость начнет испаряться, исчезнет вакуум, не будет
свободного падения.
С задачей возились уже два часа, первоначальный энтузиазм давно исчез. Вот-вот должно было возникнуть недовольство.
Рис 1. |
" Альтшуллвр Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. Петрозаводск: Карелия, 1991. С.282—295. |
—Можно сделать груз магнитным, а контакты
выполнить в виде витков проволоки, — предложил
другой слушатель, физик. — Правда, абсолютно сво
бодного падения не будет, часть механической энер
гии превратится в ток... Вы хотите, чтобы груз обя
зательно соприкасался с контактами?
—Хочу, — подтвердил я.
—И одновременно требуете, чтобы при этом
соприкосновения не было?
-Да.
— Но это несовместимые требования. Вы дали
нам задачу, которая в принципе неразрешима! Мы
напрасно тратим время.
Ну вот, на борту назревает бунт. Остается слегка подогреть страсти.
|
— Почему? — невинно осведомился я.
— Нужно, чтобы груз основательно, со скреже
том, терся о контакты. Но чтобы при этом сохраня
лось свободное падение. Разве это противоречит за
конам природы?
— Еше как! Если есть трение, не может быть сво
бодного падения. "Со скрежетом"... — возмущенно
повторил физик. - Твердое тело со скрежетом трет
ся о другое твердое тело, и при этом не происходит
потерь энергии... А откуда берется скрежет?!
— Откуда? Давайте посмотрим. Вот металличес
кий груз. Кусок металла. Из чего он состоит? Что мы
увидим, если наше зрение станет в тысячи, в десят
ки и сотни тысяч раз острее?
— Кристаллическую решетку увидим, — сказал
физик.
— А если еще увеличим остроту зрения?
— Ну, увидим атомы.
— Нет, ничего подобного мы не увидим: ни кри
сталлической решетки, ни атомов. Между нами го
воря, их не существует.
— Совсем не существует?
— Ага, совсем. Если хорошенько присмотреться,
мы увидим, что груз состоит из толпы маленьких-
маленьких человечков.
Теперь физик (да и другие слушатели) смотрел на меня с величайшим вниманием. Не каждый день приходится видеть, как преподаватель сходит с ума.
— А что они делают, эти... человечки? — осто
рожно спросил кто-то.
— Ничего. Они ждут нашего приказа. Вот тогда
они будут что-то делать. Давайте все смоделируем.
Пятеро слушателей возьмутся за руки и станут там,
у стенки. Это будут человечки груза: АI, А2, A3, А4 и А5.
Ну, пожалуйста...
С сумасшедшим не спорят. Пятеро слушателей, смущенно улыбаясь, встали у стены и взялись за руки.
— Прекрасно. Но контакты тоже состоят из че
ловечков. Кому-то придется сыграть их роль.
Через две минуты у нас была прекрасная модель (рис. 2, I). Физика я поставил на место Б1. Пока я расставлял других слушателей, Б1 о чем-то шептался с БЗ...
— Внимание, — сказал я, — груз начал падать.
Шеренга А двинулась вперед, и, когда она поравнялась с первой парой контактов. Б] и БЗ вцепились в руки А1 и А5 (рис. 2, II).
|
— Мы моделируем трение, — охотно объяснил
физик. — Вы же хотели, чтобы трение было основа
тельное, со скрежетом... Пожалуйста, трение со скре
жетом остановило груз.
— Хорошо, попробуем еще раз.
Шеренга А вернулась в исходное положение. Я тихо сказал пятерке: "Двигайтесь так же, но не держите друг друга за руки" (рис. 2, III).
Б1 и БЗ были, разумеется, начеку и снова схватили AJ и А5. Но на этот раз А2, A3 и А4 спокойно продолжали движение (рис. 2, IV).
n
и
'
M m
ливо лезущим в глаза (в нашем примере — трение груза о контакты) он всегда поможет увидеть внутреннее, незаметное (сцепление между частями груза) — то, что нужно и можно изменить, чтобы решить задачу.
- А почему именно человеч
ки? — спросил физик. — Почему
не атомы? Или какие-нибудь ша
рики?
Черт его знает, почему, подумал я. Наверное, атомы слишком конкретны, они будут действовать по своим реальным законам и не позволят мне фантазировать. Человечкам я могу сказать: "Отпустите руки!" — и они отпустят. А как я скажу атомам: "Не взаимодействуйте друг с другом..."? Шарики тоже не годятся, из них трудно построить исходную модель.
— Между нами говоря, — от
ветил я, — они на самом деле су
ществуют, эти маленькие-малень
кие человечки. Скоро вам будет
казаться странным, что вы их
раньше не замечали...
Эпизод второй
На пыльных
Тропинках далеких
планет
Упражнение. Космический корабль приблизился к неизвестной планете. Планета закрыта тонким слоем условных облаков: сквозь них могут пройти спускаемые с корабля автоматические станции, ио не проходят никакие излучения. Проводная связь тоже невозможна.
Рас. 2
ВI и ВЗ схватили за руки А2 и А4 (рис. 2, V), но A3 продолжал идти вперед, пока не был остановлен третьим контактом (рис. 2, VI).
— Гениально, — сказал физик, и все рассмеялись. — Разрезаем груз на пластинки, они падают в вакууме как одно целое, но каждая пара контактов задерживает только свою пластинку. Проще простого.
Да, теперь это казалось проще простого. Потребовалось немножко фантазии, только и всего. Представили груз в виде шеренги человечков; увидели, что движению человечков мешает не только трение, но и внутренние связи в шеренге; дали команду человечкам не держать друг друга за руки...
|
Потом встретятся задачи посложнее. Но прием будет срабатывать всегда. Он всегда поможет заменить невыгодный зрительный образ (жесткий, сопротивляющийся изменениям) выгодным (гибким, готовым к любым изменениям). За внешним, назой-
Аю. 3
На планете действуют те же физические законы, те же геологические, климатические и т. п. факторы, что и на Земле, на Луне или на Марсе. И только один фактор изменен.
Задавая автоматическим станциям определенные программы исследований, надо с наименьшего числа попыток найти этот икс-фактор.
Преподаватель играет за планету, слушатели -за экипаж корабля.
—Непонятно... Что это за облака?
—Условные облака... Они нужны, чтобы создать
ситуацию "черного ящика".
—Значит, разогнать облака нельзя?
—Ни в коем случае. В вашем распоряжении толь
ко один способ: запуск автоматических станций. При
этом нельзя поддерживать связь со станцией сквозь
облака. Программа должна быть задана заранее.
—Непонятно... Запустим станцию, она там все
выяснит, вернется, сообщит... В чем же смысл уп
ражнения?
—А вы попробуйте.
—Хорошо. Станция может выполнить любую
программу?
-Да.
— Тогда посылаем станцию с таким заданием:
опуститься на поверхность, взять пробы грунта, воз
духа...
Программу коллективно дополняют: измерить радиацию, сделать снимки и т. д. Я пока проверяю магнитофон. Запись будет идти весь урок.
—Программа готова. Запускаем станцию.
—Прекрасно. Запустили. Но она не вернулась.
—Как это — не вернулась? Почему?
—Это ваше дело — узнать почему. Там ведь может
быть все, что угодно. Вулканы. Или в миллионы раз
бульшая сила тяжести. Или какие-нибудь чудовища,
которые слопают вашу станцию.
—Хорошо. Отправим еще три станции. В разные
места.
—Станции не вернулись.
Через пару месяцев я им прокручу эту пленку. Подумать только, какая психологическая инерция: одна станция не вернулась, давай пошлем еще три... — Количеством станций мы не ограничены?
—Нет.
—Тогда посылаем еше десять станций.
— Станции не вернулись.
Смех.
— Ни одна? Учтите, наши станции имеют авто
маты, выводящие их на посадку только в безопас
ном месте.
— А как они узнают, что место безопасно?
|
— По рельефу. Если внизу ровный грунт, значит,
безопасно.
— Прекрасно. И все-таки станции, снабженные
системами выбора места посадки, не вернулись... Что
вы будете делать дальше?
— Наверное, опасно садиться на поверхность...
Пошлем еще одну станцию, но с другой програм
мой. Пусть станция опустится под эти облака, сдела
ет снимки и сразу вернется. Спуститься она должна
совсем немного — на метр, не больше.
— Станция вернулась.
— Наконец-то! А снимки получились?
-Да.
—И что на них?
—Степь, река, холмы, лес... Все как на Земле.
Снято с высоты в десять километров. Взяты пробы
атмосферы — воздух тоже как на Земле. Опасной ра
диации нет.
—А почему посланные в этот район станции не
вернулись?
—Это уж ваше дело - узнать почему.
—На снимках видны станции? Или хотя бы их
обломки?
—Нет.
—Непонятно... А если следующая станция, оста
ваясь на высоте в десять километров, сбросит вниз
зонд с радиопередатчиком?
—Можно.
—Хорошо! Посылаем станцию. Она остается на
верху, под облаками. И сбрасывает зонд на какое-
нибудь ровное место. Например, на холм. Зонд дол
жен подавать сигналы с поверхности. Станция их за
пишет и вернется на корабль.
—Станция вернулась, но никаких сигналов зон
да не записала.
—Почему?
—Это ваше дело — узнать почему...
Упражнение продолжается, и еще не скоро удастся обнаружить, что икс-фактор на этой планете -замедленная скорость света и других электромагнитных колебаний: один сантиметр в секунду. До станции, находящейся на десятикилометровой высоте, свет доходит на двенадцатый день. Станция видит степь, реку, холмы, а внизу — болото или горные вершины...
На следующем занятии такое же упражнение мы разыграем иначе. Я отберу "экипаж". Два человека в "экипаже" будут только выдвигать предложения — что делать дальше. Третий тоже будет занят одним делом: проверкой поступивших предложений на психологическую инерцию. Пройдут только те предложения, в которых не окажется психологической инерции. Полученная информация ("станция не вернулась...") поступит к четвертому члену "экипажа", который будет специально заниматься выявлением странностей, то есть признаков проявления икс-фактора. Пятый и шестой члены "экипажа" займутся поиском возможных объяснений этих странностей, выдвигая гипотезы. А двое первых используют эти гипотезы для корректировки плана исследования.
Слушатели, следящие за действиями "экипажа", будут заранее знать "секрет" планеты. Пусть смотрят со стороны и анализируют ход поиска: перед ними наглядная модель творческого процесса.
Все это — в дальнейшем. Сегодня слушатели, загубив множество автоматических станций, с трудом раскрывают икс-фактор первой планеты.
|
— А можно мы теперь планета, а вы — экипаж?
Бурный восторг.
— Можно, — покорно соглашаюсь я. Каждая груп
па рано или поздно приходит к этой светлой идее.
Шепчутся, сговариваясь. Ладно, первую станцию я вам отдам.
— Программа первой станции: поднырнуть под
облака, метров на десять, не больше. Снимки, про
бы... Вернуться через пять минут.
— Станция не вернулась!
— Печально, — говорю я, — ах, как печально,
такая была хорошая станция, совсем еще новая...
Это прекрасно, что станция не вернулась. Она погибла, но я получил необходимую информацию. Теперь я знаю, что икс-фактор действует под самыми облаками, он не связан с поверхностью планеты. Какое-то изменение законов природы. Пожалуй, я догадываюсь — какое именно. Мои слушатели еще не умеют бороться с психологической инерцией: я им дал планету с измененной скоростью света и они тоже изменили какую-то скорость.
— Вторая станция. Не нужно снимков, не нужно
проб. Пусть станция опустится под облака и через
секунду вернется.
Мои оппоненты в явном замешательстве.
— Ну, вернулась станция?
— Вернулась. Через семнадцать минут. Какова
программа третьей станции?
Это они наталкивают меня на неверную тактику. Нет уж...
— Не будет третьей станции. Я подожду, пока
вернется первая станция. Ведь она вернется, не так
ли? На вашей планете время идет в тысячу раз мед
леннее, вот и весь секрет.
Эпизод третий
Еще к вопросу о золотой рыбке
Задача. Цех изготавливает металлические изделия, имеющие форму боковой поверхности усеченного полого конуса. Диаметр большого основания от 0,5 до 1 метра. Требуемая точность обработки внутренней поверхности - 0,05 миллиметра. Контроль качества готовой продукции веаут с помощью набора точно изготовленных дисков-шаблонов, поочередно вставляя их внутрь изделия.
Возникает противоречие: чтобы повысить точность контроля, нужно при проверке каждого изделия использовать возможно больше шаблонов, а чтобы упростить и ускорить процедуру проверки, шаблонов должно быть возможно меньше.
Как усовершенствовать контроль?
Рано утром выпал первый в этом году снег. Мы сидим в холодной аудитории (снег всегда выпадает внезапно). С улицы доносятся азартные крики: "Давай, давай!" Окруженный зрителями, троллейбус пытается одолеть заснеженный подъем. Я вожусь с журналом. Фантазия фантазией, а учет посещаемости - святое дело. У нас железный закон: пропустил без уважительной причины два занятия - и прощай. Сегодня нам предстоит рассмотреть метод последовательного перехода от фантазии к реальности. Метод хитроумный и тонкий, а слушатели шепчутся о снеге.
Мысленно они там, на улице: все-таки это романтично — первый снег...
Приходится на ходу менять план замятия.
— Начнем по сезону. С теплого южного моря. Од
нажды случилась такая любопытная история. Некий
рыбак поймал золотую рыбку, а рыбка говорит ему
человеческим голосом: "Отпусти ты, старче, меня в
море..."
Я вполне серьезно пересказываю Пушкина. Все идет нормально, постепенно о снеге забывают.
— Ну, вот. После такой проработки старик снова
идет к морю, зовет рыбку, та появляется и спраши
вает: "Чего тебе надобно, старче?" Как вы думаете,
фантастична ли эта ситуация?
Молчание. Народ приобрел опыт и не спешит к ловушке.
— Ладно. Вот другая ситуация: Аладдин потер ста
рую медную лампу — и появился джинн. Фантастика
это или нет?
Соглашаются: да, фантастика, сказка.
— А если я сейчас, вот здесь, прямо перед вами
осуществлю подобную сказку?
Теперь снег совершенно забыт.
—Сказка будет осуществлена в буквальном смысле?
—В самом буквальном.
—Нет. Невозможно.
—Ошибаетесь. Разве я не могу потереть старую
медную лампу?
—Сколько угодно. Но джинн не появится.
—Тем не менее часть сказочной ситуации (поте
реть старую медную лампу) я все же могу осуще
ствить.
—Ну и что?
—Как что? Ведь отсюда следует, что сказочная,
фантастическая ситуация содержит реальный ком
понент. Запишем это так:
ф = Р, + ф,
Подойти к морю и позвать золотую рыбку я могу. Это />,, реальный компонент. А все прочее — это Ф,, фантастический компонент. Исходную фантастическую ситуацию Ф я свел к более простой фантастической ситуации Фу А ее в свою очередь можно разложить на Р2и Фгк Ф2 можно разложить на Р, и Ф3. И так далее - пока не придем к пренебрежимо малому остатку Ф:
- Если так, пусть появится золотая рыбка. Хотя
бы без Фн, без хвоста.
- А зачем вам золотая рыбка? Пушкин убеди
тельно показал, что из контактов с ней ничего хо
рошего не получится. Давайте лучше используем этот
метод для решения изобретательской задачи.
Три минуты на ознакомление с условиями задачи. Я специально тороплю, чтобы задачу не стали решать другим методом.
— Сначала сформулируем исходную ситуацию Ф.
Как бы вы решили задачу, если бы у вас была золо
тая рыбка? Шум, крики.
Староста говорит:
— Лаано, сформулирую общую мысль. Мы по
требовали бы, чтобы первое контрольное сечение,
назовем его сечением № 1, само доложило, что в
таком-то месте есть такое-то отклонение от задан
ного размера. Потом следующее сечение... Можно еще
проще. Допустим, у меня чертеж изделия, вид сверху. И на нем концентрической окружностью показано сечение N° 1. Так вот, я хочу, чтобы на этом чертеже сама собой возникла окружность, соответствующая фактическим размерам.
— Прекрасно. Это исходная ситуация Ф. Что в
ней соответствует реальному компоненту Р,'!
— У нас есть чертеж. Это реально.
— Вычтем Р: из Ф и получим Ф;: на чертеже нет
линии, соответствующей фантастическим размерам
сечения № 1, а мы хотим, чтобы эта линия там была.
Кто-то ехидно замечает:
Рис. 4 |
— Рыбак есть, нет золотой рыбки...
— Пойдем дальше. Что в ситуации Ф( можно счи
тать Р, и Ф,?
— Сечение № 1 существует в изделии, наверное,
это и есть реальность Рг Сечение вообще существу
ет, но не переходит на чертеж, не фиксируется. Зо
лотая рыбка где-то есть, но она не приплывает на
наш крик.
— Отлично! Значит, Ф3 — переход сечения № 1 с
изделия на контрольный чертеж.
— Нет. Перейти оно может. Поставим сверху зер
кало и в нем отразятся все сечения, вся внутренняя
поверхность изделия. Дело не в переходе. Сечение № 1
не может выделиться, оно не отличается от соседних
сечений.
— Не возражаю. Мы сделали еще один шаг: уста
новили, что операция перехода Ф3 состоит из выде
ления Ф_, и отражения Рр фиксации на чем-то. Вы
ходит, все дело в том, чтобы сечение № 1 как-то
выделилось среди других сечений.
— Покрасить надо.
— Не пойдет, — возражает староста. — Линия не
имеет толщины, нечего красить. Хотя... можно по
красить по одну сторону сечения одним цветом, а
по другую - другим. Как на красно-синем каранда
ше. Но это тупик. Как мы будем красить? Чтобы кра
сить, нужно выделить эту линию, а чтобы выделить,
надо покрасить... Тупик.
— Почему? Это не тупик, а ситуация Ф4: надо,
чтобы изделие вдруг само окрасилось точно по уров
ню сечения № 1. Здесь тоже есть РнФ. Покрасить мы
можем (намажем краской — и все), это реальность
Р5. А точно покрасить мы не можем, это пока фанта
зия Ф,.
— Кажется, есть идея!
Пора бы, подумал я. Ведь золотая рыбка уже появилась...
— Есть такая идея: опустить изделие в ванну с краской. Горизонтальная поверхность краски отметит сечение № 1. Потом опустить глубже, получим сечение Nb 2. И так далее. Остается зафиксировать эти сечения в зеркале или на фотопластинке.
Снова шум, обговаривают конструкцию. Как расположить аппарат, что взять вместо краски, как сравнить полученный снимок с контрольным. Задача решена, ответ совпадает с изобретением по авторскому свидетельству № 180 829. Именно так решили эту задачу изобретатели В.Коротков, А.Никольский и В.Шпаков.
Не знаю, сколько времени они потратили на поиски изобретения, у нас ушло менее получаса. До конца занятия еще шесть минут, и я успеваю подвести итоги и дать домашнее задание.
Мы еще порешаем с десяток таких задач. Отшлифуется умение превращать техническую задачу в фантастическую ситуацию Ф и строить цепь Ф1 — Ф2 — Ф} ~ Ф4 ~ •■• А на сегодня хватит. Сегодня мы хорошо поработали.
Эпизод четвертый
"Начнем с увеличения в миллиард раз..."
Домашнее задание. На строительстве Усть-Илим-ской ГЭС понадобилось соорудить несколько водоводов — железобетонных труб диаметром около!0 и длиною около 40 метров. Вес каждого водовода -4000 тонн. Водоводы должны лежать на откосе в 45 градусов.
Изготовлять водоводы в наклонном положении крайне неудобно. Лучше строить их вертикально, а потом опускать на откос. Однако проектировщики подсчитали, что для этого потребуется очень сложная и дорогая система грузовых стрел, талей, блоков. Пришлось изготавливать водоводы в наклонном положении. А когда работа была сделана, деньги потрачены, два молодых инженера предложили решение, которое (поспей оно вовремя) позволило бы легко опустить готовые водоводы и дало бы огромную экономию.
Найдите это решение, используя оператор РВС.
Третий месяц мы воюем с психологической инерцией. Первая линия обороны нашего противника — технические термины. Инженеры привыкли уважительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, они думают терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее. Термин стремится навязать традиционное, привычное представление об объекте. В безобидной, казалось бы, формулировке: "Как повысить скорость движения ледокола сквозь лед?" - слово "ледокол" сразу навязывает определенный путь. Надо колоть лед, дробить лед, ломать лед...
Мы заменяем термины словом "штуковина", оно играет у нас ту же роль, какую играет в математике "икс". Поначаау инженеры посмеивались, заменяя "штуковиной" привычные термины "вибродатчик", "экстрактор", "опалубка", "коррелометр". Но доволь-
но скоро обнаружилось, что любую задачу можно изложить без терминов.
Психологическая инерция отступает, но не сдается. Уже нет слов, навязывающих старые, привычные представления, но остается старый зрительный образ. Я не произношу слово "ледокол", но все равно у меня перед глазами нечто ледоко-лообразное.
Чтобы преодолеть психологическую инерцию, мы используем оператор РВС. Это шесть мысленных экспериментов, которые последовательно расшатывают привычное зрительное представление. Мысленно увеличиваем размеры (или другой основной параметр) "штуковины" в тысячу, в миллион раз... уменьшаем размеры... увеличиваем продолжительность процесса... уменьшаем... увеличиваем допустимую стоимость... уменьшаем...
Оператор РВС не всегда дает решение задачи. Собственно, он и не предназначен для этого. Его цель - сбить психологическую инерцию перед решением. Но задача о водоводе несложная, и в листках с выполненным домашним заданием я сразу замечаю много правильных ответов.
Что ж, возьмем наугад одну работу (странный феномен: наугад я почему-то всегда вытаскиваю работы, написанные хорошим почерком):
1. Я->°°. Размеры бетонной штуковины увеличи
ваются в сто раз. Громадина наподобие Останкин
ской башни. Никакие краны не годятся, это ясно. Как
уложить махину высотой в четыре километра и диа
метром в километр? Нет, это не башня, у башни
диаметр мал по сравнению с высотой. Это гора. Как
уложить гору? Идеально было бы, если бы гора легла
сама. Но горы никогда не падают. Не знаю. Задача
стала сложнее. Этот шаг ничего не дал.
2. Р-*0. Для начала уменьшим размеры в сто раз.
Высота 40 сантиметров. Все очень просто: уложим
штуковину вручную. Высота 0,4 сантиметра. Снова
вручную. Высота 0,04 миллиметра. Задача опять ус
ложнилась.
3. в-»°°. В условиях задачи не указано, сколько
времени отводится на спуск штуковины. Предполо
жим, месяц. Увеличим этот срок в сто раз. 3 дет. Не
вижу особой разницы. Увеличим этот срок еще в ты
сячу раз. 8000 лет. Осядет грунт, и штуковина опус
тится сама? Во всяком случае, за 8 миллионов лет
могут произойти большие геологические изменения.
4. 5-»0. Штуковина опустилась за одну минуту
или за одну секунду. Это значит, что она упала. Что
бы штуковина упала, ее центр тяжести должен изме
нить свое положение.
Появилась идея, относящаяся к пункту 1. Есть горы, которые сами падают. Это — айсберга. Подтаивает основание, смешается центр тяжести, гора опрокидывается. Пункт 3 тоже наводит на подобную мысль: за миллионы лет могут выветриться, вымыться самые твердые породы. Отсюда идея...
Далее идет описание. Все верно, можно ставить пятерку, решение совпадает с изобретением по авторскому свидетельству N° 194 294, в котором сказано: "Способ монтажа тяжелых конструкций путем опускания их на рабочее место, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса монтажа под конструкцией возводят колонны из природных веществ — льда, соли, которые затем у основания соответственно растапливают и растворяют, обеспечивая тем
самым уменьшение длины колонн с одновременным опусканием конструкции". Другая работа:
1. Р-*~. Начнем с увеличения в миллиард раз. Получается, что длина штуковины 40 миллионов километров. Диаметр Земли — 12 тысяч километров. Положить такую штуковину на Землю нельзя. Можно Землю положить на нее. Новая формулировка задачи: как откос положить на водовод? На откосе должно что-то нарасти. Нужно иметь что-то (например, подушку со сжатым воздухом), способное увеличиваться и уменьшаться. Когда водовод изготовлен, пространство между откосом и водоводом должны заполнить маленькие человечки. Те человечки, которые окажутся около водовода, прочно вцепятся в его поверхность. А толпа человечков начнет редеть (испарение, таяние?). Водовод наклонится (его потянут человечки) и постепенно ляжет на откос.
Решена*: заполнить пространство между откосом и водоводом льдом, приморозить трубу ко льду и постепенно расплавлять лед, чтобы он уходил из этого пространства. Вместо лыю можно взять какое-нибудь химическое вещество и действовать на него реактивом, но лед дешевле.
Придется усложнить задачу, слишком легко с ней справляются. В этом решении есть любопытный нюанс: лед положен не под трубу, а рядом с ней, в пространстве между трубой и откосом. Использована способность льда хорошо сцепляться с бетоном, это остроумно. Следовало бы поставить пятерку. Но отработан только один шаг оператора РВС, в другой раз это может подвести: опасно останавливаться на первой подходящей идее. И потом, меня смущают маленькие человечки: хорошо или плохо, что они применены здесь? Все-таки это упражнение на оператор РВС.
Преодолев психологическую инерцию, я ставлю оценку 5 ± 0,5.
Эпизод пятый
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!