Коммуникативные способности человека — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коммуникативные способности человека

2018-01-05 277
Коммуникативные способности человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. К. с. ч. включают в себя умение


слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаи­моотношения.

КОМПЕНСАТОРНОЕ (ЗАЩИТНОЕ) ФАНТАЗИРОВА­НИЕ погружение в фантазии и мечты, благодаря кото­рым смягчаются переживания, связанные с неудовле­творенностью тех или иных потребностей.

КОМПЕНСАЦИЯ – психологические механизмы, помо­гающие преодолеть неблагоприятные особенности соб­ственной психики. В частности, существуют различные механизмы компенсации повышенной тревожности. Они помогают эффективному принятию решений, не­смотря на те трудности, которые порождает тревож­ность.

КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – ошибочное пред­ставление человека о своих физических или психоло­гических недостатках, их преувеличение, сопровож­дающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями из-за этих недос­татков.

КОМПЛЕКС ВИНЫ – необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он пе­реживает за себя и за других людей без должного на то основания.

КОМПЛЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ – психологическое со­стояние, установка человека, при которой он необосно­ванно считает, что имеет право на враждебное отноше­ние к другим людям.

КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ – психологическая установка, на­строй человека на то, что окружающие люди представ­ляют для него угрозу, враждебно к нему относятся, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их на­падок.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то не-


полноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважи­тельное отношение к себе.

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА – не вполне обоснован­ная уверенность, установка человека на то, что он пре­восходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.

КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, соответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в свой собственный адрес.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА – такой ответ человека на действия или высказывания другого чело­века, который в самом себе содержит полезные пред­ложения о том, как решить проблему, волнующую дру­гого человека.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРО­БЛЕМЫ КЛИЕНТА – стремление психолога - кон­сультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, на­править ее на решение данной проблемы (в конструк­тивное русло).

КОНСУЛЬТАНТ–ПСИХОЛОГ – профессионально подго­товленный практический психолог, занимающийся пси­хологическим консультированием.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ – текущее управление групповой деятельно­стью людей, предполагающее ее периодическое оцени­вание и коррекцию, если в этом будет возникать необ­ходимость.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОН­СУЛЬТИРОВАНИЯ – пятый, завершающий этап пси-


хологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем происходить оценивание ре­зультатов выполнения клиентом практических реко­мендаций по решению его проблемы, полученных во время консультации. Здесь же, если в этом есть необ­ходимость, договариваются о том, где и когда будут проходить их дополнительные встречи друг с другом.

КОНФЛИКТ МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА – внутреннее, пси­хологическое состояние человека, характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуж­дений, стремлений, порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые дей­ствия.

КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – психологиче­ская особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источ­ник межличностных конфликтов. К. ч. практически об­наруживается в том, что там, где он появляется, по его вине часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей на конфлик­ты.

КОНФОРМНОСТЬ – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ – согласование действий людей в какой-либо группе при выполнении совместной, коллективной деятельности.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА (КОРРЕКЦИЯ, ПСИХО­КОРРЕКЦИЯ) – профессиональная деятельность пси­холога, рассчитанная на практическое решение психо­логических проблем, с которыми в своей жизни столк­нулся клиент.

КОРРЕКЦИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ – исправление, изменение какого-либо, уже принятого решения или


процедуры его выполнения после того, как решение принято.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – основания, показатели, по которым можно судить об успешности проведения психологического консультирования и ре­шения психологических проблем клиента.

ЛАБОРАНТ – ПОМОЩНИК ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬ­ТАНТА – работник из состава вспомогательного пер­сонала психологической консультации, в чьи обязанно­сти входит оказание практической помощи психологу-консультанту во время проведения психологической консультации.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬ­ТАНТА – совокупность общих и специальных качеств личности, которыми обладает или должен обладать как профессионал психолог-консультант для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности – для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.

МАКСИМАЛИЗМ КЛИЕНТА – желание, стремление кли­ента добиться наиболее благоприятных для себя ре­зультатов психологического консультирования, сделать себя почти идеальным человеком, избавиться почти от всех имеющихся недостатков, при минимальных затра­тах усилий и времени.

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – возникает при недос­таточной привязанности матери к ребенку, при дли­тельной разлуке, при отсутствии материнского воспи­тания с младенчества или утрате матери в более позд­нем возрасте у социальных сирот.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА – ква­лифицированный медицинский и одновременно психо-


логический анализ какого-либо случая специалистами – медиками и психологами (обычно, работающими в составе единых, медико-психологических комиссий) – для принятия научно обоснованных решений о том, связан или не связан данный случай с каким-либо забо­леванием или не вполне нормальным состоянием чело­века, по психологии и поведению которого ставится диагноз.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психологи­ческих исследований и знаний, связанных с диагности­кой, профилактикой и лечением различных заболева­ний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА – нерав­ноценность, качественное различие того «вклада», ко­торый делают правое и левое полушарие мозга в каж­дую психическую функцию.

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, фор­мирующийся в онтогенезе.

МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ – психодиагностические методики, при помощи которых можно определить динамические характеристики памяти человека, в частности устано­вить, насколько быстро он запоминает и воспроизводит информацию.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИ­ТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА – психодиагностические методики, с помощью которых оценивается память человека, рассчитанная на сохра­нение информации в течение 20-30 с после ее воспри­ятия. По этим методикам, в частности, определяется объем кратковременной памяти человека.


МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬ­НОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА – пси­ходиагностические методики, при помощи которых можно определить свойства памяти человека, рассчи­танной на сохранение информации в течение периода времени, необходимого для решения какой-либо зада­чи.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ – не­большая врожденная неравномерность развития от­дельных мозговых функций, не затрагивающая интел­лекта и умственных способностей.

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА – психоло­гические проблемы, связанные с функционированием памяти человека.

МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – спо­собности человека, проявляющиеся в различных видах и процессах его памяти, в частности в скорости их про­текания, продуктивности, точности запоминания и вос­произведения материала.

МНИТЕЛЬНОСТЬ – подверженность человека разного ро­да страхам, опасениям и переживаниям по поводу со­стояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей.

МНОГОКАНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОН­СУЛЬТИРОВАНИЕ – вид психологического консуль­тирования, при котором согласованные, направленные на решение одной и той же проблемы практические ре­комендации получает не только непосредственно обра­тившийся в психологическую консультацию клиент, но также и другие люди, в общении с которыми у него возникают проблемы.

МОДАЛЬНОСТЬ – ведущий канал восприятия (аудиаль-ный, визуальный, кинестетический).

МОДЕЛИРОВАНИЕ – понятие, введенное А.Бандурой для обозначения процесса воспроизводства действий, ус-


ваиваемых в результате наблюдения за другими людь­ми. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целост­ность работы головного мозга.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – наличие у ребенка, посту­пающего в школу, системы мотивов, обеспечивающих высокий интерес к обучению в школе.

МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЛОВЕКА – по­буждения к деятельности, исходящие из потребностей, интересов и мотивов данного человека.

МОТИВАЦИЯ КЛИЕНТА – то, ради чего клиент обраща­ется в психологическую консультацию; совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к ак­тивной деятельности в определенном направлении.

НАДЕЖНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕ­ТОДИКИ – качество психодиагностической методики, выражающееся в способности данной методики давать надежные и устойчивые результаты независимо от то­го, кто, где и когда данную методику применяет.

НАДСТРОЕЧНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – второй из этапов прове­дения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент лично встре­чаются друг с другом и готовятся к началу совместной работы; клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант – на внимательное, эмпатиче-ское слушание клиента.

НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ – понятие, введен­ное А.Бандурой для обозначения процесса, посредст­вом которого люди в результате простого наблюдения усваивают формы поведении других людей.

НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА – формы поведения чело-


века, отклоняющиеся от установившихся норм, препят­ствующие нормальному общению данного человека с людьми, порождающие проблемы в сфере межличност­ных отношений.

НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОД­РОСТКА – поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.

НЕАДЕКВАТНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ – несоответствие между эмоциями, которые возникают и которые реально, в данный момент време­ни переживает человек, и их внешним выражением в его поведении.

НЕВРОЗ – нервно-психическое заболевание, характеризую­щееся функциональными (временными, обратимыми) расстройствами психики и поведения человека, вызван­ными неблагоприятными условиями его жизни в дан­ный момент времени.

НЕВРОЗ АКТУАЛЬНЫЙ – невроз, причина которого свя­зана с настоящим, а не с детскими конфликтами; сим­птомы – прямое следствие отсутствия или недостаточ­ности сексуального удовлетворения, сдерживания ли­бидо.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ – характеризуется наличием навязчивых состояний-воспоминаний, воспроизводя­щих психогенно-травматическую ситуацию, мыслей, страхов, действий, ощущаемых человеком как чуждые и принудительно повторяющиеся.

НЕВРОТИЗМ – состояние, характеризующееся эмоцио­нальной неустойчивостью, тревогой, низким самоува­жением.

НЕВРОТИК – человек, страдающий неврозом.


НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА – эмоциональный ответ в виде страха, испытываемого индивидуумом, когда эго находится под угрозой неподвластных контролю ин­стинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят эго неприятности).

НЕГАТИВИЗМ – немотивированное поведение, прояв­ляющееся в действиях, противоположных требованиям и ожиданиям других, сопротивление, стремление сде­лать наоборот. Негативизм обусловлен потребностью ребенка в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. В поведении ребенка разли­чают два вида негативизма: 1) пассивный - упрямство, нежелание выполнять то, что предлагает взрослый; 2) активный – выполнение ребенком действия, противо­положного требуемому.

НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА – недостаточное раз­витие у человека знаний, умений и навыков, относя­щихся к сфере его общения с людьми, в частности уме­ния слушать, убеждать людей, устанавливать с ними нормальные личные и деловые взаимоотношения, ока­зывать на них нужное влияние.

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕ­КА – такие черты характера, которые у данного чело­века реально существуют, определенно влияют на его поведение, но им самим, как свойственные ему, акту­ально не осознаются.

НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СО­БОЙ – неумение человека вести себя в точном соот­ветствии со своими психологическими особенностями, настроением, желаниями, его неумение открыто прояв­лять свои чувства.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ДЕТИ – такие дети, которые и психо­логически и своим поведением существенно отличают-


ся от большинства других детей, требуют к себе особо­го подхода. ОБОБЩЕНИЕ – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.

ОБОБЩЕННЫЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАК­ЦИИ – рефлекторные реакции, возникшие в результате одновременного воздействия на организм некоторой целостной ситуации, включающей в себя множество разнообразных стимулов, каждый из которых может служить условным сигналом, порождающим независи­мо от других стимулов соответствующую реакцию.

ОБРАЗ «Я»-КЛИЕНТА – представление клиента о самом себе, о своих психологических особенностях.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТА – общение психолога-консультанта с кли­ентом после завершения психологической консульта­ции, в процессе выполнения клиентом рекомендаций, полученных в ходе консультации. Такая обратная связь обеспечивает психолога-консультанта ценной инфор­мацией о том, как действуют его рекомендации на кли­ента. Она также позволяет клиенту корректировать свое поведение, связанное с решением его проблемы.

ОБСТАНОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬ­ТИРОВАНИЯ – условия, в которых организуется и проводится психологическое консультирование, вклю­чая место, время, приемы и средства проведения кон­сультирования, стиль общения психолога-консультанта с клиентом и многое другое.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – основная отрасль психологиче­ской науки, содержащая в себе базовые психологиче­ские знания, понятия и законы.

ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИ­ТИЯ ЧЕЛОВЕКА – уровень умственного развития че-


ловека, оцениваемый по степени сформированности его общих способностей.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.