Проблемы ансамбля,строя и дикции в работе с детским хором. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблемы ансамбля,строя и дикции в работе с детским хором.

2018-01-04 718
Проблемы ансамбля,строя и дикции в работе с детским хором. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Звукообразование и артикуляция. В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность. Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них. Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания. Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами. Верхний резонатор (его называют также головной) — это полости глотки, рта, носа. Нижний резонатор (грудной) — это полости бронхов и трахеи. В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора — ответственный период для юного певца. С одной стороны, игнорирование возможностей грудного регистра обрекает певцов на продолжение пения в фальцетной манере, а хор в целом лишает тембровых красок, с другой стороны, неумеренное использование грудного регистра, когда раньше времени взрослеет голос, лишает его определенной звонкости и полетности. В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Важно добиться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса. Использование при пении головного резонатора и в то же время включение при необходимости грудного резонатора — это довольно трудная, но посильная задача, и для каждой хоровой партии особая. Речь идет о детях в возрасте 10—14 лет. У сопрано — девочек — в этом возрасте (конечно, в индивидуальном преломлении) головной регистр сохраняется на звук фа, соль, соль-диез 2-й октавы и выше, хотя в большинстве хоровых коллективов эти звуки употребляются редко. У альтов головной регистр сохраняется на звуках ми, фа второй октавы, тоже довольно редких в практике детского хора. Артикуляция (латинское articulatio) — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. а) напевность гласных; б) умение их округлять; в) стремление к чистоте звучания неударных гласных; г) быстрое и четкое выговаривание согласных и т. д. Руководитель хора должен постоянно следить за артикуляцией при работе хора над тем или иным произведением, а также при проведении специальных упражнений. Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: «дай», «май», «бай». Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: «бри», «бра», «брэ», а также «ля», «ле» и др. Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим. Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк. Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий. Окончания «ся» и «сь» в пении произносятся твердо, как «са». Окончания «его» и «ого» меняются на «ево» и «ово». Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье. В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения. Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок- цок», «стоп-стоп»). 2.4. Вокальная дикция. Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п. Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива. 2.5. Распевание в детском хоре. Занятия в хоре обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса. Распевание необходимо начинать с упражнений «на дыхание». На первом году занятий следует использовать знакомые речевые упражнения: считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Затем используются упражнения, построенные на секундах, терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий. Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно. В некоторых хорах при распевании как сопрано, так и альты используют одинаковый диапазон, то есть за исключением самых верхних и самых низких звуков весь хор распевается в одном диапазоне (ля — си-бемоль малой октавы — фа второй). В этом случае преследуется определенная цель развития как микстового (смешанного), так и грудного звучания вне зависимости от принадлежности к той или иной хоровой партии. В большинстве хоровых коллективов распевание у сопрано внизу заканчивается на звуках «до», «ре» первой октавы, где можно отметить у них слабое проявление грудного звучания, а у альтов— на «ре», «ми» второй октавы, где, как уже отмечалось, появляется фальцет. Грудной регистр у девочек-альтов проявляется на «фа» первой октавы до «ля» малой и ниже. Этот грудной регистр проявляется слабо и зависит от возраста (чем старше, тем он ярче) и применения определенных упражнений, развивающих грудной регистр. Ярче грудной регистр проявляется у мальчиков-альтов, которые могут на грудном звучании пропеть почти всю первую октаву. У дискантов-мальчиков грудной регистр выявляется значительно слабее и тоже зависит от возраста и применения вокальных упражнений. Если рассматривать вокальное воспитание в детском хоре, начиная от самого младшего и до подросткового возраста, то можно наметить общие и специфические для каждого возраста задачи. Так, в младшем хоре основная задача — это выявление головного регистра. Собственно у детей в возрасте 7—10 лет (без явных дефектов) головной регистр естествен. Эти дети поют фальцетом. При нефорсированном, напряженном пении дети в этот период могут петь легко довольно высокие звуки: «до», «ре», «ми» и даже «фа» второй октавы. И наоборот, нижний регистр таит в себе значительную опасность «посадить» голос, лишить его природной легкости, звонкости. Поэтому в младшем школьном возрасте рекомендуется начинать распевание с нот соль — ля первой октавы и все упражнения проводить в небольших диапазонах. Упражнения могут пропеваться закрытым ртом (при разжатых зубах) на слоги «лю», «лё», «ли», «ле». Постепенно музыкальные фразы упражнений становятся длиннее. Делается это прежде всего для отработки тянущегося звука, мало свойственного детям младшего возраста, поскольку, как уже было сказано, пение детей в младшем возрасте почти не отличается от их разговора. Упражнения этого периода, как правило, кантиленные, небольшие по диапазону. Педагог может использовать различные слоги. Важно лишь знать, какую цель преследует то или иное упражнение. Например, употребление гласных «е, ё, ю, я» способствует светлому головному звучанию. Значительно звонче сделает звук и гласная «и», но пользоваться ею нужно осторожно, чтобы не появился в хоре резкий открытый тембр. Активно содействует формированию звука с одновременным стимулированием работы дыхательного аппарата четкая артикуляция. В младшем хоре четкая артикуляция — это один из немногих приемов активизации дыхания. Здесь применяются специальные упражнения для активизации языка. Полезно пропевать различные скороговорки с употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, mр и рр. Развитию заднего отдела артикуляционного аппарата способствуют упражнения на гласные «о, у». Развитию мягкого нёба способствуют упражнения, исполняемые закрытым ртом с переходом на слоги ма, на. Освобождению челюсти способствуют упражнения на слоги «бай», «дай» и так далее. В более старшем возрасте — от 10 до 14—вся вокальная работа предусматривает развитие как микстового регистра, так и грудного, поэтому в зависимости от поставленных задач выбираются и вокальные упражнения. Например, при желании распространить светлое головное звучание на средние и нижние звуки применяются упражнения на слоги «ли», «ле», «лю» и другие. Наоборот, упражнения развития грудного звучания обычно начинаются с более низких нот и имеют характер восходящего движения. Очень часто материалом для распевания служат отрывки из исполняемых коллективом произведений. Например, начало русской народной песни в обработке А. Лядова «Ты река ль, моя реченька». Подобные упражнения поются на легато (даже легатиссимо) в единой манере звукообразования (в высокой позиции). Часто вокальными упражнениями становятся отрывки, и не только из исполняемых произведений, но и отрывки из будущего репертуара. Обычно эти отрывки исполняются на определенные слоги или закрытым ртом. Кроме одноголосных упражнений, использую упражнения, хотя и в меньшей степени, двух- и многоголосные вокальные упражнения. Многоголосные вокальные упражнения могут быть самые разнообразные. Упражнения поются в умеренном темпе, на активном дыхании, легато. В практике употребляются постоянные упражнения, хорошо «впетые», удобные и знакомые по предварительной работе. Однако следует включать и незнакомые упражнения в зависимости от тех задач, которые стоят в данный момент перед коллективом. Заключая раздел о вокальном воспитании, нужно отметить несколько важных моментов. Очень часто во время распевания дети стоят, в то время как на репетиции они сидят. Это неправильно. Если на репетиции, следующей за распеванием, дети сидят, то на распевании они должны сидеть. Если же за распеванием следует концерт, во время которого хор стоит, то и распевание следует проводить в том же положении. Одним словом, распевание неотделимо от последующего процесса хоровой работы и должно проводиться в тех же режимных условиях. Разумеется, можно проводить и вокальные упражнения и репетицию частично стоя, частично сидя. Важно также, в каких акустических условиях проводятся репетиции коллектива. Если репетиционное помещение дает слишком большой акустический резонанс и петь на репетиции легко, это может сослужить коллективу плохую службу во время его выступления на сцене в худших акустических условиях. И наоборот, умеренная акустика в репетиционном помещении способствует воспитанию в коллективе навыков пения в любых, даже трудных, условиях.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.