Таким образом, комедия «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа — это смех и порок можно и нужно изображать смешным. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таким образом, комедия «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа — это смех и порок можно и нужно изображать смешным.

2018-01-04 269
Таким образом, комедия «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа — это смех и порок можно и нужно изображать смешным. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет №25.Просветительские идеи в “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева.

В творчестве А.Н. Радищева, известного русского просветителя, нашли отражение традиции русской литературы и культуры, о чем писали Ю. М. Лотман, В.М. Живов, Н.Д. Кочеткова. Использование жанра жития («Житие Федора Васильевича Ушакова», «Положив непреоборимую преграду») в сочетании с автобиографическим и исповедальным началом [1] позволяло автору выразить просветительские идеи в форме, освященной традицией. А. Н. Радищева отличает внимание к слову, высокая филологическая образованность. Из воспоминаний современников известно, что он специально занимался церковнославянским языком, владел несколькими европейскими языками, читал в оригинале писателей античности, знал французскую, английскую и немецкую литературу, а также памятники церковного красноречия и произведения древнерусской литературы [2]. Последние служили ему источником вдохновения («Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» написаны под впечатлением от «Слова о полку Игореве»). «Слово о Ломоносове» по своим структурным характеристикам и идейному заданию отсылает читателя по меньшей мере к трем жанрам древнерусской литературы: житию, поучению и собственно слову. Наставление крестецкого дворянина в «Путешествии из Петербурга в Москву» имеет много общего не только с теоретическими выкладками западноевропейских просветителей, в частности, Руссо, но и с «Поучением Владимира Мономаха».

А.Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» использовал средства из разных регистров русского языка XVIII в., что отмечали многие исследователи (В.В. Виноградов, А.И. Горшков, В.М. Живов). Высокий стиль занимает особое место в системе художественных средств А.Н. Радищева, он связан с духовными и идейными исканиями автора. Автор обращается к нему тогда, когда стремится подчеркнуть важность темы. В «Путешествии» высокий стиль выполняет несколько функций, в частности, является отражением духовных исканий писателя.

Появление обращений к Богу в «Путешествии из Петербурга в Москву», как правило, обусловлено развитием сюжета. Первое обращение приведено во второй главе, в «Софии», когда путешественник размышляет о сне и смерти: «Отче Всеблагий, неужели отвратишь взоры свои от скончевающего бедственное житие свое мужественно? Тебе, источнику всех благ, приносится сия жертва. Ты един даешь крепость, когда естество трепещет, содрогается. Се глас отчий, взывающий к себе свое чадо. Ты жизнь мне дал, тебе ее и возвращаю; на земли она стала уже бесполезна» [3]. В этом отрывке появляются мотивы жертвы, мужества, идея о том, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью.

Второе обращение к Творцу в главе «Чудово», когда приятель путешественника Ч… рассказывает, как чуть не утонул, катаясь по Финскому заливу, является модифицированной молитвой. Когда потерпевшие крушение были спасены, Ч… рассказывает: «Вышед из судна, я пал на колени, возвел руки на небо: "Отче всесильный, – возопил я, – тебе угодно, да живем; ты нас водил на испытание, да будет воля твоя"». Далее приводятся размышления Ч…, которые отражают сомнения человека XVIII в. и характерные для Радищева антропологические воззрения [2]: «Се слабое, мой друг, изображение того, что я чувствовал. Ужас последнего часа прободал мою душу, я видел то мгновение, что я существовать перестану. Но что я буду? Не знаю. Страшная неизвестность. Вообрази себя, мой друг, на краю гроба, не почувствуешь ли корчащий мраз, лиющийся в твоих жилах…».

Затем в «Спасской Полести» печальная судьба человека, лишенного имения, чести и любимой жены, заставляет путешественника обратиться к Всевышнему со словами, в которых явственно слышится упрек миропорядку: «О Богочеловек! Почто писал ты закон твой для варваров? Они, крестяся во имя твое, кровавые приносят жертвы злобе. Почто ты для них мягкосерд был? Вместо обещания будущия казни, усугубил бы казнь настоящую и, совесть возжигая по мере злодеяния, не дал бы им покоя денно-ночно, доколь страданием своим не загладят все злое, еже сотворили». Выражение «Богочеловек», замещающее Христа, и сам характер рассуждения приближают сакральное к земному; заповеди приобретают юридическое значение («Почто писал ты закон свой для варваров?»). Отметим, что варварами Радищев часто называет в «Путешествии» жестоких помещиков.

В главе «Крестьцы» после расставания крестецкого дворянина с сыновьями приведена его молитва: «Между тем пригорок скрыл отъехавших юношей от взоров наших; пришед в себя, старец стал на колени и возвел руки и взоры на небо: "Господи, – возопил он, – молю тебя, да укрепишь их в стезях добродетели, молю, блажени да будут. Веси, николи не утруждал тебя, Отец Всещедрый, бесполезною молитвою. Уверен в душе моей, яко благ еси и правосуден. Любезнейшее тебе в нас есть добродетель; деяния чистого сердца суть наилучшая для тебя жертва... Отлучил я ныне от себя сынов моих... Господи, да будет на них воля твоя". – Смущен, но тверд в надеянии своем отъехал он в свое жилище». Литургический текст «яко благ и человеколюбец Бог еси» меняется на «яко благ еси и правосуден». Писатель вносит в молитвы новое содержание, акцентируя понятия, которые приобретают особое звучание в контексте идейных исканий Радищева: добродетель, закон, совесть, справедливость, твердость, чистое, искреннее сердце.

Молитвенные обращения, которые приводит Радищев, отличаются от канонических. Его вера – не ортодоксальное православие, где нет «бесполезных молитв», но вера человека эпохи Просвещения. Бог – творец всего мира, «Отец Всещедрый», и за это ему возносят благодарность, но в наших судьбах Бог не властен. А.Н. Радищев всю ответственность за поступки человека возлагает на него самого, признавая за ним право не верить и сомневаться в существовании загробной жизни, как это делает его приятель в главе «Чудово». В молитве крестецкого дворянина рационалистическое сомнение противопоставляется иррациональной уверенности, надежде: «уверен в душе моей», «смущен, но тверд в надеянии своем». Наконец в «Слове о Ломоносове» духовные поиски А.Н. Радищева отливаются в формулу, противоположную более поздней и рожденной другими обстоятельствами формуле Достоевского. Ф.М. Достоевский писал, что, если придется выбирать между Христом и истиной, он оставит истину и последует за Христом. Радищев пишет: «Истина есть высшее для нас божество, и если бы Всесильный восхотел изменить ее образ, являлся не в ней, лицо наше будет от него отвращенно».

В «Путешествии из Петербурга в Москву» обращение к Богу занимает особое место среди функций, которые выполняет высокий стиль у Радищева. Устойчивые молитвословные формулы были творчески преобразованы писателем с позиций Просвещения. Изменяя текст канонических молитв, Радищев подчеркивает те качества Творца, которые были особенно важны для него в идеологическом отношении.

В тексте «Путешествия» молитва обрамляется описанием выразительных жестов и повышением голоса персонажей: «я пал на колени, возвел руки на небо», «Господи, – возопил я», «старец стал на колени и возвел руки и взоры на небо» и т. д. Это характерно уже для литературы романтизма. Обращение к Богу никогда не бывает смиренным, в нем всегда заложена возможность спора или сомнения, что также соотносится с бунтарским романтизмом европейской литературы (Дж. Байрон, Ч. Метьюрин). Интерпретируя молитвенные каноны, наибольшей трансформации Радищев подвергает образ Творца и образ молящегося, поскольку последний вкладывает в свое обращение к Богу новые, просветительские трактовки христианских заповедей.

Использование церковнославянского регистра и устойчивых формул молитв свидетельствует о том, что духовные искания А.Н. Радищева, связанные с идеями социальной справедливости, установления истины, которым писатель придает сакральные черты, основывались на национальных культурных традициях.

Билет № 26.Романтизм как художественный метод и направление в искусстве.

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.