Краткий конспект лекций по экономической теории. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Краткий конспект лекций по экономической теории.

2018-01-04 608
Краткий конспект лекций по экономической теории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

АВТОР КЛИМОВИЧ Л.А.

Раздел 1. Введение. Общие вопросы экономической теории.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Вопросы:

Предмет и функции экономической теории

Методы экономической теории

 

Само слово «экономика» греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон), оно означает «законы хозяйствова­ния». Сегодня термин «экономика» используется в двух основ­ных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (эко­номика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная эко­номика и т.п.), во-вторых, как название науки, изучающей те­оретические основы хозяйствования.

Современная экономика рассматривается как наука о рацио­нальном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редко­сти) ресурсов и безграничности потребностей.

экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения без­граничных потребностей людей ограниченными ресурсами, кото­рые могут быть использованы для удовлетворения этих потреб­ностей.

Политическая экономия – изучает производственные отношения в их историческом развитии.

Экономическая теория – наука, изучающая механизм хозяйствования и экономические законы, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг на различных структурных уровнях экономической системы – микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Предмет экономической теории включает:

• разрешение вопросов: что производить, как, сколько и для кого;

• использование редких или ограниченных ресурсов;

• выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования;

• познание законов развития экономических процессов.

Функции экономической теории

познавательная — изучает экономические явления;

теоретическая - выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процес­сами; теоретически объясняет, как функциони­рует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономических процессов (в чем суть инфляции, как пред­ложение влияет на цены и т.п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономическо­го поведения (позитивная экономика).

критическая — рассматривает явления, выявляетих пре­имущества, достоинства, целесообразность использования;

прогностическая - разрабатывает научные прогнозы, вы­являет перспективу общественного развития;

практическая - анализирует создавшиеся проблемы и де­лает выводы для их решения. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика (нормативная экономика). Эта функция экономики тесно связана с экономической политикой.

Экономическая политика представляет собой систему меро­приятий, направленных на достижение экономических целей

Экономика — общественная наука. Она изучает определен­ную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с дру­гими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно перепле­таются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регу­лирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на мик­ро-, так и макроуровне.

ТЕМА 2.Потребности и ресурсы. Экономические системы

Вопросы:

Экономическая система и ее элементы

Виды экономических систем

Типы и формы собственности

Факторы производства

Классификация потребностей

Проблема выбора в экономике

Экономический рост

Экономическая система — это совокупность организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации действий хозяйстующих субъектов.

Формы частной собственности

трудовая — в основе лежит труд самого собственника, раз­вивается и приумножается от предпринимательской деятель­ности, ведения собственного хозяйства и других форм;

нетрудовая — не связана с трудовой деятельностью соб­ственника (наследство, дивиденды от ценных бумаг, доходы от средств, вло­женных в кредитные учреждения, и других источников).

Общественная собственность тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имуществен­ные ценности являются совместным достоянием.

Цель разгосударствления

• преодоление монополии государства;

• устранение отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение его в реального собственника;

• создание и развитие конкурентных рыночных отношений;

• преобразование трудовых отношений с помощью разных форм собственности и возможности выбора сферы применения своего труда.

Цели приватизации

• повышение эффективности производства в отраслях, нахо­дящихся под чрезмерным контролем государства (активизирует­ся конкуренция, усиливается заинтересованность предприятий снижать издержки производства);

• уменьшение расходов на государственное управление (сокраща­ются субсидии, административные расходы, дефицит госбюджета);

• становление слоя частных собственников (среднего класса).

Основные способы приватизации государственных и муници­пальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпри­нимателям;

• продажа дочерних или контролируемых государством ком­паний;

|' • продажа части акций, принадлежащих государству, в сме­шанных компаниях;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо по­требителям;

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора. В результате доля государственной собственности в производствен­ном капитале сократилась с 15—20 до 8%. Во Франции за 1986—1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации. Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980—1987 гг. в среднем 4—5 государственных предприятий, уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

 

 

Виды потребностей

от роли в обществе:

производственные (средства производства и рабочая сила) и не производственные (воспроизводство рабочей силы);

от масштаба и структуры производства:

абсолютные (максимальный объем освоенных производ­ственных благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы он был в наличии); перспективные (потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства с учетом отклонений); необходимые (уровень удовлетворенности от оптимума, вы­ступают в форме платежеспособного спроса);

от роли воспроизводства человека (рабочей силы): физические (биологические); интеллектуальные; социальные;

от социальной структуры: общества в целом (защита родины, развитие науки, обра­зования, охраны здоровья);

классов, социальных групп; личные (потребности отдельных людей);

по настоятельности (очередности): первичные (необходимые) — в еде, питье, одежде и т.д.;

представляют собой самые насущные потребности человека; вторичные (избыточные) - в образовании, искусстве, развлечении и т.д.; являются взаимозаменяемыми и связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека.

Широко известна группировка потребностей американского ученого А.Маслоу (пять групп, выстроенных в виде пирамиды):

1) физиологические потребности (в пище, воде, тепле, воспро­изводстве рода);

2) потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, от болезней);

3) потребность в социальных контактах (общение с людьми, дружба, власть, любовь);

4) потребности в уважении (признание человека как лично­сти, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета);

5) потребности в саморазвитии (совершенствование всех воз­можностей и способностей человека).

Однако в экономике рассматриваются не все, а только эко­номические потребности, которые можно удовлетворить с помощью экономических благ — произведенных товаров и услуг

Конечной целью всякого производства, побудительным мотивом деятельности людей является создание благ для удовлетворения потребностей.

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребле­ния, но само потребление (через некоторое время) порождает новые потребности. Изменяясь, они рождают новые потребности, которые вновь становятся побудительным мотивом производственной деятельности.

Таким образом, потребности бесконечны и неудовлетворимы. (Это не значит, что какая-то конкретная потребность в данный период времени в принципе не может быть удовлетворена.)

Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов (их редкость) — объективный факт, диктующий необходимость соответ­ствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве.

Производственные возможности — это возможности произ­водства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможнос­тям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Отражением данной проблемы является постановкатрех основных вопросов экономики: «что, как и для кого производить».

что производить, какие из возможных товаров и услуг долж­ны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время; решает покупатель (потребитель), предъявляя соответствующий спрос, который производитель стремится удов­летворить

как производить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги; отвечает производитель: «так, чтобы максимизировать прибыль».

для кого производить – вопрос о потребителе, для того, кто предъявил спрос, кто может ку­пить произведенный товар.

 

Поскольку потребности общества безграничны, в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограни­чены, возникает проблема выбора. Кривая производственных возможностей (КВП) представляет собой модель (график), иллюстрирующую альтернативные (альтернативный — допускающий одну из двух или нескольких возможностей) возможности использования ограниченных ресурсов. Любая точка, расположенная на КПВ, свидетель­ствует о полном, эффективном использовании ресурсов. Точка внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно и возможно увеличение объема производства. В условиях полного использования ресурсов увеличение про­изводства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого продукта.

Альтернативные издержки производства данного товара — это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу дан­ного товара.

Выпуклая форма КПВ объясняется действием одного из важнейших экономических законов — закона возрастающих альтернативных из­держек производства, который гласит: в условиях полного использо­вания ресурсов для получения каждой дополнительной единицы од­ного товара приходится отказываться от все возрастающего количе­ства других товаров.

Объясняется это тем, что при увеличении производства од­ного товара, приходится использо­вать ресурсы не­пригодные для производства. Причем, чем больше этого товара мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать.

Таким образом, поскольку производительность ресурсов в разных процессах производства различна, то переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возраста­ние вмененных издержек производства.

Экономический росттенденция к увеличению показате­лей экономики страны за определенный период времени (обычно за год).

Типы экономического роста

экстенсивный — объем производства возрастает за счет использования ресурсов при прежнем техническом базисе производства или незначительном его изменении (рост трудовых зат­рат — увеличение численности занятых работников и среднего количества отработанных часов);

интенсивный — объем производства возрастает за счет ис­пользования более эффективных средств труда, новейших тех­нологий и форм организации производства. Для этого типа ха­рактерны качественные изменения факторов производства, ус­корение НТП, существенные социально-экономические преоб­разования (здесь экономическое развитие обеспечивает рост про­изводительности труда при минимизации издержек и экономии ресурсов)

Для экономического роста государство должно обеспечить:

формирование нужной структуры промышленности, аграрно-промышленного комплекса (АПК), инф­раструктуры, создание высокопроизводительных отраслей, эко­номии ресурсов (обеспечивается рост доходов населения и увеличение размеров инвестиций в народное хозяйство).

Группы стран по темпам экономического роста и уровню благосостояния

индустриально развитые (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и большинство западноевропейских стран — всего 19) — валовой национальный продукт на душу населения примерно 13 тыс. дол. в год, стабильный экономический рост пре­имущественно на интенсивной основе. В их экономике происходят структурные сдвиги, обусловленные современным этапом НТП;

"новые индустриальные страны" Азиатско-Тихоокеанско-го региона (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур) — стре­мительно развиваются, включившись в систему международного

разделения труда;

страны-экспортеры нефти (промежуточная группа) — ВНП на душу населения равен примерно 7 тыс. дол. в год, однако в техническом отношении развиты слабо;

развивающиеся экономически отсталые (страны Азии, Аф­рики и Латинской Америки — всего 97) — 58 из них со средними доходами 1270 дол. в год на душу населения и 39 государств с доходами около 170 дол. в год на душу населения.

Экономический рост характеризуют и другие показатели:

соотношение населения и дохода — на развивающиеся стра­ны приходится 5 % населения мира и 5 % мирового дохода. На США же приходится 6 % населения мира и 25 % мирового дохода;

голод, которому подвержен каждый четвертый человек мира — каждые три дня на Земле умирает от голода столько же людей, сколько погибло от атомной бомбардировки Хиросимы (120 тыс. человек);

образование - каждый третий человек на Земле не умеет ни читать, ни писать;

здравоохранение - один врач приходится на 1030 человек, но зато на каждые 43 человека приходится один солдат;

средняя продолжительность жизни — в развивающихся странах в 1,5 раза меньше, чем в развитых странах;

расходы на борьбу с загрязнением окружающей среды — мы тратим примерно 1 % валового национального продукта, а необ­ходимо — 5—6 %.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – сводный показатель развития стран, принятый в системе ООН. Страны с высоким, средним и низким уровнем развития ИРЧП. Беларусь входит в группу со средним уровнем и занимает 67 место в мире по этому показателю.

 

ТЕМА 3. Рыночная экономика и ее модели

Вопросы:

Натуральное и товарное хозяйство

Возникновение, сущность и функции денег

Модель кругооборота ресурсов и доходов в рыночной экономике

Структура и инфраструктура рынка

Основные элементы рыночного механизма

Общественное хозяйство — определенный способ организации хозяйственной деятельности людей в обществе, реальное функционирование общественной экономики.

Натуральное производствопроизводство продуктов для собственного потребления.

Свойства товара

потребительная стоимость — полезность, способность то­вара удовлетворять потребности и вкусы людей, создается конкретным трудом (продукт труда слесаря, крестьянина и т.д.);

стоимость товара — воплощенный в нем общественный труд, создается абстрактным трудом (затраты интеллектуаль­ной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводи­теля), что делает товары соизмеримыми, сопоставимыми.

Теории стоимости

трудовая (классическая – Петти, Смит, Рикардо) — научная концепция, которая определяет стоимость товара величиной труда на его производство;

предельной полезности (маржинализм) — стоимость товара определяется наименьшей его полезностью, т.е. чем больше товаров, тем меньше их полезность и ниже их стоимость;

спроса и предложения (А.Маршалл) — стоимость, или цена, товара оп­ределяется только спросом и предложением данного товара;

трех факторов производства (Сэй, Миль) — связывает создание стоимости как слагаемое из доходов (процента на капитал, заработной платы и земельной ренты) с функционированием трех фак­торов производства — капитала (средства производства), труда и земли.

Деньги:

В теории рыночной экономики под деньгами понимается все то, что принимается продавцами для оплаты товаров и услуг, или все то, что выполняет функции денег.

Бартернатуральный обмен одного товара на другой.

Деньгиособый товар, выступающий в роли всеобщего эк­вивалента стоимости всех других товаров.

Являются абсолютно ликвидным средством обмена (товар, имеющий наибольшую способность к сбыту). Ликвидность — это возможность исполь­зования в качестве платежного средства. Ликвидность связана с издержка­ми обмена. Чем меньше издержки обмена (потери при обмене), чем полнее сохраняется номинальная стоимость актива, тем выше его ликвидность.

 

Функции денег

мера стоимости выражают стоимость всех других това­ров (измерение ценности блага осуществляется только через его цену, т.е. количество денежных знаков, выражающее экономи­ческую ценность данного блага).

средства обращения выполняют роль посредника в про­цессе товарного обмена, который называется товарным обраще­нием: Т — Д — Т, где Т — Д - продажа, Д - Т - купля;

средство сбережений или накопления деньги перестают обращаться (товар продан, и не следует покуп­ка другого товара). В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство.

средство платежа — используются тогда, когда товары про­даются в кредит, т.е. в долг, а также при уплате земельной рен­ты, налогов, квартирной, заработной платы и т.д.;

роль мировых денег — обслуживают международные торго­вые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.

С выполнением деньгами функции средства платежа связано появление кредитных денег.

Кредитные деньги - платежные средства и средства обращения - векселя, банкноты, чеки, возникшие на основе развития кредита.

Виды кредитных денег

вексель — ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной де­нежной суммы;

банкнота — разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными эмиссионными банками при совер­шении кредитных операций;

• чек — денежный расчетный документ, содержащий приказ (поручение) владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы.

кредитная карточка — именной платежно-расчетный документ, позволяющий заимствовать деньги или оплачивать товары или услуги.

Теории денег

металлическая — деньги отождествляются с благородными металлами. По мнению ее сторонников-меркантилистов, золото и серебро являются деньгами по своей природе в силу естествен­ных свойств;

номинальная — деньги считаются знаками стоимости, ус­ловными счетными единицами, а товарная природа денег отри­цается;

количественная — величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества (больше денег — меньше их стоимость);

регулируемой валюты — Дж. М. Кейнс считал, что количе­ство денег в обращении может определяться государством.

В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег:

Товарные деньги — это определенный вид товара (в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п). Металлические — золото и серебро. Этому способствовали такие их физические свойства: однородность, делимость, сохраняемость, редкость.

Бумажные деньги — это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные день­ги практически не имеют собственной вещественной стоимос­ти. Раньше они выступали как представители (заместители) зо­лота в обращении. Современные бумажные деньги — банкноты — это долговые обязательства государственных центральных бан­ков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио — выпуск) бумажных де­нег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.

Рыночное хозяйство

Рыноксистема экономических отношений, складывающих­ся при купле-продаже товаров.

Сущность рынка

• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на ос­нове спроса и предложения;

• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конк­ретном месте на основе спроса и предложения;

• в широком значении — система воспроизводства, осуществ­ляемая под воздействием спроса и предложения;

• сфера обмена внутри страны и между странами, связыва­ющая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.

Условия возникновения рынка

• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;

• экономическая обо­собленность и самостоятельность производителя; част­ная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.

Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:

• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителя­ми и производителями;

• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;

Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

.

Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-про­дажи):

домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);

объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или вы­полняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляю­щие регулирование экономики.

Объекты рынка материальные и нематериальные блага,

факторы и средства производства, вовлеченные в отношения куп­ли-продажи.

Функции рынка

регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

стимулирующая — стимулирует внедрение научных и тех­нических разработок, снижение затрат на производство продук­ции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

информационная — дает необходимую информацию хозяй­ственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);

посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;

социальная — дифференцирует субъектов рынка.

 

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопро­вождающееся встречным движением денег.

 

Кругооборот товара и денег

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние

хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. | Внутренний контур кругооборота показывает перемещение това­ров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении:

Су ммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.

Рыночный механизм реализация экономических отноше­ний с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.

Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.

Структура рынка

по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;

в пространственном разрезе — местный (локальный), реги­ональный, национальный, всемирный (мировой);

по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует госу­дарство);

по законодательству — легальный (официальный), неле­гальный (теневой);

по степени насыщенности — равновесный (спрос и предло­жение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), из­быточный (спрос меньше предложения)

 

Инфраструктура рынка система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

•товарная биржа— форма торговли, при которой осуще­ствляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образ­цам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (про­даются не сами товары как таковые, а контракты на их постав­ку). Различают биржи:

специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;

• фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;

биржа труда - организация, выполняющая посредниче­ские операции при совершении купли-продажи рабочей силы;

Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (про­дается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок ф ьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара;

•брокерская фирма— официальное объединение несколь­ких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.

•ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);

•аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.

• информационная система; рекламные агентства

• торговая сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)

• банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие бан­ки.

Формы и виды конкуренции

совершенная — между большим числом производителей при­мерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее чер­ты:

• большое число фирм-конкурентов, предлагающих одно­родную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;

• однородность продукции в рамках одного производствен­ного сектора множества фирм;

несовершенная — между фирмами за возможность контро­лировать цены на производимую продукцию. Ее виды:

• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;

• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;

олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в от­расль.

Методы конкурентной борьбы

силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кре­дитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;

ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низ­кой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;

неценовые:

• конкуренция по продукту — захват части рынка конку­рента за счет продажи продукции нового ассортимента и высо­кого качества при одной и той же цене;

• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупа­телей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, то­варные марки фирм.

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 4. Рыночный механизм

Спрос и предложение

Равновесная цена

Эластичность спроса и предложения

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спрос (D – demand )представленная на рынке потребность в благах и подкрепленная денежными средствами.

Кривая DD' называется кривой спро­са. Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P – price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Qd = f (1/P);.

 

Количество товара

Рис. Кривая спроса

Объем спроса количество благ, которое покупатель жела­ет и способен приобрести по данной цене в данный период времени

Факторы объема спроса

ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного това­ра, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса);

неценовые:

• доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нор­мальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.

• вкусы потребителей (мода); Проявля­ется «эффект присоединения к большинству».

• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, нацио­нального, религиозного состава покупателей.

• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — суб­ституты и товары-комплементы);

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зави­симость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажи­отажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают уве­личения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (от­ложенный спрос).

 

Кривая спроса представленная в графической форме зави­симость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.

 

Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов — к смещению кр ивой спроса.

Закон спроса рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель со­гласен предложить за единицу товара в данный момент.

Отклонения от закона спроса

• величина спроса на товары первой необходимости при по­вышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низ­шего качества, составляющие большую долю дохода потребите­ля, может возрастать и при повышении цен.

• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");

• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).

 

Для экономического анализа недостаточно определить направ­ление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.