Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-04 | 690 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов, то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.
Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.
В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных. Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е.
Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.
2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.
К таким суффиксам относятся, например, следующие:
Мал о симпатичный, вечн о зелёный.
Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.
а) путём сращения группы слов в одно слово;
Cум а сшедший, ум а лишённый.
б) с использованием первой части – начальной формы слова;
Врем я препровождение, сем я почка.
Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;
Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.
|
3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.
Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.
4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.
-о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.
Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.
Обратите внимание!
1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:
2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о-:
Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.
Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен-).
Ср.: семен о хранилище, семен о водство.
Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.
|
ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.
Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.
Исключения:
Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.
Сорок о ножка, сорок о уст.
Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.
Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.
Обратите внимание!
Элементы анти-, архи-, инфра-, супер-, ультра-, экстра- и др. относятся к приставкам, а не к корням, например: ант и партийный, арх и важный, инфр а красный, суп е робложка, ультр а звук, экстр а ординарный. Запомните их правописание!
Основа и окончание
1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
· Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Ср.: книг а – книг и – книг у.
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
· Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
· рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание - я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
|
· падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание - ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание - и указывает на родительный падеж);
· лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание - ю указывает на 1 лицо, единственное число);
· рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание - а указывает на женский род, единственное число).
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Нет нож а, резать нож ом.
· Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
· Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
· у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);
Стол □, дочь □.
· у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;
Нет сил □, нет дел □, нет солдат □.
· у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;
Весел □, счастлив □.
· у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;
Читал □, пел □.
· у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.
Лисий □, волчий □.
Обратите внимание!
1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения – армий □, предгорий □, блюдец □. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.
|
Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ] ю, арми [ j ] ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й), а в других формах он не получает специального обозначения.
В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).
Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’ j ь] – предгор ий [пр’иэдго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ].
2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.
Ср.: волч ий – волчь [ j ] его, лис ий – лись [ j ] его.
4. Окончание обычно находится в конце слова.
Исключения составляют:
Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь.
В тр ёх ст ах, нет пят и десят и.
Обратите внимание!
Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!
Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-.
Жёлт ый.
Жёлт-изн -а, по-желт-е -ет.
|
6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.
Например: лист □ и листь [ j ]- я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.
Ср.: жд-а - ть и жд - у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс - а); чит-а - ть – чит-аj - ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).
Обратите внимание!
1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (арм ия, сандал ия, революц ия и др.) и среднего рода с финалью -ие (быт ие, напряжен ие, возмезд ие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.
Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем.
2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетари й, санатори й, кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]- я, кра [ j ] -ю, кра [ j ]- ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).
Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол □, конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:
край □, пролетарий □, санаторий □.
7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.
Как ого - то – окончание - ого, основа как.. то; уч ит ся – окончание - ит, основа уч..ся.
Записа - ть, записал - а, запиш - у.
Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал - а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы - ть: записа-.
Обратите внимание!
1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении).
2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся, мы ть ся) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.
3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □/ сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.
4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.
2.10. Словообразование. Основные понятия
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Ночь, стол, читать.
Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол - также непроизводная (она включает только корень стол -).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Брат □, ночь □, стен- а, окн- о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит - и глагольный суффикс - а -. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Обратите внимание!
1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.
Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени - л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита - ть.
2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.
Ср.: пис-а -ть, беж-а -ть, вел-е -ть, реш-и -ть.
Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива- ть) в русском языке очень немного.
Бы -ть, пи -ть, мы -ть, би -ть.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).
Ср.: пи -ть – пьj -ю (чередования в корне пи -/ пj -), мы -ть – моj -ю (чередования в корне мы -/ моj -).
Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.
Ср.: пис-а -ть – пиш -у, беж-а -ть – бег -у.
3) Не забывайте, что постфикс -ся (учи ть ся, мы ть ся) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).
3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Например: ночь □ (производящая основа ноч -) → ночн - ой (производная основа ночн -); чита - ть (производящая основа чита -) → читатель □ (производная основа читатель -).
Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос □, рог □ → нос-о-рог □.
6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а - ть → за-жиг-а-лк - а), так и в усечённом виде (например: рез-а - ть → рез-к - а – усекается глагольный суффикс - а -).
Например, в паре: берёз - а → берез-няк □ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз - и суффикса - ник не совпадают), а в паре: сосн - а → сос-няк □ – конечный согласный производящей основы н (сос н -) и начальный согласный суффикса (- н як) совпадают и накладываются друг на друга.
7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.
Обратите внимание!
Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!
Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).
9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
Однако из этого правила есть исключения.
Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).
Обратите внимание!
1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода.
Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
пе - ть → пе-ни [j]- е (действие по глаголу), береж-лив - ый → береж-лив-ость □ (отвлечённый признак).
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать → защищаться; умыть → умыться.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
пис-а -ть → за-пис-а -ть → за-пис-ыва -ть;
чит-а -ть → про-чит-а -ть → про-чит-ыва -ть.
5) Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо; весёлый → весело.
10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Например, в паре: агит-ирова - ть – агит-атор □ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и [j]- я – истор-ик □. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).
Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и - ть → в-ход □. При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).
Обратите внимание!
1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола – лицо женского пола – производящим является существительное мужского пола:
худож-ник □ → худож-ниц - а («женщина-художник».
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:
реш-а - ть → реш-и - ть.
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
за-пис-а - ть → за-пис-ыва - ть.
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:
бег, торг, выход, осада.
Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:
беж-а - ть → бег □, торг-ова - ть → торг □, вы-ход-и - ть → вы-ход □, осад-и - ть → осад - а.
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
синь, тишь, рань.
Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
син - ий → синь □, тих - ий → тишь □, ран-н - ий → рань □.
2.11. Основные способы словообразования
Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:
А) морфологический способ (с помощью словообразовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.
А) Морфологический способ словообразования
Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.
При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.).
Например:
1. Существительное силач (основа силач -) образовано от существительного сила (основа сил -) с помощью словообразовательного суффикса - ач. Это суффиксальный способ словообразования. Гра
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!