Областей научно-педагогического знания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Областей научно-педагогического знания

2018-01-04 265
Областей научно-педагогического знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из тенденций развития педагогической науки является ее дифференциация. Иногда этим обстоятельством оправдывают возникновение «неопедагогик» (музейная педагогика», «педагогика развития», «педагогика среды», «педагогика сотрудничества», «интерактивная педагогика», «экопедагогика», «педагогика семьи» и др.).

Следует подчеркнуть, что в педагогике отсутствует единая классификация областей научно-педагогического знания. Несмотря на разнообразие возможных подходов к классификации «педагогик» профессор В.М. Полонский считает целесообразным все внутрикатегориальные отношения между понятиями свести к двум основным: логическому («род – вид») и системно-структурному («часть – целое» или «подсистема – система»).

В основе построения классификационной схемы – понимание того, что существует педагогика как суверенная наука, объектом которой выступает образование. В состав педагогики входят: дидактика, теория воспитания, методология педагогики, история педагогики, компаративистика (сравнительная педагогика), управление образовательными системами – это родовые признаки педагогики как самостоятельной научной области, разделы педагогики, выражающие части целого, которые не связаны между собой отношениями соподчинения и не исчерпывают всего сложного целого.

Возрастная, профессиональная, специальная педагогики выступают видовыми по отношению к педагогике как целому. Всё, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде. В этом смысле каждая из них включает дидактику, теорию воспитания, методику, историю, методологию. Каждая «видовая педагогика» делится на составляющие её подвиды. Так, возрастная педагогика включает: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрогогику, герентогогику и др.; профессиональная - спортивную, военную, медицинскую, инженерную и др.; специальная педагогика - тифлопедагогику, сурдопедагогику, логопедия, олигофренопедагогику и др. В данном случае также доминируют «родо-видовые отношения». Каждая из «видовых педагогик» имеет все признаки «вышестоящей» педагогики и включает дидактику, методику, методологию и историю и т.п. соответствующей педагогической дисциплины (отношения «часть – целое»).

 

  1. Объект, предмет, задачи педагогики высшей школы.

С учетом «родо-видовых» отношений между педагогикой и педагогикой высшей школы определим объект, предмет и задачи высшей школы. Объектом педагогики высшей школы как педагогики в целом является сфера образования. Ее предмет – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в высших учебных заведениях. Педагогика высшей школы изучает сущность, выявляет закономерности, разрабатывает содержание педагогического процесса в вузе, а также методы, формы, технологии его проектирования и осуществления, критерии его качества и эффективности.

Сформулируем задачи педагогики высшей задачи, исходя из функций, которые выполняет педагогическая наука.

· Анализ, изучение, обобщение и оценка передового, новаторского педагогического опыта.

· Теоретическое изучение, раскрытие сущности педагогических явлений, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей педагогического процесса в вузе, определение его целей и задач.

· Выявление состояния педагогических явлений, условий успешности или эффективности деятельности преподавателей и студентов.

· Разработка содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, новых педагогических систем и технологий, основ инновационной педагогической деятельности.

· Разработка на основе теоретических концепций соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных и методических пособий, методических рекомендаций и т.п.).

· Внедрение достижений педагогической науки, результатов педагогических исследований в образовательную практику вуза с целью ее совершенствования или преобразования.

· Оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания в вузе, последующая коррекция взаимодействия науки и практики.

· Научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами и системами вуза, реформирования системы высшего образования.

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых дидактических конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии студентов. Многие дидактические разработки, выполненные для нужд вузовского обучения, создаются в двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского, институтского познавательного труда переносится в школу и оказывается средством обновления школьного учебного процесса.

Вторая специфическая особенность педагогики высшей школы состоит в ее преемственности со школьной педагогикой. Многие теоретические истины обучения и воспитания будущих специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания отражают законы преемственности общего и профессионального образования. Общепризнано, что педагогика школы как наиболее развитая область научного знания есть источник обогащения других педагогических дисциплин.

Среди современных научных проблем, которые ждут своей разработки, к числу актуальных относят создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми — субъектно ориентированными. Иначе говоря, приспособленным к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образования (специалист, магистр), довузовскому опыту, набору педагогически профессионально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, приведет к замене стиля взаимоотношений преподаватель-студент.

Исследователи высшего образования подчеркивают, что лишь в последние десятилетия во многих странах (Беларуси, России, Германии, США и др.) стали обращать внимание на педагогическую составляющую деятельности преподавателей высшей школы. До сих пор продолжается дискуссия о том, что первично в деятельности преподавателя — исследование (получение новых знаний) или преподавание (трансляция знаний). Вместе с тем, очевидны следующие изменения отношения научно-педагогического сообщества к проблеме подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы, а именно:

— «наряду с наличием профессиональной квалификации, научной степени (для штатных преподавателей) получает развитие дополнительная квалификация в области психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов;

— проявляется стремление к четкому определению условий доступа к преподавательской деятельности и критериев соответствия уровня профессионально-педагогической компетентности; вводится процедура оценивания педагогической компетентности преподавателей вузов.

 

  1. Методологические основы педагогики высшей школы

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.