Понятие о методологии науки и ее функциях — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие о методологии науки и ее функциях

2018-01-04 193
Понятие о методологии науки и ее функциях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из наиболее динамично развивающихся областей научно-педагогического знания является методология педагогики. Методология науки (по Э.Г. Юдину) - есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Основными задачами методологии является выявление сущности компонентов научного исследования (объекта, предмета, проблемы и задач, совокупности исследовательских средств и процедур, необходимых для решения задач данного типа и др.), определение логики и критериев качества исследовательской работы.

Основная функция методологии – нормативная. Однако методологи отмечают, что методологическое знание выступает не только в нормативной, но и в дескриптивной форме. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой норм (предписаний), регулирующих научную деятельность. Нормативное методологическое знание выполняет следующие функции: обеспечивает методологически корректную постановку научной проблемы в содержательном и формально-логическом аспектах; выступает в качестве интеллектуальной техники научной деятельности (отражает средства решения научных проблем); оптимизирует организацию научного исследования. Дескриптивный анализ связан с ретроспективным описанием осуществленных процессов научного познания: тенденций и форм, методов, понятийно-терминологического аппарата, логики и объяснительных схем.

 

5.2.Уровни методологического знания

В структуре методологического знания ученые (В.А. Лекторский, В.С. Швырев, Э.Г. Юдин), выделили следующие уровни: философская методология, уровень общенаучных принципов и форм исследования, конкретно-научная методология, уровень методики и техники исследования. В последнее время исследователи также выделяют уровень методологии гуманитарных наук, включающего специфические для гуманитарного познания методологические подходы: антропологический, культурологический, аксиологический, феноменологический, герменевтический. Данные подходы (как и философские концепции, общенаучные подходы) конкретизируются на конкретно-научном уровне методологии с учетом специфики педагогического исследования.

Философский уровень методологии составляют общие принципы познания, категориальный аппарат науки в целом, а также различные философские концепции: диалектический материализм, экзистенциализм, философская антропология, прагматизм, постмодернизм и др. В целом методологические функции выполняет вся система философского знания.

В основе интеллектуального движения постмодернизма – критика гиперрационализма, признание множественности истин, плюрализм мировоззренческих стилей, позиций, идей, концептуальных схем, их диалог, взаимодействие и взаимообогащение; самоценность и равнозначность всех компонентов и элементов культуры; признание уникальности опыта, человеческой субъектности и субъективности, актуализация их развития и др. В контексте идей постмодернизма:

· одной из задач педагогических исследований (педагогической науки) является проектирование полифонических образовательных систем, создающих возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий как условие развития генетического потенциала каждого конкретного человека, учитывая пол, возраст, анатомические и психологические особенности, задатки и способности, потребности, мотивы, интересы, многообразие его культурного бытия, создающих условия для того, чтобы каждый человек мог познать «собственную идентичность и собственное предназначение», мог сформировать собственную иерархию общечеловеческих ценностей, гуманистических смыслов, согласующихся с его уникальностью;

· отрицается возможность существования единственно возможной, универсальной модели образования, как бы рационально она не обосновывалась, какой бы логически стройной не казалась;

· образовательный процесс (ценности, цели, средства, результаты) плюралистичен; вариативные образовательные модели признаются самоценными; они не столько конкурируют, сколько взаимодополняют друг друга; образовательный процесс призван актуализировать субъектность воспитанника как творца собственного развития; целевыми приоритетами образования является не только социализация человека, но и его индивидуализация; образование призвано помочь человеку осознать собственную уникальность, помочь в культурном, ценностном, жизненном, профессиональном самоопределении, в выборе смысла жизни, самореализоваться с учетом собственных потребностей и потенций, обеспечивая возможность выбора уникальной образовательной траектории.

Общенаучный уровень методологии представляют общенаучные концепции, которые выполняют методологические функции и выступают нормативным основанием исследований в рамках большинства научных дисциплин (кибернетический, системный, синергетический и др. подходы; исследования в области логики и методологии науки, которые связаны с анализом языка науки, способов построения научных теорий, логико-методологических особенностей таких общенаучных процедур и приемов, как идеализация, формализация, моделирование и др.; подходы к определению типологии научных исследований, их логики и методологических характеристик: проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и др.).

Уровень методологии гуманитарных наук. Данный уровень методологии составляют наиболее адекватные природе социально-гуманитарного познания подходы (антропологический, культурологический, аксиологический, феноменологический, герменевтический).

Культурологический подход основан на:

- понимании образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами, направлены на развитие и саморазвитие индивидуальности ребёнка, способности к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей;

– отношении к обучающемуся как субъекту жизнетворчества, способному к культурному развитию и самоопределению; отношении к педагогу как посреднику между воспитанником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать поддержку в его индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; отношении к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

– понимании школы как культурно-образовательного пространства, где осуществляется диалог с культурой, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Основными ценностями личностно ориентированного образования культурологического типа выступают: человек как субъект культуры, жизнетворчества и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, «растящая и питающая личность», придающая её жизни культурные смыслы; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве. В контексте культурологического подхода образование выступает как компонент культуры. Однако образование посредством человека как субъекта культуры определяет вектор развития культуры. На современном этапе развития науки культура (система) и образование (подсистема) понимаются интегративно: образование интегрируется в культурное пространство, а культура – в образовательное. Образование выполняет следующие культурные функции: гуманистическую – сохранение и развитие психического, физического, генетического здоровья воспитанников, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности; культурообразующую – сохранение, трансляция, воспроизводство и развитие культуры средствами образования; социализации – освоение и воспроизводство индивидом социального опыта (продуктами социализации выступают личностные смыслы, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое «ядро» мировоззрения).

В контексте культурологического подхода разработана культурологическая модель содержания образования (И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.), в которой содержание образования представлено как педагогически адаптированный социальный опыт, адекватный по структуре человеческой культуре. Содержание образования включает следующие компоненты.

· Опыт познавательной деятельности (знания: категории, понятия, термины, факты, гипотезы, концепции, законы, теории и др.; знания о способах деятельности, методах научного познания, нормах и моделях поведения);

· Репродуктивный опыт в форме умений действовать по образцу, алгоритму;

· Опыт творческой деятельности (применение знаний и умений в «новой» ситуации; выявление новой проблемы в стандартной ситуации; установление целостной структуры объекта; видение новой функции объекта; поиск альтернативных способов решения и самого решения проблемы; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности в новые способы);

· Опыт эмоционально-ценностных отношений (только знания, прошедшие сквозь призму человеческих переживаний, переосмысленные применительно к своему «Я», становятся реальным стимулом и регулятором человеческой жизнедеятельности; опыт проявления личностной позиции в ситуациях выбора, неопределенности, реальной ответственности, оценки, рефлексии (В.В. Сериков)).

Конкретно-научная методология – система принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике или психологии. В педагогической науке – это личностно ориентированный (В.В. Сериков), субъектно-деятельностный (В.А. Сластенин), экогуманитарный и др. подходы. Методология специальной науки включает в себя не только содержательные элементы предыдущих уровней (например, системный, культурологический и др. подходы или моделирование в педагогических исследованиях), но и проблемы специфические для научного познания в данной области: проблема соотношения педагогики и психологии, педагогики и философии; проблема разработки критериев научности исследований в области педагогики. В педагогических исследованиях методологическую функцию выполняют теоретические концепции, разработанные как в области педагогики, так и психологии и др., например, культурологическая концепция содержания общего среднего образования (И.Я. Лернер, В.В. Краевский), концепция когнитивных стилей (М.А. Холодная).

Уровень методики и техники исследования – это набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала, его первичную обработку, с целью включения в массив научного знания. Данный уровень методологии в педагогических исследованиях представлен системой взаимодополняющих и детерминирующих друг друга теоретических и практических методов: моделирование, монографический метод, педагогический эксперимент, опытная работа, педагогический консилиум, педагогическое прогнозирование, обобщение педагогического опыта, методы математической статистики и др.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.