Психологическая структура школьного класса — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Психологическая структура школьного класса

2018-01-04 831
Психологическая структура школьного класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о структуре взаимоотношений

Личные взаимоотношения - это динамическая система сложной структуры, где каждый ученик занимает определенное место в конкретный отрезок времени. Система личных взаимоотношений оказывает существенное влияние на формирование ученической группы. На почве личного доверия и симпатии лучше и легче строятся деловые отношения. Одновременно хорошая организация совместной деятельности членов коллектива способствует укреплению и углублению личных симпатий между детьми, делает их более устойчивыми.

Система личных взаимоотношений не совпадает полностью с отношениями «ответственной зависимости». Следовательно, и структуры этих взаимоотношений не могут абсолютно соответствовать друг другу. Если организационная структура класса зависит от распределения общественных поручений и выявляется очень просто, то проникнуть в структуру личных взаимоотношений можно только при помощи специальных методов. Зная структуру личных взаимоотношений, педагог сможет учитывать ее в своей воспитательной работе, воздействовать на нее, при необходимости перестраивать.

Для наглядного изображения структуры личных взаимоотношений удобно использовать социограмму, или карту групповой дифференциации.

На обобщенной карте групповой дифференциации дети располагаются согласно их среднему положению в системе личных взаимоотношений. Для графического представления структуры взаимоотношений авторы использовали понятие устойчивого выбора - предпочтение, которое неизменно оказывается тому или иному ученику. Конкретные случаи устойчивого выбора изображаются в виде разнообразных линий. Карта позволяет определить тенденции общения, характерные для каждого ученика данного класса; показывает, к кому из одноклассников тяготеет ребенок, встречает ли он взаимность, кто из ребят связан постоянной взаимной симпатией и т. д. Соединяя воедино положение каждого ребенка и его постоянный выбор, карта дает картину взаимоотношений между детьми, занимающими разное положение в системе личных взаимоотношений.

Круг желаемого общения - базовое понятие, охватывающее основные типы личных взаимоотношений (отношения взаимные, невзаимные, с неустойчивой взаимностью). В каждом классе для каждого ученика существуют три круга общения.

О первом круге желаемого общения

В наиболее важный для ребенка круг входят одноклассники, являющиеся для него объектом устойчивого выбора, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто симпатизирует данному школьнику, их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. первый круг желаемого общения отсутствует. Как частный случай в первый круг общения попадает и группировка.

Обобщенные карты групповой дифференциации, или схемы первого круга желаемого общения, дают наглядное представление этого круга для каждого ученика в отдельности. Эти данные помогают педагогу и психологу понять направление и характер влияния учеников друг на друга, выявить причины некоторых особенностей в поведении отдельных учеников и, если необходимо, наметить мероприятия для изменения общения школьников. Знание первого круга общения может открыть пути для планомерного и целенаправленного формирования личных взаимоотношений между детьми.

Анализ объема первого круга желаемого общения для учеников изученных классов позволяет сделать следующие выводы.

1. В каждом классе есть дети, не имеющие первого круга желаемого общения, т.е. те, у кого в коллективе нет устойчивых привязанностей, постоянных товарищей, детей, которые вызывали бы устойчивую симпатию, что говорит об отклонениях во взаимоотношениях этих учеников с одноклассниками.

2. Обнаруживается возрастная зависимость: чем старше дети, тем шире у них первый круг желаемого общения, тем с большим числом одноклассников они стремятся установить близкие отношения.

3. Объем первого круга общения зависит также от воспитания: чем лучше организована совместная деятельность детей, чем лучше ведется в классе воспитательная работа, тем больше устойчивых связей завязывается между учениками, тем к большему числу одноклассников школьник испытывает постоянную симпатию.

Педагог, не имеющий представления об особенностях личных взаимоотношений внутри класса, вряд ли окажется способным сплотить дружную детскую группу, так как структура личных взаимоотношений и структура коллектива постоянно взаимодействуют, влияют друг на друга и сближаются тем сильнее, чем лучше организована совместная деятельность детей.

О втором круге желаемого общения

По данным многочисленных наблюдений и экспериментов, первый круг желаемого общения встраивается в более широкий второй круг.

Но далеко не все выборы устойчивы. Все одноклассники, в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию, составляют второй круг общения. Для объективной характеристики необходимо установить, кого из одноклассников выбирал каждый ученик на протяжении всей экспериментальной работы.

Закономерно, что ученик может находиться в реально близких отношениях с определенной частью одноклассников. Исходя из понятия второго круга общения, можно считать, что психологической основой первичного коллектива становится та часть общего коллектива, где все ученики взаимно составляют второй круг желаемого общения. По-видимому, школьный класс, состоящий из 30-40 учеников, не может считаться первичным коллективом. Класс - коллектив производственный, тогда как роль первичного коллектива, первичной группы играют более мелкие структурные единицы.

Итак, основными понятиями, характеризующими структуру личных взаимоотношений, следует считать понятия кругов желаемого общения, которые имеют подвижные границы. Эти круги общения органично взаимодействуют и с наиболее широким - третьим кругом общения, идентичным понятию класса. Наконец, дети вступают в личный контакт и с учениками других классов, школ и т. д.

Структура личных взаимоотношений и организационная структура школьногокласса

Наряду со структурой личных взаимоотношений между детьми в классе в каждом коллективе есть и своя организационная структура. В классе это органы ученического самоуправления, староста и т. д.

Коллектив - это группа, сплоченная на основе общечеловеческих ценностей и обеспечивающая своим членам эмоциональное благополучие.

Если в классе звено - действительно первичная группа, можно ожидать, что наличие звеньевой дифференциации окажет воздействие и на структуру личных взаимоотношений. В экспериментах влияние звеньевой структуры можно определить, подсчитав, сколько выборов дети отдали членам своего звена, и соотнеся эти данные с общим числом выборов.

В каждом классе по три звена, в каждом звене примерно равное число человек, т.е. около трети класса. Отсюда ясно, что некоторые дети могли случайно отдать членам своего звена треть всех выборов. Если принять общее число выборов, сделанных в экспериментах, за 100%, то эта случайность выразится в 33% выборов. Но процент предпочтений, оказанных членам своих звеньев, составил в среднем 24%, почти не меняясь от эксперимента к эксперименту. Следовательно, есть основание утверждать, что звеньевая дифференциация не оказывает в целом сколько-нибудь ощутимого влияния на структуру личных взаимоотношений.

По результатам различных исследований, организационная структура может не совпадать со структурой личных взаимоотношений. Отсутствие между членами звена дружеских отношений, взаимных симпатий свидетельствует о слабости этих первичных коллективов. Наиболее благоприятной с психологической и с педагогической точки зрения была бы ситуация, при которой организационная структура коллектива и структура личных взаимоотношений в общем бы совпадали. Чем более коллектив организован, тем ближе друг к другу его организационная структура и структура личных взаимоотношений между учениками.

Подтверждение тому мы получим после определения в системе личных отношений тех учеников, которые официально занимают руководящие посты в коллективе. Анализ удобно проводить по обобщенным картам групповой дифференциации.

Сравнивая положение актива в структуре взаимоотношений, отметим, что в лучше организованном классе:

1) актив занимает центральное положение в структуре личных взаимоотношений;

2) между детьми-активистами есть взаимные устойчивые связи;

3) дети-активисты - объекты постоянного выбора для многих одноклассников;

4) между детьми значительно больше постоянных взаимных связей;

5) дети чаще являются друг для друга объектами устойчивого выбора.

Наблюдения показывают, что создан подлинный актив, пользующийся уважением и доверием всего класса. Положение учеников в системе личных взаимоотношений в основном соответствует той официальной роли, которую они выполняют в системе ответственной зависимости в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод: чем выше уровень развития группы, тем больше структура личных взаимоотношений соответствует ее организационной структуре.

Деловые и личные отношения не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда в деятельном классе, где хорошо налажено выполнение различных коллективных дел и ученики достаточно требовательны друг к другу, обнаруживается явное разобщение в плане личных взаимоотношений. Благоприятные личные взаимоотношения необходимо специально воспитывать.

Расхождения при выборе (ученики, чаще всего выбираемые, - не активисты, а последние оказываются непринятыми или даже изолированными) психологически объяснимы. Качества, обеспечивающие хорошее положение в системе личных отношений, и качества, необходимые организатору-активисту, не всегда совпадают.

Способного организатора отличают следующие свойства личности: общественная активность, психологическая избирательность, критичность, такт, общий уровень развития, инициативность, требовательность, склонность к организаторской деятельности, практичность, самостоятельность, наблюдательность, самообладание, общительность, настойчивость, активность, работоспособность, организованность (Л.И. Уманский). Сравнение свойств лидера с качествами, обеспечивающими ученику наивысшее положение в системе личных отношений, выявляет немного совпадений. Но с другой стороны, хороший организатор должен быть не «пренебрегаемым», «изолированным» или «отвергнутым». Нелюбовь и отвержение активистов в коллективе говорит о явных педагогических просчетах. С одной стороны, у активистов действительно могут возникнуть отрицательные черты, за которые их заслуженно недолюбливают сверстники, с другой - общественный климат в классе может быть таков, что хорошие ребята незаслуженно остаются в тени.

Нередко педагоги выдвигают в актив детей, которые не могут быть организаторами, как нередко и то, что у детей-организаторов отрицательные черты (грубость, нечуткость, хвастливость) проявляются именно из-за ошибок педагога. Объективно это свидетельствует о том, что деформация личности начинается у будущих власть имущих уже в школьные годы.

Стремление аффективных школьников к руководящему положению, которое нередко удовлетворяется, поскольку другие дети его не обнаруживают, может привести к парадоксальному явлению: руководят в коллективе те, кого сами ученики не принимают. В школе существуют все объективные условия для того, чтобы структура личных взаимоотношений соответствовала структуре коллектива. Создавая организационную структуру школьного класса, необходимо учитывать уже сложившиеся личные взаимоотношения между учениками, зависящие от организации совместной деятельности детей. В деле сближения личного и общественного педагогу должно помочь знание структуры личных взаимоотношений, а также фактически существующих соотношений между этой структурой и организационной структурой класса.

 

Отношения между мальчиками и девочками

Уже дошкольники выбирают партнера для различных видов деятельности с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки - девочек. Значительное число предпочтений (до 30 %) в то же время оказывается смешанным. В школьных классах фактически существует две структуры личных отношений - мальчики и девочки. Наиболее характерные особенности в отношениях между мальчиками и девочками, выявленные в ходе экспериментов:

1. Мальчики и девочки в третьих и в шестых классах разобщены: взаимные выборы встречаются крайне редко.

2. Как правило, мальчики чаще выбирают девочек, а не наоборот.

3. Распространенная боязнь мальчика обнаружить свою симпатию к девочке, и наоборот.

При этом на экспериментальный блок «Выбор в действии» приходится от 100 до 62% всех выявленных межполовых симпатий, а эксперимент «Выбор товарища по парте» обнаруживает самые скромные показатели. Но дело не только в застенчивости и боязни обнаружить свою симпатию к представителю противоположного пола. «Выбор товарища по парте» предполагает проявление симпатии к товарищу, с которым хотелось бы вместе заниматься постоянным делом. «Выбор в действии» - разовое проявление симпатии к однокласснику.

При некотором изменении инструкции эксперимент «Выбор товарища по парте» также может более полно выявить взаимоотношения мальчиков и девочек (если выбор товарища по парте сочетается со школьной традицией, боязнь «обнаружения отношений» обычно снижается).

Текст инструкции: «Ребята, в следующий понедельник я хочу рассадить вас, учитывая ваши желания. Как вам известно, в наших классах обычно за каждой партой мальчик сидит с девочкой, и наоборот, и мы должны соблюдать эту традицию. Поэтому каждая девочка должна написать фамилию того мальчика, с кем бы хотела сидеть в первую очередь; потом фамилию того, с кем бы желала сидеть, если с первым не получится; потом фамилию того, с кем бы села, если не удастся посадить ее ни с первым ни со вторым. Те же условия относятся и к мальчикам».

4. Чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений.

По всей вероятности, здесь находит свое проявление следующая общепсихологическая тенденция: не находя удовлетворения своей потребности в общении с представителями своей среды, человек стремится удовлетворить эту потребность в какой-либо иной, отличной среде. Функцию иной среды в данном случае выполняют одноклассники противоположного пола.

Разобщенность между мальчиками и девочками, как правило, свидетельствует о некоторых просчетах. Педагог, сам того не замечая, опирается либо на тех, либо на других. Дружбе мальчиков и девочек мешают различные непродуманные виды соревнований.

Отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.