Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2018-01-04 | 341 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
Тема: Фонемно-фонетический уровень и его значение для языка
I. Теоретическая часть
Терминологический аппарат: единицы фонетического уровня языка: сегментные (линейные), суперсегментные (нелинейные); аспекты изучения звуковых единиц в фонетике: функциональный, артикуляторный, акустический и перцептивный; транскрипция; гласные; согласные; вокализм; консонантизм; артикуляция; комбинаторные изменения звуков; изменения звуков в потоке речи; аккомодация; ассимиляция; диссимиляция; редукция; фонология; фонема; звук речи; звук языка; аллофон; перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции; сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции; архифонема; гиперфонема; слог; теория слога; типы слогов; фонетическое слово; интонация; такт; фраза.
|
II. Лабораторная часть
Затранскрибируйте текст.
На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми, некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.
Затранскрибировать слова, обратить внимание на редукцию гласных в безударном положении. Существует ли разница в редукции гласных после твердых и мягких согласных?
Говор – разговор – выговор – говорит; (минеральные) воды – (хочу) воды – вод – водичка – водоворот – водяной; огненный – огонь – огнеупорный – с огоньком; дорог – дороже – дорогой – дороговизна; падал – падение – выпад; подарок – подарить – даровой – дармоед; перелаз – лазейка; слез – слезай – вылез; слез – слеза – слезоточивый – прослезился; след – выследил – следопыт; слет – слетая – вылет; лед – ледовый – наледь – ледокол; слит – литая – вылит; глядя – глядит – выглядят; пять – пяти – пятилетка – пятиэтажный; петь – петух – запевать; пить – запивать; пятиться – под пятой – выпятил; жернов – жернова; желудь – желудевый.
|
Чем различается произношение начального согласного в словах там и тут?
8. Сколько звуков в составе русской словоформы браться! Одинаково ли ее произношение с произношением словоформы братца!
В словоформе сядьте — шесть букв. А сколько в ней звуков?
Чем различается произношение последнего согласного в словах шифер и шифр?
11. Одно из стихотворений поэта-сатирика Д.Д. Минаева (1835—1889) заканчивается такими строками:
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
III. Развивающая часть
1. Сравните произношение обращений типа Петь! Том! Кость!, распространенных в разговорной речи, с произношением слов петь, том, кость. В чем различия между ними?
2. Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант и в художественной литературе, например у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане»:
А какое ж это диво? —
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой...
Почему старое заимствование из греческого языка океан превращается в русской речи в окиян! Случаен ли этот факт?
3. Прочитайте следующие сложносокращенные слова, возникшие в русском языке в различное время. Какое из слов по фонетическим причинам выпадает из общего ряда?
Фининспектор, Вест-Индия, Коминтерн, Совинформбюро, Политиздат, пединститут, техинструктаж, госимущество.
4. Англичанин (или немец, или француз) будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? С какими свойствами русского звука [ч] это связано?
5. В книге «Ни дня без строчки» Юрия Олеши так говорится о пушкинской строке И пусть у гробового входа...: «Пять раз подряд повторяющееся «о» — «гробового входа». Вы спускаетесь по ступенькам под своды, в склеп. Да, да, тут под сводами — эхо!»
IV. Экспериментальная часть
1. Вы позвонили приятелю, тот поднял трубку — и вы догадались, что оторвали его от стола: он завтракал или, скажем, обедал. По каким признакам вы догадались об этом?
2. Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а-а, а не и, у и т.п.?
|
3. Прочитайте отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Дом-музей»:
Здесь он умер. На том канапе,
Перед тем прошептав изреченье
Непонятное: „Хочется пе..."
То ли песен? А то ли печенья?
Кто узнает, чего он хотел,
Этот старый поэт перед гробом!
Прокомментируйте с лингвистической точки зрения последние слова умиравшего поэта. Что могло означать неоконченное пе...? Можно ли здесь, в частности, допустить словоформу печенья?
4. В словах сон и слон гласная фонема <о> — разного происхождения. Можно ли это доказать, не выходя за пределы современного русского языка?
5. Представьте себе, что вы произносите слово дядя. Что случится со звуком [д'] (дважды), если вы при его произнесении «отключите» голосовые связки? А если, не отключая голосовых связок, вы опустите увулу (язычок, которым оканчивается нёбо) и тем самым приоткроете для воздушной струи проход в носовую полость? Как изменится звучание всего слова?
V. Творческая часть
В свое время Н.В. Гоголь так рассуждал об ответственности писателя в обращении со словом:
…Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще. <…>
Потомству нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело. Оно не станет разбирать, кто толкал его под руку: близорукий ли приятель, подстрекавший его на рановременную деятельность, журналист ли, хлопотавший только о выгоде своего журнала. Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни журналистов, ни собственную его бедность и затруднительное положение.
1844. О том, что такое слово. Соч., т.VIII, стр. 229.
Литература
Основная
1. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. - М., 1979.
2. Русская грамматика. - М.: Наука, 1998. Т.1, Раздел «Фонетика и фонология».
3. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. 2-ое изд.- М.:1989.
4. Современный русский язык. 2-е изд., испр. И доп./Под общей ред. Л.А. Новикова. - СПБ., 1999.
5. Современный русский язык. Сборник упражнений. /Под ред. В.А. Белошапковой. -М., 1990.
|
6. Современный русский язык: Анализ звуковых единиц./Под ред. Е.И. Дибровой. Часть 1. М.,1995.
Дополнительная
1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. - М.: 1974.
2. Бондарко Л.В. Звуковой строй русской речи. - М.: 1977.
3. Брызгунова Е.А. Звуки интонации русской речи. – М.: 1983
4. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. - М.: 1970.
Энциклопедия «Русский язык»/ Московский издательский дом, БРЭ, Изд. 2-ое перераб. и доп - М., 1997
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
Тема: Фонемно-фонетический уровень и его значение для языка
I. Теоретическая часть
Терминологический аппарат: единицы фонетического уровня языка: сегментные (линейные), суперсегментные (нелинейные); аспекты изучения звуковых единиц в фонетике: функциональный, артикуляторный, акустический и перцептивный; транскрипция; гласные; согласные; вокализм; консонантизм; артикуляция; комбинаторные изменения звуков; изменения звуков в потоке речи; аккомодация; ассимиляция; диссимиляция; редукция; фонология; фонема; звук речи; звук языка; аллофон; перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции; сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции; архифонема; гиперфонема; слог; теория слога; типы слогов; фонетическое слово; интонация; такт; фраза.
|
II. Лабораторная часть
Затранскрибируйте текст.
На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми, некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!