Тема 6. Культура ораторской речи. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 6. Культура ораторской речи.

2018-01-04 286
Тема 6. Культура ораторской речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели практического занятия: знать основные особенности ораторского искусства как явления социального; научиться готовить выступление и уметь произнести речь, соблюдая все этапы, методы, факторы и принципы ораторского мастерства.

Вопросы

1. Что значит владеть речью? Как это понимал А.В. Луначарский? Какие определения понятию «ораторская речь» дают известные исследователи языка?

2. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите его основные особенности как социального явления.

3. Опишите основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и слушателями. Что такое «композиция речи»?

4. Какие три вопроса стоят перед оратором? Надо ли писать речь? Какова роль репетиции в подготовке к выступлению? Как следует произносить речь?

5. Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения?

6. Логическое ударение, речевой такт, виды пауз, интонационные конструкции в ораторской речи.

7. Расскажите о выступлениях известных людей (биолог А.Л. Чижевский, историк С.М. Соловьева и др.).

Задания

1. Подготовить выступление в соответствии со всеми требованиями ораторского искусства. Тема выступления: «Культура речи – часть общей культуры человека».

2. Подготовьте материал для дискуссии на заинтересовавшую вас тему:

«Есть ли стыдные профессии?»

«Нужна ли свободная посещаемость занятий?»

«Нужна ли обществу реклама?»

«Способна ли исправить тюрьма?»

3. Составьте текст поздравительного письма, адресованного директору фирмы, и сравните с поздравительными текстами, которые вы обычно адресуете своим близким (структура, выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).

4. Выписать из толкового либо орфоэпического словаря 10 слов, допускающих два равноправных ударения. Составить с ними предложения.

11. Подобрать определения к существительным: жабо, Осло, фортепьяно, бандероль, харчо, жалюзи, домино, портмоне, бюллетень, Токио, купе, ВМФ, «Известия».

5. Выписать из толкового словаря 10 слов, имеющих пометы разного характера: устар., высок., книж., разгов., простореч., спец., вульгарн., бран. и т.п. и указать в текстах каких стилей они уместны.

6. Определить род имен существительных, подобрать определения к данным существительным: боа, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янзцы, шампунь, кофе, КубГТУ.

7. Объяснить значения следующих слов и составить с каждым из них словосочетание или предложение: ультиматум, дайджест, тотальный, бестселлер, триумф, дискуссия, компиляция, апелляция, аншлаг, рекламация.

8. Подобрать русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения: вердикт, афера, бартер, анестезия, антагонизм, интерпретация, имидж, консенсус, остракизм, респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр.

9. Выполнить задания № 16, 40, 56 - Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 407-419.

Рекомендуемая литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005, с.211-267.

2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2004.

3. Культура русской речи / Под ред. проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. – М., 2000, с.149-168.

4. Авджан Ф.В., Мартыненко Л.В. Основы мастерства публичного выступления. – Новороссийск, 2001.

5. Былинский К.И. Язык газеты. – М., 1997.

6. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. –М., 1990.

7. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. – М: Интер-эксперт, 1999. – 256с.

8. Ключевский П.А. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1991.

9. Речи известных русских юристов. – М., 1985.

Словари и справочники

1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И.Аванесова. (Начиная с 5-го издания).

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. (Любое издание).

3. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. - СПб., 1998.

4. Словарь иностранных слов. – М., 1988.

5. Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.

6. Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. – СПб, 1995.

7. Большой орфографический словарь русского языка. Под ред. С.Г.Бархударова и др. – М., 1999.

8. Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И.Б.Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2004.

4 Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа – важный существенный этап в обучении студентов. Она нацелена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, которую они выполняют по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его прямого участия.

Самостоятельная работа студентов необходима не только для усвоения дисциплины «Русский язык и культура речи», но и для формирования навыков самостоятельной работы, как в учебной, так и профессиональной деятельности. Каждый студент учится самостоятельному решению проблем, нахождению верных решений.

Самостоятельная работа включает те разделы курса, которые не получили достаточного освещения на лекциях.

Самостоятельная работа предусматривает:

- изучение конспектов лекций;

- поиск литературы по изучаемым темам, составление библиографических списков;

- изучение дополнительных дидактических материалов к курсу;

- конспектирование учебной и научной литературы;

- работу в компьютерном классе с электронной базой данных по дисциплине «Русский язык и культура речи»;

- выполнение заданий самостоятельной работы: написание рефератов и эссе, выполнение тренировочных упражнений.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи состоит из:

1) определения учебных единиц, которые студенты должны изучить самостоятельно;

2) определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

3) определения контрольных материалов, представляющих собой комплексы заданий, направленных на проверку практических умений студентов, а также на закрепление навыков работы с лексикографическими справочниками, выработку навыков редактирования;

4) определения необходимой учебной и дополнительной научной литературы, обязательной для проработки и изучения;

5) организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

В рамках самостоятельной работы каждый студент должен подготовить реферат и написать эссе на предложенные преподавателем темы.

Указания по написанию реферата. Реферат – это одна из форм организации самостоятельной работы студентов. Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации. Он состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта. Студент имеет право самостоятельного выбора темы реферата в соответствии с примерной тематикой. В своем реферате студент излагает различные точки зрения по затронутым в работе дискуссионным вопросам и полемику ведущих специалистов по изучаемой теме, делает соответствующие выводы и определяет свое мнение по указанной проблеме.

Объем реферата должен составлять примерно 12-15 листов печатного текста. План реферата студент разрабатывает самостоятельно или использует образцы примерных планов рефератов. В конце реферата приводится список используемой литературы (не менее пяти источников). План реферата обязательно содержит введение и заключение.

Студент защищает реферат в аудитории перед группой на практических занятиях.

Указания по написанию эссе. Эссе - это самостоятельная письменная работа студенту на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Каждому студенту необходимо написать два эссе, выбрав темы из ряда предложенных.

Объем эссе должен составлять примерно 1-2 листа печатного текста.

Самостоятельная работа предполагает выполнение контрольных заданий (работ), которые дадут возможность студентам и преподавателю оценить степень практических навыков, полученных при изучении курса. Выполнение контрольных заданий является обязательным для всех студентов.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый.

 

5 Перечень тем, выносимых на самостоятельное изучение

Тема 1. Речевая деятельность. Русский литературный язык как средство общения. (4 часа)

Русский язык среди других славянских языков. История становления русского языка. Формирование литературного языка. Роль М.В. Ломоносова. Споры о путях развития русского литературного языка (карамзинисты и шишковисты). Значение творчества А.С. Пушкина для современного литературного языка.

Речь как деятельность. Структура речевой деятельности: подготовка высказывания, структурирование высказывания, переход к внешней речи.

Литература [1, 3, 4, 15].

Тема 2. Речевое общение. Эффективность речевой коммуникации. (4 часа)

Речевое событие: дискурс и речевая ситуация. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей. Основы эффективной речевой коммуникации. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации.

Литература [1, 3, 4, 13, 18, 19, 24].

Тема 3. Функциональные стили русского литературного языка. Научный стиль в системе русского языка. Языковые нормы учебной и научной сферы деятельности. (4 часа)

Факторы, влияющие на выделение функциональных стилей русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Сфера функционирования научного стиля; подстили; жанры. Терминирование слов общелитературного языка. Лексические заимствования и интернационализации в терминологии. Использование сложносокращенных слов, аббревиатур, символов. Экстралингвистические особенности научного стиля.

Литература [1, 3, 4, 28].

 

Тема 4. Официально-деловой стиль в системе русского языка. (8 часов)

Ситуации делового общения и их компоненты. Этапы делового диалога. Стратегия и тактика проведения деловых бесед и переговоров. Культура делового телефонного разговора. История русского делового письма. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

Литература [1, 3, 4, 10, 11, 23, 28].

Тема 5. Культура речи. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет. (8 часов)

Историческая смена норм литературного языка. Орфоэпические нормы. Особенности произношения гласных и согласных в русском языке. Особенности русского ударения (силовое, свободное, подвижное). Исторические причины колебания в ударении. Работа над акцентологическим минимумом.

Склонение и употребление числительных. Сложные случаи в координации, согласовании, управлении. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка. Неологизмы, заимствования, ненормативная лексика: сферы их употребления.

Международный речевой / деловой этикет.

Литература [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 21, 22, 25, 26, 27].

Тема 6. Культура ораторской речи. (8 часов)

Внешний облик оратора, поведение, манеры, позы. Этика публичных выступлений. Взаимоотношения оратора и аудитории. Ораторские приемы, поддерживающие внимание аудитории.

Литература [1, 2, 3, 4, 9, 14, 16, 20].

6 Реферативная форма самостоятельной работы


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.