Раздел III. Психология высшей школы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел III. Психология высшей школы

2018-01-04 329
Раздел III. Психология высшей школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 10. Психология учения и обучения студентов

1. Понятия «усвоение», «учение», «обучение», «учебная деятельность». Структура ситуаций «учения-обучения».

2. Деятельность учения в студенческом возрасте. Сравнительный анализ организации учения в школе и в вузе. Учебная, квазипрофессиональная и учебно-профессинальная деятельность студента высшей школы. Проблемы студентов-первокурсников, связанные с адаптацией к вузу. Особенности учебной деятельности студентов разных курсов. Специфика послевузовского образования.

3. Структура процесса учения (И.И. Ильясов): уяснение содержания учебного материала, освоение и отработка знаний и действий, контроль уяснения и контроль отработки. Учебная деятельность как особая форма активности человека, направленная на самоизменение и совершенствование (Д.Б. Эльконин). Условия возникновения учебной деятельности (В.В. Репкин). Становление субъекта учебной деятельности. Инициатива как критерий субъектности (Г.А. Цукерман). Умение учиться.

Тема 11. Развитие личности в юношеском возрасте и молодости

1. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Юность - синтез личностного способа бытия (13,5-18 лет).

2. Кризис юности - становление авторства в собственной жизни (17 лет-21 год).

3. Феноменология кризиса юности.

4. Молодость - синтез субъекта социальной жизни (19-28 лет).

5. Феноменология кризиса молодости. Закономерности развития взрослого человека.

Тема 12. Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов

1. Причины отсева студентов.

2. Способы повышения успеваемости.

3. Профилактика отсева студентов

Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы

Тема 13. Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории

1. Анализ основных сфер своей преподавательской деятельности.

2. Сущность профессионально-педагогической культуры.

3. Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры.

4. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.

5. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры преподавателя.

6. Возможные траектории преподавателя высшей школы.

Тема 14. Психологические аспекты профессионального становления преподавателя высшей школы

1. Качества современного преподавателя и готовность к педагогической деятельности.

2. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.

3. Сущность профессионально-педагогической культуры.

6.3 Лабораторные занятия

Не предусмотрены

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п Наименование темы Форма (вид) самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1 2 3 4
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия
  Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс 1. Работа с литературой. 2. Конспектирование. 3. Письменный ответ на вопрос.  
  Сущность, значение, роль высшего образования 1. Знакомство с миссией университета. 2. Письменный ответ на вопрос: «Какова миссия Амурского государственного университета в регионе?». 3. Подготовка к работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования: миф или реальность?».  
Раздел II. Педагогика высшей школы
  Содержание и образовательные программы высшего образования. Образовательные стандарты 1. Знакомство с основными нормативными, методическими требованиями к разработке ООП, учебного плана, программы учебной дисциплины, УМКД в соответствии с ГОС и ФГОС. 2. Экспертиза ОП, учебного плана, программы учебной  
1 2 3 4
    дисциплины, УМКД в соответствии с ГОС и ФГОС (специальность, направление подготовки по выбору магистранта). 3. Анализ учебных планов по схеме: Сходство и различие учебных планов родственных специальностей и направлений. Соответствие государственному стандарту. Место дисциплины, читаемой слушателем, в учебном плане. Анализ методического обеспечения. 4. Анализ учебников и учебно-методических пособий по читаемым курсам. 5. Составление таблицы: «Уровни высшего образования и их содержание».  
  Организационные формы обучения в вузе. Самостоятельная работа, особенности в высшей школе. Научно-исследовательская работа студентов 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка лекции и семинарского занятия по преподаваемой дисциплине. 3. Разработка плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 4. Проектирование способов оптимизации научно-исследовательской работы студентов.  
  Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов 1. Знакомство с требованиями к разработке тестов. 2. Разработка тестовых заданий по методическим указаниям. 3. Взаимное рецензирование разработанных тестов, оценка их качества. 4. Разработка балльно-рейтинговой системы контроля по конкретной дисциплине.  
  Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Творческое задание. Подготовить презентацию по одной из технологий обучения и показать возможности ее применения на учебной дисциплине. 3. Работа в группах  
1 2 3 4
    «Мастерская активных методов обучения»: лекция вдвоем, учебная дискуссия, мозговой штурм, деловая игра.  
  Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка и защита проектов по теме «Актуальная проблема высшей школы (на выбор) и потенциал экономических дисциплин в ее решении» (проблемы: мобильность студентов и преподавателей, гуманизация высшего образования, информатизация и др.). 3. Круглый стол: «Способы оптимизации внеаудиторной работы по экономическим дисциплинам».  
  Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка плана работы куратора. 3. Проектирование ситуаций и способов психолого-педагогической и педагогической поддержки студентов вуза. 4. Подготовка к дискуссии «Тьютор российского вуза: профессия или невидимка?».  
Раздел III. Психология высшей школы
  Психология учения и обучения студентов 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подбор примеров и анализ конкретных ситуаций.  
  Развитие личности в юношеском возрасте и молодости 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подбор примеров и анализ конкретных ситуаций.  
  Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Мини-исследование «Риски и причины отсева студентов». 3. Работа в группах по разработке проекта «Способы повышения успеваемости и профилактика отсева студентов»  
1 2 3 4
Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
  Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Самоанализ содержания основных сфер деятельности преподавателя современного вуза: ведение учебного процесса; методическая работа и повышение квалификации; воспитательная работа среди студентов; научная работа; участие в управлении кафедрой, вузом и другая организационная деятельность; личная жизнедеятельность. 3. Самодиагностика диагностика качеств преподавателя, готовности к педагогической деятельности, профессиональной компетентности, компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. 4. Творческая работа: «Возможные траектории преподавателя высшей школы. Моя траектория как преподавателя высшей школы».  
  Психологические аспекты профессионального становления преподавателя высшей школы 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подборка методик снятия напряжения, стрессовых состояний, хронической усталости. 3. Разработка «рецепта» профилактики синдрома профессионального выгорания.  
Всего  

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:

1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 446 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2012. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

3. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Самойлов В.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 207 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52630. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ОП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и составляет по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе» – 8 час.

Используемые образовательные технологии: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, самостоятельная работа студентов, подготовка рефератов и докладов. При проведении практических занятий активно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций. При изучении теоретического материала обязательно осуществляется его «привязка» к повседневной практике и профессиональной деятельности магистрантов, учитывается региональный аспект.

В предлагаемой программе по каждой теме дается набор соответствующих вопросов для проведения семинарских занятий, при обсуждении которых используются знания, полученные на лекциях, при проработке рекомендованной литературы, а также материал уже изученных других курсов, собственный практический и жизненный опыт обучаемых.

Установленные в учебной аудитории ноутбук, проектор, стационарный экран, компьютеры с выходом к системе «Интернет» позволяют при реализации курса использовать электронные формы обучения в соответствии с методическими указаниями.

Семинарские занятия ведутся как фронтальными, так и групповыми методами.

Раздел дисцип-лины Активные и интерактивные формы проведения занятий   Коли-чество часов (ауд.)
Тема 5 Разбор конкретных ситуаций «Содержательные и организационно-методические принципы обучения»  
Тема 6 Взаимное рецензирование разработки лекции и семинарского занятия по преподаваемой дисциплине. Презентация планов самостоятельной работы студентов по дисциплине. Работа в группах (разработка и защита проектов) «Проектирование способов оптимизации научно-исследовательской работы студентов»  
Тема 6 Взаимное рецензирование разработанных тестов, оценка их качества. Презентация результатов ИДЗ «Бально-рейтинговая система контроля по конкретной дисциплин»  
Тема 9 Презентация плана работы куратора, с последующим обсуждением. Работа в группах: проектирование ситуаций и способов психолого-педагогической и педагогической поддержки студентов вуза. Дискуссии «Тьютор российского вуза: профессия или невидимка?»  
Тема 14 Занятие с элементами тренинга «Профилактика стрессовых состояний, хронической усталости, профессионального выгорания преподавателя вуза».  
Итого 8 час

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания, типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, отражены в фонде оценочных средств по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе», который является приложением к рабочей программе.

 

Вопросы к зачету

1 Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина.

2 Основные категории педагогики высшей школы.

3 История высшего образования в России.

4 Современное состояние высшего образования в России.

5 Болонская декларация и Болонский процесс.

6 Современные тенденции и перспективы развития высшей школы в Российской Федерации. Проблема непрерывного образования.

7 Высшее образование как социальный институт, педагогическая система, процесс и достояние личности. Функции высшего образования.

8 Статус высших образовательных заведений. Субъекты высшего профессионального образования. Миссия вуза в регионе.

9 Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. ГОС, ФГОС.

10 Основная образовательная программа. Учебный план. Программа учебной дисциплины.

11 Учебно-методические комплексы. Учебники и учебные пособия. Функции и структура учебников.

12 Уровни высшего профессионального образования и их содержание.

13 Закономерности и принципы обучения.

14 Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности.

15 Организационные формы обучения в вузе.

16 Самостоятельная работа, особенности использования в высшей школе.

17 Научно-исследовательская работа студентов.

18 Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности.

19 Тестирование. Формы тестовых заданий. Разработка тестов. Методы оценки качества тестов.

20 Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов.

21 Педагогические технологии обучения в системе высшей школы.

22 Активные методы обучения и особенности их применения в высшей школе.

23 Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза.

24 Функции и специфика работы куратора в высшей школе.

25 Тьютор и тьюторство в современной системе высшего образования. Функции и специфика работы тьютора в высшей школе.

26 Психология деятельности учения в студентов.

27 Взаимодействие преподавателей и студентов. Учебные отношения, учебное сотрудничество.

28 Психология деятельности обучения в высшей школе.

29 Развитие личности в юношеском возрасте и молодости. Социальное и профессиональное самоопределение студента. Отражение психологических особенностей студентов на их учебной деятельности.

30 Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов.

31 Основные сферы и содержание деятельности преподавателя современного вуза.

32 Качества современного преподавателя и готовность к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.

33 Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза.

34 Возможные траектории преподавателя высшей школы.

35 Психологические аспекты профессионального становления преподавателя высшей школы

36 Профилактика стрессов, хронической усталости и профессионального выгорания.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 446 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2012. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

3. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Самойлов В.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 207 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52630. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

б) дополнительная литература:

1 Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20793.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2 Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть II [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54959.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3 Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучения [Электронный ресурс]: сборник статей научно-методической конференции/ А.Т. Анисимова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25976.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4 Григорьев Д.А. Педагогика высшего образования: теоретические и методические основы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Д.А., Торгашев Г.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2014.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47250.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

в) периодические издания:

1. Аккредитация в образовании

2. Альма матер (Вестник высшей школы)

3. Вопросы психологии

4. Высшее образование в России

5. Высшее образование сегодня

6. Интеграция образования

7. Мир образования – образование в мире

8. Научные исследования в образовании

9. Официальные документы в образовании

10. Педагогика

11. Педагогический журнал

12. Профессиональное образование. Столица

13. Психологическая наука и образование

14. Психология в вузе

15. Человек и образование

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Наименование ресурса Краткая характеристика
  http://www.zakonrf.info/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение.
  Консультант + http://www.consultant.ru/popular/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение, статьи.
  Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru Электронно-библиотечная система IPRbooks — научно-образовательный ресурс для решения задач обучения в России и за рубежом. Уникальная платформа ЭБС IPRbooks объединяет новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу. Контент ЭБС IPRbooks отвечает требованиям стандартов высшей школы, СПО, дополнительного и дистанционного образования. ЭБС IPRbooks в полном объеме соответствует требованиям законодательства РФ в сфере образования
  www.koob.ru Электронная библиотека по научной и популярной психологии, педагогики и др.
  www.books.ru Электронная библиотека, можно прочесть и скачать книги, справочники, словари, журналы
  www.theLib.ru Электронная библиотека – книги по философии, психологии и др.
  www.psychlib.ru Электронная библиотека – содержит книги по общей психологии, социальной психологии, педагогики, образованию, детской психологии и др.
  Программный комплекс «КонсультантПлюс» лицензия коммерческая по договору №21 от 29 января 2015 года
  7-Zip бесплатное распространение по лицензии GNU LGPL http://www.7-zip.org/license.txt
  Автоматизированная информационная библиотечная система «ИРБИС 64» лицензия коммерческая по договору №945 от 28 ноября 2011 года
  MS office 2010 standard лицензия Microsoftoffice 2010 Standard RUS OLP ML Academic 50, договор №492 от 28 июня 2012 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными видами занятий по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе» являются лекции, семинары и самостоятельная работа студентов с отечественными и иностранными источниками и научной литературой по тематике данного курса. Теоретическая, лекционная часть курса, помимо конспектирования студентами материалов лекций, подразумевает интерактивный подход, т.е. вовлечение студентов в диалог по различным аспектам, затрагиваемым в процессе изложения материала.

Практические и семинарские занятия предполагают выполнение студентами письменных работ и заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным вопросам, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях.

Самостоятельная работа студентов подразумевает изучение источников и литературы по исследуемым темам, а также самостоятельный поиск источников и литературы помимо рекомендованных преподавателем, подготовку к письменным контрольным работам и к зачету.

Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов (групповой и индивидуальной) являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. В частности методика научных пилотных проектов предполагает не просто групповую работу по определенному направлению, но и выстраивание целостной системы исследовательского поиска: постановка общей проблемы, формулирование отправных обобщающих постулатов, групповая разработка отдельных вопросов, сопряженных по проблематике, но автономных по используемому материалу, презентация полученных результатов и их «пилотирование» на остальные группы в качестве основы для подведения итогов и коллективного анализа обобщенных проблем.

Семинары же являются классической формой занятий, сопряженной, прежде всего, с прямым воспроизведением изученного на основе научной литературы и источников материала, развитием соответствующих профессиональных умений и навыков.

Практические занятия ориентированы на первичное формирование навыка работы с источником: студенты должны уметь провести соответствующий анализ, связанный с внешней и внутренней критикой источника. На занятиях важно разбирать и сопоставлять разные точки зрения по вопросам актуальным в науке и на этой основе внедрять в лекции и семинары элементы дискуссии и обсуждения проблемных ситуаций. Подобного рода прием формирует критическое отношение к письменному тексту, делает ум восприимчивым к различного рода логическим нестыковкам и несовершенствам аргументации, учит мотивированно строить собственную систему доказательств, вести цивилизованную беседу и дискуссию.

Методические рекомендации к практическим занятиям

Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к семинарам и практическим занятиям ему необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий, а также по конспектам лекций. Лишь имея знания по всей теме, ориентируясь в массе фактического и теоретического материала, уяснив смысл введенных в оборот понятий, целесообразно переходить к изучению узловых проблем, выносимых на практические занятия. Так как подготовка к семинарам по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе» в основном сводится к изучению научной литературы, необходимо тщательно просмотреть список рекомендованной литературы и отметить какие из статей/глав монографий по их названию могут быть отнесены к соответствующим пунктам плана. Студентам рекомендуется пользоваться методом сравнительного. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди отечественных и зарубежных ученых.

Рекомендации по работе с литературой.

В процессе изучения дисциплины студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной и научной литературы. Изучение специальной литературы (монографий), учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и т.д.) рекомендуется проводить в определенной последовательности. Сначала следует ознакомиться с книгой в общих чертах. Необходимость этого этапа определяется тем, что вовсе не обязательно тратить время на прочтение каждой книги, возможно, студенту понадобится лишь отдельная ее часть или просто конкретная информация. В этих целях может оказаться достаточным прочитать справочный аппарат издания, который включает выходные данные (заглавие, автор, издающая организация, год издания, аннотация и прочее); оглавление или содержание; библиографические ссылки и списки; предисловие, вступительную статью, рецензию, послесловие или заключение. Такое ознакомление с книгой поможет установить, целесообразно ли ее дальнейшее изучение.

Существует два способа чтения книги: беглый просмотр ее содержания и тщательная проработка текста. Путем беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих чертах. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и требуется ее скрупулезно изучить. Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, детальном анализе прочитанного.

При чтении исторической и общественно-политической литературы важно уточнить все те понятия и термины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам, сборникам нормативно-правовых актов, в которых может присутствовать их толкование. Вместе с тем в тексте следует выделить основные положение и выводы автора и доказательства, их обосновывающие.

Если изучается нужная и интересная публикация и требуется тщательная проработка текста, то при отсутствии возможности скопировать его составляется конспект. Он представляет собой сжатое изложение существенных положений и выводов автора без излишних подробностей. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для работы. При этом следует точно записать полные выходные данные книги по ГОСТу, а при составлении конспекта указывать с какой страницы издания заимствована та или иная информация. Выписки из книг должны быть точными. Если требуется без искажений передать мысль автора, то прибегают к дословным выпискам-цитатам.

Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то можно составить ее план или реферат. Планом книги является ее оглавление. При реферировании в малом по объему тексте кратко излагаются основные положения и выводы, содержащиеся в публикации. Некоторые студенты при работе с книгой делают на полях своего конспекта разного рода заметки, русские или латинские, (например, «это важно», NB и т.д.) производят разноцветные выделения в тексте, которые способствуют лучшему усвоению данных сведений, а кроме того позволяют быстро найти нужную цитату.

При подготовке презентации студентам следует:

1) составлять презентацию согласно теме доклада;

2) использовать проверенные источники;

3) активно пользоваться понятиями дисциплины (темы), обращаться к первоисточникам, научным статьям, монографиям, энциклопедическим ресурсам;

4) соблюдать правила орфографии, пунктуации, сокращений и пр.;

5) текст на слайде должен быть лаконичен и содержателен (информативен), не должен полностью дублировать устное выступление докладчика;

6) умеренно использовать различные средства логического ударения;

7) следить за соответствием изображений содержанию;

8) по возможности использовать качественные изображения;

9) следить за тем, чтобы текст на слайде был читаемым;

10) использовать единый стиль оформления (по возможности, соответствующий тематике презентации или нейтральный);

11) на последнем слайде желательно указать перечень использованных источников.

При подготовке докладов студентам рекомендуется:

1) использовать проверенные источники;

2) активно пользоваться понятиями дисциплины (темы), обращаться к первоисточникам, научным статьям, монографиям, энциклопедическим ресурсам;

3) соблюдать грамматические правила русского языка, следить за чистотой речи (например, минимизировать употребление слов- и звуков-паразитов);

4) использовать не менее трех источников;

5) во время выступления следить за регламентом;

6) доклад должен быть содержательным и информативным; изложение – последовательным и ясным;

7) при выступлении приветствуется использование презентации или иных иллюстративных материалов;

8) доклад может быть результатом коллективного творчества;

9) в конце выступления студент должен подвести итог, сделать выводы, ответить на вопросы аудитории.

Подготовку реферата студент осуществляет в нескольких случаях:

1. В качестве задания самостоятельной работы по дисциплине.

2. В качестве отработки пропущенного занятия.

3. Для получения дополнительных баллов.

Темы рефератов являются дополнительным материалом для изучения данной дисциплины. Реферат должен быть подготовлен согласно теме, предложенной преподавателем. Допускается самостоятельный выбор темы реферата, но по согласованию с преподавателем.

Реферат выполняется машинописно, объемом от 15 страниц формата А4; шрифт – Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал. В отдельных случаях преподаватель может назначить написание реферата от руки, объемом от 15 страниц формата А4.

При подготовке реферата студенту рекомендуется:

1) использовать проверенные источники;

2) активно пользоваться понятиями дисциплины (темы), обращаться к первоисточникам, научным статьям, монографиям, энциклопедическим ресурсам;

3) соблюдать грамматические правила русского языка (орфографию, пунктуацию, принятые сокращения и пр.);

4) оформлять реферат в соответствии с требованиями нормоконтроля:

- титульный лист, оформленный согласно «Стандарту предприятия»;

- содержание;

- текст (должен быть разбит на разделы согласно содержанию);

- заключение;

- список литературы.

5) использовать не менее трех источников;

6) выдерживать структуру реферата, которая должна включать: титульный лист; содержание с указанием страниц разделов/частей/пунктов/глав и т.д. реферата; основную часть; заключение; библиографический список;

7) студент обязан исключить плагиат при написании реферата;

8) обязательно наличие ссылок на использованные источники и литературу.

В случае непредставления реферата согласно установленному графику (без уважительной причины), студент обязан подготовить новый реферат. Информация по реферату должна не превышать 10 минут. Выступающий должен подготовить краткие выводы по теме реферата для конспектирования студентами. Сдача реферата преподавателю обязательна.

Подготовка к контрольным работам

При подготовке к контрольной работе по теме/разделу дисциплины «Методология и методика преподавания в высшей школе» студент должен:

1. Повторить изученный на практических занятиях материал с помощью имеющихся конспектов, учебных пособий, научных статей и монографий и др.

2. Восполнить пробелы в знаниях (если по каким-либо причинам таковые имеются) путем переписывания конспектов у одногруппников, самостоятельного изучения раздела/темы/вопроса/части вопроса и т.д., консультирования с преподавателем.

3. Особое внимание следует уделить повторению основных понятий и определений дисциплины, а также ключевым моментам изучаемых концепций.

Рекомендации при подготовке к зачету.

Зачет может проходить устно (в вопросно-ответной форме) и письменно (тесты). Студент может ознакомиться с вопросами к зачету в начале семестра. При подготовке к итоговой аттестации целесообразно повторить пройденный материал в строгом соответствии с программой, примерным перечнем вопросов к зачету. Необходимо использовать конспекты лекций и семинарских занятий, учебную литературу, рекомендованную преподавателем. Особое внимание следует обратить на вопросы, рассмотренные на семинарских занятиях, так на них обычно разбираются сложные или недостаточно отраженные на страницах специальной литературы сюжеты. При необходимости следует обратиться к преподавателю за консультацией и методической помощью.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При освоении дисциплины используются стандартная учебная аудитория (со стульями для организации тренингового пространства), мультимедийный проектор и ноутбук. Имеется доступ к сети Интернет. Студенты имеют свободный доступ к библиотеке периодических изданий (в том числе, и к электронным).

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Учебная деятельность студента оценивается по 100-балльной шкале. В течение семестра студент может заработать от 31 до 60 баллов. На зачете студент может заработать от 20 до 40 баллов.

Шкала пересчета рейтинговых оценок в баллы следующая:

от 51 до 100 баллов – «зачтено»

менее 51 балла – «незачтено»

Студент, пропустивший занятие по уважительной причине, имеет право повысить свой рейтинговый балл, выполнив дополнительное задание (реферат, выступление с докладом, подготовка презентации, написание теста или контрольной работы и др.).

 

<
№ п/п Вид работы студента Количество баллов
  Посещение лекции, конспектирование  
  Посещение практических занятий  
  Участие в обсуждении тем практических занятий  
 

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.651 с.