А. Информационно-диалогическая лекция. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

А. Информационно-диалогическая лекция.

2018-01-04 303
А. Информационно-диалогическая лекция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ее отличие в общении учителя и учеников в основном на репродуктивной основе (как беседа). Он в ходе изложения материала время от времени задает вопросы по теме, с тем, чтобы привлечь учеников к участию в работе через диалог. Вопросы, в зависимости от цели и текущей на занятии ситуации, разнообразны.

Кроме того, иногда учителя специально как бы забывают важные наименования, события, даты, путают содержание и обра­щаются к учащимся за «подсказкой».

Учитель, планирующий и проводящий информационно-диалогическую лекцию, должен помнить о том, что любая ответная реплика учащихся (реплика-реакция), преимущественно, зависит от реплики (вопроса) - стимула.

Б. Проблемная лекция: варианты работы.

Организация диалога на проблемной основе достаточно альтернативна. Это вызвано рядом обстоятельств: возрастом учащихся; уровнем их правовых знаний; навыками и умениями мыслить и рассуждать; сложностью поставленных в лекции вопросов и задач и др.

Проблему формулирует и решает лектор. Ученики осознают логику его мысли.

Главное: для учителя — вести диалог «самому с собой» (монолог);

для учащихся— следовать за рассуждениями лектора (про себя, мысленно).

При правильной постановке проблемной задачи, решение которой знает только учитель, в проблем­ную ситуацию «вливаются» все или почти все учащиеся. Учитель не дает готовых знаний для разрешения ситуации, а своими рассуждениями, постанов­кой детализирующих вопросов, комментариями постепенно под­водит обучаемых к истине. Учащиеся же, следуя мысленно за лектором, как бы разговаривают с ним и таким образом участ­вуют в обсуждении вопроса.

Проблему озвучивает лектор. Ученики принимают участие в ее разрешении.

Главное для лектора — вызвать и поддерживать диа­лог с учащимися.

В процессе диалога в разговор-рассуждение включаются все большее число присутствующих. Лектор вводит новые зна­ния и контраргументы, проблемная ситуация постепенно разре­шатся, и участники обсуждения в конечном счете приходят, может быть, не к полному, но единому мнению.

Учитель побуждает учеников самих подойти к осознанию проблемы и ее решению.

Информацию лектор преподносит в повествовательном варианте, но так, чтобы у слушателей на определенных отрезках лекции возникало желание самим ставить вопросы: «Почему?», «Как же так?» и т. п. Когда ученики, по существу, сами вошли в состоя­ние проблемной ситуации, она разрешается по второму вариан­ту либо в смешанном порядке.

4. Проблему озвучивает преподаватель и предлагает отработать ее в часы самостоятельной подготовки обучающихся.

Самое важное - побудить учащихся к самостоятель­ному осмыслению проблемной задачи (вопроса), с тем чтобы, выполняя домашнее задание, они попытались решить ее.

 

Семинарские занятия по дисциплине «Правоведение».

Семинар – форма организации учебного процесса в высшей или средней школе, заключающаяся в самостоятельном изучении учащихся по заданию преподавателя отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим оформлением материала в виде реферата или доклада; небольшой учебный курс или конференция специалистов, посвященная какому- либо вопросу или проблеме, при обсуждении которого широко используются активные методы поиска оптимальных решений в данной области теории и практики (см.: психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – С. 393).

Семинарские занятия, организуемые и проводимые в процессе преподавания права, можно разделить на несколько видов в зависимости от характера деятельности обучающихся:

Семинар-исследование; Семинар с элементами дискуссии; Семинар-собеседование; Семинар с элементами ролевой игры; Семинар-практикум; Семинар-конференция; Семинар-интервью или пресс-конференция и другие.

 

I. Семинар-исследование

Термин исследовать означает «подвергнуть (подвергать) научному рассмотрению в целях позна­ния, выяснения чего-либо; изучить, изучать» (Словарь русского языка. — Т. 1. — С. 686).

Семинар-исследование — форма учебного занятия, сущность которого заключается в приобретении и частичной реализации правовых знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.

Еще в годы зарождения семинаров как вида занятий утверж­далось, что наиболее плодотворная работа в приобретении и ус­воении знаний слушателями осуществлялась именно на них. Со временем, сохраняя свою сущность, семинар приобретал новые формы. Все более просматривался исследовательский фактор в усвоении знаний.

Семинар-исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного-двух уроков.

1 этап. Подготовительная работа: постановка задачи; формулирование исходной проблемы; планирование семинара.

Семинар-исследова­ние — наиболее сложная форма групповых занятий, чаще применяемая во втором концентре общеобразовательных учреж­дений и вузах. Его многоплановость требует обстоятельной под­готовительной работы.

Руководитель семинара, прежде всего, определяется с за­дачей, которая будет предложена участникам занятия. В общих чертах она может выглядеть как осмысленное, целенаправлен­ное приобретение и углубление правовых знаний на основе реализации образовательной, воспитательной, практической и методической функций.

Следующий шаг — формулирование исходной проблемы исследования. Часто учителя допускают ошибку, предлагая учащимся, вопрос для обсуждения в сослагательном наклонении (предполагаемое, желаемое действие). В результате вместо серьезного исследования вопроса учащиеся занимаются неприкрытым угадыванием (Что было бы, если бы …). Право не терпит сослагательного наклонения.

Исходная проблема для семинара-ис­следования должна носить правовой или морально-правовой характер, логично вписывается в изучаемый курс, заинтересовывать на ее разрешение, проблематична при восприятии.

Определив задачу и сформировав исходную проблему семи­нара-исследования, учитель разрабатывает его план. Хорошо продуманный и частично реализованный накануне занятия, план способствует более быстрой адаптации учащихся к проведению исследовательского разговора на семинаре. Он содержит:

Цель, задачи семинара; Исходную проблему; Логику семинара; Литературу для изучения; Сравнительный анализ исследуемой проблемы с аналогичными проблемами (в мировом ракурсе); Разработка для учащихся специальных заданий (опросных листов, анкет, тестов); Содержание занятия (поиск ответов на вопросы, использование заданий - анкетирование, тестирование, опросы (ход)); Практические задания по реализации идеи (проекта решения проблемы).

На отдельные вопросы плана ответы могут быть даны заранее (еще до семинарского занятия).

 

2 этап. Обсуждение темы семинара - реализация функций семинара (образовательной или познавательно-исследовательской, воспитательной, практической, методической).

Способы обсужде­ния темы могут быть различными. Но при этом необходимо пом­нить о главном — реализации основных функций семинара:

Образовательная (познавательно-исследовательская) функция данного вида семинара предполагает приобретение и усвоение знаний способами, использование которых требует введения элементов исследования, творческого поиска новых для учащихся правовых знаний (данных, обобщений, выводов).

Первым шагом в реализации функции является выявление уровня знаний участников семинара по проблеме. Проводится оно традиционно — через тестирование, беглый устный опрос, краткую письменную летучку и т. п.

Вторым шагом в реализации функции является определение специализации участников семинара. Вполне допустимо создать четыре микро группы по два-три человека, поставив перед каж­дой свою задачу. 1 группа будет прослеживать на всем протяжении семинара реализацию образовательной (обра­зовательной) функции. 2 группа вычленяет воспитатель­ные элементы в выступлениях учащихся и обобщает их. 3 группа систематизирует прак­тические предложения, прозвучавшие на семинаре. 4 группа оценивает методику выступлений: убежденность, доказательность, эмоциональность и т.п.

Представителю каждой микро группы в определенное учите­лем время дается возможность высказать свое мнение или по каждому выступлению, или в целом за занятие. Весомость оценки заметно возрастает, если мнения учителя и членов микро групп совпадают.

Хронологическая основа исследуемой проблемы, составляемая преимущественно современный период развития общества, актуальность проблемы и интерес для учащихся – критерии определения проблемы для исследования на семинаре.

Воспитательная функция семинара-исследования предполагает такую организацию работы, при которой рассматриваемые проблемы и сам ход семинара способствуют выработке у учащихся качеств и позиций. Применительно к данному виду семинара важно исследова­тельским путем, прослеживая динамику развития процесса, идеи, убедиться в его достоверности, понять место проблемы в жизни российского общества, увидеть ее влияние на жизнь, быт, духовность, ментальность россиянина и т. п.

Практическая функция семинара-исследования предпола­гает вычленение из занятия правового опыта, демонстрация его использования в ходе рассмотрения проблемы, формулирование заданий на их реализацию в современных усло­виях. Исходя из этого учащиеся, вошедшие в соответствующую микро группу, учатся собирать и представлять в обобщенном ви­де правовой опыт, разрабатывать предложения по усилению практической направленности изучения курса права и т. д.

Методическая функция наряду с общими положениями, подпадающими под ее реализацию на других формах семинара, дополняется действиями учащихся исследовательского характера.

3 этап, заключающе-ориентирующий. Он включает:

• оценку семинара и действий участников;

• определение степени завершенности изучения обсуждаемой темы;

• вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследова­нию.

Оценка семинара и действий участников. При опреде­лении оценок учитель акцентирует внимание на исследователь­ском компоненте, выделяет наиболее успешные фрагменты его реализации в целом и отдельными участниками, учитывает мне­ние представителей микро групп.

Степень завершенности изучения обсуждаемой темы определяется учителем. Он перечисляет те вопросы (подвопросы), которые отработаны полностью и которые не нашли должного освещения на занятии.

Вычленять вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию можно коллективно. Учитель перечисляет такие вопросы, учащиеся высказывают о них свои мнения. Важно, чтобы для дальнейшего исследования не был ото­бран случайный или незначительный вопрос.

Значение семинара-исследования заключается в том, что привнесение на заня­тие элементов исследования (теоретических и практических) в значительной мере повышает интерес учащихся (студентов) к праву, заставляет их больше рассуждать, видеть закономер­ности развития общества и законодательства, ценить правовой опыт, более целенаправ­ленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.