Часть I. Формирование профессионализма в музыкальной — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Часть I. Формирование профессионализма в музыкальной

2018-01-04 266
Часть I. Формирование профессионализма в музыкальной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

История татарской музыки

 

Введение. Актуальность данной темы. Основные задачи курса в контексте социального развития РТ. Материалы исследования. Структура работы. Каждая часть включает проблемно-тематический и монографический тип изложения.

 

Часть I. Формирование профессионализма в музыкальной

Культуре волжских мусульман

Тема 1. Устно-профессиональное творчество

Определение термина «профессиональный». Освещение значения «профессионального музыкального искусства» в трудах отечественных исследователей. Два вида профессионализма: устный и письменный. Исполнители устного профессионального искусства. Авторы письменной традиции музыкального искусства. Определение понятия «исполнительство-творчество». Тесная связь данного вида искусства с городской культурой. Особенности зарождения устного профессионализма у тюркских народов. Особенности развития устного профессионализма у тюрков Волжской Булгарии. Отличие городского мусульманского «народного профессионализма» от коллективного сельского творчества язычников.

Тема 2. Формирование исполнительского и композиторского профессионализма

Три типа исторического развития музыкальной культуры мусульман и их особенности. Причины усиления влияния русской и европейской культуры на рубеже ХIХ и ХХ веков. Развитие татарского просветительства. Джадидизм - как общественное движение. Стремление татар к профессиональному образованию. Музыкальная жизнь русской части г. Казани. Интерес татар к русскому музыкальному искусству. Активное развитие любительской музыкальной деятельности. Зарождение концертной деятельности среди городских татар. Создание инструментальных ансамблей (милли оркестрлар). Появление первых артистов-инструменталистов и певцов. Развитие концертно-исполнительской практики. Появление “музыкальных ящиков”, граммофонов. Основной репертуар граммофонных записей с татарской музыкой. “Романтический” интерес татар к своему фольклору. Появление первых сборников песен и наигрышей, составленных татарскими авторами. Зарождение композиторской деятельности.

 

Контрольные вопросы

1.Какие три момента определяют понятие «музыкальное профессиональное искусство»?

2.С какими жанрами восточной музыки связан профессионализм «устной традиции»?

3.Дайте определение понятию «профессионализм письменной традиции»? Где он зародился?

4.С кем связаны истоки зарождения «профессионализма устной традиции» в музыкальной культуре древних тюрков?

5.Каковы особенности развития профессионализма «устной традиции» в волго-уральском регионе?

6.Дайте определение понятию «конфессиональный профессионализм»?

7.Каковы причины развития татарского просветительства?

8.Какое название получило общественное движение, связанное с развитием просветительства?

9.Назовите первых татарских музыкантов, получивших профессиональное образование?

10.Назовите имена первых татарских музыкантов и певцов, занимавшихся практикой сценического исполнительства?

11.Каково значение граммофонных записей в развитии городской музыкальной культуры начала ХХ века?

12.Назовите имена первых татарских составителей сборников народных мелодий?

Литература

1.Атанова Л.П. Первый музыкант – исследователь из башкир/ Народное творчество башкир. – Уфа, 1976. – С. 157 – 167.

2.Газиев И.М. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман. Автореферат дисс. на соискание уч. Степени канд. искусствоведения.- Казань, 2009.

3.Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма.- Казань, 2000.

4.Монасыпов Ш.Х. Истоки формирования татарской смычковой культуры / Музыкальная культура народов Поволжья. Сб. науч. трудов. – Казань, 1978. – С. 38 – 54.

5.Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья. – Казань, 2002.

6.Сайдашева З.Н. Татарская музыка: история и современность

7.Загидуллина Д. Р. Татарские клубные ансамбли (К вопросу о национальных истоках оркестрового мышления татарских композиторов / Из истории татарской музыкальной культуры. Сост. В.Р.Дулат-Алеев; Каз.гос. консерватория. – Казань, 2010. – С.69 – 88.

 

 

Часть II. Татарская музыка в период строительства

Социализма (1920 – 1945)

Тема 1.Общаяхарактеристика музыкальной культуры.

Провозглашение 25 июня 1920 года Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Начало культурного строительства. Создание художественного отдела. Деятельность музыкальной секции отдела. Организация симфонических концертов с включением обработок татарских народных песен. Формирование татарских хоровых коллективов при учебных заведениях и музыкально-просветительских учреждениях под руководством С.Габяши.

Подготовка образованных кадров из пролетарско-крестьянской среды и особенно из татар. Создание «народных музыкальных школ» в районах республики. Открытие Восточной консерватории (1921). Преподавательский состав. Создание музыкального техникума на базе Восточной консерватории (1922). Организация Татарского музыкального общества (Татмузо) как центра активной просветительской деятельности. Первый Всетатарский съезд клубных работников. Роль С.Сайдашева как создателя в регионе Волго-Камья первого национального театра с новым жанром - музыкальная драма.

Усиление политизации музыкального искусства в 30-х годах. Тенденция к ускоренному развитию сценических жанров татарской музыки по европейскому образцу в обход естественного развития национальных форм. Создание постановлением бюро татарского обкома ВКП(б) Татарской оперной студии на базе Московской консерватории. Положительные и негативные стороны деятельности данного учебного заведения. Организация филармонии (Ансамбль песни и танца ТАССР), Союза композиторов ТАССР, открытие театра оперы и балета.

Характеристика песенного быта. Функционирование радио, пропаганда татарской музыки, организация филармонии, Ансамбля песни и танца ТАССР, Союза композиторов ТАССР, открытие театра оперы и балета. Формирование татарского музыкознания. Попытки теоретического осмысления развития профессиональной музыки. Роль С.Габяши как основоположника татарского музыкознания.

Социализма (1945 – 1970)

Тема 1.Общая характеристика музыкальной культуры.

Бытование песен, пропаганда музыки, открытие телестудии, проведение конкурсов, фестивалей). Открытие Казанской гос. консерватории. Функционирование факультетов. Формирование кадров профессиональных исполнителей (певцов, музыкантов). Характеристика музыкального быта. Продолжение творчества предыдущих композиторов (кроме погибшего Ф.Яруллина). Новые имена – А.Ключарев, Р.Яхин, Э.Бакиров, И.Шамсутдинов, А.Валиуллин, Х.Валиуллин, М.Яруллин. Краткая характеристика творчества композиторов. Освоение новых жанров в татарской музыке (инструментальный концерт, симфония). Развитие научной мысли по татарской музыке.

 

Тема 2. Мансур Ахметович Музафаров (1902 – 1966)

Творческий и жизненный путь. Учеба на этнографическом отделении Московской консерватории (1931) по классу композиции у А. Александрова. Затем в 1934-1938 гг. в Татарской оперной студии при Московской консерватории.

Работа над операми «Галиябану» и «Зульхабира». Несовершенство первых произведений по причине сложности освоения данного жанра.

Программные симфонические поэмы, посвященные выдающимся сынам татарского народа Г. Тукаю и М. Вахитову. Создание М. Музафаровым первого в истории татарской музыки произведения в жанре скрипичного концерта. Ясность и цельность драматургии его симфонических произведений. Вокальная музыка в творчестве М. Музафарова. Разнообразие тематики его песен. Новизна интонационного строя, гармонического языка. Произведения для детей. Прочное место их в учебном репертуаре музыкальных школ.

М. Музафаров – как автор фольклорного сборника. Обработки народных песен для различных составов.

 

Тема 3. Джаудат Харисович Файзи (1910 – 1973)

Основные вехи творческого пути. Первые музыкальные впечатления. Учеба на юридическом факультете Казанского университета. Увлечение литературным и музыкальным творчеством. Первые песни, сочиненные Файзи. Долгая жизнь песни «Урман кызы». Первые уроки музыки у композитора В.И.Виноградова. Работа заведующим учебной частью в Татарской оперной студии при Московской консерватории (1934 – 1938). Занятия по композиции у Б. С. Шехтера и у Г. И. Литинского. Песни этого периода. Их самобытность и популярность.

Работа после возвращения в Казань музыкальным редактором радиокомитета, а затем заведующим музыкальной частью Татарского академического театра им. Г. Камала. Работа композитора в области музыкального оформления спектаклей. Музыка к комедии «Хуќа Нђсретдин» Н. Исанбета (1941). Музыкальная комедия «Башмагым» (Башмачки) – как первый образец подобного жанра в татарской музыке (1942). Музыкальная драматургия. Сатирические и лирические образы. Огромная популярность произведения, привлекшая внимание многих музыкальных театров страны.

Послевоенное творчество композитора. Создание песен, прочно вошедших в репертуар татарских певцов. Тематика, характеристика музыкального стиля. Использование жанра баллады, циклические формы.

Опера «Неотосланные письма» по повести А. Кутуя – как интересный опыт создания первой татарской лирической оперы на современную тему (1960). Фольклористическая деятельность композитора. Сборник современных народных песен «Халык ќђњџђрлђре» (Жемчужины народные). Произведения для детей – музыкальные и литературные.

 

Тема 4. Александр Сергеевич Ключарев (1906 – 1972)

Творческий и жизненный путь. Учеба в Казанском музыкальном техникуме в классе фортепиано О. Родзевича. Работа заведующим музыкальной частью Татарского театрального техникума, музыкальным руководителем Марийского драматического театра (Йошкар-Ола) и Московского рабочего театра. Учеба в Московской консерватории им. П. Чайковского (1932 – 1934) в классе композиции у Р. Глиэра. Уфимский период жизни композитора (1934 – 1937). Казанский период. Работа композитора в качестве главного редактора музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937-1938), заведующего Кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938-1951). Художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939-1940 и 1968-1970) и Татарской государственной филармонией (1940-1942, 1951-1953).

Широкий жанровый круг его творчества – от обработок народных песен до балетов и симфоний. Театральная музыка композитора. Симфоническая музыка жанрово-характерного плана. Балет«Тау экияте» – «Горная быль» (либретто А. Ключарева и Р. Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок. Сочетание реалистических картин народной жизни со сказочно-фантастическими образами. А.Ключарев – как мастер песенного жанра. Тематика и характеристика музыкального стиля. А.Ключарев – как фольклорист. Композиции на основе народного творчества для Ансамбля песни и танца ТАССР. Сборники татарского музыкального фольклора. Их значение. Обработки татарских народных песен. Исполнительская деятельность композитора как пианиста и концертмейстера.

 

Контрольные вопросы

1.Когда была открыта Казанская гос. консерватория?

2.В какие годы функционировал оркестр О.Лундстрема в Казани?

3.Назовите композиторов – выпускников Казанской консерватории

4.Когда состоялась Декада татарского искусства в Москве?

5. Какие жанры европейской симфонической музыки были освоены татарскими композиторами в эти годы?

6. Когда состоялась постановка оперы Н.Жиганова «Муса Джалиль»?

7. Назовите произведения Н.Жиганова для симфонического оркестра?

8.Назовите произведения М.Музафарова для симфонического оркестра?

9. Кем были созданы первые инструментальные концерты в татарской музыке?

Литература

Галиева С. Александр Ключарев как фольклорист / Музыка и современность (Актуальные вопросы татарской музыки). Казань, 1980.

Гиршман Я. Назиб Жиганов. – М., 1975.

Касаткина Г. Современная тема в оперном творчестве Н. Жиганова // Музыка и современность: Сб. ст. Вып. 9 – М., 1975.

Лундстрем И. Александр Сергеевич Ключарев // Композиторы Советского Татарстана. К., 1957.

Нигмедзянов М. Н. Александр Ключарев // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986.

Нигмедзянов М. Н. Мансур Музафаров // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986.

Сайдашева З. Ключарев Александр Сергеевич //Народные артисты. К., 1980. Салехова З. Жиганов – основатель Казанской консерватории [по материалам архивов] // Из педагогического опыта Казансой консерватории: Прошлое и настоящее. – Казань, 1996.

Соловьева Д., Гиршман Я. Джаудат Файзи / Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1955.

Тазиева К. Мансур Музафаров. Казань, 1994.

Таубе Н. Мансур Музафаров / Композиторы Советского Татарстана. Казань, 1957.

Хайруллина З. Джаудат Файзи / Народные артисты. Казань, 1980.

Шумская Н. Александр Ключарев. М., 1962.

Социализма (1970 – 1990)

 

Литература

Алмазова Т. Творческий тандем / Музыкальная академия, 1999, №3.

Алмазова Т. Шамиль Тимербулатов / Композиторы Татарстана. – М,, 2009. – С. 185 – 189.

Алмазова Т. Мой прыжок в композицию (беседа с композитором) / Музыкальная академия, 2000, №4.

Бородовская Л. Исламские символы в современной татарской музыке (На примере кантаты «Дети Адама» М. Шамсутдиновой) / Музыкальная культура народов России и зарубежных стран. Страницы истории. Казань, 2003. Губайдуллина Г. Родное в памяти и сердце / Казань, 2005, №6.

Маклыгин А. «Я словно жемчуга ловец…»//Музыкальная академия, 1992, №2.

Маряшов М. Голос Тукая /Казань, 2006, № 10 - 11. С. 17 – 19.

Сайдашева З. Резеда Ахиярова /Татарская энциклопедия, Казань, 2002. С. 233 -234.

Сайдашева З. Любовь поэта / Татарская музыка: история и современность. – Казань, 2008. – С. 103 – 107.

Сайдашева З. Моя Казань / Татарская музыки: история и современность. Казань, 2008. С.98 – 101.

Сафиуллина Л. Тукай на оперной сцене. Лирико-драматическая фантазия «Любовь поэта» /Казань, 2006, № 10 - 11. С. 11 – 16.

Сафиуллина Л. Резеда Ахиярова: Буклет. Казань, 2006.

Сайфуллина Г. Духовная музыка Отечества. Возвращение: Интервью с М. Шамсутдиновой и Р. Калимуллиным // СМ. - 1991. - №6.

Спиридонова В. Фортепианные сонатины Р.Еникеева. Казань, 1992. Файзуллаева М. Прошлое забудете - иссохнут корни // СМ. - 1990. - №5. Файзуллаева М. Когда вновь прозвучит «Крик кукушки» // Татарстан. - 1994. — Уг. С. 102 - 105;

Файзуллаева М. Древние мотивы на новый лад // Советская музыка, 1079, № 12

Хазиева А. История любви /Элита, 2006, № 12. С. 62 – 63.

Шамсутдинова Ф. Шарифуллин Шамиль//Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986.

Шарафутдинова Р. Роль национальных музыкальных традиций в творчестве Р.Еникеева / Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. Казань, 1983.

Шарифуллина Н. Плывет волшебный кораблик… (о Резеде Ахияровой) /Казань, 2006, № 10 - 11. С. 163 – 169.

Шарифуллина Н. Температура творчества Алмаза Монасыпова / Казань, Шарифуллина Н. Мелодии с другой планеты / Казань, 1999, № 11.

Шарифуллина Н. Мозаика образов и событий / Казань, 2004, №7.

 

Программа

История татарской музыки

 

Введение. Актуальность данной темы. Основные задачи курса в контексте социального развития РТ. Материалы исследования. Структура работы. Каждая часть включает проблемно-тематический и монографический тип изложения.

 

Часть I. Формирование профессионализма в музыкальной

Культуре волжских мусульман


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.