Понятие и сущность производственной программы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие и сущность производственной программы

2018-01-04 904
Понятие и сущность производственной программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Производственная программа предприятия – это задание по производству и реализации определенного количества продукции в номенклатуре, ассортименте и качестве в установленные сроки [1].

Производственная программа является одним из центральных разделов планирования и регулирования экономической и хозяйственной деятельности предприятия. Как раздел комплекса управления, и планирования производства определенного ассортимента продукции предусматривает конкретную специализацию предприятий, развитие необходимых кооперативных связей. Производственная программа является тем разделом плана, на основе которого определяется потребность в трудовых, материальных и прочих производственных ресурсах. Она оказывает большое влияние на планы развития техники, капитального строительства, на рентабельность производства и финансы предприятия и др.

Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы. Производственная программа (план производства и реализации продукции) - это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия). Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах [2].

В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия.

Производственная программа предприятия в новых условиях хозяйствования должна разрабатываться по всем разделам в тесной связи с планированием рынков сбыта, т.е. с полной реализацией продуктов производства.

Показатели производственной программы разрабатываются и планируются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Рассмотрим некоторые понятия и особенности разработки плана производства продукции в натуральном выражении, т.е. планирование номенклатуры, ассортимента и качества продукции.

Номенклатура –это перечень наименований выпускаемых изделий.

Ассортимент –продукции определенного наименования, отличающейся друг от друга технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, производительностью, мощностью, качеством, внешним видом и т.д.) [5].

Сущность планирования номенклатуры и ассортимента продукции в рыночных условиях хозяйствования заключается в определении размеров производства таких товаров, которые потребители могут купить, и которые им нужны в требуемом качестве, количестве и вовремя.

Поэтому большая часть решений, касающихся планирования номенклатуры и ассортимента продукции, принимается на уровне высшего руководства.

Однако постоянно растущее понимание первостепенного значения клиентуры (покупателей), как залога успешной деятельности предприятия, небывало возвысило роль руководителя сбыта в делах, касающихся планирования выпускаемой продукции в натуральном выражении. Поскольку управляющий сбытом (маркетингом) поддерживает с клиентурой более тесный контакт, чем другие руководящие работники предприятия, его роль в управлении (планировании) ассортиментом постоянно повышается.

Одну из наиболее сложных проблем в разработке раздела плана производства можно сформулировать так: что именно должно входить в состав ассортимента. Неразрывно с этим вопросом связан следующий: из каких товаров или модификаций должна состоять каждая предлагаемая серия.

Одновременно возникает вопрос цены, уровня качества и гарантий. Понятие качествавключает в себя весь комплекс эксплуатационных характеристик и конструктивных особенностей товара.

Одной из важных задач планирования ассортимента является определение соотношений между выпуском товаров по спецзаказу, предназначенных для удовлетворения потребностей отдельных клиентов, и массовым производством ограниченной серии изделий. Принципиальное значение имеет вопрос о видах и степени технического и прочего обслуживания в предпродажный период, в момент и после продажи.

Сложным при разработке плана является и решение вопроса о том, какое количество товаров каждой номенклатуры (серии) следует производить и в какое время. С этим вопросом связана разработка принципов складирования и поддержания товарных запасов. Эффективность решения указанных проблем зависит от способности предприятия составлять прогноз сбыта.

Ошибочные оценки, ведущие к перепроизводству и недопроизводству, могут нанести предприятию значительный экономический ущерб.

Важным моментом планирования продукции в натуральном выражении (ассортименте) является проблема снятия с производства отдельных изделий или целых серий товаров. Эта сфера деятельности предприятия остается, пожалуй, менее организованной по сравнению с другими вопросами в планировании ассортимента.

При переходе на новые условия хозяйствования предприятий следует остановиться и на вопросе о порядке включения новых изделий в товарный ассортимент.

Обычно новые товары создаются или внутри предприятия, либо предприятия прибегают к копированию еще не запатентованных изделий, либо могут заключать соглашения о лицензионных платежах, либо приобретают у третьих лиц товар с правом его дальнейшего производства и сбыта, либо, что начало практиковаться и в Украине, закупают на корню предприятие со всем его ассортиментом, производственными мощностями и системой сбыта, совершенствуя и развивая его в дальнейшем для выдерживания конкурентного соперничества, с целью получения максимальных прибылей.

План производства в стоимостном выражении является следствием пересчета плана в натуральном выражении по установленным ценам на продукцию и услуги в денежном выражении.

Таким образом, производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства; номенклатуру и ассортимент производства продукции в соответствии с планом реализации, обязательствами предприятия: При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.