Значимые для разработки и реализации Программы характеристики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

2018-01-04 149
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей раннего и дошкольного возраста в доме ребенка является актуальным направлением развития учреждения и рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса и сопровождения детей.

Ранний и дошкольный возраст связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии. Ребенок стремится получать знания о себе и окружающем мире, учится выстраивать отношения со сверстниками, устанавливать свои границы, отражать в себе эмоции другого человека, принимать их. Именно в детстве закладывается интерес к общению, созидательной деятельности, социально приемлемые способы коммуникации.Поэтому важно удовлетворять исследовательское желание ребенка в получении нового опыта, расширяя его кругозор. Это знание повлияет на успешность его адаптации к социальной среде.

Программа дополнительного о образования «Яркая планета» (далее - Программа), направлена на создание условий для гармоничного всестороннего развития личности воспитанников дома ребенка, при этом Программа носит рекомендательный характер.

Важно подчеркнуть роль изобразительных и игровых средств в процессе сопровождения детей из дома ребенка, посколькуспециальная художественная педагогика (арт-терапия)несет в себе возможность осуществления коррекционного воздействия, опираясь на внутренние ресурсы психики ребенка и выступает в качестве эффективного средства поддержки в период проживания эмоционально значимых состояний и хорошего способа помощи во время возрастных кризисов. Положительные эффекты специальной художественной педагогики (арт-терапии)обусловлены различными способами взаимодействия ребенка с изобразительными материалами, созданием сколь-возможно для ребенка оформленной или неоформленной продукции, а также установлением отношений со взрослым, благодаря которым ребенок может получить ценный опыт принятия и поддержки. В Программе подчеркивается важность развития личности ребенка, основываясь на раскрытии его творческого потенциала, художественно-эстетических, познавательных сфер личности посредством работы с различным художественным материалом.Использование потенциала творческой активности детей является одним из существенных факторов сохранения их психического здоровья, решения образовательных и воспитательных задач, успешной психосоциальной адаптации и улучшения качества жизни.

 

1.1. 1. Цели и задачи программы:

 

Программа направлена на достижение ряда целей:

· Улучшение качества жизни детей в доме ребенка;

· Удовлетворение потребностей детей в творческой активности в различных видах художественной деятельности;

· Формирование художественно-эстетической культуры воспитанников;

· Предоставление возможности самовыражения в художественной деятельности;

· Выявление и поддержание творческих способностей детей;

· Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер личности;

· Укрепление/формирование детско-родительских отношений (детско-родительские группы), посредством конструктивного взаимодействия с семьей

Цели программы достигаются через решение следующих задач:

· Формировать интерес к творческой деятельности;

· Стимулировать исследовательскую активность детей, расширяя их кругозор;

· Познакомить со свойствами и способами работы с различными художественными материалами;

  • Предоставлять ребенку возможность выражать себя согласно внутренним потребностям;

· Выявлять эмоциональные и поведенческие нарушения;

· Оказывать поддержку во время возрастных кризисов и в период проживания эмоционально значимых состояний;

· Воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к созидательной деятельности;

· Развивать фантазию, внимание, память, воображение, развивать мелкую моторику рук;

· Формировать такие свойства личности как самостоятельность, активность, любознательность, креативность.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Кризисных периодов жизни и эмоциональных состояний ребенка

Работа с темой страха

Наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, это может быть признаком психоэмоционального неблагополучия. С помощью творческой деятельности возможно помочь ребенку справится с напряжением, поддержать в сложный период. Детям трудно выразить свои чувства и эмоции словами, а изобразительная деятельность наиболее безопасный и естественный для ребенка вид деятельности. В случае работы с детскими страхами происходит контейнирование эмоций в художественной продукции, есть возможность свободного проявления себя в условиях абсолютного принятия ребенка специалистом, а так же, происходит повышение самооценки за счет творческой активности. Появляющийся интерес при творческой деятельности постепенно гасит эмоцию страха.

Возрастной кризис 3 лет

Кризис трех лет - это важный период в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую возрастную ступень. Кризисы необходимы, т.к. они являются движущей силой развития. В три года дети сравнивают себя со взрослым и хотят быть во всем похожим на них. Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться. Существует семь основных симптомов данного возрастного кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание личности взрослого, стремление к деспотизму. «Я сам» - вот главные слова этого периода. С помощью творчества можно удовлетворить потребность ребенка в самостоятельности, позволить ему быть самим собой и реализовать стремление быть взрослым. Кроме того, он видит результат своей деятельности, за который взрослые его хвалят. Привлечение внимания других взрослых к успехам ребенка, а не к его капризам дает правильное представление о своем поведении и реакции на него со стороны взрослых.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Ведение документации

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Рисование по сырому листу

Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.

Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

Водный салют

Материалы:Акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция: Попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.

Рисунок глиной

Материалы: Жидкая глина, большой лист бумаги (оргстекло).

Инструкция: Предложить ребенку окунать пальчики в глину и рисовать по бумаге.

Примечание: Регулируя консистенцию глины можно работать с совершенствованием механизмов саморегуляции.

Образы "Дом, дерево и кто-то"

Материалы: Картинки с образами дома, дерева, людей. Кубики из серии "Кто, где живет?" с изображением зверей и мест, в которых они живут.

Инструкция: Попросить посмотреть на разнообразие картинок, прочувствовать характер изображения. Вспомнить и озвучить кто из животных, где обитает.

Волшебное тесто и тени

Материалы: Пластик (клей ПВА + мука + гуашь), волшебные емкости с растворами: любовь, доброта и защита. Шаблоны дома, мамы, папы и ребенка из картона, зубная щетка, кисточка, металлический шпатель, гуашь.

Инструкция: Попросить ребенка в приготовленное тесто добавить волшебные растворы. Затем, отрывая небольшие кусочки от теста, прикреплять их к шаблону дома. Поместить шаблоны родителей и ребенка (в проем двери) в дом. С помощью щетки и шпателя, забрызгать дом гуашью. Затем снять шаблоны родителей и ребенка, рассмотреть образовавшиеся тени.

Цветной грунт

Материалы:Цветной грунт, поднос.

Инструкция: Попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на грунте или что-нибудь из него построить.

Мир из песка

Материалы:Пленка, песок, игрушки для песочной терапии.

Инструкция: Попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на песке или что-нибудь из него построить, сочинить историю для игрушечных персонажей, живущих в песочном мире.

Рисование на зеркале

Оснащение: зеркало, краски, ветошь, мыло

Инструкции: попросить изобразить родителей на зеркале и смыть её мыльной водой

Рисунок акварельными красками или мелками

Оснащение: альбомный лист, акварель, мелки

Инструкции: попросить ребёнка нарисовать родителей на листе, затем стереть или закрыть (спрятать) изображение.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Рисование страха

Оснащение: альбомные листы, краски, мелки, ножницы

Инструкции: попросить ребенка изобразить страх на листе бумаги, после чего разорвать или разрезать изображение

Лепка страха

Оснащение: пластилин, стеки, доски для лепки, различные ёмкости.

Инструкции: попросить слепить страх и сделать с этим объектом всё, что захочет.

Дом, где живет страх

Оснащение: картонные коробки, ткань

Инструкции: попросить ребёнка построить дом, в котором живет баба-Яга, после чего, при желании, его разрушить.

Тряпичная кукла

Оснащение: лоскутки ткани, вата, нитки, клей ПВА, ножницы, картинка с изображением страха веточка для создания метлы.

Инструкции: попросить ребёнка сделать куклу

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Картины

Материалы: Коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: Предложить ребенку выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.

Разноцветие камней

Цель:Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Материалы:Камни, гуашь, кисть, емкость с водой.

Инструкция: Попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.

Мелки - на перегонки

Материалы: Мелки, лист картона.

Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно-быстро) делает штрихи на листе.

Орнамент

Материалы: Картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин), бумага.

Инструкция: Предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.

Примечание: Обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).

Разноцветные листы

Материалы:Четыре больших листа бумаги, гуашь кисть, емкость с водой, скотч, ножницы.

Инструкция:Ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.

Пластилин – силач

Инструкция: Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.

Аппликация на сосуд

Материалы:Баночки из-под шампуней или кремов, клей ПВА, краски, кисти.

Инструкция: Попросить ребенка выбрать понравившуюся баночку и обклеить ее кусочками бумаги, при желании раскрасить.

Манипуляции с игрушками

Материалы: Поднос с игрушками.

Инструкция:Предоставить ребенку возможность поиграть с предоставленными игрушками.

Свободная тема

Инструкция: Предложить ребенку сделать все, что он захочет с материалом, имеющимся в кабинете.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Семья

Материалы:Шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: Ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокомментировать свою работу.

Рисование на кукле

Материалы: Гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла.

Инструкция: Попросить ребенка раскрасить куклу так, как он хочет.

Маска

Материалы:Заготовка маске из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: Предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.

Коллаж

Материалы: Вырезки из журналов, ножницы, фломастеры, тени, помада, краски, кисточки.

Инструкция: предложить ребенку выбрать понравившиеся вырезки из журнала, сделать с ними все, что он захочет.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Конспект занятий в период подготовки ребенка к переводу

в семью или другое учреждение.

Рисование дома

Материалы: Бумага, краски, шаблоны домиков из картона белого цвета.

Инструкция: Нарисовать дом, возможно использование шаблонов (приложить к основному рисунку, раскрасить и т.п.).

Рисование на майке

Материалы: Майки, гуашь, игрушки, шаблон крыши дома из разноцветного картона (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый).

Инструкция: Испытуемого просят, используя любые цвета, рисовать руками на майке. Затем ребенок, при желании может прикрепить шаблон крыши к майке, характеризует получившийся дом, рассказывает, кто живет в доме, чем он занимается.

Строительство дома из песка

Материалы: Песок, игрушки, цветные фигурки из бумаги (люди, звери, дома, машины, деревья, облака, солнце и т.п.).

Инструкция: Ребенка просят построить дом из песка, при заселении дома использовать цветные фигурки. По завершении строительства ребенок должен ответить на вопросы арт-терапевта: « Крепко ли стоит дом?», «Что станет с домом в плохую погоду?», «Чем же можно помочь дому?».

Одежда для дома

Материалы: небольшая коробка, газеты, ленточки, лоскутки бумаги, листочки, клей.

Инструкция: Попросить ребенка обклеить коробку лоскутками бумаги, газетой и др. материалом. Заселить домовенка в коробку-дом.

Цветущий домик

Материалы: Объемные шаблон дома, гуашь, пластилин.

Инструкция: Ребенок раскрашивает шаблон дома в любой цвет, лепит из пластилина розы и прикрепляет их к домику.

Гнездо и скорлупа

Материалы: белая и коричневая скорлупа, гнездо, шаблон яйца, природный материал (шишки, гриб-чага, кора дерева, мох и др.), шаблоны родителей и ребенка, пластилиновые шарики.

Инструкция: Попросить ребенка с помощью пластилиновых шариков прикрепить яичную скорлупу к шаблону яйца. Затем попросить ребенка украсить гнездо природными материалами, поместить яйцо, шаблоны родителей и ребенка в гнездо.

Сам я дом

Материалы: Майки с отпечатками рук, которые использовались для диагностики, картины с пейзажами (важно использование различных времен года), стихотворение «Сам я домик».

Сам я домик: крыша есть, Двери есть и окна есть. Теплоты во мне не счесть. Радость есть и нежность есть. Чтобы счастье мне найти Нужно долго мне идти По дорогам, по долам Ножкой топать тут и там.

Инструкция: Ребенок надевает майку (которая использовалась во время диагностики) с отпечатками своих рук, колпак как крышу дома. Выбирает себе место (любой пейзаж), где хочет жить. Затем выполняет танцевальные движения под чтение стихотворения «Сам я домик».

 

Каменный дом

Материалы: Камни, гуашь, кисточка, емкость для воды, ракушка, жемчужина.

Инструкция: Попросить ребенка «познакомится» с камнями, подержать в руках, построить из них дом. При желании можно покрасить камни гуашью. Затем «познакомиться» с ракушкой и жемчужиной, поместить их в каменный дом.

Следы

Материалы: Гуашь, тазик с водой, полотенце, ватман, шаблоны медвежат

Инструкция:Специалист подготавливает рассказывает сказку, держа в руках игрушечного медвежонка:

«Жил-был маленький медвежонок. Он был добрым и очень любопытным. Однажды он так увлекся игрой на прогулке, что очень далеко убежал от дома. Мама стала звать его, но найти не могла. Тогда медвежонок стал оставлять на полянке разноцветные следы, чтобы мама обязательно его нашла». После этого специалисту необходимо предложить ребенку оставлять на бумаге следы своих ножек.

Фотоальбом

Материалы: краски, мелки, карандаши, альбомные листы, ножницы, картинки, фото.

Инструкция: Просмотреть фотографии жизни ребенка у доме ребенка, после чего создать фотоальбом, куда потом ребенок сможет поместить новые рисунки или фото.

Примечание:

При переводе ребенка в другое учреждение в комментариях творческих заданий специалист делает акцент не на встрече с родителями, а на переезде в другой дом и знакомстве с новыми взрослыми и детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Техника «Рисунок по мокрому листу»

Инструкция: Женщине необходимо нарисовать акварелью свою беременность в цвете, образах, формах на большом ватмане в центре которого изображен круг… Сделать нить, соединяющую мать и ребенка. В это время ребенок принимает активное участие в создании рисунка. Для папы создать творческую работу на тему «Беременность жены». Нарисовать беременную жену. Рассказать о беременности от ее лица и то, как он воспринимал эту беременность.

Рекомендуемые вопросы к обсуждению:

· Желанная беременность или нет?

· Была ли эмоциональная связь с ребенком, ощущение единения, целостности?

· Как протекала беременность Дискомфорт или легкость во время беременности? Что особенно беспокоило физически и психологически?

 

II.Роды (естественный этап отделения от ребенка)

Техника «Работа с тестом».

Данная техникапредполагает рассмотрение опыта рождения ребенка и особенностей установившихся связей в диаде «мать-дитя».

Инструкция: Создать совместную работу мамы и ребенка. Замешать тесто, разделить один большой «каравай» на 2 части, соединить жгутом/ нитью из теста (символика пуповины), разорвать эту нить, связывающую мать с ребенка

Рекомендуемые вопросы к обсуждению:

· Как протекали роды (легкие/тяжелые)? Были они естественными или проводили кесарево сечение?

· Испытывала ли мать страхи, опасения по отношению к своему здоровью и здоровью ребенка?

· Каковы были первые чувства, когда увидели ребенка? Что стало с «виртуальной нитью», связывающей маму с ребенком (оборвалась или стала крепче)?

 

 

III. Поступление в дом ребенка (этап отделения ребенка под влиянием жизненных обстоятельств)

Техника«Свобода»

Данная техникапредполагает анализ своего детского опыта, принятие прошлого и рассмотрение влияния на собственное материнство, а также попытка взять ответственность за происходящее в жизни своего ребенка и понимание того, что его разлука с родителем будет влиять на дальнейшее развитие их отношений.

Инструкция: Сначала мама и ребенок рисуют вместе, затеммама рисует на зеркале одна на тему: «Свобода», а потом она смотрит,как ребенок рисует без нее.

Рекомендуемые вопросы к обсуждению:

· Что мама понимает под «свободой», что она для нее значит? Возможна ли свобода в воспитании ребенка и свобода родителей от ребенка?

· Какие чувства испытывала мама, когда была вынуждена расстаться с ребенком?

· Испытывала ли она какие-либо переживания относительно/по поводу осуждения ее поступка другими людьми?

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей раннего и дошкольного возраста в доме ребенка является актуальным направлением развития учреждения и рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса и сопровождения детей.

Ранний и дошкольный возраст связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии. Ребенок стремится получать знания о себе и окружающем мире, учится выстраивать отношения со сверстниками, устанавливать свои границы, отражать в себе эмоции другого человека, принимать их. Именно в детстве закладывается интерес к общению, созидательной деятельности, социально приемлемые способы коммуникации.Поэтому важно удовлетворять исследовательское желание ребенка в получении нового опыта, расширяя его кругозор. Это знание повлияет на успешность его адаптации к социальной среде.

Программа дополнительного о образования «Яркая планета» (далее - Программа), направлена на создание условий для гармоничного всестороннего развития личности воспитанников дома ребенка, при этом Программа носит рекомендательный характер.

Важно подчеркнуть роль изобразительных и игровых средств в процессе сопровождения детей из дома ребенка, посколькуспециальная художественная педагогика (арт-терапия)несет в себе возможность осуществления коррекционного воздействия, опираясь на внутренние ресурсы психики ребенка и выступает в качестве эффективного средства поддержки в период проживания эмоционально значимых состояний и хорошего способа помощи во время возрастных кризисов. Положительные эффекты специальной художественной педагогики (арт-терапии)обусловлены различными способами взаимодействия ребенка с изобразительными материалами, созданием сколь-возможно для ребенка оформленной или неоформленной продукции, а также установлением отношений со взрослым, благодаря которым ребенок может получить ценный опыт принятия и поддержки. В Программе подчеркивается важность развития личности ребенка, основываясь на раскрытии его творческого потенциала, художественно-эстетических, познавательных сфер личности посредством работы с различным художественным материалом.Использование потенциала творческой активности детей является одним из существенных факторов сохранения их психического здоровья, решения образовательных и воспитательных задач, успешной психосоциальной адаптации и улучшения качества жизни.

 

1.1. 1. Цели и задачи программы:

 

Программа направлена на достижение ряда целей:

· Улучшение качества жизни детей в доме ребенка;

· Удовлетворение потребностей детей в творческой активности в различных видах художественной деятельности;

· Формирование художественно-эстетической культуры воспитанников;

· Предоставление возможности самовыражения в художественной деятельности;

· Выявление и поддержание творческих способностей детей;

· Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер личности;

· Укрепление/формирование детско-родительских отношений (детско-родительские группы), посредством конструктивного взаимодействия с семьей

Цели программы достигаются через решение следующих задач:

· Формировать интерес к творческой деятельности;

· Стимулировать исследовательскую активность детей, расширяя их кругозор;

· Познакомить со свойствами и способами работы с различными художественными материалами;

  • Предоставлять ребенку возможность выражать себя согласно внутренним потребностям;

· Выявлять эмоциональные и поведенческие нарушения;

· Оказывать поддержку во время возрастных кризисов и в период проживания эмоционально значимых состояний;

· Воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к созидательной деятельности;

· Развивать фантазию, внимание, память, воображение, развивать мелкую моторику рук;

· Формировать такие свойства личности как самостоятельность, активность, любознательность, креативность.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.