Тема 15. Правонарушение. Юридическая ответственность. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 15. Правонарушение. Юридическая ответственность.

2018-01-07 288
Тема 15. Правонарушение. Юридическая ответственность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Правомерное поведение и его разновидности.

2. Понятие и основные признаки правонарушения.

3. Юридический состав правонарушения.

4. Виды правонарушений.

5. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

6. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.

 

Практическое задание

Тест

 

1. По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на:

А) умышленные и неосторожные;

В) публично-правовые и частноправовые;

С) проступки и преступления;

D) гражданско-правовые и уголовно-правовые.

2. Какое определение раскрывает понятие юридической ответственности:

А) виновное противоправное общественно опасное поведение

праводееспособного индивида;

В) осуждение правонарушителя со стороны общества, коллектива;

С) все перечисленное;

D) обязанность претерпевать меры государственного принуждения,

предусмотренные санкциями правовых норм.

3.Что является основанием возникновения юридической ответственности:

А) общественная опасность личности;

В) решение компетентного органа;

С) все перечисленное;

D) совершение правонарушения.

4. Расположите правонарушения в порядке увеличения общественной опасности:

А) дисциплинарное;

В) гражданское;

С) административное;

D) уголовное.

5. Субъективная сторона, объективная сторона, субъект и объект преступления в целом составляют:

А) содержание уголовного правоотношения;

В) состав правонарушения;

С) противоправность деяния;

D) понятия преступления;

6. Возраст с которого, по общему правилу, наступает уголовная ответственность в РФ:

А) 18 лет;

В) 16 лет;

С) 14 лет;

D) 21 год.

7. Какое из указанных положений раскрывает все признаки преступления:

А) виновность и наказуемость;

В) противоправность и наказуемость;

С) общественная опасность, противоправность, виновность;

D) ни одно из указанных положений не раскрывает.

8. Субъектами преступлений являются:

А) физические и юридические лица;

В) государственные органы, граждане и юридические лица;

С) вменяемые граждане, достигшие определенного возраста;

D) только юридические лица.

9. Какой из указанных признаков относится к объективной стороне преступления:

А) вменяемость;

В) время совершения преступления;

С) вина;

D) ни один не относится.

10. Правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, называются:

А) административными проступками;

В) дисциплинарными проступками;

С) уголовными правонарушениями;

D) гражданскими проступками.

11. Подберите понятие к данному определению: «Общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного лица, которое в качестве факта является основанием правовой ответственности».

А) Правомерное поведение.

В) Поведение, безразличное для права.

С) Правонарушение.

D) Правореализующее поведение.

12. Подберите понятие к данному определению: «Возникающее в связи с правонарушением особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается ответственность претерпевать предусмотренные законом лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение».

А) Персональная ответственность.

В) Политическая ответственность.

С) Юридическая ответственность.

D) Социальная ответственность.

13. Что из представленного относится к элементам состава правонарушения?

А) Причина и следствие.

В) Базис и надстройка.

С) Деяние и вредоносный результат.

D) Объект и субъект.

 

Методические указания по подготовке студентов к практическому занятию

Готовиться к семинару и практическому занятию следует заранее, а не накануне его проведения. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, вопросами, выносимыми на практическое занятие и другими материалами, уяснить вопросы, содержание занятия и цели его проведения. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал.

Прежде всего студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению нормативного материала, специальной литературы. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарь и выучить термины.

Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студент должен быть готов к докладу по каждому вопросу плана семинара (8―10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3―5 минут).

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради.

Следует помнить, что докладчики и содокладчики назначаются преподавателем — руководителем семинара заблаговременно и, как правило, из числа желающих. При необходимости с ними проводится дополнительная консультация. Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (нормативным правовым актам, материалам правоприменительной практики, конспекту, выпискам из книг, к первоисточникам и др.). Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи.

Докладчику задаются вопросы, главным образом студентами. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Руководитель семинара может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы. Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателей, и в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам.

Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.

Перед проведением семинара могут быть назначены консультации. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, В консультациях могут нуждаться все студенты, в том числе и наиболее активные из них, желающие углубить свои знания по тому или иному вопросу. Но особенно потребность в них ощущают те студенты, которые встретились с затруднениями при изучении отдельных вопросов учебной программы курса, при написании курсовой работы, научного доклада, при подготовке к зачету, экзамену и т.д.

При изучении литературы, нормативного и иного материала следует выделять вопросы, которые остались непонятными или требуют дополнительного усвоения. Практика показывает, что консультациями пользуются далеко не все, кто в них нуждается, поэтому иногда консультация проводится по инициативе преподавателя — тогда она становится обязательной для студента. Обязательная консультация заключается в индивидуальной беседе преподавателя с каждым вызванным студентом по тому кругу вопросов и проблем, которые вызвали трудности.

Консультации могут быть введены непосредственно в расписание занятий. В этом случае они являются общими для всей группы (нескольких групп) или всего курса в целом.

На групповых консультациях могут быть рассмотрены вопросы организации работы студентов (например, по подготовке курсовых работ) либо обсуждены конкретные проблемы.

В ходе консультации важно получить ответ на поставленные вопросы. Следует иметь в виду, что преподаватель может и не дать полного и исчерпывающего ответа, но в этом случае он обязательно порекомендует для самостоятельного изучения соответствующую учебную литературу, другие источники.

В случае пропуска семинарского (практического) занятия студент обязан подготовить материал семинара и отчитаться по нему перед руководителем семинара в обусловленное время. Студент не допускается к экзамену, если у него есть задолженность по семинарским и практическим занятиям.

Требования к выступлению студента

В ответах студентов должна быть самостоятельность, творческое отношение к содержанию освещаемого вопроса, убежденность в излагаемых взглядах. Выступления студентов должны быть грамотными в литературном отношении.

При изложении доклада на семинаре студент должен продемонстрировать знание монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, результаты социологических исследований и т.п. Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативных правовых актов, действующих в последней редакции.

Доклад должен свидетельствовать о знании студентом материала по избранной теме, а если проблема носит комплексный характер, то и по смежным темам, наличии определенного опыта умелой передачи его содержания в устной форме, умении делать обобщения и логичные выводы.

В докладе желательно раскрыть содержание основных концепций, наиболее распространенных позиций ученых, а также высказать свое аргументированное мнение по важнейшим проблемам данной темы. Доклад должен носить творческий, поисковый характер, содержать элементы научного исследования.

Активность каждого участника семинара проявляется в том, как внимательно он слушает всех выступающих, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу.

При решении практической (ситуационной) задачи студент должен продемонстрировать понимание проблемы, навыки работы с нормативными правовыми актами, справочной литературой, материалами правоприменительной практики, уметь обосновывать свою позицию.

 


Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория государства и права (модуль 1)» для заочной формы обучения (ускоренной программы обучения) 1 курс 1 семестр

 

1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права.

2. Структура теории государства и права.

3. Функции теории государства и права.

4. Методология теории государства и права.

5. Соотношение теории государства и права с другими науками.

6. Место теории государства и права в системе юридических наук.

7. Значение теории государства и права для науки и практики в современных условиях.

8. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

9. Первобытное общество (экономика, структура, власть) и его развитие.

10. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

11. Особенности возникновения государства у разных народов (восточный путь, западный путь).

12. Общие закономерности происхождения государства и права.

13. Понятие и признаки государства.

14. Сущность государства: современные подходы.

15. Понятие типа государства; формационный и цивилизационный подходы типологии.

16. Исторические типы государства.

17. Понятие функций государства, их классификация.

18. Формы осуществления функций государства.

19. Механизм и аппарат государства, их соотношение.

20. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

21. Органы государства, их классификация.

22. Государственная власть: понятие общие черты.

23. Методы осуществления государственной власти.

24. Понятие формы государства и ее элементы.

25. Форма правления (понятие, виды).

26. Монархия: понятие, признаки и виды.

27. Республика: понятие, признаки и виды.

28. Форма государственного устройства (понятие, виды).

29. Государственный (политический) режим (понятие, виды).

30. Понятие, принципы и формы демократии.

31. Понятие политической системы общества и ее структура.

32. Место государства в политической системе общества.

33. Понятие сущность и признаки социального государства.

34. Проблемы формирования социального государства в России.

35. Правовое государство. Признаки и принципы правового государства.

36. Социальные условия формирования правового государства в России.

37. Перспективы, пути и средства формирования Российского правового государства.

38. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий «правовой статус» и «правовое положение» личности.

39. Права человека и права гражданина.

40. Юридические обязанности человека и гражданина

41. Роль государства в обеспечении прав и свобод личности.

42. Гражданское общество: понятие и признаки.

43. Сущность и основные принципы гражданского общества.

44. Государство, право и экономика.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория государства и права (модуль 2)» для заочной формы обучения (ускоренной программы обучения) 1 курс 2 семестр

1. Социальные нормы: понятие и виды.

2. Основные теории возникновения права

3. Причины возникновения права.

4. Современные подходы к пониманию права. Значение нормативного, социологического и философского понимания права для юридической науки и практики.

5. Право, его признаки и сущность.

6. Принципы права.

7. Функции и ценность права

8. Право в объективном и субъективном смысле, их соотношение.

9. Норма права, ее признаки и виды.

10. Классификация норм права.

11. Структура норм права. Формы изложения правовых норм. Соотношение нормы права и статьи закона.

12. Понятие и виды источников (форм) права.

13. Источники права современной России.

14. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды.

15. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

16. Понятие и виды правотворчества. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы, пути совершенствования.

17. Пробелы в законодательстве и способы их преодоления.

18. Реализация норм права: понятие, формы (виды).

19. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.

20. Индивидуальные правовые акты (акты правоприменения) и требования к ним.

21. Субъекты, стадии и принципы правоприменения.

22. Толкование норм права: понятие, способы (методы), виды.

23. Понятие, признаки и структура правоотношения.

24. Субъекты правоотношений. Правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов. Правосубъектность.

25. Субъективные права и юридические обязанности.

26. Объекты правоотношений: понятие и виды.

27. Юридические факты: понятие, виды.

28. Виды правоотношений.

29. Система права: понятие, структура.

30. Критерии выделения отраслей права. Основные отрасли российского права.

31. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

32. Система законодательства и ее соотношение с системой права.

33. Систематизация законодательства: понятие, виды (инкорпорация, кодификация, консолидация нормативно-правовых актов).

34. Основные правовые системы современности: правовые семьи, признаки и тенденции развития.

35. Понятие, черты и виды правомерного поведения.

36. Правонарушение: понятие, признаки.

37. Юридический состав правонарушения; его элементы.

38. Виды правонарушений.

39. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.

40. Основание юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.

41. Законность и правопорядок, их соотношение. Роль законности и правопорядка в жизни общества. Пути и средства их обеспечения.

42. Правовое сознание: понятие структура, соотношение с правовой культурой.

43. Правовая культура: понятие структура, соотношение с правовым сознанием.

44. Правовое регулирование. Юридический механизм действия права, его структура.


Курсовая работа: общая характеристика деятельности и примерная тематика

 

Студенты первого курса в соответствии с учебным планом выполняют и представляют на кафедру курсовую работу, которая является первой и самостоятельно подготовленной научной работой на основе углублённого изучения избранной темы. Курсовая работа по теории государства и права является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами научной литературы, нормативного материала, даёт возможность самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, оценивать общественные явления и процессы.

Выполнение курсовой работы по теории государства и права помогает студентам вырабатывать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативного материала (особенно положений Конституции), учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению правовой терминологией, даёт возможность высказывать практические рекомендации, предложения, делать самостоятельные выводы, что имеет важное значение для юриста, в конечном счёте, направлено на более глубокое и прочное усвоение учебного программного материала.

Курсовая работа по дисциплине ТГП выполняется студентами во втором семестре. Курсовая работа выполняется в соответствии с требованиями установленными кафедрой.

Примерная тематика курсовых работ

1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Значение теории государства и права для науки и практики в современных условиях.

2. Предмет, метод и функции теории государства и права. Развитие теоретической науки о государстве и праве в современных условиях.

3. Методология теории государства и права, тенденции ее развития.

4. Значение теории государства и права в правовой подготовке специалиста-юриста.

5. Теория государства и права, проблема преодоления идеологизации юридической науки.

6. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.

7. Особенности возникновения государства у разных народов (восточный путь, западный путь).

8. Общие закономерности происхождения государства и права.

9. Понятие, признаки и сущность современного государства.

10. Государственная власть: понятие и признаки.

11. Типология государств (формационный, цивилизационный подходы).

12. Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)

13. Эволюционные и революционные изменения в форме (устройстве) государства.

14. Политико-правовой режим в различных типах государства.

15. Монархическая форма правления. Виды монархий.

16. Республиканская форма правления. Современные виды республик.

17. Унитарная форма государственного устройства.

18. Федеративная форма государственного устройства. Виды федераций (исторические и современные)

19. Государственный, политический режим. Основные классификации: политических режимов.

20. Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности.

21. Функции государства: понятие и виды.

22. Орган государства: понятие и признаки. Виды органов государства.

23. Механизм и аппарат государства, их соотношение.

24. Место и роль государства в политической системе общества.

25. Основные принципы организации и деятельности современного государства.

26. Государство и гражданское общество.

27. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.

28. Демократическое государство.

29. Правовое государство.

30. Презумпция и государственная гарантированность прав и свобод человека.

31. Принцип разделения властей.

32. Социальное государство.

33. Светское государство.

34. Виды политических систем. Развитие политической системы современной России.

35. Происхождение права, его признаки и сущность.

36. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

37. Нормы права и другие социальные нормы.

38. Современные подходы к пониманию права. Значение нормативного, социологического и философского понимания права для юридической науки и практики.

39. Принципы, функции и ценность права.

40. Типы правоприменения.

41. Государство и парламентаризм

42. Управление и самоуправление в государстве.

43. Формирование правового государства в современной России.

44. Механизм реализации функций государства.

45. Коллизии в праве.

46. Государственно- национальная структура общества.

47. Государство и экономика.

48. Государство и личность.

49. Форма государственного устройства: понятие и виды.

50. Государственно-политический режим: понятие и виды.

51. Механизм государства: понятие и структура.

52. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

53. Функции государства и государственно-правовые формы их осуществления.

54. Понятие, основные признаки и сущность права.

55. Основные концепции сущности права.

56. Принципы права, их классификация.

57. Право и государство. Их соотношение.

58. Взаимосвязь права и политики, права и экономики.

59. Понятие правовой системы. Основные правовые системы современности, их характеристика.

60. Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы

61. Нормативные акты: понятие и виды.

62. Закон: понятие, признаки и виды.

63. Нормы права.

64. Формы и способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов

65. Понятие и виды источников (форм) права.

66. Источники права современной России.

67. Пределы государственной деятельности и правового регулирования общественных отношений. Объективное и субъективное в праве.

68. Пробелы в законодательстве и способы их преодоления.

69. Система права и система законодательства.

70. Понятие и виды правотворчества. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы, пути совершенствования.

71. Правовое сознание: понятие структура, соотношение с правовой культурой.

72. Правовая культура: понятие структура, соотношение с правовым сознанием.

73. Реализация норм права: понятие, формы (виды).

74. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.

75. Правоприменение. Субъекты, стадии и принципы правоприменения.

76. Толкование норм права: понятие, способы (методы), виды.

77. Механизм правового регулирования.

78. Правоотношение. Понятие, признаки и структура правоотношения.

79. Стороны правоотношения. Правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов. Правосубъектность.

80. Юридические факты: понятие, виды.

81. Виды правоотношений. Проблема реализации норм права вне правоотношений.

82. Система права и правовая система: понятие, структура, соотношение.

83. Основные отрасли российского права. Критерии выделения отраслей права.

84. Система законодательства и ее соотношение с системой права.

85. Публичное и частное право.

86. Систематизация законодательства: понятие, виды

87. Основные правовые системы современности: их семьи, признаки и тенденции развития.

88. Понятия человек, личность и гражданин, их соотношение.

89. Личность и право. Правовой статус и правовое положение личности.

90. Роль государства в обеспечении прав и свобод личности.

91. Понятие правонарушение, его признаки и виды.

92. Юридический состав правонарушения; его элементы.

93. Социальная ответственность: понятие и виды.

94. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, причины.

95. Понятие, черты и виды правомерного поведения.

96. Понятие законности и правопорядка, их соотношение.

97. Роль законности и правопорядка в жизни общества. Пути и средства их обеспечения.

98. Историческое развитие идеи правового государства.

99. Признаки и принципы правового государства.

100. Социальные условия формирования правового государства.

101. Перспективы, пути и средства формирования российского правового государства.

102. Правовой статус личности. Современное видение проблемы защиты прав, свобод и законных интересов личности.

103. Правовое сознание и правовая культура. Профессиональное сознание и профессиональная культура юриста.

104. Взаимовлияние государства, права, экономики. Роль государства и права в регулировании экономики современной России.

105. Государство, право и гражданское общество. Проблемы формирования гражданского общества в России.

106. Пути и условия формирования правового Российского государства.

107. Соотношение общества и государства. Гражданское общество.

108. Экологическая и другие глобальные проблемы современности. Роль государства и права в их разрешении.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.