Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История дошкольной педагогики.

2018-01-07 460
История дошкольной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

История дошкольной педагогики.

Взгляды Ж. Ж.Руссо на природу женщины и ее социальное назначение

Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.

Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Руссо крайне ограничивал образование невесты Эмиля, но считал, что уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится. Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена — религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.

Взгляды Руссо на назначение женщины в обществе и ее воспитание весьма консервативны. Восставая против развращенных нравов, которые господствовали в его время среди высшего дворянства и духовенства Франции, Руссо возводил в идеал скромную, благонравную женщину, принадлежащую к третьему сословию, но он неправомерно противопоставлял воспитание юноши и девушки.

Теория развития ребёнка.

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Ф.Фребель о цели воспитания детей о роли игры в воспитании детей. «Дары» Фребеля. Их роль в развитии ребенка.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Дары Фребеля

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Монтессори в России

Первые сведения об успехах метода Монтессори дошли до России ещё в 1910 году, но достаточно полно российская педагогическая общественность смогла ознакомится с системой Марии Монтессори в 1913 году, когда вышел в свет русский перевод главного ее труда под заглавием «Дом ребенка. Метод научной педагогики».книга Книга сразу привлекла внимание своей оригинальностью и прикладной направленностью. Вокруг идей, изложенных в ней, развернулись горячие споры. Осенью этого же года в Петербургском университете, а потом и в Педагогическом музее состоялась презентация дидактического материала Монтессори, который получил восторженные отклики большинства посетителей.

Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). Энергично взявшись за дело, она уже в октябре 1913 г. создала при одной гимназии маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. Двадцать лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори. В 1914 г., пробыв месяц в Италии, Ю.И. Фаусек еще больше укрепилась верой в правоту того дела, за которое взялась.

На базе сада Ю.И. Фаусек было создано в 1916 г. «Общество свободного воспитания (метод Монтессори)», при котором были открыты курсы по ознакомлению с ее системой. В результате в России открылись сразу несколько детских садов Монтессори: два – в пос. Лесном (близ Петрограда), их руководительницы ездили в Нью-Йорк и купили дидактический материал; один сад — в провинции, в г. Кириллове Новгородской губернии. Были открыты специальные сады при Попечительстве о бедных и Народном доме графини Паниной.

Несмотря на объективные трудности, вызванные войной и революцией, Ю. И. Фаусек оставалась верной своему делу и весной 1917 г. создала в Петрограде детский сад Монтессори, который устоял среди потрясений гражданской войны. В 1922-1923 гг. его посетили четыреста семьдесят пять делегаций, в основном провинциальных педагогов и даже крестьян, живо интересовавшихся системой. Несмотря на полемику вокруг этой системы и ее критику, дети с увлечением занимались с Монтессори-материалами и поражали своими успехами в развитии. Это и было главным аргументом пропаганде метода.

Постепенно в России начинает возникать все больше садов Монтессори. В Москве – «Кельнский дом» на Девичьем поле (руководитель А.А. Перроте), сад под руководством А.П. Выготской, сад для глухонемых детей Н.П. Соколовой; дом в Вятке, а также четыре детских сада в Тифлисе, в которых преподавала ученица Монтессори. При Институте дошкольного образования в октябре 1923 г. открылся «Научный кружок по методу Монтессори», в котором было впервые предпринято научное изучение возможностей и путей использования метода в отечественных условиях.

Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. Монтессори — движение переживает второй этап – период возрождения. Второй период можно разделить на два этапа. Первый этап – до конца 1990-х гг. – восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России начала XX в. Это этап «движения вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап – «движение вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьёзные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных экспериментальных исследований эффективности системы Монтессори на российской почве.

Вопросы дошкольного воспитания в общественно-педагогическом движении 60 гг 19 века. Первые детские сады в России

Классики русской педагогики 60-х годов XIX в. уделяли большое внимание разработке вопросов начального обучения детей и тесно связанной с ним теории дошкольного воспитания. При этом они опирались на достижения русской и западноевропейской педагогической мысли, руководствовались запросами и требованиями своего времени, своего народа.

Общепризнанной была мысль, что в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности человека и что необходимо всемерное усиление сознательного, целенаправленного руководства воспитанием маленьких детей со стороны взрослых.

Весьма ценным было то, что классики русской педагогики рассматривали воспитание детей с раннего возраста и до зрелости как единый процесс и разрабатывали методические указания о том, как надо осуществлять единство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного и школьного возраста. В этой области особенно много сделал К. Д. Ушинский.

В условиях буржуазно-монархической России революционные демократы 60-х годов XIX в. большие надежды в воспитании детей дошкольного возраста в духе идей революционного демократизма возлагали на семью. Полное и наиболее последовательное осуществление идей общественного дошкольного воспитания детей они связывали с революционным преобразованием общественного строя России, с созданием нового общества, где женщина будет равноправна с мужчиной, а воспитание детей будет организовано на научных основах.

Представители прогрессивной буржуазно-демократической педагогической мысли, в том числе и некоторые видные деятели дошкольного воспитания, надеялись осуществить общественное дошкольное воспитание детей в условиях буржуазно-помещичьей России.

Развитие капитализма в России, происходившее в XIX в. и особенно усилившееся после отмены крепостного права, внесло значительные изменения в социально-экономическое положение женщины. Количество женщин, вовлеченных в наемный труд, значительно возросло. По официальной статистике 70-х годов XIX в., 38% женского населения Петербурга было занято самостоятельным трудом. Естественно, что представители прогрессивной педагогики и деятели дошкольного воспитания стремились к организации детских садов, полагая, что тем самым будут созданы условия, при которых женщины смогут совмещать материнство с общественным трудом вне дома. В журналах горячо обсуждался вопрос, для кого в первую очередь надо открывать детские сады. Общепризнанным было мнение, что совершенно необходимы детские сады для детей работающих женщин, живущих в городах.

Значительный интерес к вопросам дошкольного воспитания детей проявляло С. -Петербургское педагогическое собрание. В ноябре 1866 г. был заслушан доклад Н. А. Сеньковского на тему “О детских садах”. После его обсуждения была выбрана временная Комиссия детских садов для разработки вопросов теории и практики дошкольного воспитания. Прежде всего было внесено пожелание о создании постоянной комиссии, пользующейся правами специального отделения педагогического собрания. В задачу Комиссии входила дальнейшая разработка теории дошкольного воспитания, открытие образцового детского сада, создание руководства по дошкольному воспитанию, изучение иностранной литературы и другие неотложные дела. Однако Комиссия детских садов вынуждена была прекратить свое существование в 1869 г.

С 70-х годов XIX в. в России стали организовываться так называемые фребелевские общества, объединявшие представителен интеллигенции, стремившихся путем организации дошкольных учреждений способствовать улучшению семейного воспитания. Эти общества открывали детские сады, издавали педагогическую литературу, организовывали курсы по подготовке воспитательниц.

С самого возникновения фребелевских обществ их участники разделились на две основные группы: одна настаивала на полнейшем и точнейшем переносе на русскую почву всех мельчайших элементов педагогической системы Фребеля, другая же выступала за использование только основных педагогических положений Фребеля, избегая механического применения в России его программ. В деятельности этой группы отчетливо проявлялось прогрессивное влияние творческого наследия К. Д. Ушинского, разработавшего такие важнейшие принципы педагогики, как народность, национальный характер воспитания, роль родного языка в формировании личности и др.

В истории дошкольного воспитания в России фребелевские общества сыграли положительную роль, так как во второй половине XIX в. именно они занимались постоянной пропагандой идей дошкольного воспитания и готовили квалифицированные кадры для детских садов.

В пропаганде идеи общественного воспитания детей дошкольного возраста и освещения вопросов теории и практики воспитания детей в детском саду и семье видную роль в конце 60-х годов XIX в. сыграл специальный педагогический журнал “Детский сад”, издававшийся с 1866 по 1869 г. под редакцией А. С. и Я. М. Симонович.

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ

В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных люден.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий — в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1866 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович. С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.

Организация и направление воспитательной работы в первых детских садах в России были различными. В отдельных детских садах применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами, окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитательницы искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелев-ских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов.

В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься “по своему вкусу”, но при постоянном надзоре детской “садовницы”. Люгебиль наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами в их развитии, вела записи этих наблюдений. Весной и осенью все игры и занятия детей протекали в саду, воспитательницы проводили экскурсии со старшими детьми в природу; зимой дети тоже гуляли, катались с ледяной горки и т. п. Воспитательницы приглашали родителей присутствовать и наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы, как надо воспитывать детей.

Любовь к детям, близость к ним, активность С. А. Люгебиль в детских играх, занятиях и ручных работах, умение рассказывать сказки и рассказы, живо проводить беседы, стремление руководительницы каждую игру и занятие подготовить заблаговременно снискали ей расположение и детей, и родителей. В одной "из статей в журнале “Современник было написано: “Дети так привыкают к детскому саду, что потом домой нередко приходится уводить их силою и со слезами; это, думаем мы, служит самой лучшей рекомендацией детского сада”.

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились также и в детском саду А. С. Симонович, существовавшем в Петербурге с 1866 по 1869 г. В периодической печати того времени он отмечался как “лучший и разумнейший”.

Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в г. Туле Е. П. Смидович. Платный детский сад и элементарная школа Е. П. Смидович имели общее хорошее помещение, необходимое оборудование, учебные пособия, гимнастические снаряды, просторный двор для детских игр и содово-огородных работ. Воспитательницы этого детского сада вели работу по заранее намеченному плану, отступая от него в случае необходимости; они предоставляли также детям все возможности проявить инициативу и самодеятельность. Ежедневно отводилось время для свободных игр и занятий детей. Использовались некоторые ручные занятия по Фребелю (складывание из бумаги, вырезание, рисование, лепка, постройки из материалов и т. д.), но они не были строго регламентированы. Употреблялось много строительного материала из дерева: бруски, доски, кубики разных размеров, чтобы дети, осуществляя свои замыслы, могли выполнять разнообразные постройки, проводить коллективные строительные игры и занятия. Ручные работы в этом детском саду обычно сопровождались рассказами и беседами о материале, о форме вещей и т. д.; старшие дети решали простые арифметические задачи, задавали друг другу загадки. Иногда во время этих занятий пели песни. Старших детей систематически обучали рассказыванию; темами были русская природа, жизнь русского народа.

В качестве уступки родителям, которые скорее хотели видеть детей грамотными, в детском саду для шестилеток было введено обучение грамоте, письму и счету в систематическом порядке.

Весной и летом в детском саду занятия сильно изменялись: многие из так называемых “сидячих занятий проводились на открытом воздухе, в саду. Весной и летом дети вели наблюдения за разными насекомыми, следили, на каких деревьях они любят жить, собирали гусениц и наблюдали за их превращением. кормили их. Осенью собирали семена и сохраняли их до будущей весны. С первых дней учения дети легко входили в общую жизнь класса. У них не было тех проявлений индивидуализма, каким очень. часто отличались дети, пришедшие в школу из семьи.

Заслуживает. внимания и практика платного детского сада и элементарной школы. В. Соловьевой в Москве. В этом детском саду стремились обучение на занятиях поставить так, чтобы возбуждать у детей внимание и интерес к делу, самостоятельность мысли и действия. На занятиях ручным трудом воспитательницы индивидуально подходили к каждому: “всякому назначается работа, соответственная силам и умению”. Чтобы обеспечить естественный переход детей от игр и занятий детского сада к систематическим занятиям в школе, была сделана попытка включения некоторых игр и занятий, детского сада в I класс школы (рисование, лепка, пение, детские игры). Во всех классах элементарной школы занятия ежедневно оканчивались, как и в детском саду, подвижными играми.

Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, детский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).

В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей “низших слоев населения. Это было благотворительное учреждение при “Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.), старшие дети один час в день занимались чтением и письмом и один час — беседами с педагогом. Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в 80-х годах XIX в.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны. Развитие детских садов и яслей в послевоенные годы. Подготовка педагогических кадров для детских садов

В годы Великой Отечественной, войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили. группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

Даже в самые тяжелые годы страна заботилась об охране и восстановлении здоровья детей. В 1943 г. было принято постановление о создании специальных. санаторных детских садов, в которых дети с ослабленным здоровьем находились круглосуточно в течение 3—6 месяцев. Дети обеспечивались усиленным питанием и постоянной медицинской помощью, вся работа таких садов строилась в соответствии с состоянием здоровья детей.

По мере освобождения временно оккупированных территорий проводилась работа по восстановлению разрушенных детских учреждений. В этом мероприятии широкое участие приняли работники детских садов и советская общественность. Широко развернулось так называемое черкасовское движение. В 1943 г., после победы советских войск под Сталинградом, дошкольные работники из этого города А. М. Черкасова и А. Ф. Семилетова выступили с призывом приложить все силы для скорейшего восстановления родного города, и в первую очередь детских учреждений. Развитие черкасовского движения позволило силами педагогов и общественности восстановить тысячи детских учреждений.

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР “О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей”. Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.

В том же 1944 г. был утвержден специальный указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям”. Указом предусматривались меры по усилению охраны детства и материнства, устанавливалось почетное звание “Мать-героиня и учреждались ордена “Мать-героиня”, “Материнская слава 1-й степени и “Медаль материнства”.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941—1945гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В декабре 1944 г. был принят новый “Устав детского сада”, детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка “Руководства для воспитателя детского сада”, содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

Принятие новых “Устава и “Руководства...”, активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР.

В годы Bеликой Отечественной войны советская система обучения и воспитания с честью выдержала все тяжелейшие испытания. Она доказала гуманный жизнеутверждающий характер своих ведущих положений, выявив тем самым силу и значимость принципов советского образа жизни.

Развитие детских садов и яслей в послевоенные годы

В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных детей направляли в санаторные детские сады

В связи с тем что обучение стало начинаться теперь с 7 лет и из. детских садов в школу ушли дети двух возрастов —7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, так как в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в, сельской местности, где до войны было мало детских садов. В пятом пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР было намечено расширение сети детских садов к концу 1955 г на 40%, яслей на 20%.

Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание Вместе с тем требовалось улучшение воспитательно-образовательной работы в детских садах.

О необходимости дальнейшего развития сети яслей и детских садов говорилось и в решениях XX съезда партии. В Директивах съезда по шестому пятилетнему плану было намечено увеличить число мест в детских садах за пятилетку на 45%; выстроить новых детских садов в 2, 4 раза больше, чем в пятой пятилетке. XX съезд указал на необходимость приступить к решению важной задачи общественного воспитания детей — к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими садами. В Отчетном докладе ЦК съезду было отмечено, что в строительстве и содержании яслей и детских садов в сельских местностях должны принять участие не только государственные органы, но также колхозы и совхозы Новые детские сады строились там, где потребность в них ощущалась наиболее остро, а именно: при новых предприятиях черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной и химической промышленности, при предприятиях легкой промышленности, текстильной, пищевой и других, где работало много женщин.

Общественное дошкольное воспитание детей являлось предметом постоянного внимания Коммунистической партии. В 1949 г. было издано постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР “О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домов и улучшению их работы”, в котором к строительству детских садов привлекалась широкая общественность, было указано на необходимость активизации методической работы в них и подготовки квалифицированных кадров. В том же 1949 г. был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по. которому плата за содержание в детских садах и яслях детей низко- и среднеоплачиваемых одиноких матерей снижалась на 50%. Позже, в соответствии с решениями XX съезда КПСС, Совет Министров СССР принял в октябре 1956 г. постановление, по которому руководители предприятий, организаций и учреждений обязывались предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск на срок до трех месяцев без сохранения заработной платы. Согласно этому же постановлению женщинам, оставившим работу в связи с рождением ребенка, сохранялся непрерывный трудовой стаж, если они вновь поступали на работу не позднее одного года со дня рождения ребенка. Таким образом, деятельность государства по увеличению числа дошкольных учреждений сопровождалась принятием мер. по улучшению положения женщин-матерей. Постановление правительства предусматривало также создание единых комплексных детских учреждений, в которых могли воспитываться дети ясельного и дошкольного возраста. Много внимания уделялось совершенствованию оборудования детских учреждений в соответствии с требованиями воспитательного процесса.

В послевоенные годы принимались меры по развитию дошкольных учреждений на селе, где нужда в них была особенно значимой. Призыв партии — коренным образом улучшить сельское хозяйство — нашел отклик и у дошкольных работников. “Каждому колхозу — детский сад”— такую задачу поставили перед собой педагоги детских садов многих областей. Встала задача обеспечить общественное воспитание детей колхозников не только в период летних работ матерей, а круглый год.

Экономика колхозов в то время еще не позволяла взять на свой бюджет полностью все расходы по содержанию и оборудованию дошкольных учреждений. Существенную помощь колхозам оказывали промышленные шефствующие организации. Они брали на себя не только оборудование, но и строительство новых зданий детских учреждений. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми. Ставилась задача более активного вовлечения работников этих учреждений в общую систему переподготовки и повышения квалификации. Органам народного образования вменялось в обязанность целенаправленное комплектование сельских детских садов специально подготовленными кадрами.

Укрепление экономического положения колхозов позволило перейти к реорганизации летних детских площадок в стационарные или сезонные (со сроком работы 7—10 месяцев) детские сады.

Результатом деятельности различных ведомств: министерств сельского хозяйства, просвещения и здравоохранения — явилось принятие в 1954 г. особого “Положения о колхозном детском саде”.

Подготовка педагогических кадров для детских садов

В первом послевоенном пятилетнем плане предусматривалось увеличение количества и улучшение подготовки кадров высшей и средней квалификации, в том числе воспитателей детских садов и яслей. Чтобы воспитатель справился со стоящими перед ним задачами, он должен быть политически грамотным, хорошо разбираться в вопросах коммунистического воспитания детей, иметь специальные знания, владеть методикой рисования и лепки, графическими навыками, знать основы агрономии. Осуществление в школе политехнического обучения обязывало дошкольных работников пересмотреть содержание педагогической работы в детском саду, уделять больше внимания трудовому воспитанию, особенно труду детей в природе, привитию им интереса к технике.

Если раньше воспитателей детских садов готовили преимущественно на различных курсах (трехмесячных, шестимесячных и годичных), то в годы послевоенной пятилетки детские сады стали полнее обеспечиваться воспитателями, окончившими педагогические училища с трехлетним сроком обучения на базе семи классов средней школы. На протяжении более двух десятилетий училищам приходилось решать одновременно две задачи: давать учащимся общее образование в объеме средней школы и профессиональные знания, умения и навыки в работе с дошкольниками. С распространением среднего образования создавалась реальная возможность для более совершенной подготовки воспитателей — на базе полного среднего образования.

Дошкольные отделения открывались и при педучилищах, готовивших учителей начальных классов. Для дошкольных педагогических училищ создавались новые программы, учебники и учебные пособия.

Подготовка специалистов высшей квалификации в области дошкольного воспитания была возложена на дошкольные факультеты педагогических институтов. Все большее число педагогов стали заниматься научной работой. Научные исследования проводились непосредственно в детских садах.

В послевоенные годы уровень воспитательно-образовательной работы в детских садах стал значительно выше. Задачи, содержание и методы воспитательно-образовательной работы были четко определены в государственных документах: “Руководстве для воспитателя детского сада (1945 г.) и “Уставе детского сада”. Эти документы были разработаны на основе “Руководства... 1938 г., содержание учебно-воспитательной работы в них по всем возрастным группам стало более конкретным и определенным. Это было результатом теоретической и практической работы по дошкольному воспитанию в предшествующие годы.

В “Руководстве... подчеркивалась ведущая роль воспитателя, его ответственность за воспитание каждого ребенка. От воспитателя требовалось знать общие законы развития детей, индивидуальные особенности детей группы и требования программы по каждому разделу. Большое внимание в “Руководстве... уделялось физическому воспитанию, закаливанию детей, развитию движений (бег, прыжки, лазанье), выработке правильной осанки детей. В раздел “Родной язык были включены такие важные вопросы, как воспитание правильного произношения, активизация словаря и связной речи детей. В “Руководство... был введен новый раздел “Знакомство с окружающим”, где определялся объем знаний и представлений об общественной жизни, о жизни людей, которые должен получить ребенок. Задача заключалась не только в том, чтобы дать детям знания об окружающем, но и сформировать у них правильное отношение к окружающему. Специально был выделен раздел “Работа детского сада с семьей”, в котором раскрывалось ее содержание, давался перечень тем докладов на групповых родительских собраниях. В приложении был дан материал по музыкальному воспитанию детей каждой возрастной группы (слушание музыки, пение, движение под музыку, пляски).

Однако следует заметить, что


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.