Система социальной защиты детства в ХМАО — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Система социальной защиты детства в ХМАО

2018-01-07 552
Система социальной защиты детства в ХМАО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В ХМАО

 

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Автор-составитель:

Г.Г. Зайдуллина,

кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университета

 

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» И.В. Патрушева.

 

 

Система социальной защиты детства в ХМАО: учебно-методический комплекс /Автор-сост. Г.Г.Зайдуллина. – Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014. – 56 с.

 

Учебно-методический комплекс курсов по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Комплекс содержит рабочую программу дисциплины, методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы: тематику и планы семинарских и практических занятий, учебно-исследовательские задания к каждому занятию, перечень обязательных письменных заданий для выполнения в ходе самоподготовки, измерительные материалы для контроля самостоятельной работы студентов; методические материалы для самоконтроля и систематического контроля результативности изучения дисциплины: примерные вопросы к экзамену; методические указания по выполнению рефератов и контрольных работ; фонд тестовых заданий по дисциплине; глоссарий и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Учебно-методический комплекс курсов по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

© Г.Г.Зайдуллина, 2014

© НВГУ, 2014

 

 

Тематический план издания учебно-методической литературы для внутривузовского пользования на второе полугодие 2014 года.

 

Позиция №_________

 

 

Подписано в печать 15.04.2014 г.

Формат 60x84/16. Усл. печ. листов 3,7. Тираж 50.

 

 

Отпечатано в Издательстве НВГУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………....4

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПО ВЫБОРУ ………………………………………5

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ……………………………….19

2.1. Методические рекомендации студентам по организации

самостоятельной работы при изучении дисциплины…………………………………………19

2.2.По организации лабораторных работ, семинарских и

практических занятий……………………………………………………………………………19

2.3. Методические материалы для самоконтроля и систематического

контроля преподавателем результативности изучения дисциплины….……………………..31

2.4. Методические указания по выполнению рефератов,

контрольных работ……………………………………………………………………………….32

2.5. Тестовые задания для оценки знаний по дисциплине…………………………………….35

III. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………………………..47

IV. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ ………………………………...52

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, государства. Право ребенка на социальную защиту стало одним из социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран.

Сохраняющиеся тенденции дестабилизации социально-экономического положения в России, безработица усугубляют положение детей в Российской Федерации. В сложившихся условиях особенно актуальными являются вопросы социально-правовой защиты детства, повышения правовой культуры социальных педагогов и социальных работников.

Создавая условия для развития подрастающего поколения в целом, общество особым образом влияет на процесс развития личности каждого ребенка. Ведущая роль здесь принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие всех институтов социализации – семьи, дошкольных и общеобразовательных учреждений и других социальных институтов в области защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.

Российские регионы активно используют предоставленное им право законотворческой деятельности в области социальной защиты несовершеннолетних, обеспечения их выживания и развития. Нормативно-правовая база ХМАО-Югры закрепляет принципиальные положения федерального законодательства по социальной защите детства, определяет категории нуждающихся в социальной поддержке, объемы и порядок предоставления адресной помощи, дополнительные меры социальной защиты детей и семей с детьми, предоставляемые за счет местных бюджетов.

Рабочая программа курсов по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и предназначена для бакалавров 3 курса очной формы обучения. Дисциплина рассчитана на 108 часов, из них аудиторные занятия составляют 50 часов, 58 часов отводится на самостоятельную работу студентов.

 

 

Образовательные технологии

 

Основными методами обучения студентов является использование в учебном процессе традиционных и нетрадиционных образовательных технологий.

Наиболее эффективной организации учебных занятий по курсам по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» способствуют широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий со студентами (традиционные и проблемные лекции, электронные презентации отдельных тем и вопросов дисциплины, деловые игры, дискуссии, работа по подгруппам, выполнение учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений и рефератов, выполнение самостоятельных заданий. В сочетании с внеаудиторной работой все вышеперечисленные технологии направлены на формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Наиболее эффективному усвоению теоретических знаний, получению практических умений и навыков по курсам по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» способствуют различные формы индивидуальной учебной деятельности студентов: конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений и рефератов по предлагаемым темам.

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Подготовьте устные сообщения «Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства», «Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства».

2. Подготовьте реферативные выступления по теме.

3. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 1.

Тематика рефератов

1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.

3. Дети как объекты государственной социальной политики.

Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ

 

1. Подготовьте реферативное выступление по любому вопросу темы.

2. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».

Период Объекты социальной защиты детства Субъекты социальной защиты детства Краткая характеристика Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).        
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.        
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.        
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.        
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.        

 

3. Пользуясь современной законодательной базой в области социальной защиты детства, проведите анализ социально-правовой ситуации в России в области защиты детства.

4. Дайте характеристику нормативно-правовой базы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

5. Подберите в портфолио основные нормативно-правовые документы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

6. Составьте логическую схему «Объекты и субъекты социальной защиты детства».

7. Подготовьте доклад о существующих в ХМАО-Югре государственных и муниципальных органах, защищающих права ребенка, его направлениях и содержании деятельности (по выбору студента).

8. Подберите в портфолио нормативно-правовую базу деятельности по защите прав и свобод ребенка соответствующего государственного или муниципального органа.

9. Подготовьте письменное сообщение «Из опыта работы социального педагога по социальной защите различных категорий детей в ХМАО-Югре».

10. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 2.

Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО-ЮГРЕ

1. Выпишите отдельные статьи из Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного, Трудового и Семейного кодексов РФ и подготовьтесь к творческой контрольной работе по теме.

2. Какие мероприятия проводятся в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства? Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства.

4. Что представляет собой медико-генетическое консультирование в системе планирования семьи?

5. В чем заключается социальная защита женщин в период беременности и родов?

6. Проанализируйте отдельные статьи закона ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сделайте краткие записи.

7. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 3.

Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ

1. Подберите и проанализируйте нормативно-правовые документы социальной защиты неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.

2. На какие социальные льготы и пособия могут рассчитывать неполные и многодетные семьи в ХМАО-Югре?

3. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.

4. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида?

5. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

6. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Чем она отличается от федеральной?

7. Назовите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Подготовьте реферат по разделу 4, тема 4.1., 4.2., 4.3. (на выбор студента).

9. Проанализируйте опыт социального обслуживания семьи и детей в ХМАО-Югре и подготовьте сообщение о деятельности социальной службы семьи и детей в вашем городе, районе, округе (по выбору), руководствуясь следующим планом:

· название и статус учреждения;

· цель и задачи учреждения;

· направление работы учреждения;

· структурные подразделения;

· источники финансирования.

10. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 4.

Примерная тематика рефератов по дисциплине

1. Социально-демографическая сущность детства.

2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.

3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».

4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.

5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.

6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.

7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».

8. Социальная защита детства в истории России.

9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.

11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?

12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.

14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.

15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.

16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."

18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.

19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.

20. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

21. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

22. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

23. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

24. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

25. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

26. Общая характеристика конституционных прав детей.

27. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

28. Административная ответственность несовершеннолетних.

29. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет.

30. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

31. Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты.

32. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.

33. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.

34. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.

35. Югорский семейный капитал, право на его получение.

36. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.

37. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.

38. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.

39. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

40. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Социально-демографическая сущность детства.

2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.

3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».

4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.

5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.

6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.

7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».

8. Социальная защита детства в истории России.

9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.

11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?

12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.

14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.

15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.

16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."

18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.

19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.

20. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

21. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

22. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

23. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

24. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

25. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

26. Общая характеристика конституционных прав детей.

27. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

28. Административная ответственность несовершеннолетних.

29. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет.

30. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

31. Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты.

32. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.

33. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.

34. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.

35. Югорский семейный капитал, право на его получение.

36. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.

37. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.

38. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.

39. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

40. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип – М., 2007.

Дополнительная литература

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.

2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учебное пособие – М, 2004.

3. Дети социального риска и их воспитание /под ред. Л.М. Шипицыной: учебно-методич. пособие. – СПб, 2003.

4. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.

5. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

6. Рабочая тетрадь социального педагога /сост. Г.С. Семенов /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.

7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., 2002.

8. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

9. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

10. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие для вузов – М, 2004. –222 с.

11. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002.

12. Становление ювенальной юстиции В России: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 ноября 2002 года, Ростов на Дону /под ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Д, 2003.

13. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие /Т.И. Шульга. – М., 2005.

14. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.

 

Интернет-сайты

1. www.pdugra.ru

2. www. admhmao.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютер, проектор, телевизор, видеомагнитофон, дидактический и раздаточный материал.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Автор: Г.Г. Зайдуллина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования НВГУ.

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета И.В. Патрушева.

Программа утверждена на заседании кафедры методик дошкольного и начального образования НВГУ.

от «23» января 2014 года. Протокол № 5.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

2.1. По организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

 

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы смотри в рабочей программе данных курсов по выбору на стр. 10-12.

Тематика рефератов

1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.

3. Дети как объекты государственной социальной политики.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1 Декларация прав ребенка: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. //Народное образование. – 1993. – №5.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка»: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. //Народное образование. – 1993. – №5.

3. Конвенция ООН «О правах ребенка» и ее реализация в современной России: материалы научно-практической конференции, посвященной 10-ти летию принятия ООН Конвенции «О правах ребенка». – М., 2001.

4. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.

5. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в РФ».

7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.

2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

3. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.

 

 

Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ

 

Семинарское занятие № 2

Тема: «История социальной защиты детства в России»

1. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).

2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.

3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.

4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.

5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте реферативное выступление по любому вопросу темы.

2. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».

Период Объекты социальной защиты детства Субъекты социальной защиты детства Краткая характеристика Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).        
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.        
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.        
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.        
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.        

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

 

Практическое занятие № 3

Тема: «Система социальной защиты детей в России и ХМАО-Югре на современном этапе»

  1. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
  2. Назовите предпосылки, цели и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.
  3. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ (от 14.09.1995 № 942).
  4. Принципы государственной политики социальной защиты детства в РФ.
  5. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре? Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
  6. Назовите и охарактеризуйте объекты и субъекты социальной защиты детства.
  7. Перечислите основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

Учебно-исследовательские задания

1. Пользуясь современной законодательной базой в области социальной защиты детства, проведите анализ социально-правовой ситуации в России в области защиты детства.

2. Дайте характеристику нормативно-правовой базы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

3. Подберите в портфолио основные нормативно-правовые документы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

4. Составьте логическую схему «Объекты и субъекты социальной защиты детства».

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.».

3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.04.2009 N 63-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.

4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2000 № 137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы».

5. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».

7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 317-п «О признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 15 июля 2002 года № 430-п «О положении детей в Ханты-Мансийском автономном округе».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

Практическое занятие № 4

Тема: «Организационная структура системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре»

1. Какие органы в соответствии с российским законодательством призваны обеспечить гарантии прав ребенка?

2. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка в ХМАО-Югре: сущность и назначение.

3. Функции органов прокуратуры в защите прав детей.

4. Каковы полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства?

5. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО-Югре.

6. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре, задачи и функции.

7. Какова компетенция органов управления социальной защиты населения в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав?

8. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

9. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

10. Какова компетенция органов управления здравоохранением и органов службы занятости в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте доклад о существующих в ХМАО-Югре государственных и муниципальных органах, защищающих права ребенка, его направлениях и содержании деятельности (по выбору студента).

2. Подберите в портфолио нормативно-правовую базу деятельности по защите прав и свобод ребенка соответствующего государственного или муниципального органа.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы:

1. О прокуратуре РФ: Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202 – I //Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47 – Ст.4472; Там же. – 1999. – № 7 – Ст.5620; Там же. – 2000. – № 2 – Ст.140; Там же. – 2001. – № 53 (ч.I) – Ст.5018; Там же. – 2002. – № 26 – Ст.2523; № 30 – Ст.3029; № 40 – Ст.3853; Там же. – 2003. – № 27 (ч.I) – Ст.2700; Там же. – 2004. – № 35 – Ст.3607.

2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40 – Ст.3822; Там же. – 2004. – № 25 – Ст.2484; № 33 – Ст.3368; Там же. – 2005. – № 1(ч. I) – Ст.9, 12, 17, 25, 37; Там же. – 2005. – № 17 – Ст.1480.

5. Закон ХМАО-Югры от 30.05.2013 № 45-оз «О внесении изменений в Закон ХМАО-Югры «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».

Основная:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

Дополнительная:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.

5. Становление ювенальной юстиции в России: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 ноября 2002 года, Ростов на Дону /под ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Д, 2003.

 

Практическое занятие № 5


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.