Формирование у детей дошкольного возраста знаний об общепринятых мерах длины и объема — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формирование у детей дошкольного возраста знаний об общепринятых мерах длины и объема

2018-01-07 258
Формирование у детей дошкольного возраста знаний об общепринятых мерах длины и объема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обучение измерению условными мерками позволяет подвести детей к осознанию значения общепринятых мер. У старших дошкольников имеются необходимые предпосылки для ознакомительной работы: в стихийном опыте обнаруживаются представления об общепринятых мерах и способах измерения, в активном словаре встречаются соответствующие слова (метр, сантиметр, литр и др.). Это содержание лежит «в зоне ближайшего развития ребенка» и может служить дополнением к программе формирования математических представлений в детском саду1.

Ознакомление детей с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром

В школе при изучении первого десятка вводится измерение отрезков. На этой основе учащиеся класса знакомятся вначале с сантиметром как моделью единицы, затем дециметром как моделью десятка и, наконец, с метром как моделью сотни. Было бы ошибкой переносить школьную математику в детский сад. Дошкольники осваивают нумерацию только в пределах 10. Ознакомление с единицами длины возможно на основе опыта измерения условными мерками. Эта работа должна носить ознакомительный характер. В работе с дошкольниками целесообразнее другая последовательность введения единиц длины — начиная с метра. Преимущество такой последовательности состоит в том, что: 1) в жизненной практике дети наблюдают чаще всего измерение с помощью метра; 2) метр — основная единица длины; 3) метр существует в виде отдельного эталона (мерки); 4) метр — более крупная единица измерения, чем сантиметр или дециметр, поэтому процесс измерения становится более «зримым» для дошкольников: воспитателю с помощью метра легче демонстрировать, как откладывается мерка, как происходит подсчет единиц измерения.

1 Современная программа развития элементарных математических представлений предусматривает ознакомление дошкольников с общепринятыми мерами и способами измерения в ограниченном объеме. Поэтому данная работа может рассматриваться как желательная, но не обязательная и может осуществляться в повседневной жизни.

2 Сформулировано Г. В. Бельткжовой.

Работу можно начать с экскурсии в промтоварный магазин, включающей:

а) наблюдение за действиями продавца по отмериванию покупателям нужного числа метров ткани;

б) рассматривание линейки длиной 1 м (метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения);

в) специальную демонстрацию продавцом способа измерения ткани метром («Вот смотрите, дети, какой длины кусок ткани я отмерила. В нем 6 метров»);

г) сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверку результатов метровой линейкой (ширина шелка меньше метра, а ширина -шерсти больше метра);

д) покупку ткани (2 м), ленты (3 м), тесьмы (4 м) на платья куклам.

В беседе после экскурсии можно попросить детей припомнить, что и когда покупали их родители или они сами, где еще применяется измерение с помощью метра.

Далее знакомство с метром продолжается, его основная задача — закрепление представления детей о метре как единице измерения, упражнение в измерении с помощью метра. Работу можно построить следующим образом:

а) вначале активизировать представления детей об измерении одного и того же объекта разными мерками, сделать вывод, что результаты измерения в таком случае будут разные;

б) на этой основе подвести детей к мысли о необходимости постоянной Меры (неудобно, когда при измерении получается разное количество мерок, поэтому люди придумали одну постоянную мерку и назвали ее метром);

в) продемонстрировать метровую линейку (как называется эта мерка? Почему она так называется? Где вы ее видели? Людям каких профессий она постоянно нужна?);

г) организовать обследовательскую деятельность (провести рукой от начала до конца метровой линейки, взять ее в обе руки, показать ее длину разведенными руками, проверить соответствие ширины разведенных детьми рук длине метровой линейки);

д) сравнить.разные по виду метры (складной, деревянный, металлический) путем наложения;

е) поупражнять детей в измерении метром.

Полученные знания необходимо использовать для решения практических задач: измерить длину дорожки, по которой надо пробежать расстояние до цели, длину и ширину грядки в огороде и т. д.

Дошкольникам доступны первоначальные сведения и о сантиметре как одной из единиц измерения длины. Их можно познакомить с сантиметровым делением линейки, поупражнять в измерении с ее помощью.

Работу можно организовать следующим образом:

а) подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром;

б) продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см); пояснить, что сантиметр тоже мерка; предложить назвать, что можно измерить этой меркой;

в) организовать деятельность обследования (взять модель сантиметра в- руки, провести пальцем вдоль плоскости, сравнить с сантиметровой лентой и метром);

г) показать линейку с сантиметровой шкалой без цифр (изготовляется путем приклеивания полоски бумаги на деревянную основу стандартной линейки), предложить наложить сантиметровые полоски (модели сантиметра) на шкалу линейки, подсчитать их количество;

д) поупражнять детей в измерении линейкой с сантиметровой шкалой без цифр;

е) ввести стандартную линейку, объяснив значение цифр (считать сантиметры долго и неудобно, обозначенные цифрами деления ускоряют и облегчают измерение).

Следует четко сформулировать правила пользования линейкой:

1) до начала измерения нужно выбрать точку отсчета: измерение начинают с нуля, а линейка должна плотно прилегать к измеряемой поверхности;

2) измеряя, нет необходимости пересчитывать сантиметры. Цифры, обозначенные на линейке, являются показателем их количества.

Общие указания, сопровождающие показ измерения линейкой, следует пояснить индивидуальным показом.

Наиболее распространенные ошибки детей при измерении линейкой:

1) начинают измерение не от нуля, а от конца линейки (в случае, если нуль не совпадает с концом линейки);

2) часть детей накладывают линейку неплотно, в процессе измерения она смещается, что приводит к неточности результата;

3) некоторые дети вместо термина «сантиметр» употребляют слово мерка.

Детям можно предложить для закрепления навыков измерения линейкой следующие задания:

1) определить длину и ширину прямоугольного листа бумаги;

2) вырезать из бумаги полоску длиной 10 см и шириной 3 см;

3) измерить стороны геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника;

4) начертить геометрические фигуры указанного размера;

5) нарисовать дом, размеры которого заданы воспитателем;

6) определить на глаз длину отрезка в сантиметрах и проверить результат с помощью линейки;

7) измерить данный отрезок, начертить отрезок, который длиннее (короче) на 1 см;

8) измерить два отрезка и начертить третий, равный по длине двум, вместе взятым.

Выполняя упражнения, дети приходят к пониманию того, что измерение стандартной меркой обеспечивает получение объективных данных о величине предметов.

Ознакомление детей с общепринятым способом и мерой измерения объема жидкостей и вместимости сосудов — литром

Прежде чем сообщать детям знания об общепринятом способе измерения жидкостей и мерах объема, следует поупражнять их в измерении условными (объемными) мерками: 1) заполнить литровую банку водой, измерив ее равными мерками; 2) заполнить литровую банку водой, измерив ее разными по объему мерками; 3) налить в литровые банки указанное количество воды, измерив ее разными по объему мерками; сравнить, как заполнились банки.

В процессе выполнения этих заданий закрепляются: а) знания о том, что количество жидкости, вмещающейся в тот или иной сосуд, можно определить измерением; б) основное правило измерения объемными мерками: результат будет правильным, если измерять полной меркой; в) представление о зависимости результата измерения от величины мерки.

Далее можно переходить к знакомству с общепринятым способом измерения жидкости и литром как единицей объема:

а) воспитатель предлагает детям назвать, какие они знают жидкие вещества;

б) демонстрируется мерная кружка, даются пояснения, что жидкие вещества измеряют меркой, которая называется «литр», в мерную кружку вмещается 1 л воды (мерная кружка заполняется водой);

в) определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки;

г) выясняется, где и почему требуется измерение литром.

Для закрепления знаний и практических навыков можно провести: а) игру «Магазин», в процессе которой продавец отпускает покупателям в банки, бидоны 1 л, 2 л, 3 л молока; б) игру «Угадай, сколько литров воды вмещается в посуду» (вначале объем определяется на глаз, а затем — измерением); в) упражнение в уравнивании количества жидкостей в двух сосудах.

В процессе такой работы у детей складывается представление о единице измерения объема, становится понятен смысл слова «литр», способ определения вместимости сосудов.

Для ознакомления с общепринятыми мерами следует шире использовать повседневную жизнь и опыт дошкольников.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.