Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

2018-01-07 256
Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Самостоятельная работа студентов (10 часов)
Задание 1 по работе с учебником
Прочитайте текст главы №1 «Естественнонаучная и гуманитарная культуры» и главы №2 «Научный метод. Логика и методология развития естествознания» основного учебника [1], по материалам глав подготовить доклад по одной из тем выступления.
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: естественнонаучная культура, гуманитарная культура, научный метод, наблюдение, эксперимент, моделирование, научная гипотеза, научная проблема, теория, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, микро, макро, мега-уровень организации материи, научная картина мира (НКМ), физическая картина мира (ФКМ).
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций
Разделите следующие методы научного познания (абстрагирование, моделирование, измерение, классификация, аналогия, эксперимент, обобщение, синтез, анализ, наблюдение, формализация) по уровням научного познания, заполнив схему-конспект:  
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций
Выберите из следующего списка то, что характерно для гуманитарной культуры (количественные оценки; качественные оценки; объективность знания; субъективность знания; идеологический нейтралитет; истины истолковываются, интерпретируются; истины доказываются; объект исследования – повторяющиеся, универсальные процессы в природе; личная позиция ученого имеет большое значение; затрудненность экспериментальных методов исследования; влияние ценностей существенно, открыто; истины объективны, общеобязательны и в любое время могут быть подтверждены опытом).
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций
Разделите объекты по структурным уровням организации материи (звезда, звездная система, Метагалактика, Вселенная, молекулы, атомы, ядра атомов, нейтроны, Земля, Солнечная система, Млечный путь, Вселенная, космос, туманность Андромеды, элементарные частицы, макротела, система галактик), заполнив схему-конспект:  
Тесты (контрольные задания для самопроверки)
1. Тесты с одним вариантом ответа (выберите один правильный ответ)
1.1. Естествознание – это: 1. знание о человеке как мыслящем существе. 2. наука о телах, их движении, превращениях. 3. совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое. 4. наука о строении и развитии нашей планеты.
1.2. Объективность научного знания означает: 1. абсолютность - незыблемость знаний. 2. независимость знания от метода его получения 3. независимость от личности исследователя.
1.3. Признак, характерный гуманитарным знаниям: 1. историчность. 2. логичность. 3. математичность. 4. объективность.
1.4. Признак, характерный естественнонаучным знаниям: 1. историчность. 2. математичность. 3. образность. 4. субъективность. 5. уникальность.
1.5. Гуманитарные науки характеризуются: 1. индивидуализацией. 2. строгим разделением субъекта и объекта познания. 3. идеологическим нейтралитетом. 4. преобладанием количественных оценок.
1.6. Примером интеграции наук является: 1. биофизика. 2. физика плазмы. 3. физика твердого тела. 4. физика элементарных частиц.
1.7. Метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения, называется: 1. синтез. 2. анализ. 3. формализация. 4. дедукция.
1.8. Метод познания, который сводится к получению частных выводов на основе знания каких-то общих положений, называется: 1. индукция. 2. дедукция. 3. идеализация. 4. анализ.
1.9. Метод познания, который заключается в использовании специальной символики, оперирующий некоторым множеством символов, называется: 1. формализация. 2. аналогия. 3. идеализация. 4. анализ.
1.10. Объект относящийся к микромиру: 1. микробы. 2. вирусы. 3. пылинки. 4. электроны.
2. Тесты множественного выбора (выберите несколько правильных ответов)
2.1. Признаки научных знаний: 1. опровержимость. 2. проверяемость. 3. согласованность. 4. универсальность. 5. субъективность.
2.2. Теоретические методы получения знаний: 1. анализ. 2. синтез. 3. измерение. 4. наблюдение. 5. классификация.
2.3. Эмпирические методы получения знаний: 1. измерение. 2. эксперимент. 3. абстрагирование. 4. наблюдение. 5. моделирование.
2.4. Древнегреческие натурфилософы впервые: 1. использовали рациональный (теоретический) способ получения знаний. 2 развили методику наблюдений явлений природы. 3. разработали систему доказательств логику. 4. разработали экспериментальный способ получения знаний.
2.5. Признаки, отличающие естественнонаучные знания от гуманитарных: 1. математичность. 2. объективность. 3. однозначность и строгость языка. 4. историчность. 5. эмпирическая проверяемость.
2.6. Эмпирическое знание: 1. связано с измерениями. 2. основано на интуиции. 3. является не научным знанием. 4. базируется на системе аксиом. 5. базируется на эксперименте.
2.7. Рациональный (теоретический) метод базируется на: 1. аксиомах. 2. использовании математического аппарата. 3. системе постулатов. 4. точных измерениях.
2.8. Объекты микро-уровня организации материи: 1. ядро атома. 2. молекулу воды. 3. протон. 4. биологическую клетку.
2.9. Объекты макро-уровня организации материи: 1. биологическую клетку. 2. океан. 3. человека. 4. галактику. 5. молекулу воды.
2.10. Объекты мега-уровя организации материи: 1. галактики. 2. атомы. 3. молекулы 4. моря. 5. туманность Андромеды.
3. Тесты на соответствие (Соответствие понятия определению)
3.1. 1. Наблюдение. 2. Эксперимент. 3. Моделирование. 1. Метод исследования заключающийся в замене изучаемого явления, изучением аналогичного явления на модели. 2. Целенаправленное, организованное восприятие явлений действительности познающим субъектом. 3. Процесс или явление изучаются в специальных (искусственно созданных) условиях.
3.2. 1.Абстрагирование. 2. Классификация. 3. Формализация. 1. Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. 2. Отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений. 3. Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком.
3.3. 1. Аналогия. 2. Обобщение. 3. Синтез. 1. Соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое 2. Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. 3. Подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов.
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно»)
4.1. Математика - это естественная наука.
4.2. Существует три структурных уровня организации материи.
4.3. Наблюдение относится к теоретическим методам исследования.
4.4. Рациональный и теоретический метод это одно и тоже.
4.5. Эксперимент относится к эмпирическим методам исследования.
5. Тесты на упорядочение (составьте последовательность объектов)
5.1. Последовательность объектов по их размерам в порядке увеличения: 1. Метагалактика 2. звездная система 3. Вселенная 4. звезда
5.2. Последовательность объектов по их размерам в порядке уменьшения: 1. нейтроны 2. атомы 3. молекулы 4. ядра атомов
5.3. Последовательность объектов по их размерам в порядке уменьшения: 1. элементарные частицы 2. атомы 3. ядра атомов 4. молекулы
6. Тесты дополнения (на месте прочерка впишите недостающие слова)
6.1. По системе доказательств теоретический метод относится к ___ методу.
6.2. Система доказательств – логика была разработана в Древней Греции, кем - __.
6.3. Классификация относится к ___ методу исследования.
6.4. Мир элементарных частиц – это ___ уровень организации материи
6.5. Вселенная как единый объект относится к ___ уровню организации материи.
II. Практическое занятие (2 часа)
1. Заслушивание докладов.
2. Разбор определений основных понятий.
3. Опрос студентов по заданиям практикума.
Темы докладов
1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культуры.
2. Наука в духовной культуре.
3. Особенности научного знания.
4. Критерии и нормы научности.
5. Научные революции.
6. Физика как ядро научной картины мира. Структурные уровни организации материи.

 

После изучения Темы 1 «Естественнонаучная и гуманитарная культуры» студент должен:

иметь представление об:

· современном естествознании, тенденциях его развития.

· соотношение естественнонаучной и гуманитарной культур.

· научной картине мира.

знать:

· предмет естествознания.

· физические картины мира.

· специфику естественнонаучных методов.

· структурные уровни организации материи.

уметь:

· отличать естественнонаучное знание от гуманитарного знания.

· сопоставлять рассматриваемый объект соответствующему уровню организации материи.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.