Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Учимся анализировать стихотворение

2018-01-07 340
Учимся анализировать стихотворение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учимся анализировать стихотворение

Приступая к анализу лирического произведения, определите для себя, зачем вы это делаете (отметка, которую поставит учитель, – неподходящая цель).

Если хотите передать чувства, эмоции, возникшие у вас во время чтения или после него, передавайте! Не бойтесь переложить на бумагу то, что творится у вас в душе. Нужно верить себе и верить словам. Они не подведут.

Если же хотите внимательнее рассмотреть литературоведческие аспекты, будьте последовательны и логичны. Старайтесь следовать плану и понимать, что вы анализируете произведение. Не отдельно рифму, тему, исторический контекст, а взаимодействие всех этих частей, связи между ними.

Перед тем, как начать анализ стихотворения, зафиксируйте тезис (напоминаю, что тезис – это утверждение, которое необходимо доказать или опровергнуть). Смотрите на него каждый раз перед тем, как приступаете к написанию новой части анализа. Так ваша работа станет целостной и завершенной.

Вы можете менять пункты плана местами, добавлять свои, некоторые соединять. Главное – теоретически грамотно и эстетически пристойно изложить СВОЕ мнение о тексте, стараясь при этом понять автора.

Внимание! Обязательно используйте цитаты. Вы ведь анализируете Текст! Его величество Текст! Уважайте его и оказывайте знаки внимания.

0. Вступительные предложения. Называете автора и произведение.

1. Культурно-исторический контекст.

Любое стихотворение написано в определенное время. Время это очень важно для понимания произведения. Что происходило в политике, в сфере общественных отношений, в культуре, в науке? Подумайте об этом, почитайте, постарайтесь найти связь с текстом.

Автор.

Текст не может возникнуть сам или вырасти на дереве. Любой текст кто-то создает. И этот кто-то очень важен. Потому что он Автор. Что происходило в жизни этого человека, чем он интересовался на момент написания стихотворения, о чем писал друзьям, кого любил. Если получится что-то выяснить, если что-то знаете, тоже попробуйте найти отражение событий и идей в тексте.

История создания стихотворения.

Если вы разыщете что-то, связанное с историей написания конкретного произведения, это будет замечательно! Напишите об этом.

Смысл названия.

Название стихотворения – это kлюч к его пониманию. Это как экстракт, который добыл поэт из текста. Надо ценить, надо хорошенько принюхаться и присмотреться к названию. Если названия нет (***), это тоже ведь о чем-то говорит?

Тема стихотворения.

О чем стихотворение. Если бы пробовали пересказать другу стихотворение (это не так просто), что бы вы сказали? Вот это, думаю, и будет тема. Если бы снимали кино по стихотворению, что вы было на экране? Когда говорите о теме, используйте имена существительные. Цитаты!

6. Идея.

Если человек что-то делает, он это делает не просто так. Он делает это зачем-то. Зачем? Вот об этом и подумайте. Объяснить, показать, дать почувствовать, передать, доказать, напомнить, помочь задуматься, дать почву для размышлений, ответить на вопрос, прославить и так далее. Думайте, выбирайте. Цитаты!

Основная мысль.

Представьте, что ваша голова и голова автора – это сейфы (представляйте не слишком образно). Что бы автор хотел переложить из своего сейфа в ваш? Какую мысль / идею / думу? Это и есть основная мысль. Цитаты!

Настроение.

Закройте глаза, загляните внутрь себя. Что там? Как вы себя сейчас чувствуете? Что привело вас в такое настроение? Какие слова, какие обороты речи? Грустно или радостно вам, хочется ли вам действовать или размышлять? Вы ощущаете покой? Эта магия чувств, это их преображение – заслуга текста. Поймите, как автор этого добился.

Образы.

Образы – это духи, живущие в тексте. Они выбираются из строк и врываются в наши души. Кто ворвался в вашу душу сейчас? А где он был в тексте? Как он представлен нам, читателям? Есть образы ключевые – те, которые врываются в душу первыми. И есть образы менее значимые, второстепенные. Они возят хороводы вокруг образов ключевых, помогая им жить полной жизнью.

Лирический герой.

Термин впервые сформулирован Юрием Тыняновым применительно к творчеству А.Блока.

Вы смотрите на бумагу, смотрите на черные фигyрки букв, а видите и чувствуете целый мир. Чьими глазами вы смотрите на мир? Чьим сердцем чувствуете? Чьими руками обнимаете Всленную? Лирического героя. Кто он? Сколько ему лет? Как он жил и живет? Похож ли он на поэта? Или это его противоположность? Подумайте об этом.

Композиция.

Представьте, что текст – это констрyктор. Из каких частей он состоит? Перемешаны или собраны части? Почему они находятся в такой последовательности? Приглядитесь, некоторые части зеркальные! Заглянув в них, можно увидеть другую часть текста. Вот об этом волшебстве и говорите. С чего начинается? Чем завершается? Где наивысшая точка развития сюжета или мысли? Сюжетно ли стихотворение?

Подведение итогов.

Теперь представьте, что вы берете большую ложку и перемешиваете все, что было написано, так, чтобы получилось завершенное блюдo. Остановитесь еще раз на основных моментах, назовите поэта и стихотворение. Красиво завершите анализ стихотворения. Ведь именно конец работы запомнится вашему читателю. Так позаботьтесь о своем читателе! Пусть текст анализа стихотворения выглядит завершенным и целостным.

План комплексного анализа текста

1. Прочитайте текст

Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика);
официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция);
публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
художественный — используется в художественной литературе).

4. Какого типа речи данный текст? Описание, повествование, рассуждение.

5. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Учимся анализировать стихотворение

Приступая к анализу лирического произведения, определите для себя, зачем вы это делаете (отметка, которую поставит учитель, – неподходящая цель).

Если хотите передать чувства, эмоции, возникшие у вас во время чтения или после него, передавайте! Не бойтесь переложить на бумагу то, что творится у вас в душе. Нужно верить себе и верить словам. Они не подведут.

Если же хотите внимательнее рассмотреть литературоведческие аспекты, будьте последовательны и логичны. Старайтесь следовать плану и понимать, что вы анализируете произведение. Не отдельно рифму, тему, исторический контекст, а взаимодействие всех этих частей, связи между ними.

Перед тем, как начать анализ стихотворения, зафиксируйте тезис (напоминаю, что тезис – это утверждение, которое необходимо доказать или опровергнуть). Смотрите на него каждый раз перед тем, как приступаете к написанию новой части анализа. Так ваша работа станет целостной и завершенной.

Вы можете менять пункты плана местами, добавлять свои, некоторые соединять. Главное – теоретически грамотно и эстетически пристойно изложить СВОЕ мнение о тексте, стараясь при этом понять автора.

Внимание! Обязательно используйте цитаты. Вы ведь анализируете Текст! Его величество Текст! Уважайте его и оказывайте знаки внимания.

0. Вступительные предложения. Называете автора и произведение.

1. Культурно-исторический контекст.

Любое стихотворение написано в определенное время. Время это очень важно для понимания произведения. Что происходило в политике, в сфере общественных отношений, в культуре, в науке? Подумайте об этом, почитайте, постарайтесь найти связь с текстом.

Автор.

Текст не может возникнуть сам или вырасти на дереве. Любой текст кто-то создает. И этот кто-то очень важен. Потому что он Автор. Что происходило в жизни этого человека, чем он интересовался на момент написания стихотворения, о чем писал друзьям, кого любил. Если получится что-то выяснить, если что-то знаете, тоже попробуйте найти отражение событий и идей в тексте.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.