Тема 4. Природа и сущность этнопсихологических феноменов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 4. Природа и сущность этнопсихологических феноменов

2018-01-03 516
Тема 4. Природа и сущность этнопсихологических феноменов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 4. Природа и сущность этнопсихологических феноменов

Содержание психологии нации

В психологии одного человека воплощаются его внутренний мир и индивидуальное восприятие окружающей действительности. Общественная психология содержит не только то общее, что присуще обыденному сознанию всего человечества, но и то, что характерно для той или иной группы людей в зависимости от рода их занятий, уровня образования, национальной или конфессиональной принадлежности, пола, возраста и других осо­бенностей. В этом смысле каждая нация, каждый класс, каждая профессия, возрастная группа, семья и т.д. имеют свои психоло­гические особенности. Общественная психология, в свою оче­редь, включает психологию нации, класса, профессии, возраста, пола, семьи.

Психология нации как реально существующее явление по со­держанию представляет собой компонент общественного созна­ния, точнее, общественной психологии. Она имеет свою мате­риальную базу, своих конкретных носителей и отражает то об­щее, что есть у представителей этнической общности в миро­восприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологиче­ского облика, реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе. Психология нации является результатом ис­торического развития, в ходе которого экономические и соци­ально-политические условия жизни и деятельности людей оп­ределяли формирование черт их общественной психики.

В число системообразующих компонентов психологии нации представители многих наук включают национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, нацио­нальные чувства и настроения, национальные традиции и при­вычки.

Национальный характер, по мнению этнологов и социоло­гов, — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых пси­хологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и прояв­ляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающе­му миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Отношение к окружающему определяет направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального характера относятся такие, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких качеств, как деловитость, практичность, аккурат­ность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пас­сивность, неорганизованность и т.д.

Национальный темперамент, по мнению большинства ученых, предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику пове­дения и поступков людей как представителей определенной эт­нической общности, характеризует своеобразие их поведенчес­кой активности.

Представители одних наций (например, французы, итальян­цы, испанцы) более эмоциональны и восприимчивы. У них в от­носительно короткий срок может резко проявляться воодушевле­ние, прилив эмоций, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Представите­ли других наций (например, англичане, скандинавы) менее эмо­циональны, более склонны к логике в поступках, разумному по­ведению, меньше подвержены изменению настроений. Национальный темперамент может проявляться в жестах.

Понятие «темперамент» в этнической психологии имеет иной смысл, чем в общей психологии. Национальный темперамент не есть темперамент личности. Различия в реактивности и эмоциональности представителей различных этнических общностей объяс­няются в первую очередь не тем, что в одной из них больше холериков, а в другой — больше меланхоликов, а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения реагирования усваиваются каждым новым поколением.

Национальный склад ума, по мнению прежде всего философов и социологов, — это особенности мышления большинства предста­вителей той или иной нации.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у предста­вителей разных народов. Она подчиняется одним законам, но имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития этнической общности. Так, абстрактность мышления, например, немцев — следствие ухода в мир идей от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, за­сильем «обязательного беспрекословного подчинения». Практич­ность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономи­ческая деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размыш­лениям. В мышлении французов отразились их специфические черты характера — остроумие, красноречие и др.

Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экс­периментальном исследовании «Шведский склад ума» А. Даун пришел к выводу, что они отличаются чрезвычайной рациональ­ностью мышления, несклонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах наци­онального мышления ученый видит причины четкого функцио­нирования государственной машины, малой религиозности и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных со­ревнованиях. «Что сделало таким мышление шведов? — спраши­вает он и отвечает: — Длительный исторический период они жили без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоцио­нальными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональ­ным мышление».

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окра­шенное отношение людей как к своей этнической общности, ее инте­ресам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам.

Национальные чувства долговечны и живучи. Они формируют­ся в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов. Эти чувства могут иметь как пози­тивный, так и негативный оттенок. Положительный оттенок вы­ражается в таких чувствах, как национальная гордость, патрио­тизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по от­ношению к другим народам; негативный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрас­судках, в состоянии отчужденности по отношению к другим на­родам и т.д.

Национальные традиции и привычки — это сложившиеся на ос­нове длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоре­нившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этни­ческой общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы об­щения людей, соблюдение которых стало общественной потребно­стью каждого.

Динамические компоненты психологии нации позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов, осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику ее проявления. Эти компоненты обычно называют национально-психологическими осо­бенностями, подразумевая, что они характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику вза­имодействия, взаимоотношений и общения представителей кон­кретных этнических общностей.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интел­лектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенно­сти, проявляющиеся как результат непосредственного реагирова­ния психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особеннос­ти — это такие характеристики, которые определяют своеобра­зие побудительных сил в жизни и деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что состав­ляет специфику их мотивации и поведения.

Сравнительные исследования ценности труда в японской, немецкой и американской культурах показали, что для боль­шинства японцев труд в организации является главным делом жизни, в то время как их коллеги из США и Германии рассмат­ривают свою работу лишь как одну из многих важных ценнос­тей жизни.

К мотивационно-фоновым национально-психологическим осо­бенностям относятся, например, такие качества, как работоспо­собность, деловитость, осмотрительность, усердие, инициатив­ность, настойчивость и т.д. Мотивационно-фоновые национально-пси­хологические особенности проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей на очень эффективные во всех отно­шениях действия и поступки.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления пред­ставителей конкретной этнической общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у предста­вителей других народов и дающих возможность по-особому вос­принимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.

Особое сочетание таких показателей, как степень привержен­ности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыс­лительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и т.д., обусловливает своеобразные параметры интел­лектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность; у англичан — высокая способность к интеллекту­альному восприятию мира, слабая скорость мыслительных опера­ций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуаль­ный практицизм. Считается, что у некоторых азиат­ских и африканских народов мышление характеризуется излиш­ней заторможенностью.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Они охватывают сферу проявления динамических (изменчи­вых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны интравертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ир­ландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наи­большей устойчивостью характеризуются волевые процессы у ан­гличан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические осо­бенности — явления, характеризующие своеобразие взаимодей­ствия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп.

Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах обмена инфор­мацией и т.д. Вот как описал их в книге «Люди, годы, жизнь» И. Эренбург: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а кита­ец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделка­ми своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православ­ных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрез­мерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин до­волен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме ки­тайца, хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость.»

 

Тема 4. Природа и сущность этнопсихологических феноменов

Содержание психологии нации

В психологии одного человека воплощаются его внутренний мир и индивидуальное восприятие окружающей действительности. Общественная психология содержит не только то общее, что присуще обыденному сознанию всего человечества, но и то, что характерно для той или иной группы людей в зависимости от рода их занятий, уровня образования, национальной или конфессиональной принадлежности, пола, возраста и других осо­бенностей. В этом смысле каждая нация, каждый класс, каждая профессия, возрастная группа, семья и т.д. имеют свои психоло­гические особенности. Общественная психология, в свою оче­редь, включает психологию нации, класса, профессии, возраста, пола, семьи.

Психология нации как реально существующее явление по со­держанию представляет собой компонент общественного созна­ния, точнее, общественной психологии. Она имеет свою мате­риальную базу, своих конкретных носителей и отражает то об­щее, что есть у представителей этнической общности в миро­восприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологиче­ского облика, реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе. Психология нации является результатом ис­торического развития, в ходе которого экономические и соци­ально-политические условия жизни и деятельности людей оп­ределяли формирование черт их общественной психики.

В число системообразующих компонентов психологии нации представители многих наук включают национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, нацио­нальные чувства и настроения, национальные традиции и при­вычки.

Национальный характер, по мнению этнологов и социоло­гов, — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых пси­хологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и прояв­ляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающе­му миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Отношение к окружающему определяет направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального характера относятся такие, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких качеств, как деловитость, практичность, аккурат­ность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пас­сивность, неорганизованность и т.д.

Национальный темперамент, по мнению большинства ученых, предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику пове­дения и поступков людей как представителей определенной эт­нической общности, характеризует своеобразие их поведенчес­кой активности.

Представители одних наций (например, французы, итальян­цы, испанцы) более эмоциональны и восприимчивы. У них в от­носительно короткий срок может резко проявляться воодушевле­ние, прилив эмоций, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Представите­ли других наций (например, англичане, скандинавы) менее эмо­циональны, более склонны к логике в поступках, разумному по­ведению, меньше подвержены изменению настроений. Национальный темперамент может проявляться в жестах.

Понятие «темперамент» в этнической психологии имеет иной смысл, чем в общей психологии. Национальный темперамент не есть темперамент личности. Различия в реактивности и эмоциональности представителей различных этнических общностей объяс­няются в первую очередь не тем, что в одной из них больше холериков, а в другой — больше меланхоликов, а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения реагирования усваиваются каждым новым поколением.

Национальный склад ума, по мнению прежде всего философов и социологов, — это особенности мышления большинства предста­вителей той или иной нации.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у предста­вителей разных народов. Она подчиняется одним законам, но имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития этнической общности. Так, абстрактность мышления, например, немцев — следствие ухода в мир идей от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, за­сильем «обязательного беспрекословного подчинения». Практич­ность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономи­ческая деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размыш­лениям. В мышлении французов отразились их специфические черты характера — остроумие, красноречие и др.

Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экс­периментальном исследовании «Шведский склад ума» А. Даун пришел к выводу, что они отличаются чрезвычайной рациональ­ностью мышления, несклонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах наци­онального мышления ученый видит причины четкого функцио­нирования государственной машины, малой религиозности и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных со­ревнованиях. «Что сделало таким мышление шведов? — спраши­вает он и отвечает: — Длительный исторический период они жили без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоцио­нальными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональ­ным мышление».

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окра­шенное отношение людей как к своей этнической общности, ее инте­ресам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам.

Национальные чувства долговечны и живучи. Они формируют­ся в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов. Эти чувства могут иметь как пози­тивный, так и негативный оттенок. Положительный оттенок вы­ражается в таких чувствах, как национальная гордость, патрио­тизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по от­ношению к другим народам; негативный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрас­судках, в состоянии отчужденности по отношению к другим на­родам и т.д.

Национальные традиции и привычки — это сложившиеся на ос­нове длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоре­нившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этни­ческой общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы об­щения людей, соблюдение которых стало общественной потребно­стью каждого.

Динамические компоненты психологии нации позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов, осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику ее проявления. Эти компоненты обычно называют национально-психологическими осо­бенностями, подразумевая, что они характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику вза­имодействия, взаимоотношений и общения представителей кон­кретных этнических общностей.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интел­лектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенно­сти, проявляющиеся как результат непосредственного реагирова­ния психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особеннос­ти — это такие характеристики, которые определяют своеобра­зие побудительных сил в жизни и деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что состав­ляет специфику их мотивации и поведения.

Сравнительные исследования ценности труда в японской, немецкой и американской культурах показали, что для боль­шинства японцев труд в организации является главным делом жизни, в то время как их коллеги из США и Германии рассмат­ривают свою работу лишь как одну из многих важных ценнос­тей жизни.

К мотивационно-фоновым национально-психологическим осо­бенностям относятся, например, такие качества, как работоспо­собность, деловитость, осмотрительность, усердие, инициатив­ность, настойчивость и т.д. Мотивационно-фоновые национально-пси­хологические особенности проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей на очень эффективные во всех отно­шениях действия и поступки.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления пред­ставителей конкретной этнической общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у предста­вителей других народов и дающих возможность по-особому вос­принимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.

Особое сочетание таких показателей, как степень привержен­ности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыс­лительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и т.д., обусловливает своеобразные параметры интел­лектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность; у англичан — высокая способность к интеллекту­альному восприятию мира, слабая скорость мыслительных опера­ций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуаль­ный практицизм. Считается, что у некоторых азиат­ских и африканских народов мышление характеризуется излиш­ней заторможенностью.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Они охватывают сферу проявления динамических (изменчи­вых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны интравертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ир­ландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наи­большей устойчивостью характеризуются волевые процессы у ан­гличан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические осо­бенности — явления, характеризующие своеобразие взаимодей­ствия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп.

Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах обмена инфор­мацией и т.д. Вот как описал их в книге «Люди, годы, жизнь» И. Эренбург: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а кита­ец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделка­ми своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православ­ных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрез­мерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин до­волен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме ки­тайца, хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость.»

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.