Психология дошкольного возраста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психология дошкольного возраста

2017-12-22 359
Психология дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(для модульно-рейтинговой системы)

Направление: Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Форма обучения: заочная

 

 

Составитель:

Пикулева Л.К., к.п.н., доцент

 

Челябинск 2013


 

Оглавление

 

 

1. Пояснительная записка  
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
3. Образовательные технологии  
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
5. Содержание курса  
6. Рабочая программа  
6.1. Тематическое планирование дисциплины  
6.2. Содержание (модульной) рабочей программы  
6.2.1. Модуль 1.  
6.2.2. Модуль 2.  
6.2.3. Модуль 3.  
6.2.4. Модуль 4. 6.2.5. Модуль 5 6.2.6. Модуль 6  
7. Методические материалы 7.1. Терминологический минимум 7.2. Примерное соотношение баллов текущего рейтинга 7.3 Примерные темы курсовых работ 7.4 Примерные темы квалификационных работ 7.5 Вопросы к экзамену 7.6 Критерии оценивания знаний студента на экзамене    

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика дисциплины «Психология дошкольного возраста»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология дошкольного возраста» разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование.

Одним из важнейших условий готовности выпускника педагогического университета к психологической и педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения является его подготовка в области психологии дошкольного возраста.

Основной целью является формирование у студентов системы базовых понятий в области детской психологии, обеспечивающих научный подход к педагогической деятельности, выражающийся в умении изучать психические особенности детей дошкольного возраста, строить образовательный процесс на психологической основе, производить грамотный анализ педагогических воздействий на ребенка.

В учебном курсе рассматриваются теоретические вопросы закономерностей психического развития, их связи с воспитанием и обучением, дается понимание важнейших этапов психического развития ребенка с рождения и до семи лет, возрастных и индивидуальных психологических особенностей, их проявления в деятельности и обучении.

Модуль 1 «Введение в психологию дошкольного возраста» основывается на материале детской психологии как науке. Важной проблемой данного раздела является проблема метода изучения психики ребенка, которая, по словам Л.С.Выготского, есть начало и основа всей истории культурного развития ребенка. Любая концепция психического развития ребенка отражает связь психического развития и методов его исследования. В контексте системного подхода к изучению проблемы развития рассматриваются вопросы хода, условий, источников, движущих сил психического развития, структуры и динамики возраста, характеристики социальной ситуации, ведущего вида деятельности, основных психологических новообразований возраста, что позволяет студентам усвоить логику рассмотрения всех возрастных периодов с рождения до семи лет.

Модуль 2 «Развитие в младенчестве и раннем возрасте» В программе данный возраст рассматривается как определяющий весь дальнейший ход психического развития человека, в котором закладываются предпосылки личностного и интеллектуального развития. Главным для студентов, в процессе усвоения этого раздела, является подготовка к педагогической практике по раннему возрасту, осознание ответственности взрослого за судьбу, вверенного ему ребенка и расширение представлений о детях раннего возраста их возможностях.

Модуль 3 «Деятельность дошкольника» основывается на принципиальном положении психологии о связи деятельности и личности. Личность ребенка полноценно развивается только в свободной детской деятельности, причем центральное место в развитии ребенка занимает игра. Игра является средством удовлетворения важнейшей социальной потребности ребенка в приобщении к миру взрослых, а также средством самоактуализации ребенка, стимулирования его сущностных сил. Из игры исходят другие виды детской деятельности: учебная, трудовая, продуктивная. Они способствуют интеллектуальному и волевому развитию детей, готовят их к обучению в школе. Студенты должны понять, что обучение в дошкольном учреждении строится не на предметном, а на деятельностном подходе, который обозначен в качестве приоритетного в Федеральных государственных требованиях в сфере дошкольного образования. Обеспечивая детям разнообразную, насыщенную деятельность можно добиться полноценного развития детских способностей, сообразно их природным возможностям.

Модуль 4 «Познавательное развитие дошкольника» содержит знания о развитии познавательных процессов дошкольника, которые очень важны в понимании механизмов развития психики. Содержание раздела отражает логику развития всех познавательных процессов, которая заключается в переходе от непроизвольных форм к произвольным, от внешних к внутренним (по закону интериоризации). Психические процессы понимаются как специфические внутренние виды деятельности, условиями развития которых являются: другие виды детской деятельности, специальное обучение, речь.

В модулях 5 и 6 «Развитие личности дошкольника» и «Социализация дошкольника» рассматриваются актуальные проблемы развития личности ребенка. Самосознание и мотивация ребенка являются основой личности, показателями ее развития. Построение ребенком образа собственного «Я» зависит не только от целенаправленной работы с ребенком по познанию собственного «Я», но и от эмоционального благополучия ребенка в семье и в группе детского сада, его эмоциональных переживаний и взаимоотношений с окружающими. Полноценная личность может развиться только в условиях самореализации, удовлетворении притязания на признание, в условиях, способствующих развитию детской целенаправленности и волевых устремлений, проявлению индивидуальности. Студенты должны усвоить, что реализация в образовательном процессе дошкольного учреждения гуманистических подходов и личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми создает возможность становления личности, обладающей самодостаточностью, высоким самосознанием, умением строить свои взаимоотношения с окружающими, легко адаптироваться к условиям социума.

Дисциплина ориентирует, в соответствии с ФГОС ВПО на такие виды профессиональной деятельности, как психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования, педагогическая деятельность в дошкольном образовании и способствуют решению следующих профессиональных задач:

– создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

– участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

– участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

– проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

– участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей;

– создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.

– выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

– осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;

– создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям;

– работа по обеспечению совместно с другими специалистами и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении;

– взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм.

Дисциплина «Психология дошкольного возраста» включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра. Изучение дисциплины осуществляется в 3 семестре.

Для освоения дисциплины «Психология дошкольного возраста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Возрастная анатомия и физиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Психология», «Психология развития», «Психология воспитания и обучения», «Психолого-педагогическая диагностика». Кроме того, курс предполагает взаимосвязь с философией, дошкольной педагогикой, частными методиками дошкольного образования. Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и прохождения учебной и всех видов педагогической практики.

 

Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) ЗУН, обеспечивающие формирование компетенции (в соотв. с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
  Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); Способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3); Готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4); Способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5) знать: - особенности строения психики и закономерности ее развития в фило и онтогенгезе; - развивающие функции обучения и воспитания; - структурные и динамические характеристики малой группы; уметь: - взаимодействовать с детьми и подростками; - применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; владеть: методами исследований в области педагогики и психологии знать: - закономерности развития психики в онтогенгезе; - развивающие функции обучения и воспитания; - структурные и динамические характеристики детской группы; - способы психологического и педагогического изучения детей; - способы построения межличностных отношений в группах; - стили педагогического взаимодействия; - психологическое содержание каждого возрастного периода ребёнка; - особенности и закономерности познавательного и личностного развития детей, развития их деятельности; уметь: - взаимодействовать с детьми; - применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей детей; - использовать исследовательские и диагностические методы изучения психики ребенка; - разработать программу психологического исследования психики ребенка; владеть: - навыками проведения психодиагностического исследования, - организацией психологического обследования ребенка в детском саду; - составлением психологической характеристики ребенка; - изучением и методами психологической коррекции негативных личностных образований (ложь, жалобы, зависть, недоброжелательство, эгоизм, стремление быть лучше других и др.); - навыками формирующей и развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

Компетенции Разделы (модули) дисциплины
           
ОПК-1 + + + + + +
ОПК-2 + - - - - -
ОПК-3 + + + + + +
ОПК-4 - + + + + +
ОПК-5 - + + - - -
ПКД-3 - + + - - -
ПКД-4 - + + + + +
ПКД-5 + - - - - +

 

При изучении дисциплины используются различные формы учебной работы: лекции, практические и лабораторные занятия. Изучение каждой темы включает самостоятельную работу. Для этого каждая тема сопровождается перечнем вопросов для самоконтроля и конкретных заданий, выполнение которых обеспечивает закрепление усвоенных знаний, а также их применение и расширение.

Трудоемкость учебной дисциплины –3 зачетные единицы. Общий объем времени изучения курса составляет 99 часов, из них 8 часов – аудиторные занятия (4 часа – лекции, 4 часа – практические) и 91 часов – самостоятельная работа. Отчетность проводится в форме экзамена (9 часов).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список основной литературы

1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие. – СПб.,2006

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011.

3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011.

4. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. *

5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. 2008.

6. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М., 2003.

7. Психология развития / Под ред.Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2009.

8. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. – СПб.: Питер 2011.

9. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.А. Урунтаева. – М., 2010.

10. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Академия, 2009.

11. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь – справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.