Социальные представления. Концепция Московиси. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социальные представления. Концепция Московиси.

2017-12-22 296
Социальные представления. Концепция Московиси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное представление – это знания здравого смысла, высказанные отдельными людьми, которые форм-ся в процессе коммуникации, распространяется в обществе, Дале становится неким знанием, которое влияет на коммуникацию. Любое знание, прежде чем стать соц-ным представлением, было чьим-то индивидуальным представлением. Но не все индивид-ные представления становятся соц-ными представлениями. Мнение сначала отвергается, затем циркулирует в общ-ве, оно адаптируется, приспосабливается к восприятию тех людей, которые получат эту инф-цию. Московиси говорил – мысль просачивается, сложные конструкты не запоминаются, они сложны, остаются формулы, т.е. неизвестное сводится к известному, ч-к склонен экономить усилия, сложное сводит к простому., т.е. мысль упрощается до предела, и перестает противоречить. То, что мы не понимаем мы сводим до понятного. Если знания не просочились они погибают.

Этапы формирования соц-ных представлений по Московиси:

0 этап – некое представление созданное каким-то ч-ком. 1 этап анкеровка или зацепление, суть в том, что сначала новую идею нужно как-то зацепить, зафиксировать в ней, что-то такое, что позволит ее вписать в ранее существующую рамку понятий, встроить в картину мира. Индивид, услышав новое понятие, сосредотачивает свое внимание на явлении, обозначенном этим термином.

2 этап – переработка инф-ции или приручение выступает в 2 формах: - фигурация - сведение к какой-то фигуре, простому образу всем понятному (материя первична, разум вторичен, теория относительности) - персонализация привязка к имени (название картин, к научной теории).

3этап – натурализация, т.е. понятие становится реальностью, и мы перестаем это понятие привязывать к конкретной ситуации, т.е. мы понятие натурализовали, оно оторвалось от теории, оно становится общим, и мы этим регулируем наши отношения, мы все понимаем друг друга, т.е. изменилось соц-ное представление. Так создаются нормы.

Функции социальных представлений: 1. Помогает познать окружающую действительность, 2. Является способом опосредования поведения – они направляют коммуникацию, 3. средство адаптации новых событий к уже имеющимся.

Социальное представление - это сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Московиси полагает, что человек испытывает потребность как-то направит в новое русло новые впечатления и тем самым уменьшить риск неожиданности, приноровиться к новой информации. при помощи социальных представлений «странное и незнакомое» становится со временем понятным и знакомым.

Крмпоненты структуры социального преставления: 1. информация (проникает в обыденное сознание через разные источники)2. поле представления (формируется непосредственно в группе — в ней определяется общая смысловая рамка, в которую помещается новая информация, а также диапазон возможных толкований того или иного понятия)3. установка(есть интериоризация того, что уже почерпнуто и из полученной информации, и от «поля», созданного в группе, и из собственного опыта.)

 

Вместе

Психология социального познания как самостоятельная наука возникла из двух источников:

Непсихологических

1. Философия рассматривала идею связи познания человека с реальными условиями его существования в социальном мире.

Представители:

1. Платон. Он проводит различие между «истинным знанием» и «мнением». Если первое относится только к миру духовных сущностей — идей, то второе годно для познания чувственных вещей, которые изменчивы и непостоянны, и потому относительно них невозможно истинное знание. Возможны два различных вида знания, которые не равноценны друг другу.

2. Фрэнсис Бэкон. Истинному знанию препятствуют «призраки», от которых следует освободиться. Это призраки: рода (заблуждения, которые коренятся в самой природе человека), пещеры (заблуждения, навязываемые человеку его непосредственной средой), рынка (заблуждения, происходящие от общения людей между собой, например из-за неправильного употребления слов), театра (заблуждения на основе усвоения прежних неверных идей, например, идущих от ложных философских концепций). «Очищение» разума предполагает обучение тому, как избегать влияния призраков.

3. Декарт «Мыслю, следовательно существую». Силы разума должны господствовать над силами природы. Принцип сомнения возникает потому, что на разум влияют человеческие страсти. Лишь освобождение от них означает, что разум очистился, и человек начнет «думать».

2. Социология познания делала акцент на анализ конкретных социальных условий его развития.

Представители:

1. П.А.Сорокин. Доминирующая культура обусловливает то,что считать истинным ичто — ложным при познании социальных явлений. Сама социальная жизнь, есть система разнообразных «социальных взаимодействий», объединенных в различные системы. Все эти системы объеденены определенными ценностями, значениями. Люди и группы в своем поведении реализуют эти значения, или культурные ценности. Таким образом, здесь поставлена вновь проблема роли ценностей в социальном познании.

2. М. Вебер. Для изучения социальной действительности нужны абстракции — «идеальные типы», при помощи которых строится типология различных общественных систем. Эти системы нужны для объединения разнообразных фактов. При создании «идеальных типов» нужно руководствоваться определенными ценностями своего времени.

3. Эмиль Дюркгейм. Сущность общества составляет система «коллективных представлений», которые вырабатываются в обществе и не могут быть сведены к индивидуальным представлениям отдельных людей о каких-то общественных явлениях. Коллективное сознание не есть сумма индивидуальных сознаний, и для понимания существа общественной жизни недостаточно исследовать лишь формы индивидуального познания. Коллективное сознание как совокупность «коллективных представлений» существует объективно, его субстратом является общество. Поэтому «коллективные представления» можно рассматривать как разновидность «социальных фактов». При познании социальных фактов необходимо получение их достаточного количества. Его идеи справедливо рассматривать как один из непосредственных источников формирования психологии социального познания.

2. психологических (определенные разделы общей психологии, психосемантика, когнитивная психология, социальная психология).

1. Общепсихологическая теория является предпосылкой для формирования самого предмета и всей проблематики психологии социального познания.

Представители:

1. Л.С.Выгодский. Культурно обусловлены не только изменения в содержании мышления, но и в самих процессах. Это объясняется специфическим механизмом возникновения высших психических функций. Говорит о том, что культура развития ребенка появляется у него сначала в социальном плане, а затем уже в психологическом. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения между людьми. Реализация идеи о социальных детерминантах процесса восприятия, т.е. как минимум обеспечивал первую часть программы анализа социального познания. Основная идея концепции Выготского о культурно-исторической детерминации психики при ее последовательном развитии подводит к выводу о вплетенности процесса познания в коммуникативный процесс, а тем самым — в ткань общественных связей и отношений.

2. А.Н.Леонтьев. Чтобы освободиться от объекта, надо его «выразить» каким-то способом, и этот способ —знак, словесное значение. Слово обладает фиксированным содержанием за счет социальной конвенции — согласия относительно его значения. Поэтому представление о мире всегда дано в рамках некоторой культурно-исторической системы значений — определенной социальной среды, общности, культуры.

3. А.Р.Лурия. « Двойной мир »: с одной стороны, это непосредственный предметный мир, а с другой — мир, обозначаемый словами. Тип культуры, уровень ее освоения оказывают огромное влияние не только на содержание представлений о внешнем мире, но и на сам.

4. Х. Виткин. Под когнитивным стилем понимается способ протекания перцептивной и интеллектуальной деятельности индивида. Предполагается, что каждому человеку свойственны более или менее устойчивый способ применения познавательных навыков, а также достаточно постоянная система вовлекаемых в процесс восприятия эмоций и установок. Существуют стили восприятия окружающего мира — «глобальности» и «артикулированное». Глобальность — это склонность воспринимать окружение в «целом», артикулированность означает, что человек склонен в большей степени отличать «Я» от среды. Смысл этих терминов заключается в том, что одни люди в большей степени воспринимают вещи и предметы как таковые, другие имеют тенденцию «привязывать» их к полю.

2. Когнитивная психология ориентирована на когнитивную активность индивида, на ее анализ в условиях естественной целенаправленной деятельности.

Представители:

1. Джером Брунер. Всякое восприятие предполагает акт категоризации: все, что воспринимается, приобретает значение оттого, с каким классом перцептов группируется, т.е. к какой категории относится. Категории это правила, по которым мы относим предмет к определенному классу.

2. У. Найссера. При изучении процессов познания необходимо больше внимания уделять деталям того реального мира, в котором обитают воспринимающие и мыслящие индивиды, а также структуре информации, предоставляемой миром. Предвосхищение осуществляется при помощи схемы, которая есть посредник между прошлым опытом и восприятием. Основная функция схемы — как раз предвосхищение событий или изменений во внешнем мире, она направляет когнитивную активность субъекта. Эти возможности человек постигает на опыте его собственной семьи и социальной группы, к которой он принадлежит.

 

 

Под «социальным познанием» понимается социальная обусловленность познавательного процесса. Филослфия рассматривала это как идею связи познания человека с реальными условиями его существования в социальном мире.

Начиная с античности первый представитель – Платон. Он проводит различие между «истинным знанием» и «мнением». Если первое относится только к миру духовных сущностей — идей, то второе годно для познания чувственных вещей, которые изменчивы и непостоянны, и потому относительно них невозможно истинное знание. Возможны два различных вида знания, которые не равноценны друг другу.

Философия XVII в. Человек — часть природы, но ему присуща способность — разумно мыслить, что обеспечивает свободу действия. Но для того чтобы это разумное начало полностью проявило себя, нужно освободить его от всего того, что ему мешает. Представители:

1. Фрэнсис Бэкон. Истинному знанию препятствуют «призраки», от которых следует освободиться. Это призраки: рода (заблуждения, которые коренятся в самой природе человека), пещеры (заблуждения, навязываемые человеку его непосредственной средой), рынка (заблуждения, происходящие от общения людей между собой, например из-за неправильного употребления слов), театра (заблуждения на основе усвоения прежних неверных идей, например, идущих от ложных философских концепций). «Очищение» разума предполагает обучение тому, как избегать влияния призраков.

2. Декарт «Мыслю, следовательно существую». Силы разума должны господствовать над силами природы. Принцип сомнения возникает потому, что на разум влияют человеческие страсти. Лишь освобождение от них означает, что разум очистился, и человек начнет «думать».

3. Т. Гоббс. Для более глубокого понимания сущности познания нужно обнаружить связи между людьми, осуществляющими познавательный процесс, поскольку люди передают друг другу знания, воплощенные в слова («метки»). Тем самым в процесс познания вводится коммуникация.

Философия конца XVIII в., Представитель:

1. Джон Локк Разум человека рассматривается как «практический разум». Это не абстрактный индивид, а человек, который должен в процессе познания ориентироваться не только на свои собственные устремления, но и на требования общества. Cубъект познания — всегда, индивид, общество же — либо нейтральная среда, либо помеха его познанию, тем не менее оно определенным образом с познанием связано.

Философия XIXв., Представитель:

1. Иммануил Кант он говорил что сознание уже заложено врожденно в человеке и это образование являетсяя социальным и общечеловеческим в нем. Индивидуальное знание рассматривается как приобщение к всемирно-историческому потоку знания через систему категорий и понятий. Познающий субъект выступает как активное начало.

Философия XX в.

1. Школа неоктивианства, ее представители:

Вильгельм Виндельбанд одни науки — естественные— отыскивают законы, другие — науки о культуре — описывают отдельные факты. Все, что имеет отношение к человеческому интересу и оцениванию, всегда «единично и однократно».

Генрих Риккерт. Он так же различает два метода в познании разных сфер — природы и культуры. Естественно-научное познание направлено на общее - это «генерализирующий» метод, историческое познание - это «индивидуализирующий» метод. Только понятие ценности дает возможность выделить в историческом процессе существенное. Благодаря отнесению единичных исторических фактов к ценности, мы можем сконцентрировать свое внимание на той стороне исторического процесса, которая называется культурой [1]. «Отнесение к ценности» есть метод не только исторического, но и всякого теоретического познания, поскольку в каждом таком случае мы не просто получаем некоторое представление, но обсуждаем познаваемое, выносим о нем суждение.

2. Школа позитивизма, ее представитель:

Огюст Конт, предполагал, что отказа от бесплодной «метафизики» и построения системы «позитивного» (т.е. «положительного») знания и есть философия позитивизма. Общество рассмотрено как сложная система взаимодействия многих различных факторов, составляющих некоторое целое. Чтобы познать это целое, построить подлинно научное знание об обществе, опирающееся на факты, нужно уметь раскрыть «естественные законы», по которым общество функционирует: проанализировать условия, в которых происходят события, и связать их друг с другом естественными отношениями последовательности и подобия.

 

В целом для социологической традиции характерен высокий интерес к проблемам социального познания и знания. Проблематика познания делала акцент не на философские принципы социального познания, а на анализ конкретных социальных условий его развития.

Представителями этого направления являлись:

1. П.А.Сорокин. Доминирующая культура обусловливает то,что считать истинным ичто — ложным при познании социальных явлений. Сама социальная жизнь, есть система разнообразных «социальных взаимодействий», объединенных в различные системы. Все эти системы объеденены определенными ценностями, значениями. Люди и группы в своем поведении реализуют эти значения, или культурные ценности. Таким образом, здесь поставлена вновь проблема роли ценностей в социальном познании.

2. М. Вебер. Для изучения социальной действительности нужны абстракции — «идеальные типы», при помощи которых строится типология различных общественных систем. Эти системы нужны для объединения разнообразных фактов. При создании «идеальных типов» нужно руководствоваться определенными ценностями своего времени.

3. Эмиль Дюркгейм. Сущность общества составляет система «коллективных представлений», которые вырабатываются в обществе и не могут быть сведены к индивидуальным представлениям отдельных людей о каких-то общественных явлениях. Коллективное сознание не есть сумма индивидуальных сознаний, и для понимания существа общественной жизни недостаточно исследовать лишь формы индивидуального познания. Коллективное сознание как совокупность «коллективных представлений» существует объективно, его субстратом является общество. Поэтому «коллективные представления» можно рассматривать как разновидность «социальных фактов». При познании социальных фактов необходимо получение их достаточного количества. Его идеи справедливо рассматривать как один из непосредственных источников формирования психологии социального познания.

Социология знания (или социология познания), предмет которого — исследование знания как социального явления. Родоначальниками ее были М. Шелер и К. Маннгейм.

4. М. Шелер. автор термина «социология знания». Задача— обосновать специфику социального познания, обращаясь к искусству, языку, письменности, нравы. Общество не столько определяет познание, сколько делает его возможным. Суть: необходимость корреляции единичных идей отдельного человека.

5. К. Маннгейм. Ввел термин «социальное познание»; это социальное подкрепление всякого познания. При анализе любых продуктов духовной деятельности обязательно надо учитывать намерение субъекта деятельности. Через намерение человек вписывается в систему социальной реальности, на нем основывается его «идеология». Идеология отражает точку зрения индивида, и действующего субъекта, который продиктовывается социальными, классовыми, положениями в обществе. Поэтому в действительности такая идеологическая зависимость исторического познания отличает его от познания «истинного».

Концепции Шелера и Маннгейма единодушно признаются фундаментом такой области социологии,как социология знания (или познания).

6. Роберт Мертон. Знание:

1. социальная база (принадлежность к классу, поколению, профессии)

2. культурная база (ценности, этос, народный дух).

Суть: люди создают свой мир, в котором они живут в большей степени, чем они живут в реальном мире. «Картинка» каждой социальной ситуации, созданной человеком, определяет образ его поведения в этой ситуации, что влияет на поведение других. В итоге Мертон приходит к мысли о необходимости формирования такой области социологии, как социология науки: именно она и должна изучать социальное познание.

7. Герберт Маркузе (60 – е гг. XXв.). Ввел понятие «одномерного человека»т.е. человека, смотрящего на мир через призму «одномерного сознания», навязанного ему средствами массовой информации и подчиненного нормам существующего общества. «Одномерное сознание» — результат господства над человеком чуждых ему сил, и его полная социальная определенность исключает какую-либо свободу в познании социального мира. Таким образом, социальная определенность познания оборачивается его извращенностью.

8. Юрген Хабермас. Он считает, что современный мир воздействует на человека и воздействует на него так, что сказывается на способах познания человеком социального мира. «Жизненный мир» — это реальный мир обыденных людей, в котором формируется некоторое знание о социальной действительности, а «система», которая представлена «властью» атакует это знание. Поэтому нужна особая «коммуникативная компетентность» — своеобразный диалог при познании социальных объектов. Этот диалог должен быть не только восстановлен в сознании индивида, но и сочетался бы с реальной социальной критикой.

Действие здесь не трактуется как действие отдельного человека, а как более глобальная социальная практика. Социальное познание не рассматривает в качестве своего субъекта конкретного единичного человека.

Общепсихологическая теория посвященна анализу познавательных процессов, является предпосылкой для формирования самого предмета и всей проблематики психологии социального познания.

1. Уильям Джемс. Человеческая мысль «познает», независимые от нее объекты. Причем познание не пассивное приспособление к внешнему миру, познание это интерес. С точки зрения Джемса, «правильное или разумное мыслительное действие состоит в том, чтобы согласно внешним отношениям установить такие внутренние отношения, которые благоприятствовали бы выживанию мыслящего или, по крайней мере, его физическому благосостоянию».

Начало XX в. Гештальтпсихология – это организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.

2. Жан Пиаже. Концепция Пиаже основывается на учении о взаимодействии субъекта и объекта познания. Суть: развитие интеллекта или формирование логического мышления рассматривается в зависимости от нарастающей активности субъекта во взаимоотношениях с внешним миром. Познание это суть интеллекта в деятельной природе. Задача познания — структурирование отношений между средой и организмом. Восприятие предполагает понимание, осмысление, истолкование воспринятого, оно покоится на принятии решения и всегда предполагает выбор, в ходе которого человек сопоставляет полученную информацию с некоторыми эталонами, записанными в памяти.

По мере развития интеллекта осуществляется процесс «децентрации», т.е. способность индивида к учету многообразных сторон действительности, овладения ею, в том числе в процессе взаимодействия с другими людьми.

3. Х. Виткин. Под когнитивным стилем понимается способ протекания перцептивной и интеллектуальной деятельности индивида. Предполагается, что каждому человеку свойственны более или менее устойчивый способ применения познавательных навыков, а также достаточно постоянная система вовлекаемых в процесс восприятия эмоций и установок. Существуют стили восприятия окружающего мира — «глобальности» и «артикулированное». Глобальность — это склонность воспринимать окружение в «целом», артикулированность означает, что человек склонен в большей степени отличать «Я» от среды. Смысл этих терминов заключается в том, что одни люди в большей степени воспринимают вещи и предметы как таковые, другие имеют тенденцию «привязывать» их к полю.

4. Дж. Келли (Идея когнитивного стиля). Человек, действуя в мире, является по существу пленником своих интерпретаций этого мира: человеку часто важен не столько сам объективный факт, сколько значение, ему придаваемое. Именно в этом смысле можно говорить о том, что человек конструирует, творит мир. В процессе своей жизни индивид вырабатывает для себя целую систему «конструктов». «Конструкт — это то, чем два или несколько объектов сходны между собой.» При помощи конструктов человек сравнивает между собой явления и процессы объективного мира. Так же он утверждает, что люди различаются между собой по количеству конструктов, которые они выработали. Люди, обладающие большим количеством конструктов, — «когнитивно сложные». Люди, обладающие небольшим количеством конструктов, — «когнитивно простые».


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.