К выполнению выпускных квалификационных работ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

К выполнению выпускных квалификационных работ

2017-12-22 168
К выполнению выпускных квалификационных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» Методические рекомендации
Выпускная квалификационная работа

 

 

УтверждЕНО

Решением Ученого совета

Механического факультета

«___» _________ 20___г.,

протокол № ____

 

Председатель Ученого совета

Декан механического факультета

 

________________И.Х.Масалимов

“____”________________20___ г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К выполнению выпускных квалификационных работ

 

Направление подготовки

190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

 

Профиль подготовки

Автомобили и автомобильное хозяйство

 

 

Квалификация выпускника

бакалавр

 

Уфа 2014

Составители:

к.т.н., доцент ________________ Костарев К.В.

 

к.т.н., доцент ________________ Бакиев И.Т.

 

к.т.н., доцент ________________ Козеев А.А.

 

к.т.н., доцент ________________ Тархова Л.М.

Программа составлена в соответствии с документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2009г. № 706.

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направлению подготовки бакалавра 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство», утвержден ректором ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ» 29 августа 2011 г.

3. Рабочий учебный план направления подготовки бакалавра 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство», утвержден ректором ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ» 22 марта 2011г. (протокол №8).

 

Рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии механического факультета от «___» __________ 20___г. (протокол №__).

 

Председатель методической

комиссии к.т.н., доцент _____________________ Л.М. Тархова

 

 

Согласовано:

Заведующий лабораторией

качества образования _____________________ Д.Д.Хазиев


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Организация выполнения выпускной квалификационной работы  
2 Структура выпускной квалификационной работы  
2.1 Общие положения  
2.2 Конструкторско-технологические разделы  
2.3 Требования к разработке экономических вопросов  
3 Документация выпускной квалификационной работы  
3.1 Состав документации  
3.2 Основные надписи  
3.3 Последовательность подписания документов  
4 Оформление пояснительной записки  
4.1 Общие требования  
4.2 Графические материалы и приложения  
4.3 Список использованной литературы  
5 Оформление графических материалов  
5.1 Схемы, графики и диаграммы  
5.2 Чертежи общего вида, сборочные чертежи  
5.3 Рабочие чертежи деталей  
5.4 Чертежи строительные  
6 Рекомендации по конструированию узлов и деталей машин  
6.1 Обеспечение технологичности проектируемых конструкций  
6.2 Выбор материала деталей  
6.3 Применение системы допусков и посадок  
6.4 Технологические карты на изготовление детали  
Библиографический список  
Приложения  
   

 

 

СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Общие положения

Объем и содержание ВКР определяются в соответствии с темой и, настоящими методическими указаниями и рекомендациями выпускающей кафедры.

ВКР должна содержать расчетно-пояснительную записку и графическую часть. Пояснительная записка оформляется в соответствии со стандартом предприятия СТО 0493582–003–2009 «Самостоятельная работа студентов БГАУ» [2].

Объем расчетно-пояснительной записки работы бакалавра 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» - 40…60 стр. печатного текста. При этом ВКР должна включать не менее 5-6 следующих обязательных и взаимосвязанных разделов:

Расчетно-пояснительная записка к ВКР должна рас­крывать творческий замысел работы; содержать необходимые сведения для обоснования работы; цели и задачи; описания при­нятых техно­логических и конструкторских решений и мероприятий, методов исследований, проведенных экспериментов; соответствующие расчеты, анализ результатов, технико-экономическую оценку сравни­ваемых вариантов; выводы; необходимые иллюстрации (графики, эски­зы, диаграммы, схемы, фотографии) и таблицы.

Примерная структура и содержание расчетно-пояснительной записки ВКР бакалавров 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»:

- титульный лист (форма приведена в приложении А);

- задание на дипломный проект (в задании определяется круг вопросов, подле­жащих разработке в соответствии с темой; приложение Б);

- реферат (кратко отражает основное содержание выпол­ненной работы; приложение В);

- оглавление;

- введение (актуальность темы; цель и задачи исследования; научная новизна; практическая значимость работы; апробация работы (статьи, выступление на научной сессии); публикации результатов исследований; личный вклад студента в решении технической, технологической, экологической, экономической или организационной задачи);

- 1 раздел. Требования к объекту проектирования, классификация и описание прототипов, анализ современных разработок по профилю работы;

- 2 раздел. Проектирование, модернизация или усовершенствование объектов разработки, технологических процессов и технических средств (машин, стендов, приспособлений). Конструктивное обоснование и описание разработанного устройства и принципа его работы;

- 3 раздел. Расчетная часть. В данном разделе приводятся инженерные расчеты основных деталей и конструкторская документация на предложенную модернизацию;

- 4 раздел. Технологическое обоснование разрабатываемых решений (технология сборки, испытания разработанного устройства или его монтажа);

- 5 раздел. Технико-экономическая эффективность предложенных мероприятий;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

В реферате указывается объект изучения (разработки), цель работы, перечень этапов проектирования, приводятся результаты проектирования, основные технико–экономические показатели, степень внедрения. Приводятся данные об объеме расчетно-пояснительной за­писки – количество страниц, рисунков, таблиц, библиографических ис­точников, и графического материала – количество листов.

Во введении обосновывается актуаль­ность, общая значимость рассматриваемого вопроса и формулируются цели проекта. Введение не должно содержать общих фраз.

Заключение отражает сущность выполненной рабо­ты, содержит ответы на поставленные задачи, оценку полученных ре­зультатов и рекомендации производству. Если определение технико–экономической эффективности невозможно, то необходимо указать народ­нохозяйственную, научную, социальную значимость работы. Выводы должны быть четко сформулированы, иметь цифровое выражение и быть понятными без чтения основного текста расчетно–пояснительной записки.

Список литературы содержит сведения об источниках, ис­пользованных при выполнении дипломного проекта. В дипломном про­екте сведения об источниках располагаются в алфавитном порядке или в порядке появления ссы­лок, и нумеруются арабскими цифрами.

Графический материал должен быть увязан с содер­жа­ни­ем работы и в наглядной форме иллюстрировать основ­ные положения анализа и проектирования. В расчетно-пояснительной записке обязательно должны содержаться ссылки на каждый лист графического материала. Графическая часть ВКР должна составлять 6 листов формата А1, оформленных в соответствии с требованиями ЕСКД /13/ и системы проектной документации для строительства (СПДС) и включает в себя:

- генеральный план предприятия, планы участка или цеха с расстановкой оборудования и указанием размещения объекта проектирования - 1-2 листа;

- результаты патентного поиска или анализ существующих конструкций;

- конструкторская разработка: функциональные и принципиальные схемы, общие виды, монтажные чертежи, сборочные единицы – 2-3 листа и 1 лист рабочих чертежей деталей;

- технологическая разработка (операционно-технологические карты, графики планирования и технического обслуживания,) –1-2 листа;

- результаты НИРС (схемы, таблицы) - 1-2 листа;

- технико-экономические показатели проекта– 1 лист.

В соответствии со спецификой выпускающих кафедр и особенностями избранной темы последовательность обязательных разделов и графической части ВКР, их объем и степень детализации могут варьироваться. Все разделы ВКР должны раскрывать поставленную тему в органической взаимосвязи разрабатываемых в них объектов.

 

Содержание конструкторско-технологических разделов

Соотношение объемов технологических и конструкторских разработок в ВКР, а также их содержание определяются направленностью тематики выпускающих кафедр. На кафедрах эксплуатации машинно-трактор­ного парка и автомобилей, технологии металлов и ремонта машин, как правило, разработка технологии и организации производственных процессов составляет основное содержание работы. На кафедре тракторов и автомобилей главное внимание уделяется проектированию конструкций.

Во всех случаях технологическая и конструкторская части проекта должны включать обоснование необходимости данной разработки. В каждом разделе должны быть рассмотрены соответствующие требования (технологические, экономические, экологические и безопасности) и дан литературный обзор известных решений, включая патентный поиск, с анализом их достоинств и недостатков. Рекомендуется, по возможности, шире использовать результаты собственных исследований, выполненных в кружках СНО или в период УИРС.

В ВКР с технологической направленностью обязательно приводятся расчеты к пооперационному описанию процесса, к выбору стандартного оборудования, его размещению, согласованию по производительности, нагрузке и другим характеристикам. Выполняются расчеты трудоемкости выполняемых работ, необходимого числа оборудования, рабочих, потребности в энергоресурсах (электроэнергии, топливо-смазоч­ных материалов и т.п.). На основании этих расчетов разрабатываются планы размещения оборудования, технологические и маршрутные карты процессов и графики машиноиспользования (или загрузки оборудования). При совершенствовании применяемых технологий, модернизации участков необходимо описать суть предлагаемых изменений и ожидаемые результаты от их внедрения. При этом в графическую часть проекта не следует включать уже известные и типовые технологии.

В технологической части ВКР, как правило, разрабатывают проект создания или реконструкции какого-либо участка ремонтно-механической мастерской предприятия. Это могут быть зоны технического обслуживания, ремонта или диагностики подвижного состава. В графической части работы необходимо привести генеральный план автотранспортного предприятия, план разрабатываемого участка с экспликацией приведенных позиций, а также может быть приведена таблица технико-эксплуатационных показателей ремонтно-механической мастерской до и после реконструкции.

ВКР студентов могут содержать мероприятия по совершенствованию эксплуатации подвижного состава, организации и управления автомобильным транспортом на предприятии. Для решения выявленных в аналитической части проекта проблем разрабатывается план освоения новых рынков перевозок, или расширения перевозок на освоенных рынках, или организационно-управ­лен­ческие решения, способствующие к повышению эффективности результатов деятельности АТП. В разделе в этом случае рекомендуется рассматривать следующие вопросы:

- выбор наиболее эффективной технологии перевозок;

- выбор типа и расчет численности подвижного состава;

- выбор и обоснование наиболее эффективных маршрутов;

- разработка расписаний и графиков движения;

- предложения по организации погрузочно-разгрузочных работ, определение числа постов и механизмов;

- предложения по совершенствованию документации и документооборота и системы управления перевозками;

- определение показателей использования автотранспортных средств при внедрении предлагаемых мероприятий;

- организация диспетчерского руководства перевозок на маршруте;

- организация оперативного планирования грузов на маршруте;

- организация труда водителей и анализ ее соответствия требованиям положению о работе и отдыхе водителей;

- обеспечение перевозок необходимыми документами и др.

В графической части работы можно привести матрицы математических методов оптимизации, схемы маршрутов или размещения стоянок, транспортно-технологические карты доставки грузов, технологический график доставки, технологический график работы подвижного состава, расписание и графики движения, технологические схемы перевозок, графики работы бригад водителей, схемы документооборота, таблица показателей качества перевозок, план погрузочной или разгрузочной площадки и другой материал, иллюстрирующий выполнение разработки.

В конструкторской разработке должно быть представлено конкретное инженерное решение по улучшению характеристик существующих машин и оборудования, созданию устройств для механизации трудоемких процес­сов, установок, стендов или приспособлений для технического обслуживания и ремонта. Проектные решения должны быть рассчитаны на возможность их изготовления, как правило, непосредственно на предприятии.

Здесь же выпускники могут привести предложения по совершенствованию конструкции подвижного состава, перевозочных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов. Раздел может содержать решение следующих вопросов: модернизация специализированных автомобилей и автопоездов, применение на подвижном составе средств погрузки и разгрузки, разработка новых и совершенствование существующих машин и механизмов для погрузочно-разгрузочных работ, грузозахватных механизмов и узлов, специ­ализированных контейнеров, поддонов, расчет на прочность узлов, выбор электродвигателей редукторов, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование средств связи и других технических средств, способствующих повышению производительности подвижного состава, снижению себестоимости и повышению качества перевозок.

Для выбранной конструкции обязательно выполняются расчеты эксплуатационно-технологических параметров. Предложенная конструкция должна быть проверена на функциональность, совместимость с другими узлами, агрегатами машины. В ходе разработки производится обоснование компоновочной схемы объекта проектирования; оценка внешних нагрузок, действующих на инструменты или рабочие органы, выбор рациональных кинематических схем, систем привода и органов управления (или регулирования); расчет мощности на привод и подбор силового оборудования; расчет потребных объемов энергоносителей (воздуха, жидкости, пара, тепла и т.п.), схем коммуникаций.

Для проектируемой конструкции должны быть выполнены в необходимом объеме расчеты наиболее нагруженных деталей (по указанию руководителя) на прочность, долговечность, износостойкость и жесткость. В ходе прочностных расчетов деталей, определяющих работоспособность агрегата, необходимо обосновать выбор материалов деталей и их термообработки. При необходимости производится тепловой расчет агрегатов машин и оборудования. Эти расчеты должны, по возможности, охватывать не менее трех взаимодействующих деталей одного из узлов и выполняться параллельно с выбором конструкционных материалов и технологических приемов их изготовления.

В пояснительной записке дается техническая характеристика и подробное описание разработанной конструкции, подготовки ее к работе, основных регулировок и правил эксплуатации. При необходимости приводятся операционные карты использования объекта проектирования или изготовления его узлов и деталей.

Все технологические и конструкторские расчеты должны выполняться по общепринятым методикам и сопровождаться необходимыми пояснениями и расчетными схемами. Рекомендуется широко использовать вычислительную технику, представляя результаты расчетов в табличной и графической форме.

 

Требования к разработке экономических вопросов

В ВКР должны быть определены общие показа­тели экономической эффективности предложенных разработок: себестоимость перевозок (продукции), годовая экономия средств, дополнительные капитальные вложе­ния и срок их окупаемости. При этом расчеты по элементам затрат выполняются в сравнении с существующим вариантом перевозок, организации производства на основе соответствующих нормативов /10/. Учитывается дополнительный доход, который создается проектируемым вариантом за счет роста производительности труда, увеличения объема продукции или услуг, повышения их качества.

Годовая экономия определяется как разность себестоимости по вариан­там (базовому и проектируемому). С целью сокращения объема расчетов экономия затрат может быть определена только для работ (операций), по ко­торым предлагаются изменения (внедрение новой техники, исключение или уменьшение кратности ранее выполнявшихся работ, введение новых). Если по проектируемому варианту достигается повышение качества продукции (при том же объеме производства), то годовая экономия уве­личивается на величину дополнительного дохода, получаемого за счет разности цен за продукцию нового качества и базовую.

Если практическое использование разработанных в работе предложений обеспечивается за счет капитальных вложений, создания, увеличения объема и качества конечной товарной продукции или услуг, то в экономической части разрабатывается бизнес-план реализации проектных решений. Товарной продукцией могут считаться: полнокомплектные машины и агрегаты; технологии и услуги по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и т.п. В этом случае, во избежание повторений, в первом разделе пояснительной записки следует изложить только краткую характеристику производства. Анализ же его экономических показателей необходимо привести в соответствующих подразделах бизнес-плана. При раскрытии идеи бизнес-плана указывается направленность проекта и пути решений поставленных задач.

При характеристике объекта проектирования приводятся основные показатели качества продукции, объема ее реализации (за два-три по­с­ледних года) и выручка от нее; среднеспи­сочная численность персонала; среднегодовая стоимость оборотных средств и фондов, коэффициент их оборачиваемости; производительность труда и фондоотдача. Анализируется динамика затрат по отдельным статьям расходов и темпы изменений их удельных показателей на единицу продукции и на одного работающего.

Производится сравнительная оценка выпускаемой продукции (услуг) и про­дукции основных конкурентов по совокупности основных показателей: качества, экологичности, цены, внешнего вида. Оцениваются каналы сбыта продукции, возможные риски и форс-мажорные обстоя­тельства и предлагаются меры их предупреждения или снижения потерь.

При технико-экономической оценке работы рассчитыва­ются затраты на его реализацию и основные планируемые производственные и эко­но­ми­ческие показатели на ближайшие годы. Оценивается обеспеченность производст­венны­ми площадями, при недостатке которых рассчитываются затраты на их строительство или реконструкцию. Приводится перечень необходимого оборудования и определяются затраты на приобретение недостающего. Рассчитывается поста­тейные удельные затраты на единицу продукции или услуг. Составляется смета затрат на капитальные вложения и определяются источники фи­нансирования на реализацию проекта. Наконец, рассчитывается цена продукции (услуг) с учетом ее себестоимости, норм прибыли и налога на до­бавленную стоимость.

Данные обо всех доходах и расходах за жизненный цикл проекта обобща­ются в сводной таблице, который разбивается на периоды, как правило, по годам. Кроме этих показателей для инвестиционного проекта могут быть рассчитаны такие показатели, как бюджетный эффект, запас финансовой устойчивости, порог безубыточности, производственный и финансовый рычаг, а также показатели рентабельности, ликвидности, платежеспособности, деловой активности и др.

Другими оценочными показателями являются индекс рентабельности и окупаемость инвестиций. Первый показывает сколько раз инвестиции окупаются за рассматриваемый период или объем дисконтированного денежного потока на рубль инвестиций. Вторая - сколько времени потребуется предприятию для возмещения единовременных затрат. Реализация разработанного проекта считается целесообразной, если чистый дисконтированный доход положителен, индекс рентабельности больше единицы, а срок окупаемости не превышает желаемую величину.

 

 

Состав документации

Требования к выполнению технических ВКР установлены ГОСТ 2.120–73. Документация технического проекта, раскрывая окончательные проектные решения, должна дать полное преставление обо всех составляющих его разделах. Документы ВКР, содержащие предусмотренные техническим заданием конструкторские разработки, оформляются в соответствии с ГОСТ 2.102–68 [13].

Наименование и объем всех документов, разработанных специально для данной работы или заимствованных из других работ, записываются в ведомость ВКР (приложение Д), выполняемую на листах бумаги формата А4, и заполняемую шрифтом № 5 вручную или шрифтом, соответствующим ГОСТ на компьютере (16 кеглей). Запись документов в ведомости производится по разделам в следующей последовательности: «Документация», «Сборочные единицы», «Детали».

В разделе «Документация» записывают документы, составляющие основной комплекс проекта в целом. К ним относятся: пояснительная записка, конструкторские, монтажные, ремонтные, эксплуатационные документы, диаграммы, графики и т.п. В разделе «Сборочные единицы» записывают документы, относящиеся к составным частям проектируемой конструкции (чертежи сборочных единиц, спецификации, частные схемы и др.). В разделе «Детали» записывают документы, относящиеся к рабочим чертежам деталей и входящие в сборочные единицы.

Ведомость ВКР и спецификации сборочных единиц (комплексов, комплектов) брошюруют отдельно от пояснительной записки и вкладывают в нее. В ведомости проекта и в основных надписях (штампах) всех документов в графе «Обозначение» приводится условное обозначение документа в соответствии с ГОСТами 2.201–80, 2.701–84, условное обозначение состоит из групп цифр и букв, обозначающих индекс кафедры, номер темы, исходных документов и шифр документа по схеме.

При большой номенклатуре изделий обозначение исполнений должно иметь следующую структуру

ХХХХ. ХХХ ХХХ. ХХХ - ХХ

       
 
   
 


Базовое обозначение

Порядковый номер исполнения

Например: МФ43.078005.001-01

Базовое обозначение документов содержит 13 знаков, разделенных точками на 3 группы:

ХХХХ. ХХХ ХХХ. ХХХ

Код разработчика:

индекс факультета – МФ

индекс кафедры:

43 – кафедра СХМ; 45 – кафедра ТМ и РМ;

46 – кафедра ТиА; 47 – кафедра ЭМТПиА;

52 – кафедра ТЭП

Регистрационный номер – номер темы ДП по приказу (001 …999)

Номер базового документа: конструкторские (сборочный чертеж, монтажный чертеж и т.д.), эксплуатационные, ремонтные (001…010), в пояснительной записке - 000

Номер чертежа сборочной единицы, детали или схемы (001…999), в пояснительной записке - 000

Буквенно-цифровое обозначение вида документа: выбирается из таблицы 2.1

Таблица 2.1 Виды и шифры документов

Вид Шифр Определение и примечания
1 2 3
Ведомость проекта ВДП  
Расчетные схемы и формулы РР  
Генеральный план ГП  
Технологическая карта ТК  
Технологическая схема ТС  
Операционная карта ОК  
Графики машиноиспользования ГМ  
Экономические показатели, диаграммы ДЭ  
Таблицы Т  
План сооружений П  
Маршрутная карта МК  
Ремонтный чертеж РЧ  
Сборочный чертеж СБ Изображение изделия и другие данные, необходимые для сборки, в т.ч. электромонтажные чертежи
Чертеж общего вида ВО Конструкция изделия, взаимодействие его частей и характеристики
Теоретический чертеж ТЧ Геометрия (обводы) и координаты изделия, его составные части
Габаритные чертежи ГЧ Контурное изображение с габаритными, установочными и присоединительными размерами
Монтажные чертежи МЧ Контурные и монтажные элементы, фундаменты
Схемы: - электрическая - гидравлическая - пневматическая - кинематическая - комбинированная Э Г П К С Совокупность условных изображений частей и связей. Буквенное обозначение вида схемы дополняется цифрой, указывающий ее тип: 1- структурная 2- функциональная 3- принципиальная 4- соединений 5- резерв 6- общая 7- расположений (обстановки)
Чертеж детали - Изображение детали и указания о качестве ее обработки
Спецификация - Перечень состава сборочных единиц

 

Основные надписи

Каждый документ ВКР, за исключением титульного листа и задания на проект, оформляется основной надписью (штампом). Форма, размер, порядок заполнения основных и дополнительных граф надписи определяется требованиями ГОСТ 2.104–2006 и соответствующего ему СЭВ 6306–88.

По ГОСТ 2.104–2006 основные надписи на чертежах (Приложение Г) должны соответствовать форме 1, а в текстовых документах – форме 2 (на заглавные листы) и 2а (на следующие). Надписи выполняются шрифтом № 7 или № 5 (14 – 16) в зависимости от объема информации.

3.2.1 Наименование изделия записывается в именительном падеже по принятой терминологии. В наименованиях, состоящих из нескольких слов, на первом месте помещается имя существительное (например, «Втулка направляющая»). В графе «Наименование» пишется и наименование документа, если оно ему присвоено (например, «Сборочный чертеж», «Вид общий», «Пояснительная записка»).

3.2.2 Графа «Масса» заполняется только для чертежей деталей, сборочных единиц и узлов.

3.2.3 В графе «Лист» указывается порядковый номер листа; на документах, состоящих из одного листа; графа не заполняется. В графе «Лист» указывается их количество, если оно более одного (заполняется только на первом листе).

3.2.4 В графу «Материал» заносится условное обозначение материала, включающее наименование, марку материала и номер стандарта, в котором содержится полная характеристика указанной марки материала (например,

СЧ 12–28 ГОСТ 1412–70; Сталь 20 ГОСТ 1050–88).

Если деталь изготовляется из стандартного профиля, то в условном обозначении указывается его вид и номер по сортаменту, а так же номер стандарта, в котором изложена качественная характеристика материала. Например, «Квадрат 40» означает, что деталь следует выполнить из прутка квадратного сечения со стороной квадрата 40 мм.

3.2.5 В графе «Обозначение документа» в соответствии с требованиями ГОСТ 2.201-80 приводится обозначение документа согласно таблице 2.1. Оно должно быть идентично обозначению в ведомости проекта.

3.2.6 В графе «Литер» указывается буквой обозначение целевого назначения проекта: для дипломного проекта – Д, курсового – К, к расчетно-графической или исследовательской работы – Р.

3.2.7 В графе «Наименование индекса предприятия, выпускающего документ», пишется сокращенно наименование университета, год выпуска и номер группы (например, БГАУ 2009, М501).

 

ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

4.1 Общие требования

Расчетно-пояснительная записка является основным текстовым документом, в котором излагаются сведения о выполненной работе.

При оформлении пояснительной записки следует соблюдать стандарты с изложением требований к оформлению текстовых документов ГОСТ 2.105–95 [13], отчетов о научно-исследовательской работе ГОСТ 7.32–2001 [15] и стандарт университета СТО 0493582–003–2009 «Самостоятельная работа студентов БГАУ» [11].

Основными требованиями этих стандартов являются: четкость построения текста; логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и четкость формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования; конкретность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Расчетно-пояснительную записку выполняют на листах писчей бумаги формата А4 (297x210, 290x220 или 290x205), располагая – текст вдоль короткой стороны. Текст набирается шрифтом Times New Roman 14 через полтора междустрочных интервалов в графическом редакторе типа Word. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту в равен пяти знакам (1,25 – 1,27см), поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее 3 см.

Схемы, графики, таблицы, сопровождающие текст, выполняются с помощью графических редакторов (Paint, КОМПАС и др.), табличных процессоров (Excel). При необходимости допускается комплектовать записку листами кратно форматам A3, А4, А5.

На каждом листе пояснительной запуски делается рамка. Расстояние от рамки до границ текста соответственно слева и справа рекомендуется ос­тавлять: в начале строк - не менее 5 мм., в конце строк - не менее 3 мм., от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней внутренней рамки должно быть не менее 10 мм.

В нижней части каждого листа вплотную к рамке выполняется основная надпись по форме 2а (приложение Г), а на листе, где размещен реферат, основная надпись по форме 2.

4.1.1 Титульный лист (приложение А), заполняется на компьютере. При заполнении строк с фамилиями руководителя проекта и консультантов по отдельным разделам необходимо указывать их ученое звание. Фамилию руководителя не следует повторять в числе консультантов.

4.1.2 Задание на проект оформляется по установленной форме, бланк которой выдается кафедрой. После заполнения всех пунктов задание подписывается исполнителем и руководителем проекта. В пункте «Основные разделы пояснительной записки» не следует указывать служебные части: введение, выводы, библиографический список и т.п.

4.1.3 Реферат (приложение В), должен содержать краткие сведения о результатах проведенной работы, являющихся достаточными, чтобы любой читатель мог принять решение о целесообразности дальнейшего обращения к пояснительной записке.

Ниже слова «Реферат» приводятся сведения о количестве листов текстовой части пояснительной записки, рисунков, таблиц, библиографических источников, листов графической документации и объем приложений. Далее следует текст, раскрывающий сущность выполненной работы и ее конкретные результаты и предложения, их эффективность и область применения. Объем текста – 50…80 слов (3–5 фраз).

4.1.4 Содержание включает все заголовки, имеющиеся в пояснительной записке, с указанием номеров страниц, на которых они помешаются.

4.1.5 Текст расчетно–пояснительной записки делится на разделы и подразделы. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Пункты могут быть разбиты на подпункты.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как, правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят.

Наименование каждого структурного раздела расчетно–пояснительной записки помещают на отдельной странице и записывают прописными буквами. На этой странице должен быть штамп с подписями студента, руководителя и, при необходимости, консультанта.

Заголовки подразделов пишут с прописной буквы. Расстояние между заголовком и текстом при выполнении расчетно–пояснительной записки машинописным текстом должно быть равно трем–четырем интервалам.

Нумерация страниц расчетно-пояснительной записки (с учетом приложений) сквозная, арабскими цифрами.

4.1.6 Рубрикация текста. Разделы обозначаются порядковыми номерами в пределах всей записки арабскими цифрами. Перед введением, заключением, списком использованной литературы и приложением номер не ставится.

Подразделы имеют нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. Нумерация пунктов выполняется аналогично нумерации подразделов, например: 3 – номер раздела;

3.1, 3.2 – нумерация подразделов третьего раздела;

3.2.1, 3.2.2 – нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела.

Заголовок раздела пишется прописными буквами, подраздела – строчными, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовке не допускаются, в конце точка не ставится. Если первый заголов


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.