Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Процессуальный признак, как связующий элемент физического и психического времен

2017-12-22 301
Процессуальный признак, как связующий элемент физического и психического времен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Memory is a clock

The aging mechanism of your mind

Genesis P. Orridge «Greyhounds of the future».

Объективная действительность состоит из хронотопа. Э. Гуссерль [37] и М. Хайдеггер [34, 35] акцентировали важность пространства-времени, как основной категории бытия (в России с такой же позиции выступал В. В. Бибихин [4]). Причем хронотоп – это категория не физическая, а психическая. Феномен предмета и физический предмет могут не совпадать. Рассмотрим примеры:

It was a time when people wore hats.[2]

It was a time of decadence and opium.

Вывод: в языке время зачастую бывает синонимом бытия, а значит описание моделей номинации пространства-времени – это описание основополагающих моделей человеческого мышления.

Рассмотрим, как происходит наблюдение пространства-времени. Выясним, связано ли знание о пространстве-времени с опытом или же, как считал И. Кант, время является априорной категорией [14]. Темпоральность может быть замечена исключительно в пространстве. При лечении от рождения больных слепотой людей выяснилось, что световые потоки отражающие пространство концептуализируются неподготовленным сознанием продолжительное время (примерно две недели) [50]. Исходя из вышеуказанного, время не является априорным[3], оно проходило процесс номинации, следовательно, должно было пройти три стадии: стадию наблюдения, концептуализации и означивания.

Определим, какие грамматические категории будет наиболее информативно анализировать, чтобы изучить стадии номинации времени. По мнению Н.Н. Болдырева, ни одна часть речи не участвует столь же активно в формировании новых концептов и не схватывает такое же множество концептов, как глагол [5, 6]. Логично предположить, что анализ глагольных структур позволит выявить механизмы концептуализации времени. Как отмечает Е.С. Кубрякова, в основу глагола лег концепт процессуального признака [16, 17, 18]. Выдвинем гипотезу, что наблюдение процесса является необходимым условием наблюдения времени.

Проведем мысленный эксперимент. Каспар Хаузер[4], с рождения исключенный из человеческого общества, никогда не занятый логическими умозаключениями, но способный к ним (допустим, что для умозаключений не требуется владение языком), инвалид от рождения на все части тела, кроме головного мозга,, живой труп с отсутствием циклов сна-бодрствования, находится в вечно пустой неизменно одинаково темной и беззвучной комнате, где ничего никогда не меняется. Может ли он наблюдать хронотоп? Согласно работе Д. Хофстеде [36], основным способом постижения окружающего мира для нас является аналогия, если же аналогия не прослеживается, то информация нами не усваивается. Время предстает перед человеком линейно, но замечается только при процессуальном анализе, ведь при процессуальном явлении изменяется окружающее пространство. Мысленно испытуемый нами Каспар Хаузер не может наблюдать пространство-время, поскольку, не наблюдая процессы, он не может провести аналогию, протяженную во времени.

Исследуем, какова роль запечатления в механизме номинации пространства-времени. Человек запоминает только периоды, сопряженные с процессами, поскольку иные он не может наблюдать. Если нет памяти, то не может быть идеи времени, поскольку невозможно анализирующее мышление протяженное во времени. Справедлива следующая формула.

Где “T”,- это субъективно воспринятое время, “p”,- это процессы, а “m”,- это способность к запоминанию (как сообщает А. Пайвио, запоминаются наиболее важные события [45]).

Приведем несколько примеров: Minutes are quick but hours are slow. Inches go by faster than feet. For me the hours were minutes but for her the minutes were hours. For me, three hours were forever, but for her, they did not exist.

Эти примеры не просто гиперболизированные высказывания – они свидетельства того, что одно и то же физическое время может пониматься говорящими, как более или менее длительное. Эта странность темпоральной рефлексии влияет также на понимание скорости и расстояния.

Учитывая вышесказанное, выдвигаем гипотезу, что лингвистический аспект категории времени должен обязательно иметь в когнитивном основании процессуальный признак. Для проверки этого предположения проанализируем модели концептуализации пространства-времени.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.