Российской Федерации Российской Федерации — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Российской Федерации Российской Федерации

2017-12-21 125
Российской Федерации Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации

 

 

Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет Психологии

 

Программа дисциплины

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

для направления 521000 – Психология

подготовки бакалавра

 

Авторы: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н.

кандидат медицинских наук, доцент Шеховцев И. К.

 

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Психология» психофизиологии

Председатель Зав. кафедрой

 

____________ Гусев А.Н. ____________ Лебедев А.Н.

 

“____” ___________ 2004 г. “____” _____________ 2004 г.

 

 

Утверждено УС факультета

Психологии

Ученый секретарь

 

_____________ Старовойтенко Е.Б.

 

«____» ___________2004 г.

 

Москва

I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г., № 686) по направлению 521000 «Психология».

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
ГСЭ. ЕН.Ф.06 ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга.  

 

II. Пояснительная записка.

Требования к студентам.

Приступая к изучению данной учебной дисциплины студент должен обладать комплексом биологических знаний:

· об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого, уровневая организация и эволюция живого);

· о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере;

· знать и понимать особенности строения организма человека (ткани, органы, системы органов и их функции), его жизнедеятельности, связи со средой, сохранения здоровья;

· об особенностях биологических процессов (питание, дыхание, выделение, кровообращение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие и размножение, наследование признаков);

· о процессах возбуждения и торможения в нервной системе;

· о регуляции процессов жизнедеятельности организма человека, его поведения и связей со средой (зависимость состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды, влияние факторов окружающей среды на гены и хромосомы, факторов здоровья и риска на собственный организм);

· о предмете психологии и базовых психологических понятиях.

Студент должен быть ознакомлен с основными методами познания, а именно:

· наблюдением за живыми объектами и собственным организмом;

· биологическим экспериментом;

· обработка данных статистическими пакетами;

· использованием микроскопа для изучения клеток, тканей и органов.

Студент должен владеть умениями:

· находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии, валеологии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;

· использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

· оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций;

· оценивать изменения в собственном организме, влияние факторов окружающей среды, факторов здоровья и риска на поведение.

Студент должен быть компетентным в вопросах сохранения собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

 

Аннотация

 

Краткая характеристика данной дисциплины, раскрытие ее особенностей. Учебная дисциплина включает три основных раздела, обеспечивающим базовую систему знаний в области естественнонаучных дисциплин, необходимую для овладения 2-й ступенью высшего профессионального образования по специальности «Психология».

 

Во втором разделе рассматриваются темы, включающие учебный материал о физиологических закономерностях эмбрионального и постнатального становления функций органов центральной нервной системы и их отделов, о мембранных и внутриклеточных изменениях, сопровождающих процессы возбуждения и торможения в нервной системе, о механизмах синаптической передачи нервного импульса и функциях нейромедиаторов; о нервных центрах и их свойствах; о физиологии боли, о роли тахикинонов и опиатных рецепторов; о функциональных особенностях вегетативной части нервной системы; об интегративной деятельности коры головного мозга и методах ее изучения (электроэнцефалография, вызванный потенциал, компьютерная томография, метод ядерно-магнитного резонанса); об интеграции вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; о функциональной роли лимбической системы и механизмах регуляции психоэмоционального поведения.

 

Соответствие программы требованиям ГОС.

Место и роль данной дисциплины, как составной части 2-й ступени высшего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Физиология центральной нервной системы» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека.

Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра.

Овладение программным материалом по данной дисциплине в числе других предусмотренных программой дисциплин позволит реализовать следующие требования к профессиональной подготовленности бакалавра:

- овладеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- грамотно ставить и решать научные проблемы в области физиологии центральной нервной системы;

- иметь базовую подготовку для ведения педагогической деятельности в общеобразовательной школе по физиологии нервной системы человека.

 

Программа предусматривает проведение 28 часов лекций, 12 часов семинарских и 24 час практических занятий. С учетом естественнонаучной специфики программы содержание семинарских занятий должно быть направлено на овладение студентами основными общетеоретическими проблемами курса, развитию целостных представлений о человеке и его поведении на базе нейробиологических и биосоциальных знаний. Практические занятия будут ориентированы на углубленное изучение проблем частной физиологии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над рефератом, на подготовку к выполнению текущих контрольных работ и другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по физиологии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме. На практических занятиях по нейрофизиологии предусматривается практическое освоение некоторых энцефалографических методов исследования функций мозга.

Проведение курсовых работ по данной дисциплине не предусматривается.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала в процессе работы с основной и дополнительной учебной литературой, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа над рефератом и учебными домашними заданиями, а также овладение основами некоторых научных методов исследования по тематике курса (наблюдение и самонаблюдение, участие в научных исследованиях кафедры, ведение соответствующих протоколов, анализ и обобщение результатов наблюдений, подготовка научных публикаций, выступление с научными докладами на научном кружке и на научных студенческих конференциях).

Учебная задача дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать элементы и структуру нервной системы, а также закономерности деятельности электро возбудимых тканей;

- уметь пользоваться знаниями по анатомии нервной системы при последующем овладении закономерностями физиологии нервной системы;

- уметь вычислять физиологические показатели обработки информации по характеристикам электроэнцефалограммы;

- иметь представление о материальных основах психики;

- иметь представление о практическом использовании физиологических данных при решении проблем антропологии, валеологии и антропометрии;

- овладеть навыками работы с физиологическими показателями, выявленными соответствующими методами;

- обладать навыками инструментальных оценок реактивных способностей человека.

 

Тематический план учебной дисциплины.

 

Всего на изучение данной дисциплины выделяется 108 часа. Дисциплина читается в 4, 5 модуле на 1 курсе.

Распределение часов дисциплины по разделам и темам:

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная работа
Лекции семинары практические
1.1 Тема 1. Основные свойства и функции элементов нервной системы          
1.2 Тема 2. Рефлекторная нервная деятельность          
1.3 Тема 3. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы          
1.4 Тема 4. Физиология соматической и вегетативной нервной системы          
1.5 Тема 5. Физиология анализаторов          
  ИТОГО:          

 

 

Формы контроля:

- отчетность: 1 домашних задания (подготовка компьютерной презентации), 1 реферат

- итоговый контроль: экзамен

- итоговая оценка складывается из оценок текущего и промежуточного контроля и ответов на зачете.

III. Содержание программы.

 

Тема 1.Основные свойства и функции элементов нервной системы

Физиологические свойства нервной системы. Раздражимость. Состояние физиологического покоя ткани и состояние активности. Потенциал покоя и локальный потенциал. Классификация раздражителей. Пороговая сила раздражителя. Возбудимые ткани. Возбудимость – физиологическое свойство нервной ткани. Потенциал действия, особенности его возникновения. Проводимость как свойство нервной ткани. Изменение возбудимости при возбуждении, фазы абсолютной и относительной рефрактерности. Передача возбуждения в синапсах: структурные и функциональные особенности. Процесс высвобождения медиаторов, типы медиаторов. Специфические рецепторы мембраны. Возбуждение и тороможение – фундаментальные процессы центральной нервной системы. Возбуждающий постсинаптический потенциал, постсинаптическое и пресинаптическое торможение. Интеграция синаптических влияний: дивергенция, конвергенция и синаптическое взаимодействие.

 

1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. - М.: Мир, 2002. – 240 с.

2. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.

3..Коробков А.В. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. -–М.:

Высшая школа, 1986. – 352 с.

1. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.

 

 

Темы рефератов

1. Онтогенез нервных структур

2. Бихевиоризм и системная организация поведения.

3. Метаболизм нервной ткани

4. Кислородная недостаточность ЦНС.

5. Структура и функция нервных клеток.

6. Нейрофизиология бодрствования и сна.

7. Нервная регуляция висцеральных функций и интенсивного поведения.

8. Системные механизмы поведения.

9. Эмоции в системной организации поведенческих актов

10. Нейрофизиологические механизмы внимания.

11. Информационные процессы мозга.

12. Нейрофизиологические и молекулярные основы памяти.

 

3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Системный принцип деятельности мозга.

2. Субъективные и объективные сенсорные феномены.

3. Объединение сенсорной и моторной систем в поведенческих реакциях.

4. Измерения интенсивности ощущения и восприятия.

5. Функциональные состояния и механизмы регулирования.

6. Биологические, социальные и духовные потребности, мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении.

7. Восприятие, кодирование, обработка сенсорной информации.

8. Основные свойства внимания.

9. Структурная организация памяти и ее электроэнцефалографические показатели.

10. Функции речи. Мозговая организация речи.

11. Мышление.

12. Закономерности онтогенеза.

13. Гетерохрония развития.

14. Системогенез.

15. Биологическая надежность.

16. Системный подход к изучению поведенческих реакций.

17. Память.

18. Внимание.

19. Речь и мышление.

20. Стадии культурного развития ребенка.

 

Авторы-составители программы: _____________________________/Лебедев А.Н./

 

____________________________ /Шеховцев И.К./

 

 

Экзамен

 

Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации

 

 

Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет Психологии

 

Программа дисциплины

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.