Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-12-21 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Министерство экономического Министерство
развития и торговли образования и науки
Российской Федерации Российской Федерации
Государственный университет-
Высшая школа экономики
Факультет Психологии
Программа дисциплины
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
для направления 521000 – Психология
подготовки бакалавра
Авторы: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н.
кандидат медицинских наук, доцент Шеховцев И. К.
Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры
«Психология» психофизиологии
Председатель Зав. кафедрой
____________ Гусев А.Н. ____________ Лебедев А.Н.
“____” ___________ 2004 г. “____” _____________ 2004 г.
Утверждено УС факультета
Психологии
Ученый секретарь
_____________ Старовойтенко Е.Б.
«____» ___________2004 г.
Москва
I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г., № 686) по направлению 521000 «Психология».
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ГСЭ. ЕН.Ф.06 | ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга. |
|
II. Пояснительная записка.
Требования к студентам.
Приступая к изучению данной учебной дисциплины студент должен обладать комплексом биологических знаний:
· об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого, уровневая организация и эволюция живого);
· о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере;
· знать и понимать особенности строения организма человека (ткани, органы, системы органов и их функции), его жизнедеятельности, связи со средой, сохранения здоровья;
· об особенностях биологических процессов (питание, дыхание, выделение, кровообращение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие и размножение, наследование признаков);
· о процессах возбуждения и торможения в нервной системе;
· о регуляции процессов жизнедеятельности организма человека, его поведения и связей со средой (зависимость состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды, влияние факторов окружающей среды на гены и хромосомы, факторов здоровья и риска на собственный организм);
· о предмете психологии и базовых психологических понятиях.
Студент должен быть ознакомлен с основными методами познания, а именно:
· наблюдением за живыми объектами и собственным организмом;
· биологическим экспериментом;
· обработка данных статистическими пакетами;
· использованием микроскопа для изучения клеток, тканей и органов.
Студент должен владеть умениями:
· находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии, валеологии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;
|
· использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
· оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций;
· оценивать изменения в собственном организме, влияние факторов окружающей среды, факторов здоровья и риска на поведение.
Студент должен быть компетентным в вопросах сохранения собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Аннотация
Краткая характеристика данной дисциплины, раскрытие ее особенностей. Учебная дисциплина включает три основных раздела, обеспечивающим базовую систему знаний в области естественнонаучных дисциплин, необходимую для овладения 2-й ступенью высшего профессионального образования по специальности «Психология».
Во втором разделе рассматриваются темы, включающие учебный материал о физиологических закономерностях эмбрионального и постнатального становления функций органов центральной нервной системы и их отделов, о мембранных и внутриклеточных изменениях, сопровождающих процессы возбуждения и торможения в нервной системе, о механизмах синаптической передачи нервного импульса и функциях нейромедиаторов; о нервных центрах и их свойствах; о физиологии боли, о роли тахикинонов и опиатных рецепторов; о функциональных особенностях вегетативной части нервной системы; об интегративной деятельности коры головного мозга и методах ее изучения (электроэнцефалография, вызванный потенциал, компьютерная томография, метод ядерно-магнитного резонанса); об интеграции вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; о функциональной роли лимбической системы и механизмах регуляции психоэмоционального поведения.
Соответствие программы требованиям ГОС.
Место и роль данной дисциплины, как составной части 2-й ступени высшего профессионального образования.
|
Учебная дисциплина «Физиология центральной нервной системы» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека.
Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра.
Овладение программным материалом по данной дисциплине в числе других предусмотренных программой дисциплин позволит реализовать следующие требования к профессиональной подготовленности бакалавра:
- овладеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
- грамотно ставить и решать научные проблемы в области физиологии центральной нервной системы;
- иметь базовую подготовку для ведения педагогической деятельности в общеобразовательной школе по физиологии нервной системы человека.
Программа предусматривает проведение 28 часов лекций, 12 часов семинарских и 24 час практических занятий. С учетом естественнонаучной специфики программы содержание семинарских занятий должно быть направлено на овладение студентами основными общетеоретическими проблемами курса, развитию целостных представлений о человеке и его поведении на базе нейробиологических и биосоциальных знаний. Практические занятия будут ориентированы на углубленное изучение проблем частной физиологии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над рефератом, на подготовку к выполнению текущих контрольных работ и другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по физиологии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме. На практических занятиях по нейрофизиологии предусматривается практическое освоение некоторых энцефалографических методов исследования функций мозга.
|
Проведение курсовых работ по данной дисциплине не предусматривается.
В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала в процессе работы с основной и дополнительной учебной литературой, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа над рефератом и учебными домашними заданиями, а также овладение основами некоторых научных методов исследования по тематике курса (наблюдение и самонаблюдение, участие в научных исследованиях кафедры, ведение соответствующих протоколов, анализ и обобщение результатов наблюдений, подготовка научных публикаций, выступление с научными докладами на научном кружке и на научных студенческих конференциях).
Учебная задача дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать элементы и структуру нервной системы, а также закономерности деятельности электро возбудимых тканей;
- уметь пользоваться знаниями по анатомии нервной системы при последующем овладении закономерностями физиологии нервной системы;
- уметь вычислять физиологические показатели обработки информации по характеристикам электроэнцефалограммы;
- иметь представление о материальных основах психики;
- иметь представление о практическом использовании физиологических данных при решении проблем антропологии, валеологии и антропометрии;
- овладеть навыками работы с физиологическими показателями, выявленными соответствующими методами;
- обладать навыками инструментальных оценок реактивных способностей человека.
Тематический план учебной дисциплины.
Всего на изучение данной дисциплины выделяется 108 часа. Дисциплина читается в 4, 5 модуле на 1 курсе.
Распределение часов дисциплины по разделам и темам:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||
Лекции | семинары | практические | ||||
1.1 | Тема 1. Основные свойства и функции элементов нервной системы | |||||
1.2 | Тема 2. Рефлекторная нервная деятельность | |||||
1.3 | Тема 3. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы | |||||
1.4 | Тема 4. Физиология соматической и вегетативной нервной системы | |||||
1.5 | Тема 5. Физиология анализаторов | |||||
ИТОГО: |
Формы контроля:
- отчетность: 1 домашних задания (подготовка компьютерной презентации), 1 реферат
- итоговый контроль: экзамен
- итоговая оценка складывается из оценок текущего и промежуточного контроля и ответов на зачете.
|
III. Содержание программы.
Тема 1.Основные свойства и функции элементов нервной системы
Физиологические свойства нервной системы. Раздражимость. Состояние физиологического покоя ткани и состояние активности. Потенциал покоя и локальный потенциал. Классификация раздражителей. Пороговая сила раздражителя. Возбудимые ткани. Возбудимость – физиологическое свойство нервной ткани. Потенциал действия, особенности его возникновения. Проводимость как свойство нервной ткани. Изменение возбудимости при возбуждении, фазы абсолютной и относительной рефрактерности. Передача возбуждения в синапсах: структурные и функциональные особенности. Процесс высвобождения медиаторов, типы медиаторов. Специфические рецепторы мембраны. Возбуждение и тороможение – фундаментальные процессы центральной нервной системы. Возбуждающий постсинаптический потенциал, постсинаптическое и пресинаптическое торможение. Интеграция синаптических влияний: дивергенция, конвергенция и синаптическое взаимодействие.
1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. - М.: Мир, 2002. – 240 с.
2. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.
3..Коробков А.В. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. -–М.:
Высшая школа, 1986. – 352 с.
1. Физиология человека. В 2-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, - М.: Мир, 1985.
Темы рефератов
1. Онтогенез нервных структур
2. Бихевиоризм и системная организация поведения.
3. Метаболизм нервной ткани
4. Кислородная недостаточность ЦНС.
5. Структура и функция нервных клеток.
6. Нейрофизиология бодрствования и сна.
7. Нервная регуляция висцеральных функций и интенсивного поведения.
8. Системные механизмы поведения.
9. Эмоции в системной организации поведенческих актов
10. Нейрофизиологические механизмы внимания.
11. Информационные процессы мозга.
12. Нейрофизиологические и молекулярные основы памяти.
3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
1. Системный принцип деятельности мозга.
2. Субъективные и объективные сенсорные феномены.
3. Объединение сенсорной и моторной систем в поведенческих реакциях.
4. Измерения интенсивности ощущения и восприятия.
5. Функциональные состояния и механизмы регулирования.
6. Биологические, социальные и духовные потребности, мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении.
7. Восприятие, кодирование, обработка сенсорной информации.
8. Основные свойства внимания.
9. Структурная организация памяти и ее электроэнцефалографические показатели.
10. Функции речи. Мозговая организация речи.
11. Мышление.
12. Закономерности онтогенеза.
13. Гетерохрония развития.
14. Системогенез.
15. Биологическая надежность.
16. Системный подход к изучению поведенческих реакций.
17. Память.
18. Внимание.
19. Речь и мышление.
20. Стадии культурного развития ребенка.
Авторы-составители программы: _____________________________/Лебедев А.Н./
____________________________ /Шеховцев И.К./
Экзамен
Министерство экономического Министерство
развития и торговли образования и науки
Российской Федерации Российской Федерации
Государственный университет-
Высшая школа экономики
Факультет Психологии
Программа дисциплины
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!