Тема 1. Основные черты современного литературного процесса (2 ч.). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 1. Основные черты современного литературного процесса (2 ч.).

2017-12-21 520
Тема 1. Основные черты современного литературного процесса (2 ч.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

 

Факультет филологии и медиакоммуникаций

 

Кафедра современной русской литературы и журналистики

 

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ Т.Ю. Стукен

«_____» ________________ 2011

 

Рабочая программа дисциплины

«« Современный литературный процесс »

цикл ГОС ОПД.Ф.03

входит в число общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента к следующим образовательным профессиональным программам подготовки бакалавров

 

Специальность (направление) Код специальности (направления) Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)
издательское дело и редактирование 030901.65 очная

 

 

г. Омск – 2011

 

 


 

Программа дисциплины «Современный литературный процесс»

 

Разработана:

Доктором филол. наук, профессором В.И.Хомяковым

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры «Современной русской литературы и журналистики»

_____________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)

 

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности 030901.65 «Издательское дело и редактирование», квалификация «Специалист книжного дела» и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим специальностям. В разработке программы были использованы рекомендации УМО по журналистике, а также работы ведущих специалистов по заявленной теме, в частности, Г.Л.Нефагиной.

 

 

Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С.

 

1. Цели и задачи дисциплины.

История современной русской литературы – одна из дисциплин гуманитарного цикла, изучаемая в настоящее время в ведущих высших учебных заведениях.

Цель дисциплины: сформировать у будущих специалистов представление об актуальных проблемах современной литературы, показать эволюцию различных направлений и течений литературы конца ХХ – начала ХХI вв., особенности функционирования различных стилей и жанров, обозначить преемственность литературных традиций, показать значение исторического опыта развития отечественной литературы для современной литературы, раскрыть значение творческого наследия выдающихся писателей в формировании национального сознания; научить студентов применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.

 

Основные задачи дисциплины:

Заложить основы филологического анализа литературных произведений.

Сформировать у студентов понятие о литературном процессе, представление об общих закономерностях развития отечественной литературы.

Представить наиболее существенные и характерные творческие индивидуальности и произведения означенного времени, сформировать понятие о культурной и литературной традиции.

Актуальность умений и навыков, связанных с восприятием и научной интерпретацией современной литературы, обусловлена потребностями общества в специалистах, способных обеспечивать эффективные коммуникации в образовательной деятельности и в разных сферах общественной и культурной жизни.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения данной дисциплины студенты должны

знать:

специфику современной культуры (исторический, политический, социальный, научный контексты, повседневную культуру);

творчество ведущих писателей изучаемого периода, их роль в литературном процессе, оценку авторитетных исследователей и литературных критиков;

содержание и художественное своеобразие произведений современной литературы;

основные художественные направления, течения и группы данного периода; основные методы и стили;

профессиональные термины и понятия, позволяющие корректно анализировать как художественные тексты рассматриваемого периода, так и отдельные феномены и факты современной культуры;

уметь:

интерпретировать факты новейшей литературы;

характеризовать своеобразие мировоззрения писателя, его художественную картину мира;

идентифицировать черты индивидуального стиля современных писателей;

пользоваться научной и справочной литературой, посвященной изучению новейшей литературы; сопоставлять различные точки зрения исследователей и литературных рецензентов, а также критически осмыслять их;

владеть:

навыками анализа, комментирования и интерпретирования художественных текстов и фактов современной истории и культуры;

навыками изложения литературоведческих концепций и собственной точки зрения в разных жанрах устной и письменной речи;

способен раскрывать конкретно–историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений.

Дисциплина «Современный литературный процесс» является своеобразным «мостом» от пропедевтических к общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Она базируется на отечественной литературе ХIХ-ХХ вв, истории культуры, культурологии, имеет тесные связи с такими учебными дисциплинами, как «Введение в литературоведение», «История России», «Филологический анализ текста». В свою очередь, на материале данной дисциплины базируются знания, необходимые при изучении дисциплин профессионального цикла: «История отечественной литературы. Теория литературы», «История зарубежной литературы», «Философия культуры», «Православная литература и журналистика» и др.

 

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
       
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА    
ОК-4 культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; - основные принципы организации философского дискурса; - различные дискурсивные практики философии; - основные этапы развития, направления и течения философии; - основы онтологии и теории познания; - основы логики и теории аргументации; - и понимает специфику философии как способа познания и духовного освоения мира - содержание представлений об отношениях науки и философии; - содержание представлений о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального; - философские проблемы в области профессиональной деятельности Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; - применять категориальный аппарат философии для рефлексии современных актуальных вопросов своей социальной жизни и профессиональной деятельности; - определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни; - определять современное значение фило­софских идей про­шлого; - определять конкурентность и взаимодо­полняемость различных концепций по отдельным мировоззренческим проблемам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения; - использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, на­прав­ле­ния и школы; - выявлять философские проблемы в своей профессиональной деятельности. продуцировать грамотные, логически стройные, обоснованные высказывания в устной и письменной формах; аргументированно отстаивать свою точку зрения, делать обоснованные выводы. Владеет: приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; навыками работы с философскими текстами; навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; опытом решения философских проблем в сфере профессиональной деятельности; опытом создания философского текста. нормами устной и письменной речи; навыками создания профессионально значимых текстов; культурой правильного мышления; культурой аргументации в диалоге; навыками ведения дискуссий; навыками формирования убеждений посредством аргументации. Пороговый уровень: Знает нормы литературного языка в его устной и письменной формах, основные законы и принципы правильного мышления, структуру аргументации. основные направления осмысления отношений человека и мира, основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; основные принципы организации философского дискурса; основные этапы развития, направления и течения философии; философские проблемы в области профессиональной деятельности     Умеет делать обоснованные выводы, создавать грамотные и логически выстроенные тексты в устной и письменной формах. проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы;корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам;определять современное значение фило­софских идей про­шлого; логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения;непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, на­прав­ле­ния и школы.   Владеет культурой правильного мышления, культурой аргументации в диалоге.- приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - навыками работы с философскими текстами; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения   Выступление на семинаре Тестирование Итоги практического занятия Итоги практического занятия   Тестирование
ОК-5 понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности Знать: основные этапы развития человеческой цивилизации; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. систему информации о гуманистических ценностях культуры прошлого для развития современной цивилизации Уметь: использовать исторические знания для решения практических задач; логически мыслить и вести дискуссии; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников. активно способствовать сохранению окружающей природы, пропагандировать экологическую культуру, принимать на себя нравственные обязанности и руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности; уметь адаптироваться к разным социокультурным реальностям, проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным различиям анализировать и оценивать проблемные ситуации, связанные с ценностными конфликтами и применением нравственных обязанностей, применять ценностные категории и позиции в решении личных, социальных и производственно значимых задач Владеть: навыками исторической аналитики пониманием места и роли деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами способностью эффективно доносить информацию, сочетая ее с практикой нравственно-эстетического воспитания, гуманистического, ценностно-позитивного мышления, ориентированного на сохранение современной цивилизации, а также мировоззренческими установками, направленными на готовность выполнять нравственные обязанности в отношении природы, общества, других людей и самого себя  
ОК-9 понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности Знает Роль и значение своей будущей профессии в современном обществе Понятия «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание». Механизмы, факторы развития и преодоления феномена профессионального выгорания Понятие и виды мотивации, методы и приемы ее изменения. Собственное отношение и представления о будущей профессиональной деятельности. Профессионально важные качества. Умеет Оценивать значимость и необходимость собственной будущей профессии для решения актуальных задач современного общества. Распознавать внешние и внутренние факторы профессиональной деформации и профессионального выгорания. Понимать собственное отношение к будущей профессиональной деятельности и ее роли в системе интересов личности. Владеет Методами повышения мотивации и самомотивации в профессиональной деятельности. Техниками профилактики профессионального выгорания. Пороговый уровень: Знает понятие и виды мотивации. Знает понятия «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание». Знает профессионально важные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности Умеет распознавать внешние и внутренние факторы профессиональной деформации и профессионального выгорания. Владеет методами повышения мотивации в профессиональной деятельности Коллоквиум Выступление на семинаре Итоги практического занятия  
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА    
ПК-5 знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ   Знает: понимание художественного произведения в контексте культуры и традиции. осведомленность в литературоведческой теории, употребление полученных знаний для создания письменных работ различных жанров, в том числе и творческого характера; конкретные факты культуры и истории литературы; основные этапы развития отечественной журналистской мысли влияние определенных историко-культурных и политических факторов на ее развитие специфику развития отечественных СМИ   Умеет: Формулировать цели и задачи исследования, комментировать то или иное явление литературоведческой науки и истории литературы, создавать собственный текст, ориентированный на цели и задачи коммуникации. Интерпретировать текст, формировать понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, восстанавливать авторский замысел. соотносить определенные факты и события комментировать и оценивать их представлять типологические характеристики СМИ в тот или иной исторический период анализировать материалы публикаций (тексты)   Владеет: Методологией и методикой литературоведческого анализа. Вариативным арсеналом языковых подходов и технологий. теоретическим и практическим материалом историко-литературного дискурса методикой анализа художественного текста жанровыми дефинициями Пороговый уровень Знает: литературный процесс в историко-культурном контексте; критический и теоретический материал базовый понятийный (терминологический) аппарат. Умеет: дать развернутую характеристику индивидуальности писателя; анализировать критическую и научную литературу; выполнять самостоятельное литературоведческое исследование по теме. профессионально воспринимать и уметь интерпретировать художественные тексты; анализировать литературные явления в синхронном и диахронном плане; рассматривать художественные произведения с учетом многообразия контекстов (идеологического, философского, религиозного, эстетического, мифологического и т.д.); рассматривать литературное произведение в аспекте рода и жанра; Владеет: современной методологией и методикой анализа как историко-литературного процесса, так и конкретного художественного произведения; представлением о развитии литературы и культуры, основных тенденциях их развития; терминологическим минимумом и основными теоретическими понятиями Контрольная работа Коллоквиум Выступление на семинаре   Зачет Экзамен     Защита курсовой работы конспект

 

 

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

 

Общая трудоемкость дисциплины _____ зачетных единиц; 152 ч.

Раздел дисциплины Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
3 курс, 6 сем                
4 курс, 7 сем.                

Форма промежуточного контроля: экзамен в 6 семестре

экзамен в 7 сем.

3 курс

 

Курс Семестр   Раздел дисциплины, содержание Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студента Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
    Раздел 1. Литературный процесс на современном этапе
    Тема 1. Основные черты современного литературного процесса.           Проверка письменного задания собеседование
    Раздел 2. Неоклассическая проза
    Тема 2. Дифференциация реализма. Реализм в творчестве современных писателей..           Доклады Проверка конспектов Коллоквиум  
    Тема 3 Философическая ветвь неоклассической прозы           Рефераты, Проверка конспектов
    Тема 4 Религиозная тема в современной русской литературе           Рефераты, Проверка конспектов
    Тема 5 Концепция истории в современной литературе           Рефераты, Проверка конспектов
    Тема 6 Деревенская проза на современном этапе.             Рефераты, Проверка конспектов
    Тема 7. Позднее творчество В.Белова           Рефераты, Проверка конспектов
    Тема 8. Военная проза на современном этапе.             Рефераты, Проверка конспектов коллоквиум
    Тема 9. Афганская и чеченская войны на страницах современной литературы           Рефераты, Проверка конспектов
    Тема 10 Позднее творчество А.Солженицына           Рефераты, Проверка конспектов
    Раздел 3. Условно-метафорическая проза
    Тема 11. Основные черты условно-метафорической прозы           Проверка конспектов
    Тема 12 Антиутопия в современной литературе           Проверка конспектов  
    Тема 13. Творчество А.Кима           Проверка конспектов  
    Раздел 4. Современная женская проза
    Тема 14. Споры о женской прозе в современной критике.           Проверка конспектов  
    Тема 15«Женская тема» в творчестве Л.Улицкой, В.Токаревой, М.Палей и др.           Проверка конспектов  
    Раздел 5. «Массовая литература»  
    Тема 16. Феномен массовой литературы           Проверка конспектов  
    Тема 17. Творчество Б.Акунина           Проверка конспектов  
    Итого:            
    4 курс Раздел 6. «Другая» проза
    Тема 18.Основные тенденции и особенности развития другой прозы.           Проверка конспектов  
    Тема 19. Историческое течение «другой прозы»            
    Тема 20. Натуральное течение «другой прозы»            
    Тема 21. «Иронический авангард»            
    Раздел 7. Постмодернизм
    Тема 22. Модернизм и авангардизм в литературе.             Проверка конспектов  
    Тема 23. Творчество В.Ерофеева           Проверка рефератов доклады
    Тема 24 Творчество А.Битова           Проверка рефератов доклады
    Тема 25. Творчество писателей-постмодернистов           Проверка рефератов доклады
    Тема 26. Творчество В.Пелевина           Проверка рефератов доклады
    Раздел 8. Современная русская поэзия
    Тема 27. Основные тенденции и особенности развития современной поэзии. Творчество Ю.Кузнецова Творчество поэтов-традиционалистов. Бардовская поэзия и рок-поэзия           Проверка рефератов доклады
    Тема 28. Тема 31. Постмодернистские течения в современной поэзии           Проверка рефератов доклады
    Раздел 9. Драматургия на современном этапе  
    Тема 29. Драматургия «новой волны» Постмодернистская драматургия           Доклады, собеседование
    Раздел 10. Критика на современном этапе
    Тема 30. Современная литературная критика критики           Доклады Подготовка к экзамену
    ИТОГО:            
  1. Содержание дисциплины.

Практическое занятие № 1.

Задание

Составить тезисные конспекты статей «После будущего. О новом сознании в литературе» М. Эпштейна и «Закономерности и антизакономерности в литературе» Д.С. Лихачева, В. Ерофеев «Поминки по советской литературе», опираясь на предложенный план семинарского занятия.

 

План

 

  1. Современная социокультурная ситуация и литературный процесс.
  2. Общая характеристика современной русской литературы.
  3. Концепция стадиальности М. Эпштейна. Циклы и фазы развития русской литературы. Критерии, лежащие в основе данной концепции.
  4. На какой стадии развития, по мнению М. Эпштейна, находится литература 1980-х – 1990-х гг.?
  5. Достоинства и недостатки концепции стадиальности М. Эпштейна. Возможные пути ее уточнения и корректировки.
  6. Суть теории закономерностей и антизакономерностей Д.С. Лихачева.
  7. Какие произведения и писатели русской литературы XX века подтверждают правоту суждений Д.С. Лихачева о развитии русской литературы?
  8. Концепция советской литературы Виктора Ерофеева и ее судьба во времени.
  9. «Будущее литературы» по В.Ерофееву.
  10. Споры в критике о тенденциях современного литературного процесса.

 

Литература

Основная:

1. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1. С. 217-230.

2. Лихачев Д.С. Закономерности и антизакономерности в литературе // Русская литература. 1986. № 3. С. 27-29.

3. Ерофеев В. «Поминки по советской литературе» // Ерофеев В. Страшный суд. М., 1996. С. 422-434; «Разговор по душам о виртуальном будущем литературы».Там же. С. 559-568.

4. Лихачев Д.С. Строение литературы: к постановке вопроса // Русская литература. 1986. № 3. С. 29-30.

5. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 3-х томах. Т. 2 1968-1990. М., 2007.

6. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. М., 2005.

7. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. СПб., 2005.

 

Дополнительная:

 

 

1. Актуальные проблемы изучения истории русской советской литературы // Вопросы литературы. 1987. № 9.

2. Покушение на миражи // Вопросы литературы. 1988. № 1.

3. Клямкин И. Какая улица ведет к храму // Новый мир. 1987. № 11.

4. Добренко Б. "И, падая стремглав, я пробуждался..." // Вопросы литературы. 1988. № 8.

5. Отклики на выступление Е. Добренко /Споры и кредиторы // Вопросы литературы. 1989. № 7. Кардин В. Мифология особого назначения // Знамя. 1989. № 3.

6. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям (смена литер. циклов) // Новый мир. 1990. № 4.

7. 28. Камянов В. Спор о прошлом после штурма будущего // Новый мир.

8. 1990. № 8.

9. Асмаилов Х. "Изъятая" литература как феномен литературного процесса // Вопросы литературы. 1991. № 1.

10. Добренко Е. Левой! Левой! Левой! // Новый мир. 1992. № 3.

11. Сарнов Б. Что же спрятано в "Двенадцати стульях"? // Октябрь. 1992. № 6.

12. Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова. М., 2003.

13. Мережинская А.Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи. Русская проза 80 – 90-х годов ХХ века. Киев, 2001.

14. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ–ХХ веков. М., 1998.

15. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб, 2001.

16. Русская литература XX века в зеркале критики. М., СПб., 2003.

 

Практическое занятие № 2

 

Рассказ на современном этапе (на примере рассказа В.Астафьева «Пролетный гусь») (2 ч.)

Задание

1. Особенности рассказа как жанра.

  1. Особенности литературно-критической статьи-рецензии.
  2. Написать рецензию на рассказ

 

 

План

 

1. Приметы времени в рассказе В.Астафьева.

2. Сочетание философско-нравственной проблематики с остросоциальной.

3. Особенности композиции произведения.

 

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. Рассказ в контексте времени // Новый мир. – 1991. - № 7.

2. Пудожгорский В. Рассказ и автор: Принципы раскрытия авторской позиции в современном советском рассказе // Учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1985.

3. Русская литература. Конец ХХ века. - СПб., 2001.

4. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. - Л., 1970.

5. Шубин Э. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. - Л., 1974.

 

Практическое занятие № 3

 

Позднее творчество В.Распутина (по рассказам «Изба», «В ту же землю…» и повести «Дочь Ивана, мать Ивана») (2 ч.)

 

План

  1. Творческая биография В.Распутина (общая характеристика).
  2. Рассказ В.Распутина «Изба» в контексте времени. Символика рассказа.
  3. Общее и различное в рассказах В.Распутина «Изба» и А.Солженицына «Матренин двор». Образы Агафьи и Матрены.
  4. Рассказ «В ту же землю…». Смысл названия. Проблематика рассказа.
  5. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Особенности композиции, авторского стиля.

 

Литература:

1. Васильев В. Судьба деревни и культура. Футурологическая проза // Молодая гвардия. - 1999. - № 3-4.

2.Левина М. Апофеоз беспочвенности («Онтологическая» проза в свете идей русской философии) // Вопросы литературы. 1991. Сентябрь октябрь. С. 3-29.

  1. Недзвецкий В. Русская деревенская проза. - М., 2002.
  2. Ничипоров И.Б. Эпос национального бытия в рассказе В.Распутина «Изба» // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах. Волгоград, ВолГУ, 2006. С.365-369. См.: http://www.portal-slovo.ru/philology/37232.php
  3. Партэ К. Русская деревенская проза: светлое прошлое / Пер. И.М.Чеканниковой и Е.С.Кириловой. – Томск, 2004.

6.Петрик А. «Деревенская проза»: итоги и перспективы изучения // Филологические науки. 1981. №1. С. 65-68.

  1. Распутин В. «Без деревни мы осиротеем» // Аргументы и факты. – 2006. - № 16.
  2. Семенова С. Валентин Распутин. - М., 1992.

9. Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1990. №2. С. 198-207.

  1. Тендитник Н. Валентин Распутин: колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. - М., 1999.
  2. Теракопян Л. Храм и торжище // Дружба народов. – 2004. - № 11.

12. Чалмаев В. «Воздушная воздвиглась арка.» //Вопросы литературы. 1985. №6. С. 73-117.

 

 

Практическое занятие № 4

 

«Война как преступление против разума» (по роману В.Астафьева «Прокляты и убиты») (2 ч.)

 

План

 

1. Споры в критике о современной военной прозе.

2. Роман В.Астафьева «Прокляты и убиты» в контексте современной прозы о войне. Общее и различное во взглядах авторов на правду о Великой Отечественной войне?

3. Военная тема в творчестве В.Астафьева. Трансформация военной темы в творчестве писателя.

3. Роман «Прокляты и убиты». Смысл названия, особенности жанра и композиции.

4. Роман В.Астафьева – «реквием по убитым русским солдатам». Своеобразие психологизма писателя.

5. Художественное мастерство В.Астафьева.

 

Литература:

 

1. Дедков И. Объявление войны и назначение казни // Дружба народов. – 1993.- №10.

2. Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война // Новый мир. – 1994. - № 3.

3. Каспэ И.М., Ваншенкина Е.В., Кукулин И.В.Война – место присутствия // НЛО. 2002. №55. С.224–232.

4. Кукулин И.В. «Какой счет?» как главный вопрос русской литературы // Знамя. 2010. №4. С.204–210.

5. Кукулин И.В. Живая боль незнаменитых войн // Новое лит. обозрение. 2002. № 55. С.313–316.

6. Кукулин И .В. Регулирование боли (Предварительные заметки о трансформации травматического опыта Великой Отечественной / Второй мировой войны в русской литературе1940-1970-хгодов) //Неприкосновенный запас. 2005. №2-3(40–41). С. 324–336.

7. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х кн. - М., 2001.

8. Огнев А. Против лжи о Великой Отечественной Войне. – Тверь, 2003.

9. Огнев А. Традиции, война и судьба России. – Тверь, 2004.

10. Сурганов В.С. Астафьев снова пишет о войне // Литературное обозрение. –1993. - №10.

 

Практическое занятие № 5

План

1. Творчество А.Солженицына постэмигрантского периода.

2. Поздние рассказы А.Солженицына («Желябугские Выселки», «Адлиг Швенкиттен»).

3. Развитие военной темы в творчестве писателя. Документализм А.Солженицына.

4. «Двучастные рассказы» А.Солженицына («Молодняк», «Настенька», «Абрикосовое варенье»). Принцип построения подобных рассказов. Особенности финала солженицынских рассказов.

5. Публицистика А.Солженицына постсоветского периода (общая характеристика одной из публицистических книг писателя: «Россия в обвале», «Протерши глаза», «Угодило зернышко меж двух жерновов»).

Литература:

1. Архангельский А. О символе бедном замолвите слово: «Малая» проза Солженицына: «поэзия и правда» // Литературное обозрение. – 1990. - № 9.

2. Байбатырова Н.М. Традиции реализма в публицистическом и литературно-критическом творчестве А.И.Солженицына // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2012, № 5. С. 16-18.

3. Геллер М. Александр Солженицын. L. 1989.

4. Голубков М. Александр Солженицын. М. 1999.

5. Кузьмин В. Поэтика рассказов Солженицына. – Тверь, 1998.

6. Лукьянин Б. Рецензия на рассказы Солженицына // Урал. – 1995. - № 9.

7. Нива Ж. Солженицын. М. 1992.

8. Спиваковский П. История, душа и «эго» // Литературное обозрение. – 1996. - № 1.

9. Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: Новый взгляд. – М., 1999.

10. Урманов А. Поэтика прозы Александра Солженицына. - М., 2000.

11. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М. 1994.

12. Шурмак Г. Новые рассказы Александра Солженицына // Грани. – 1996. - № 182.

13. Бушин В.С. Александр Солженицын: Гений первого плевка. М., 2005. http://lib.rus.ec/b/71884/read

14. Сараскина Л.И. Александр Солженицын. М., 2008.

 

Практическое занятие № 6.

 

«Когда пробьет последний час природы»: антиутопия конца ХХ века (2 ч.)

 

План

1. Литературная традиция антиутопии ХХ века. Антиутопические произведения первой половины ХХ века (Е.Замятин «Мы», А.Платонов «Чевенгур», В.Набоков «Приглашение на казнь») и антиутопии последних лет.

2. Антиутопии конца ХХ века. Особенности сюжета, композиции, авторского стиля.

3. Своеобразие антиутопического хронотопа в произведениях последних лет (Петрушевская Л. Новые Робинзоны, Гигиена; Пьецух В. Город Глупов в последние десять лет; Кабаков А. Невозвращенец; Маканин В. Сюр в Пролетарском районе.

 

Литература:

1. Зверев А. Когда пробьет последний час природы. Антиутопии ХХ века. // Вопросы литературы. – 1989. - № 1.

2. Золотоносов М. Какотопия // Октябрь. – 1990. - № 7.

3. Ланин Б.А., Боришанская М.М. Русская антиутопия ХХ века. - М., 1994.

4. Латынина Ю. В ожидании золотого века: от сказки к антиутопии // Октябрь. – 1989. - № 6.

5. Нефагина Г.Л. Русская проза второй полвины 80-х – начала 90-х годов ХХ века. - Минск, 1998.

6. Новиков В. Возвращение к здравому смыслу // Знамя. – 1989. - № 7.

Практическое занятие № 7

Задание

 

1. Подготовить сообщение на тему: «Значение Солженицына и Шаламова в становлении лагерной прозы.

2. Подготовить сообщения по творчеству следующих писателей: Е.Гинзбург А.Жигулин, С.Довлатов, Г.Владимов, Л. Бородин, Е.Федоров, В.Васильев.

 

 

План

 

1. Автобиографическая лагерная проза Е.Гизбург «Крутой маршрут» и «Черные камни» А.Жигулина.

2. «Зона» С.Довлатова и «Верный Руслан Г.Владимова: общее и различное.

3. Основные мотивы повести Л. Бородина «Правила игры».

4. Лагерная проза Е.Федорова

5. Творчество омского писателя В.Васильева,.

 

Литература:

Художественные тексты:

Федоров Е. Илиада Жени Васяева // Звезда, 1994, № 4; Одиссея //


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.