Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-12-21 | 1379 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопросы для обсуждения:
1. Ведущий вид деятельности в юношеском возрасте;
2. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте;
3. Возрастные новообразования юноши;
4. Современные модели и технологии обучения старшеклассников: обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проблемное обучение, технология проведения дискуссий, технология «Дебаты», технология современного проектного обучения и исследовательской деятельности, технология уровневой дифференциации, КСО, развивающее обучение, личностно ориентированное обучение, ИКТ, модульное обучение и др.
Основные понятия:
Технология, учебно-профессиональная деятельность, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, нравственное самоопределение, ценностные ориентации, мировоззрение, мораль, притязание на признание, взрослость, жизненные задачи, социальные роли, смысл жизни, юношеский максимализм.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий.
2. Составьте план осуществления психологической помощи юноше в выборе последующего образования.
3. В каких формах может реализовываться «обращенность в будущее» у старшеклассников?
4. Становление личности в юности по Р.С. Немову: формирование и развитие морали, становление мировоззрения, нравственное самоопределение.
5. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы.
6. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?
|
7. Проведите психодиагностическое обследование юноши, пользуясь методикой, которая предлагаются в приложении 3. Представьте протоколы, заключение.
8. Решите задачи (письменно):
Родители часто наблюдают, что их пятнадцатилетние сыновья и дочери заняты нескончаемыми и бесплодными разговорами, пытаются рассуждать о вещах, которые в их возрасте и с их знаниями понять трудно. Родителей это коробит, они считают, что лучше бы уделяли больше внимания учебе. Вопрос: как реагировать на философствования в юности?
Надя (19 лет) убеждена, что налаживанию отношений с другими ее кривые ноги совсем не мешают. Лена (16 лет) считает, что ей трудно знакомиться с людьми, т. к. у нее кривые ноги. Вопрос: обоснуйте психологически различие позиций этих девушек?
Одна моя знакомая всю жизнь переживала из-за чуточку «сливовидного» носика, который, впрочем, полностью соответствовал анатомии ее немного пухленького личика. Врачи долго не соглашались менять ей профиль. Но она настояла на своем: поехала в Лос-Анджелес и за большие деньги сделала операцию. Но радовалась она недолго. Мало того, что нос был с «другого портрета», нарушились пропорции лица оттопырились уши. Вопрос: дайте психологический анализ ситуации.
Лена (17 лет): «Все, хватит! Девочки, надоело читать ваши жалобы: я толстая! Некрасивая. Меня обижает сосед! На меня мальчики не смотрят! Раньше я часто гуляла с подругой и наслушалась от нее кучу жалоб. Но потом мне купили собаку, и я стала гулять с ней. И вот, пожалуйста, каждый второй парень стал подходить и знакомиться. Воспользуйтесь моим опытом: Когда бродишь по городу, надеясь встретить кого-то, ничего не выйдет. Когда нет ни времени, ни желания этот кто-то появляется сам. Так что у меня один совет: занимайтесь спортом, шейпингом, читайте книги в библиотеке, гуляйте с собакой, чтобы день был расписан по минутам. Проблемы тут же исчезнут». Вопрос: проведите психологический анализ данного письма.
|
Арина (23 года): «У меня в детстве был страшный комплекс по поводу курносого носа. Я его люто ненавидела и, гуляя по улице, даже прикрывала ладошкой. В первом классе мне дали прозвище "утка", и оно прочно приклеилось ко мне на несколько лет. Родители только смеялись, а я боялась лишний раз подойти к зеркалу собственное безобразие просто сводило меня с ума». Наташа (20 лет): «Сколько себя помню, мама постоянно внушала мне, что я просто крокодил, которого не украсят никакие бантики. Ей казалось, что другие дети гораздо симпатичнее, понятливее и веселее, чем я, и она без устали делилась со мной этими соображениями. Очевидно, ей хотелось, чтобы я изменилась в лучшую сторону». Вопрос: почему благие пожелания мамы не имели успеха?
Рита (16 лет): «Я бы никогда не осмелилась написать, если бы не мое отчаяние. Дело в том, что у меня очень короткие и кривые ноги. Нигде не могу появиться в юбке или в шортах. Мне даже физкультуру из-за этого приходится прогуливать». Вопрос: как называется это состояние Риты? Дайте совет Рите.
Подросткам и юношам предложено было закончить одни и те же незаконченные рассказы. В результате подростки чаще описывали действия, поступки, события. Юноши же чаше мысли, чувства, внутренние проблемы персонажей. Вопрос: какие могут быть сделаны выводы из проведённого исследования?
«Моей дочери 19 лет, пишет мать. Ира любит уединяться: и дома, и на даче, и в гостях. После занятий в техникуме она нигде не задерживается, может часами сидеть в своей комнате: смотреть в окно, слушать музыку, вязать... Я не знаю, радоваться или огорчаться, что дочь такая домашняя?» Вопрос: почему сложилась такая ситуация.
Десятиклассница Нина училась на «отлично». Всегда относилась заинтересованно к учебе, внимательно слушала учителя, задавала много вопросов. Вызывала симпатию у учителей, производила впечатление умной и старательной ученицы. Но отношения с мальчиками строились трудно. Вину Нина брала на себя, исходя из ложного самобичевания: если мне плохо, у меня что-то не получается, значит, я в этом виновата. Вопрос: почему личная жизнь отличницы Нины складывается трудно?
Ученики 9-го класса сдавали экзамен. Петя сдал его плохо и стал говорить о придирчивости учителя. Вася же при своих неудовлетворительных результатах говорил, что ему никогда не усвоить такой объем материала. Вопрос: каким образом успех учащихся зависит от их самооценки?
|
8. Законспектируйте Теорию психосоциального развития Э.Г. Эриксона, источник: Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. [Текст] / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
Литература:
1. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академический проект: Трикста, 2006.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1986.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М.: Академия, 2007.
5. Климов, Е.А. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Академия, 1996.
6. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение,1989.
7. Короленко, Ц.П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2007.
8. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, Т.2, 2005.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012.
10. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры [Текст] / Е. Омельченко. – М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000.
12. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012.
Семинарское занятие №9
Тема: Особенности психического развития и образования
Во взрослости
Вопросы для обсуждения:
1. Ведущий вид деятельности во взрослости;
2. Социальная ситуация развития во взрослости;
3. Возрастные новообразования во взрослости;
4. Нормативные кризисы взрослости;
5. Особенности образования в ранней, средней и поздней взрослости.
Основные понятия:
Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуализация, акме, акмеология, индивидуальный жизненный стиль, генеративность, типологии старости, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость.
|
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий.
2. Перечислите известные вам стереотипы в отношении старости. Подумайте, исходя из собственного жизненного опыта, можно ли оспорить некоторые из них?
3. Обсудите с родителями, со знакомыми старше 35-40 лет проблему возрастных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предварительно продумайте те вопросы, которые целесообразно задать, и их тактичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и «проявленности» для окружающих.
4. Дайте психологический комментарий приведенным ниже высказываниям пожилых людей (письменно):
«Ноги дрожат, когда остановишься, но об этом думать не хочется».
«У нас главное событие – кот нашелся».
«Я сегодня частушки сочинила».
«Унывать некогда, много работы».
5. Подготовьте на основе материалов из периодических журналов по психологии конспект двух методик, которые посвящены изучению психологических особенностей в период зрелости и старости (на выбор студента).
Литература:
1. Бодалев, А.А. Вершина в развитии личности взрослого человека [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Флинта, 1998.
2. Гамильтон, Я. Психология старения [Текст] / Я. Гамильтон. – СПб.: Питер, 2002.
3. Краснова, О.В. Социальная психология старости [Текст] / О.В. Краснова, А.Г. Лидера. – М.: Академия, 2002.
4. Основы общей и прикладной акмеологии [Текст] / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой и др. – М.: РАГС, 1995.
5. Психология зрелости: хрестоматия [Текст] / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003.
6. Стюарт-Гамельтон, Я. Психология старения [Текст] / Я. Стюарт-Гамельтон. – СПб.: Питер, 2002.
7. Хухлаева, О.В. Кризисы взрослой жизни [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2009.
8. Хухлаева, О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002.
9. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое или болезненное [Текст] / Н.Ф. Шахматов. – М.: Медицина, 1996.
10. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста [Текст] / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999.
Семинарское занятие №10
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!