Проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики

2017-12-21 215
Проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН 1. Негативные тенденции развития пищевой и перерабатывающей промышленности. 2.Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ. 3.Задачи регулирования производства и закупок продовольствия.

 

Пищевая и перерабатывающая промышленность как России, так и РД одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания. На долю этой отрасли промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота.

За годы осуществления реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к катастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности в обществе.

В животноводстве производство мяса сократилось в 2 раза, молока - в 1, 7, яиц - в 1, 6, шерсти - в 5 раз. В 1998 году по сравнению с 1990 годом уровень промышленного производства жизненно важных продуктов питания составил: мясо - 20 %, колбасных изделий - 44 %, масла животного - 32 %, цельномолочной продукции - 24 %, сыра - 36 %, масло растительного - 66 %, плодоовощных консервов - 20 %. Ухудшение питания населения в последние годы влечет за собой необратимые демографические изменения увеличивает социальную и межрегиональную напряженность. Число заболевших, зарегистрированных в прошлом году, составило более 100 млн. человек. Смертность превысила рождаемость. За 10 лет численность населения уменьшилась почти на 4, 5 члн. человек. По индексу развития человека, в котором питание имеет немаловажное значение, наша страна опустилась с 7-го на 71-е место.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из самых слабых звеньев агропромышленного комплекса в результате остаточного принципа формирования и материально-технического обеспечения промышленности. Уровень развития этой промышленности определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности государств. За 1991-1998 г. г. объемы капитальных вложений в пищевую и перерабатывающую промышленности с учетом всех источников финансирования, включая собственные средства предприятий, сократилось в 10 раз. Из-за отсутствия средств и в ряде случаев из-за их распыления заморожено строительство большого количества объектов. Износ и выбытие основных производственных фондов стали опережать их ввод в действие, степень износа этих фондов в настоящее время составляет 40-70 %, треть оборудования отработало более 2 амортизационных сроков.

Неудовлетворительно реализуется Федеральная программа развития индустрии детского питания. На ее осуществление была выделена, например, в 1991-1999 г. г. лишь 1 /4 от потребуемого объема капитальных вложений. По этой причине, а также из-за неэффективного в ряде случаев расходования выделенных средств введено в действие всего 7 из 122 предусмотренных объектов.

Недостаточность государственной поддержки вынуждает предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на давальческих условиях (сахарная свекла - более 90 %, семена подсолнечника - 70 %) через посредников, приобретающих сырье у сельхозпроизводителей по демпинговым ценам. При этом прибыль от результатов производства в значительной степени остается у посреднических организаций, а интересы сельхозпроизводителей и переработчиков ущемляется. В настоящее время функционирует целый ряд коммерческих отраслевых организаций, таких как «Союз сахаропроизводителей России», «Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности», «Мясной союз», «Зерновой союз», «Союзконсервмолоко», «Росмясомолпром», производственно-коммерческие фирмы «Масло», «Росконсерв» и др., объединяющие на добровольной основе значительную часть предприятий отраслей промышленности и призванные защищать их интересы. Однако непосредственные производители соответствующей сельскохозяйственной продукции в этих организациях не представлены.

Одной из причин невыполнения Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ за годы реформ является отсутствие эффективной системы управления Федеральным сектором агропромышленного комплекса и государственного регулирования секторами частной и смешанной форм собственности. Поэтому важным фактором реформирования пищевой и перерабатывающей промышленности должна стать агропромышленная интеграция, осуществляемая в таких формах, как создание финансово-промышленных групп, концернов, отраслевых региональных союзов и ассоциаций товаропроизводителей, агрокомбинатов и иных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукции и продовольственными товарами.

По-прежнему выявляются многочисленные факты ввоза и реализации импортных некачественных и фальсифицированных товаров. По этой причине ажиотажный спрос на импортное продовольствие резко снизился. Из поступившего в Россию импортного продовольствия забрасывают от проверочного количества: от 30 до 50 % сахара, крупы, чая, маргарина и майонеза, яиц куриных, мясо птицы, рыбы и рыбопродуктов, консервов рыбных, водки, ликероводочных изделий и вина, более половины масла животного, консервов мясных и др.

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию особенно актуальной становится необходимость усиления роли государства в обеспечении повышения качества продукции агропромышленного комплекса. Потребуется выработать единые требования к качеству продукции, гармонизировать основные показатели ее безопасности, действующие в России и других странах.

Как известно, государственное регулирование повышения качества продукции осуществляется прежде всего через стандартизацию и сертификацию. В настоящее время фонд нормативных документов по стандартизации на пищевые продукты включает в себя около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 300 отраслевых стандартов, 30 республиканских стандартов, 3500 технических условий. В существующей системе государственных стандартов, к сожалению до сих пор не уделялось должного внимания контролю за предотвращением фальсификации продуктов питания, поскольку это явление не было характерно для государственных предприятий. Решение вышеперечисленных проблем напрямую связано финансированием научно-исследовательских работ. Однако за последние годы на НИИОКФ по отраслевой программе стандартизации средств не выделялось. Обеспечение высокого качества и сохранности пищевой продукции практически неосуществимо без обновления материальной базы отрасли. В настоящее время готовится к рассмотрению федеральная целевая программа по стабилизации и развитию инженерной сферы АПК и созданию новой техники на 2000-2005 г. г.

Особенно остро стоит проблема повышения конкурентоспособности продукции плодоовощной промышленности. В первую очередь это относится к способу и виду упаковки готовой продукции.

Особенно тревожной практически бесконтрольная закупка предприятиями не сертифицированного оборудования за рубежом. Следует подчеркнуть, что многие проблемы обеспечения безопасности и сохранности пищевых продуктов, а чем сказано выше, требуют решения законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Необходимо ускорить принятие Закона Российской Федерации «О качественной безопасности пищевых продуктов», в котором определить, что финансирование прикладных научных и экспериментальных разработок в области пищевой технологии осуществляется из средств производителей пищевых продуктов путем формирования внебюджетных отраслевых фондов. Разработка системы государственных стандартов по производству продовольственных товаров и закупаемой за рубежом пищевой продукции, сертификации отечественного и импортируемого технологического оборудования, координации работ по защите потребителя от недоброкачественной продукции возлагается на федеральные органы с обязательным участием отраслевых НИИ и профильных высших учебных заведений; Лицензию на производство важнейших видов продовольствия выдаются только после обеспечения производителем пищевых продуктов гарантий страховой защиты на качество выпускаемой продукции.

 

Федеральным органом управления могло бы стать Министерство (Государственный комитет) по регулированию производства и закупок продовольствия и оно могло бы решать следующие задачи:

 

· разработку годовых балансов по обеспечению основными видами продовольствия и определению размеров квот на импорт продовольственных товаров для федеральных нужд;

 

· координацию необходимого обновления государственных резервов основных видов продовольственных товаров и обеспечение нужд в них специальных потребителей;

 

· обеспечение государственного регулирования экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;

 

· обеспечение страны дефицитными видами пищевой продукции;

 

· стимулирование поставок дефицитных импортных видов сырья;

 

· осуществление мер пор направлению части средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин, на сельскохозяйственных продукций, сырье и продовольствие, на поддержку сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий;

 

· разработку совместно с регионами с учетом их специфики, схем развития производства сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственных товаров;

 

· осуществление функции государства заказчика по выполнению президентской программы;

 

· разработку комплекса мер по государственному стимулированию. Привлечения инвестиций иностранного и отечественного капитала, предусматривая для этого льготные условия налогового обложения;

 

· последовательную децентрализацию инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности;

 

· государственную поддержку предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с бюджетного финансирования;

 

· сохранение бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов;

 

· размещение ограниченных централизованных капитальных вложений в государственном финансировании инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными программами;

 

· государственное управление и контроль за объемами производства, экспорта и импорта, квотированием объемами закупки и поставки этилового спирта из пищевого сырья, лицензированием производства и оборота;

 

· формирование и ведение единой информационной системы в области пищевой и перерабатывающей промышленности, доступной для пользователей любого уровня, в том числе иностранных;

 

· осуществление мер по организации финансирования прикладных научных и экспериментальных разработок в области пищевой промышленности путем формирования внебюджетных отраслевых фондов за счет обязательных отчислений на себестоимость продукции;

 

· координацию работ по подготовке и переподготовке кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

При этом имеется в силу, что федеральный уровень должен взять на себя решение вопросов организации внешнеэкономической деятельности, стратегического планирования, анализа и прогнозирования деятельности, планирования финансового обеспечения, организации кредитования, подготовки кадров, научно-технической политики по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности с федеральной, муниципальной и смешанной формами собственности.

ЛЕКЦИЯ 3


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.