Этапы в развитии взаимоотношений между государствами – участниками СНГ. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Этапы в развитии взаимоотношений между государствами – участниками СНГ.

2017-12-13 375
Этапы в развитии взаимоотношений между государствами – участниками СНГ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За всю историю существования СНГ прошло несколько этапов в развитии взаимоотношений между государствами – участниками.

На первом этапе – в 1991-1993 годах – бывшие союзные республики обрели политическую независимость, оформили государственность, получили международное признание, вошли в международные организации, обеспечили договорное оформление отношений, начали формирование самостоятельных финансово-экономических, бюджетно-налоговых, таможенных, пограничных структур. Но народнохозяйственные комплексы продолжали функционировать в рамках единого экономического пространства с единой валютой в условиях углубления кризиса экономики и спада производства, высокого уровня инфляции практически во всех государствах.

На втором этапе – 1993-1996 годы – новые независимые государства упрочили свой политический суверенитет, установили тесные экономические связи с ближайшими соседями. Однако позиции сторон по тем или иным проблемам экономического взаимодействия зачастую стали серьезно расходиться. Невыполненными остались решения по созданию экономического и платежного союза и другие резолюции, принятые на первом этапе.

Третий этап – с 1997 года по настоящее время – характеризуется тем, что государства СНГ занялись преодолением кризисных явлений, поиском путей совершенствования деятельности Содружества, выработкой новых объединяющих целей и задач. По предложению Казахстана государства СНГ стали работать над совершенствованием деятельности органов интеграции.

В соответствии с Уставом СНГ, Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства; определена юридическая природа этой региональной международной организации.

 

Учредительными актами СНГ являются:

- Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года;

- Протокол к Соглашению о создании СНГ, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, РФ и Украиной;

- Алма-атинская декларация от 21 декабря 1991 года;

- Решение Совета глав государств СНГ от 23 января 1993 года;

- Устав СНГ от 22 января 1993 года.

Цели и принципы СНГ определены в его учредительных документах и Уставе. Основные из них: сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной областях, обеспечение мира и безопасности, осуществление мер по сокращению вооружения, ликвидация ядерного оружия, сотрудничество в правовых вопросах и вопросах безопасности.

Органы Содружества:

- Совет глав государств, Совет глав правительств;

- Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны;

- Экономический Суд, Межпарламентская ассамблея.

Руководители стран СНГ неоднозначно воспринимали цели и задачи Содружества. Одним оно виделось не более чем промежуточным этапом на пути от статуса республики в рамках СССР к полной самостоятельности. Сохраняя формальное членство в СНГ, эти страны направили усилия на то, чтобы переориентироваться на экономическое и политическое сотрудничество с другими государствами. Порой политика постепенного отстранения от работы в Содружестве и неприятие интеграционных проектов вытекала из специфики видения этими странами своего места в новом геополитическом и геоэкономическом измерении. Существовало мнение, что интеграционные проекты скорее отвлекают внимание и средства от решения собственных экономических проблем, чем помогают их успешному решению.

СНГ критикуется за то, что оно оказалось неспособным провести экономическое размежевание без колоссальных потерь, которые последовали за развалом единой народнохозяйственной системы. Нужно согласиться с тем, что центробежные тенденции оказались весьма устойчивыми, если не сказать – доминирующими. И в политической, и в экономической сферах интеграционные задачи отошли на второй план, главным для стран СНГ стал собственный суверенитет.

На начальном этапе деятельности СНГ в дефиците оказались воля и желание правящих элит ряда новых государств. Кроме того, отсутствовал эффективно действующий координационный орган, который мог бы совмещать как специфические национальные, так и общие интересы. Потребовалось довольно продолжительное время, чтобы прийти к взвешенным решениям общих проблем.

Несмотря на центробежное мышление, в Содружестве ясно обозначилось понимание необходимости более тесного взаимодействия. Стратегический курс Республики Казахстан, направленный на создание единого экономического пространства, нашел свое конкретное воплощение в ходе Московского саммита в мае 1993 года. Государства-участники однозначно высказались за образование Экономического союза и подписали декларацию, в которой было заявлено о решимости членов СНГ идти по пути глубокой интеграции, о создании общего рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, необходимости поэтапно двигаться к Экономическому союзу. Президент Н. А. Назарбаев подчеркнул, что создаваемый Экономический союз должен стать подобием Европейского сообщества – альянсом суверенных, экономически равноправных государств.

Началом практической реализации интеграционных процессов стало создание Экономического союза. Затем в 1994 году президенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана подписали Договор о создании единого экономического пространства (ЦАС), в котором были использованы инициативы Н. А. Назарбаева о создании Евразийского союза. Экономический союз предусматривал проведение согласованной социальной политики в области трудовых отношений, социального страхования, пенсионного обеспечения. В отличие от Римского договора договор об Экономическом союзе не имел прямого действия и требовал заключения соглашений по отдельным статьям – о создании зоны свободной торговли и Таможенного союза, о Платежном союзе, о сотрудничестве в области инвестиций и т. д. Таким образом, договор можно рассматривать как декларацию о намерениях. Это осложняет выполнение обязательств и подготовку документов.

Следующим шагом в развитии интеграции стало подписание главами правительств Казахстана, России и Беларуси Соглашения о Таможенном союзе (ТС). Позже к нему присоединились Кыргызстан и Таджикистан. В рамках ТС предполагалось создать общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, проводить скоординированную политику экономических реформ, создать однотипный механизм регулирования экономики. Задачей также стала выработка единого законодательства, правил установления валютного курса, согласованная внешнеэкономическая политика по отношению к третьим странам. Принято решение о создании Платежного союза по принципу взаимного признания и котировки национальных валют, конвертируемость национальных валют, в будущем объединенных в общую валюту, образованы органы – Межгосударственный совет, Интеграционный комитет и Межпарламентский комитет. Была поставлена цель создания единого экономического, гуманитарного, информационного и образовательного пространства. Однако отсутствие механизмов реализации положений в бюджетных вопросах, распределении таможенных доходов и в платежно-расчетной сфере привело к тому, что Договор о Таможенном союзе превратился в формальное соглашение.

Н. А. Назарбаев выступил с инициативой, которая получила название «10 шагов навстречу простым людям». В этом документе речь идет о принятии мер, которые облегчили бы повседневную жизнь народам СНГ, не создавали бы проблем при передвижении из страны в страну, при обретении гражданства. Также было предложено создать единое гуманитарное и информационное пространство в СНГ. В основных положениях документа речь шла о:

-соглашении об упрощенном порядке приобретения гражданства, которое позволит гражданам ТС получить льготное по срокам и процедуре оформления право на гражданство других стран «пятерки»;

- соглашении об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами таможенных границ и беспрепятственного провоза ими товаров и валюты, предоставляющем возможность гражданам стран ТС свободно перемещаться и перевозить товары и валюту через внутренние границы без ограничений по весу, количеству, стоимости и их декларирования, а также взимания сборов за хранение;

- взаимном предоставлении гражданам ТС бесплатной медицинской помощи наравне с гражданами государства, где оказывается медицинская помощь;

- взаимном признании документов об образовании, ученых степеней и званий;

- создании благоприятных условий для занятия малым предпринимательством, стимулировании создания совместных производств, взаимном признании лицензий.

Важным шагом стало принятие соглашения о порядке разрешения споров, связанных с хозяйственной деятельностью. Каждый хозяйствующий субъект может обращаться в Экономический суд. Суд рассматривает споры по исполнению экономических обязательств, вопросы о взаимном соответствии нормативных актов государств-участников, может давать толкование тому, как применять акты СНГ. Однако сила решений суда мала. Суд, рассматривая спор и принимая решение, лишь определяет меры, которые рекомендуется принять государству.

Межпарламентская ассамблея занимается разработкой законодательных актов СНГ: гражданского, социального, уголовно-процессуального кодексов и т. д. К его задачам также относится решение проблем этнических групп и национальных меньшинств, беженцев, миротворческие усилия с целью устранения конфликтов. Особенности современного состояния дел требуют нового подхода к строительству Содружества. Интеграционный процесс на постсоветском пространстве должен включать в себя:

- во-первых, эволюционный путь, т. е. поэтапно, не перешагивая ступени интеграции, создавать реально действующую и однотипную рыночную среду;

- во-вторых, все участники интеграционного процесса должны исходить из того, что все они являются равноправными партнерами;

- в-третьих, для всех участников интеграционного процесса должна стать обязательной норма международного права.

До сих пор в СНГ нет единого демократического эффективного органа. Причинами этого является следующее:

- опасение руководителей национальных государств о перерастании этого вида интеграции в недемократический «имперский» центр;

- чрезмерная и долгая увлеченность в республиках идеей независимости;

- негативное влияние внешних заинтересованных сил и государств;

- отсутствие у управляющей элиты единой политической воли по укреплению СНГ;

- властные элиты заняты проблемами легитимации своих государств, возрождением исторической национальной культуры, чрезмерная абсолютизация этого процесса становится тормозом объединения усилий политиков в рамках СНГ.

За годы существования СНГ было принято большое количество документов, значительная часть которых осталась нереализованной. Изъяны имеются и в самой структуре СНГ. Например, Межпарламентская ассамблея зафиксирована как консультативный институт СНГ. В ней принимаются законы, которые остаются необязательными для реализации странами СНГ, что ставит вопрос о целесообразности нормативных актов и самого института.

Таким образом, в СНГ должен сформироваться гибкий механизм сотрудничества, позволяющий учитывать разную степень готовности и интереса к интеграции у индивидуальных участников этого процесса.

В контексте существующих проблем Президент Казахстана Н. А. Назарбаев акцентировал внимание стран-участниц на необходимости поиска путей совершенствования деятельности СНГ и выработки новых объединяющих целей и задач. На саммите глав государств в Астане, прошедшем 16 сентября 2004 года, Президент Казахстана в очередной раз внес предложения по реформированию СНГ – это оптимизация органов СНГ и сокращение некоторых комитетов.

5.Факторы, тормозящие интеграцию в СНГ, условно можно охарактеризовать таким образом:

- интеграция осуществлялась в условиях экономического спада во всех странах СНГ, развала единого народнохозяйственного механизма. Все это породило острый дефицит ресурсов и способствовало распаду ранее сложившихся производственных и торгово-экономических связей;

- не достигнута согласованность в таможенной, налоговой политике, конвертации валют, антидемпинговой политике, защите внутреннего товаропроизводителя;

- сохранились проблемы в сферах водно-энергетического, газового, транспортного комплексов;

- несогласованная экспортная политика приводит к неоправданной конкуренции товаров стран-участников на рынках третьих стран;

 

- не скоординированы направления и динамика реформирования экономик, структурных преобразований стран-участниц;

- не в полной степени выполняются условия ранее подписанных соглашений;

- отсутствие политической воли со стороны правительств, императивов, нацеливающих министерства и ведомства на постоянную системную работу по интеграции;

- разноскоростное экономическое реформирование стран;

- ориентация государств в большей мере на двустороннее сотрудничество;

- отсутствие скоординированного и согласованного взаимодействия политической и экономической элиты, нежелание придерживаться общей стратегии;

- недоверие партнеру, неприятие выработанных мировым сообществом цивилизованных компромиссных подходов для устранения противоречий;

- чрезмерная ориентация на межгосударственные связи, слабо выраженная рыночная ориентация. Задачи налаживания связей между производителями, торговыми объединениями и предпринимательскими структурами часто решаются не самими структурами, а различными министерствами;

- постоянное влияние политических интересов накладывает отпечаток на экономические решения;

- интеграция СНГ выступала как политическая самоцель, а не средство достижения жизненно важных проблем. Нет скоординированного и согласованного взаимодействия, политические и экономические элиты не хотят придерживаться общей стратегии

 

 

Лекция 9-10. Региональные интеграционные объединения (ЕврАзЭС, ГУУАМ, Союз Белоруссии и России, ОДКБ, СВМДА)

1. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

2. Союз Белоруссии и России

3. Международная организация ГУУАМ.

4. Организация Договора о коллективной безопасности(ОДКБ).

5. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Консенсус. Интеграционный комитет. Межгосударственный совет. Парламентское сотрудничество.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.