Льелнрьдкленьпрлдоукьенрьоилдептньирлдоуептлтнирлоетнплир — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Льелнрьдкленьпрлдоукьенрьоилдептньирлдоуептлтнирлоетнплир

2017-12-13 308
Льелнрьдкленьпрлдоукьенрьоилдептньирлдоуептлтнирлоетнплир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ручной художественной росписью тканей считается своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своей историей в глубокую древность. Поэтому первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применениемрезервирующих составов. Поэтому, основной смысл данных способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищая ее от различных реакций красящего вещества. Подготовленная таким образом ткань опускается в краску, затем удаляется резервирующий состав и в конечном итоге получается белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ украшения тканей известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и по сегодняшний день. Вследствие этого, все эти способы получили название батик. Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве имеется в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать». Также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов - так называемых набоек (от слова «набивать», когда обильно смоченная краской резная доска накладывается на ткань и пристукивается деревянным молотком для лучшей пропечатки изображения).[6]

 

1.2 Искусство батика

ьбльлтьлдпьтрлдвптьрльилотвпрьолитпролитлвоапиловтаплтилвоптролпрото

В такой стране как Россия,техника батик существует примерно с 30-х годов20 20 века и за время своего существования получает не малую популярность и так же неплохое развитие. В России, главным образом, с помощью художественной росписи оформляются изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также женские атрибуты красоты (купоны и детские платья, вещи для украшения интерьера - занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и так далее.

В точности, большинство видов декоративно-прикладного искусства (ДПИ), текстилю принадлежатопределенные особенные правила оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику полностью выражать задуманное в вещи определенного назначения, раскрывать красоту и свойства применяемого материала. [14]

Основным правилом оформления текстиля называется принцип обобщенного решения орнамента так же как и отдельных его изобразительных частей композиции. Таким образом, увлечение передачей пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости. Столь же неверным приемом считается иллюзорное изображение на легкой прозрачной ткани узоров вышивки, ткачества, резьбы по дереву, где ясно прослеживается стремление передать переплетение нитей и выпуклости швов или объем деревянной резьбы. Это всегда выглядитдешево и не нужно, можно предполагать, нарочито. [19]

История батика в Индонезии

 

Определение «батик»-это очень древнее, многогранноеи многовековое творческое начало, вобравшее в себя не одну историю ее покорения человеком. Это искусство развивалось с глубокой древности. Очень многие народы нашей планеты - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и своего совершенства оно достигло в Индонезии на так называемом острове Ява, который считается древнейшем местом, где зародилось искусство батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на столько сильно отличаются друг от друга, они все, каждый до единого уникальны.

Роспись ткани на индонезийских островах считалась неотъемлемым ритуалом наивысшим силам. По сей день полагается считать верным, что каждое полотно древних мастеров наделено необычайнойсверх силой, а каждый узор, символ наделен своим уникальным смыслом. Индонезийский батик полагается считать исключительно женским ремеслом. [6]

Издревле, самым главным символическим атрибутом считается так называемый холодный инструмент «крис», изображаемый на ткани древних индонезийцев и в большинстве случаев чаще изображаемый других символом не менее значительных. Этот инструмент, называемый «крисом» считается самым древним оружием яванцев. Крис считался очень мощным сакральным объектом. Компоненты его - клинок, рукоять –наделены определенной символикой и не спроста. В зависимости от того, какая фигурка вырезана на рукояти, какой узор на клинке, кинжал приносил богатство, удачу, охраняетвладельца от негативных жизненных действий(рисунок 1).

 

Риcунок 1. «Крис» - древнейшее оружие яванцев с изображением на нем особой символики

Значение символов, которые принадлежат так же оружию называемым кинжал, должен подходить владельцу во многих параметрах, таких как: статус владельца, во избежание внезапных бед и любых других негативных ситуаций по отношению к владельцу оружия. Поэтому владелец должен подходить к подбору оружия более тщательно, согласно древнему правилу он должен положить новый кинжал в свою пастель, а именно под подушку. Если после этого ему снятся дурные сны, то кинжал нужно менять. Между кинжалом и владельцем должна быть особая связь. «Крис» старались не вынимать без повода из «ножен», а так же и не указывать обнаженным острием на любой живой предмет во избежание несчастья. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острым краем земли, чтобы снять с себя дурное влияние, очистить психологически свое тело от «грязи» [6].

Каждый обряд жизненного цикла индонезийцев не обходится без оружия«криса» и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Крис и батик как единство всего сущего. Такая философско-символичная связь предметов материальной культуры и духовной жизни народа носит очень древние корни. Мир и миф объединяются, становясь единым целым. Данные обряды перекликаются и во многих других народах. Практически у всех людей мужской линии имеется особый обрядовый защитный предмет, это нож, который незаменим ни любым другим оружием защиты, атаки. Он предостерегает хозяина от атаки и оберегает его, даруя счастье, спокойствиеи самое главное, оберег от плохих «взглядов». Название ножа у разных народов может трактоваться по разному, а женским символом изрядно считается текстильные предметы украшающие тело хозяйки - платочек, плат, шаль, лента. И ни один обрядовый праздник, ритуальный танец не обходится без описанных выше вещей. Например, касаемо культурного отдыха, то «Лезгинку» танцуют с ножами, «Калинку-малинку» с платочками. Если же углубитьсяв традиции, то приходит воспоминание о том, что все народные танцы танцуют по кругу, это является отражением представления о цикличности жизни (круг жизни). Традиционный каравай с солью преподносят на расшитой, расписанной ткани, что является еще одним традиционным обрядом.

Символическое значение узоров орнамента, изображения инструмента в батике у индонезийцев проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов которые входят в быт и обычаи народов(рисунок 2).

 

Рисунок 2. Древний орнаментальный мотив батика в сине-коричневой гамме

бююбьюбьюьбьюбавьперильвапьивпьаиьвпенльирлеьпирлелпьлкеьплеььььь

Индонезийский классический батик малоцветен. В цветовой гамме оформления текстиля присутствуют цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая и частая краска в применении - индиго (синий).

Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков считаются великой тайной каждой семьи мастеров. Резервом для создания узоров служит специально приготовленная рисовая паста, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани для различных торжеств.

Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимает несколько дней у индонезийцев. Сначала ткань нужно выдержать в воде 1-2 дня для размягчения, далее ткань стирается, сушится. Затем кипятится в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбиваетсядо мягкости деревянным вальком. Этот процесс является наиболее трудоемким, в следствии его древних методов.

Данная роспись делается с помощью изобретенного в 17 веке первоисторического прибора "чантинга". Нагретый воск чантингом наносится на лицевую часть ткани, создавая узор. Ткань, с нанесенным рисунком, на несколько часов погружается в специальную жидкость - раствор красителя. Во время крашения онааккуратно переворачивается на противоположную сторону, уделяя внимание причине, которая может повредить рисунок создав на с воем месте многочисленные трещины. Далее высушивается и снова наносятся воском следующиесоставляющие композиции. Этап окраски идет от самого светлого цвета к темному цвету. Повторение данного этапа повторяется по количеству цветов в самом задуманном рисунке (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3. Древний прибор «чантинг» для нанесения воска на ткань 17 века

Окончательнымцветом нанесенияна последнем этапе работы, как правило является темный цвет, а именно, черный или темно-коричневый цвет. Так процесс небольшой по размерам ткани может достигать, как правило, от нескольких дней до нескольких недель. После окончания крашения ткань снова проходит этап сушки. На поверхности многократно натягиваемой и окрашиваемой ткани появляются малозначимые трещины - за счет этого создается дополнительный узор.

Современные художники наносят подобные трещины умышленно, придавая им уникальный завершенный вид и направление в соответствии с задуманным. Завершающим этапом нанесения батика на ткань является удалениевоска с текстиля. Для этого он погружается в горячую воду большой емкости.

Завязывая все этапы создания батика древним способом, вытекает следующее заключение о том, что из многочисленных различных орнаментов, будь то изображения символов или различных животных,передающиеся не одному поколению, многие оставались в конце 18 века запрещёнными к употреблению для простых людей, и носить их разрешалосьисключительно «высшему свету», а именно, членам княжеской семьи и людям, очень близко и напрямую относящихся к самому султану.

Далее приводятся ритуальные и значимые элементы орнамента и орнамент в целом, который несет в себе некую особенность в значении батика индонезийцев не только в обычных вещах, но и в гербе Индонезии.

Предполагается это, прежде всего, традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относятся, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом (птица символ духа и души) (рисунок 4), схематичное изображение старинного оружия - меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождь, мотив изображения священной горы на белом фоне, фигуры богов, орел бога Вишну - Гаруда, цветок лотоса, священная змея «Наг», и древо жизни. Эти запреты и предписания строго соблюдаются в 13 веке, и так же сегодня, что совсем мало удивительно, появляется в кратоне Джакарты в запретном узоре, это считается неприличным для местных жителей (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4. Герб Индонезии, мифическая птица с раскрытым перепончатым хвостом

Гаруда раскрывает смысл власти королевской семьи. Огромная птица, носит на себе бога Вишну и питает его частью собственных сил (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Символ змея Гаруда

Символическое значение узоров идет на первом месте в далекие древние времена, защищается таинственным образом создавая для своих носителей, непосредственно, оберег. Рисунки в батике раскрываютраспределение кастовой принадлежности: не разрешалось повторять орнаменты и изображение символов и животных никому кроме «царских кровей».

Батик - это не только древнее ремесло и искусство, но и определенная загадочность, загадочная сила, которая по убеждениям и верованиям индонезийцев способна влиять не только на людей в целом, но и на их души и судьбы. Его изготовление всегда ведется, как занятие, вырабатывающее неотъемлемые качества человека, показывающие и развивающие качества упорства, настойчивости, прилежания и терпения.

Так же, что касается ритуалов в батике, дополняется следующая мысль о том, что батиковым полотном издревле накрывают больного, помогая организму бороться с неблагоприятностью. Им же покрывают умершего, чтобы обеспечить его удачный отход в потусторонний мир (рисунок 6).

 

Рисунок 6. Батиковое полотно. Траурный батик

Считается полагать, что магическую силу имеют также орнамент и цвет батика. Синий и коричневый цвета побуждают владельца на благородные помыслы и поступки, темно-бордовый цвет на решимость служить родине; розово-лиловый цвет,принято полагать, что хранит красоту и молодость.

В приданом каждой девушки народа особое внимание берут на себя вещи, которые обрабатываются техникой росписи, называемой батиком, ею самой одежда, красочная материал для обрядов и церемоний, занавеси своеобразные настенные панно с разного рода сюжетами, изображениями различных божеств и высших сил - хозяев дома. На сегодняшний день соблюдается обычай обвязывать молодоженов батиковым «саронгом», что в свою очередь несет символику бесконечного слияния душ дружбой.

Когда английский народ атаковал оккупировали население Явы в 1811 году, он принял решение распространить хлопчатобумажные ситцы английского производства по всему юго-азиатскому краю, но столкнулись с непредвиденным обстоятельством, которое содержало качество окраски местного батика. Он был вопрекикачественнее европейского производства, красители на растительной основе уже не могли полинять от применения стирания ткани, что в свою очередь происходило с ситцамикоторые окрашивались маслянистой органической ядовитой жидкостью - «анилином». Так местная традиция укрепилась в разных слоях людей, и, именно данный важный исторический аспект повлиял на дальнейшее развитие событий (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Техника Голландского батика 17 века

Следующим этапом в развитии узорного украшения на текстиле служит очень тонкий и гладкий хлопок, который является родным Индиийским материалом. Данный материал очень дорог и позволителен он толькоисключительно женскому полу богатых городов побережья и жители «кротонов» (княжеских домов патриархальной Явы).

Торговцы малого количества товара поставляли дорогую Индийскую ткань для батика наряду с многочисленными красителями которые требовали приготовления по схеме традиций древних Индонезийцев.

Выделительной и характерной чертой оформления индонезийского батикатипа тропических джунглей преобладают яркие цвета«саронгов» - похожих на женский обиход одежды – юбку, национальной одежды местных жителей. Роспись ткани, применявшаяся к саронгам гармонично сочетается с окружающей природой, а так же с самим оформлением одеждыместных жителей всей территории населения (рисунок 8).

 

 

Рисунок 8.Одеяние женщин-Саронга.Автор: Поль Гоген. 1892 год

С быстрым течением времени, техника батика применяетсяуже не столь часто. И, для того, чтобы удовлетворить нарастающие обороты потребности в батике современного взгляда и упрощающего его, а так же сделать его доступным для основной широкой массы потребителей, изобретаетсяособенный инструмент«кэп» (медный штамп) к середине 19-го века. Медные штампы из тонких проволок значительно ускоряют процесс создания узоров,экономя в трате времени на него, что в свою очередь производителям рисунка идет только на руку.Применение данного инструмента в создании узора существенно ускоряет выпуск количества работ в разы, увеличивая объем производительности в целом, по сравнению с древним методом, в которой применяется инструмент «чантинг» для создания узоров в ручную, замедляя процесс росписи, но прокрашивая болеедетализировано каждый элемент, так как старинный инструмент чантинг предназначен для ручной и тщательной работы.

Со временем идущим вперед появляются новые ходы в творчестве разрушающие старинные мнения в котором принимают участие мужской пол одновременно корригируя устои, которыев с вою очередь разрушает устоявшиеся сказание о том, что техника росписи батика –исключительно женское творческое дело.

Инструмент «Кэп», который изготавливается из проволоки небольшого диаметрапредпочтителен быть точным. Данная особенность примечательна в случаях, когда трафарет накладывается на лицевую и изнаночные стороны ткани.Первая и вторая сторона«кэпа»являются строго идентичными для случая, когда очертания изображенийсталипохожими друг на друга, лучше в сего одинаковыми (рисунок 9).

 

 

 

 

Рисунок 9. Инструмент «кэп» (медный штамп). Середина 19 века

Сам процесс работы с «кепом» подразумевает так же еще иокунание в расплавленный воск, далее по ходу действия прикладывается к рабочему полотну. И, в процессе полученные контуры рисунков заливаются красящим веществом.

В старые времена роспись по ткани отнимала очень много времени и сил, так, например, на один кусок ткани, это время занимает от полутора-двух недель до двух лет, но за счет медного инструмента «кеп» возможно воплотить процесс работы очень быстрым и не отнимающим много терпения. Процесс росписи стал гораздо проще. С помощью штампов можно в один день обычно уходит до 20 кусков ткани, это в свою очередь показывает очень хороший результат в количестве изделий за небольшой отрывок времени.

Роспись трудного и сложногосюжетапомещаемого на менее большой размер ткани чем обычно может потребовать от себя до десятка«кэпов». Но, переходя на новый узор производство рисунка идет дорого, что ощутимо, и даже является рискованным делом. Учитывая появление индийского либо европейскогорисунка, сразу учитывается принадлежность его к потенциальному покупателю, но так же и затраты уходящие на изготовление огромной партии батиков одинакового рисунка, зачастую могут принести не самые лучшие ожидания, таких как разорение, но и не исключен тот факт, что владелец получит необыкновенную славу, признание и самое главное, это богатство.В этом случае,мастерские прошлых веков ни в коем случае не пытаются менять свое производство на одно одело и ведут свое мастерскую работу без помощи специальных инструментов с помощью так называемого«tjap» - батика, (ручная роспись текстиля). За счет данной особенности в производствесохраняется обеспечение художественногоопыта авторов, широкий выбор орнаментации, авторская уникальностьи, конечно же качественное исполнение своих работ, но самым главным на пути к сохранению традиций батика является соблюдение традиций создания ручной работы в материале.

Дополнительная обработка изделия«Прадой», или Золотая ткань.

В некоторых случаях древних времен в батик привносились различные декорации в материале украшаемыми в виде золотых лепестков, а так же золотой пыльцой, что в с вою очередь не теряло пунктуальности.Вышеописанную ткань принято называтьдревне историческим названием «Прада». В поселенииЦентральной Явы так называемая золотая ткань «Прада» покрываетсяособой пылью - золотой пыльцой. В этом ей способствует специальный клей ручного приготовления в состав которого входит яичный белок, либо льняное масло и вместе с ним желтая почва.Данная пыльца продолжает оставаться на поверхности ткани а так же внутри неепосле стирки, что не может не поразить авторов создания данного декора в ткани. Незаменимый атрибут декора- золототонко выделяет орнамент батика из общей картины, либо создает свой собственный орнамент. Устаревший текстиль с росписью батика приобретает новое начало декора с помощью золота. Декорированиеза счет золотого покрытия батикасуществует и по сегодняшний день оставаясь не менее интересным занятием, хоть и такой древний декор золотой пылью и лепестками из золота утратили свой пик популярности, но, все же на замену всему ассортименту украшения батика однако золотая пыльца и лепестки были вытеснены и заменены краской так же из золотого вещества.

В частностиразработка дизайна для батика подразделяется на две группы, это: геометрические мотивы (относящиесяк орнаментам древних времен), далеесвободная тема, которая берет свое начало на стилизованности узоров в натуральных формах, либо же имитация тканного текстиля.

В определенного рода областях преобладают и выходят на первый ряд некоторые дизайны. В области центральной Явы определенные дизайны подверженыбольшомувлиянию орнаментов и цветов традиционного вида. На территории северного побережья Явы различный дизайн батика находится во влиянии которую создает культура китайцев, которое выражено в наиболее красочной и насыщенном наборе цветов,в более сложныхи неплохо задуманных сюжетомцветах, также в облачном дизайне (рисунок 10).

 

 

Рисунок 10. Яркий батик на северном побережье Явы

Среди поселения Индонезии с имуществом достигающего высокого уровнянабирают предпочтение дизайнам высокой моды. Это поистине высококачественные работы которые обычно изготавливаются дольше обычного времени, в крайнем случае до нескольких месяцев, а их цена обычно достигает донескольких сотен долларов (рисунок 11).

 

 

 

 

Рисунок 11. Дизайн высокой моды. Пример одежды дорогостоящегобатика

Следующим атрибутом по росписи в батике является ход оформления в дизайне называемый «Кавунгом».

Кавунгом называетсядревний дизайн, в который входят очертания кругов, которые находятся на очень коротком расстоянии друг от друга, соприкасаясь между собой. Данный вид дизайна приобрел свое начало еще в древней Яве около 13 столетия. Очертания «кавунга» находят свое место и на стенах многочисленных храмов Явы, расположившихся по всей ее территории. Одним измногих примеров существования «кавунга» находится в храмеПрамбанана.В течение многого времени данный дизайн присутствует исключительно в стенах королевского дома Султана Йогакарты. И только реже эти очертания кругов предносят рисунок в виде крестов в единичном либо во множественном экземпляре, либо же изображается пересекающимися линиями, точками. Бытует мнение о том, что очертания овалов в «кавунге» раскрывают значение о растительном мире, такими примерами являются дерево «капок» с его плодами, по другому - шелковое дерево, и«арен» - называемое сахарной пальмой(рисунок 12).

 

Рисунок 12. Дизайн «Кавунг». Дизайн полотна

Следующее определение, впитавшее в себя множество видов дизайна является «Цеплок».«Цеплок» - это название, обобщающее смысловое значение для всех видов дизайнов, которые образуются с помощью геометрических форм и линий, из которых получаются всеобщие и всем знающие геометрические фигурыквадрата, ромба, круга, звезды и тому подобное. Ими является узор симметричного плана не прерывающихся между собой фигур звезд, розеток, крестов, формирующих кругов, либо же квадратов. В население Индонезии входит мусульманская часть, самая большая по населению, эта часть мусульман руководствуется на свою религию, а именно, мусульманскую,в которой запрещается изображение рисунков реалистичных животных а так же человека. Все так же, руководствуясь данной техникой рисования, Индонезийцев решили воспользоваться другим способом желаемого изображения, преподнеся для себя замену форм абстракцией, элементами единичного счета и изображением древних символов, обособившись в ней полностью, решив перейти только на ее, вопреки избавления от данного запрета. В общем случае, вся геометрия форм воспроизводится большое количество раз соприкасаясь между собой (рисунок 13).

 

 

Рисунок 13. «Цеплок». Дизайн полотна

Следующим определением появляющихся в истории холодного батика идет название дизайна «Паранг».

«Парангом» является королевский дизайнявляющийся собой одним из древнейшего дизайна королевского общества расположившимся в самом центре населения Явы. «Паранг» представляет собой непосредственно набором своеобразных линий определяющихся в последствии полосами на концах которых изображены зубцы, проходящие поперек ткани на обрабатываемой поверхности. (рисунок 14). [6]

 

 

Рисунок 14. «Паранг». Дизайн полотна

Вывод. Исходя из изучения и анализа истории батика, его искусства и видов дизайна,в разделе1 «научно-исследовательский раздел» можно сделать вывод о том,что данный материал является исследовательским в работе, составлении единой концепции проекта. Данная информация об истории батика, его видах и дизайнах росписи, является базой теоретической и практической части курсового проекта, благодаря исследованию таких исторических моментов как ручная художественная роспись тканей с помощью древних инструментов, способы разрисовки тканей и их различные техники, принцип оформления текстиля названный принципом обобщенного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов, символическое значение узоров, дизайн батика разделенных на категории и его дизайн на различных тканях.Основывается и подбирается будущая композиция (панно) с изображением «волка» в технике холодный батик, другими словами, проектно-графическая часть курсовой работы.

Опираясь на исторические данные работы с батиком Индонезийцев формируется вывод о том, что методом анализа и исследованияявляется поиск композиционно-образного решения, биоструктурный анализ, стилизация, работа с фактурами, колористическое решение и окончательный вариант композиции в материале, благодаря изучению исторического материала курсовой работы и его применению в создании панно.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.