Методы диагностики познавательных процессов дошкольников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников

2017-12-09 477
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей дошкольного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам, необходим определенный набор методик, который называется "стандартизированным комплексом психодиагностических методик". Данный комплекс позволяет не только определить уровень развития познавательных процессов, но и сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточны й для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам.

Там, где установить стандартную систему оценок трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предлагаются иные, нестандартные способы оценки.

В стандартизованном комплексе психодиагностических методик представлены методики диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

В каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных.

Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели — баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пяти-шестилетнего возраста. Результаты предложенных тестов оцениваются по десятибалльной шкале.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка

 

Как изучить эмоциональную сферу ребенка? Не будем забы­вать, что на первых ступенях жизни он непосредствен, открыт в выражениях своих переживаний. Воспользуемся этим.

На начальных этапах реакции ребенка на внешний мир носят преимущественно двигательный характер, затем начинают проте­кать на фоне переживания удовлетворенности или неудовлетво­ренности, выражаясь через улыбку или беспокойство.

Такие особенности эмоций ребенка, как нерасчлененность, слит­ность, многообразие, подвижность, вызывают определенную труд­ность в изучении эмоциональной сферы. Поэтому ее рекомендуется изучать в деятельности или через деятельность, в ходе исследова­ния познавательных процессов, поведения личности ребенка в целом.

 

Следует напомнить нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка: 6-7 месяцев - тянется к игрушкам, улыбается им, ожив­ленно реагирует на лицо матери; 8-10 месяцев - положительное отношение вызывают дети его же возраста, реагирует на измене­ние лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы -страх, слезы); 1 -1,2 года - дифференцирование относится к окру­жающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начина­ет понимать нормы через "можно" и "нельзя", радуется, произ­нося слова.

Характерная особенность эмоций детей этого возраста - легкая "заражаемость чувствами" других людей на этой основе - фор­мирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрос­лыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием пори­цания взрослых.

К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического - в виде стремления по­вторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать ил­люстрированные книги.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться обществен­ные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллекту­альных чувств указывает обилие задаваемых ребенком воп­росов "что?", "почему?". Продолжают развиваться эстетиче­ские чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок перено­сит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочув­ствие, а попавшему в беду стремятся "оказать помощь". В усло­виях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанно­сти к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возмож­ности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием воз­буждения над торможением.

В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на прибли­жение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых - радости (дети любуются школь­ными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).

Рассмотренные свойства и возрастные особенности эмоций дают возможность говорить о сложности и трудности диагности­ки. Облегчает решение диагностических задач ориентация на оп­ределенные показатели:

1) эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызыва­ют бурные эмоциональные реакции;

2) неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;

3) тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, бес­покойстве, боязливости;

4) направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);

5) глубина переживаний.

 

 

Диагностика личностных особенностей включает в себя следующие методики.

Десять видов эмоциональной направленности личности по Б.И. Дадонову.

«Ориентационная анкета» Б. Басса в адаптации В. Смейкала и М. Кучера для выявления преобладающей направленности личности на себя, на других и на дело.

«Личностный дифференциал» (ЛД) Бажина и Эткинда для определения значимых оценок (самооценок) личности, особенностей отношений личности со значимым социальным окружением. Шкалы: Уровень самоуважения, Развитость волевых сторон личности, Экстравертированность.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой для оценки сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Шкалы основных регуляторных процессов: Планирование, Моделирование, Программирование,

Оценивание результатов; Шкалы регуляторноличностных свойств: Гибкость, Самостоятельность.

Диагностика толерантности как устойчивости личности.

Опросник описания уверенности в себе Рейзаса.

Шкала общей самоэффективности Р. Швацера и М. Ерусалема.

Опросник саморефлексии телесного потенциала Г.В. Ложкина и А. Ю. Рождественского.
Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова-Бочавер.
Опросник диагностики застенчивости Ф. Зимбардо.

Тест диагностики застенчивости А.Б. Белоусова и И.М. Юсупова.
Опросник социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной.

Шкала самомониторинга М. Снайдера.
Опросник «Человек и природа» Э.А. Альнера и М.К. Семенова для диагностики мировоззренческого, когнитивно-аффективного и поступочного компонента экологического сознания личности.

Понятие психологической защиты. Исследования проявлений защитных механизмов. Проявление работы защитных механизмов в проективных методиках.

Индекс жизненного стиля Р. Плучека, Г. Келлермана, Г. Конте для диагностики защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия.

Методика «Копинг-поведение» Э. Хайма для определения когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой.

Психологические автобиографии как способ получения сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути человека, отношения к прожитому и особенностях антиципации.

Опросник «Психологические затруднения» Т.Л. Романовой для экс-пресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми). 126

Шкала субъективного благополучия измеряет уровень психоэмоционального самочувствия человека, связанное с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами.

Диагностика чувства юмора.
Проблема и диагностика одиночества. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона.

Страх смерти и танатаническая тревога как беспредметный и нелокализованный страх смерти. Диагностика страха и отношения к смерти.

Шкала Страха смерти Дж. Бойяра.
Шкала тревожности по поводу смерти Д. Темплера.
Методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.