Вопрос 1. Сущность и понятие науки. Проблема генезиса науки. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вопрос 1. Сущность и понятие науки. Проблема генезиса науки.

2017-12-12 217
Вопрос 1. Сущность и понятие науки. Проблема генезиса науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1. Сущность и понятие науки. Проблема генезиса науки.

Существует множество дефиниций науки и научного познания. В современном понимании наука рассматривается: - как деятельность; - как знание; - как социальный институт.

Наука как знание – совокупность знаний о мире, объединенных в строгую, логическую, упорядоченную целостность.

Наука как социальный институт – совокупность научных организаций и учреждений, объединенных определенными нормами научного этоса, принципами и методами, профессиональными коммуникациями, а также формами взаимосвязи с конкретно историческим типом общества.

Наука как деятельность – творческий процесс субъект - объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых, объективно истинных знаний о действительности.

Все эти значения термина правомерны и имеют право на существование. Все эти характеристики подчеркивают тот факт, что наука является сложнейшим и неотъемлемым элементом культуры. В соответствии с такой ролью науки сформировался её высокий авторитет, который выразился в появлении сциентизма, основанного на вере в науку как единственную силу, призванную решить проблемы человечества; ориентируется, главным образом, на методы и результаты «точных наук» - естествознания, математики и логики, отрицая научный характер социально-гуманитарного знания. В противоположность сциентизму во второй половине XX в. сформировался антисциентизм, преуменьшающий позитивную роль науки или считающий науку вредной и опасной силой, ведущей к гибели человечества.

Лишь к концу XX в. человечество сформулировало более взвешенную позицию по отношению к роли и месту науки в современном обществе.

Условия возникновения науки (по Рожанскому):

1) Первичные формы разделения труда, когда появляются люди, у которых есть свободное время, они используют его для познавательной (целенаправленной) деятельности; оформляются формы и методы обучения и трансляции знаний.

2) Направленность на реализацию чисто познавательного интереса.

3) Рациональность познания; познание опирается на интеллект, а не на магические и мифологические представления.

4) Знание должно быть обосновано и доказано; сумма эмпирических знаний – это не наука.

Вопрос 5. Основные формы и методы естественнонаучного исследования.

Формы:

Научная проблема - теоретическое суждение, содержащее внутри себя противоречие, способное служить источником научной гипотезы (или серии гипотез), а также могущее быть конкретизировано на основе проведенного эмпирического исследования.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о существенных и глубинных связях изучаемых явлений и процессов.

Научная теория – целостная, непротиворечивая система знаний в обобщенной форме, раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи некоторой предметной области.

Концепция - определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы:

1. научные – совокупность регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности:

1.1. Общелогические методы те приемы, которые присущи человеческому познанию в целом (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование)

1.2. Метода, характерные только для научного познания

1.2.1. Эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание)

1.2.2. Теоретические (метод мысленного эскперимента, идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический, логический)

 

Вопрос 11. Становление и основные этапы развития химических знаний.

Химия - наука о веществах, их свойствах, строении и взаимных превращениях.

Предмет химии - химические элементы, их соединения и закономерности, которым подчиняются химические процессы.

В эволюции химического знания можно выделить 4 основных периода:

Предалхимический период.

Начало зарождения ремесленной химии следует в первую очередь связывать, видимо, с появлением и развитием металлургии. В Древнем мире были известны в чистом виде семь металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов - ещё и мышьяк, цинк и висмут. Египет являлся общепризнанным лидером в области химической технологии (исключая, пожалуй, металлургию). Весьма важной особенностью ремесленной химии в Древнем Египте являлось то, что все ремёсла находились под эгидой храмов, в которых жрецы тщательно записывали и сохраняли используемые технологии и рецептуры.

Именно в античной философии впервые была поставлена проблема происхождения свойств вещества. Первые представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около УН века до Н.э.

Стадии эволюции человека.

В современной науке возникновение первых гоминидных существ, ставших промежуточным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5 – 8 млн лет назад в геологическую эру, которую мы называем кайнозой, в эпоху четвертичного периода - голоце́н. В настоящее время большинство специалистов считает, что ближайшим предшественником человека являются австралопитеки - прямоходящие млекопитающие. В качестве "модельного предка" человеческой линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе – бонобо.

Всё современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный, соединяющий биологическую и социальную сущность. В процессе антропогенеза сформировались отличные от имевшихся у животных предков человека его анатомическая структура и психофизиологические механизмы.

Сходство человека с животными. Приматы обладают широким набором высших биологических качеств. Особенно важно то, что большая подвижность отряда приматов и разнообразие функций их передних конечностей обусловили развитие большого по размерам головного мозга и его высокую дифференциацию. Ведь быстрое перемещение в трехмерном пространстве и цепкие передние конечности, помогающие исследовать окружающую среду, высокая координированность движений требуют высокой организации нервной системы.

Важной стороной антропосоциогенеза являлся генезис сознания. Сознание — высшая форма отражения мира. Носителем сознания выступает человек, обладающий мозгом — высокоразвитой материальной системой, способной осуществлять идеальное отражение мира. Сознание формируется только в системе социального общения людей и поэтому носит социально-исторический характер. Сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к нему, регулировать свою деятельность. В сфере сознания складываются цели деятельности человека (идеальное целеполагание), формы мышления (понятие, суждение, умозаключение и др.), чувственно-образные и волевые моменты. Основой, ядром, стержнем сознания является мышление. Именно благодаря мышлению в сознании формируется объективный образ, картина мира.

Вопрос 1. Сущность и понятие науки. Проблема генезиса науки.

Существует множество дефиниций науки и научного познания. В современном понимании наука рассматривается: - как деятельность; - как знание; - как социальный институт.

Наука как знание – совокупность знаний о мире, объединенных в строгую, логическую, упорядоченную целостность.

Наука как социальный институт – совокупность научных организаций и учреждений, объединенных определенными нормами научного этоса, принципами и методами, профессиональными коммуникациями, а также формами взаимосвязи с конкретно историческим типом общества.

Наука как деятельность – творческий процесс субъект - объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых, объективно истинных знаний о действительности.

Все эти значения термина правомерны и имеют право на существование. Все эти характеристики подчеркивают тот факт, что наука является сложнейшим и неотъемлемым элементом культуры. В соответствии с такой ролью науки сформировался её высокий авторитет, который выразился в появлении сциентизма, основанного на вере в науку как единственную силу, призванную решить проблемы человечества; ориентируется, главным образом, на методы и результаты «точных наук» - естествознания, математики и логики, отрицая научный характер социально-гуманитарного знания. В противоположность сциентизму во второй половине XX в. сформировался антисциентизм, преуменьшающий позитивную роль науки или считающий науку вредной и опасной силой, ведущей к гибели человечества.

Лишь к концу XX в. человечество сформулировало более взвешенную позицию по отношению к роли и месту науки в современном обществе.

Условия возникновения науки (по Рожанскому):

1) Первичные формы разделения труда, когда появляются люди, у которых есть свободное время, они используют его для познавательной (целенаправленной) деятельности; оформляются формы и методы обучения и трансляции знаний.

2) Направленность на реализацию чисто познавательного интереса.

3) Рациональность познания; познание опирается на интеллект, а не на магические и мифологические представления.

4) Знание должно быть обосновано и доказано; сумма эмпирических знаний – это не наука.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.