Задачи психологического аспекта практики — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Задачи психологического аспекта практики

2017-12-12 390
Задачи психологического аспекта практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи психологического аспекта практики

- организация диагностического исследования классного коллектива посредством наблюдения, беседы, тестирования и социометрического метода;

- обработка и оформление полученных данных с целью написания психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

- Посещение уроков и внеклассных мероприятий в данном классе для проведения наблюдения за классным коллективом с целью определения межличностных взаимодействий. Обработка и оформление протоколов наблюдения. Проведение бесед с учащимися, учителями и классным руководителем с целью получения общих сведений о классном коллективе, о складывающихся межличностных взаимодействиях. Обработка и оформление протоколов бесед.

- Диагностическое исследование профориентации отдельных членов классного коллектива. Проведение социометрического теста с целью получения данных о межличностных отношениях в закрепленном за студентом-практикантом классе. Проведение референтометрии с целью получения данных о референтных связях и зависимостях в классе, закрепленном за студентом-практикантом. Проведение тестирования по определению психологического климата в классе. Обработка данных тестирования.

- Психологический аспект

Отчет – анкета по психологической практике студента_____________________

__________________________________________________________________

- Ф.И.О.

- курса _______ факультета___________________

- класс___________ в период с ________________ по _______________ 201__г.

- В отчете необходимо раскрыть следующие вопросы:

- 1. Какая конкретная работа проводилась по психологическому изучению учащихся?

- 2. Какие методы изучения учащихся использовались и какой фактический материал об особенностях класса и отдельных групп учащихся накоплен с помощью этих методов?

- 3. Какие выводы и рекомендации даны Вами в психолого-педагогической характеристике?

- 4. Какие конкретные недочеты в своих личностных качествах Вы ощущали в начале практики?

- 5. Что делалось в ходе практики по выработке и совершенствованию профессионально-педагогических личностных качеств? Какие успехи достигнуты в этом отношении?

- 6. Можете ли Вы отметить, что практика оказала положительное влияние на развитие у Вас профессионально-личностных свойств и качеств?

- 7. Какие выводы о качестве и эффективности педпрактики, о степени овладения педагогической умелостью в целом и ее отдельными компонентами Вы можете сделать?

 

 

Документация

 

  1. Дневник психологической практики
  1. Материалы наблюдений.
  1. Материалы бесед.
  1. Анализ результатов тестирования.
  1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.
  2. Психологический анализ урока.
  3. Отчет по психологическому аспекту практики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА (или эта или следующая методика для проведения на выбор; желающие могут провести обе, будет дополнительный плюс. Социометрия и референтометрия проводится всеми в обязательном порядке)

Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Тест

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

 

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

 

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

 

Социометрическая методика

Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-либо помещении, например, в классе или в аудитории, получают инструкцию примерно следующего содержания:

«Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает, с кем-то вы хотели бы расстаться. А теперь представьте себе, что вы переходите в другую школу, в новый класс.

1. Кого из своих одноклассников вы хотели бы взять с собой? Запишите этих людей после номера 1. (предпочтение).

2. Кого из членов вашего класса вы взяли бы в последнюю очередь
(не хотели бы взять вовсе)? Запишите этих людей после номера 2 (отклонение). И в том, и в другом случае вы можете сделать не более 3-х выборов (или отклонений). Не забудьте подписать листок с ответами.

Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей (табл. 1)

Таблица 1

Социометрическая матрица

 

Фамилия выбираемого члена группы Фамилия Выбирающего Члена группы Иванов Петров Егоров Сидоров ... Итоговые данные
            кол-во сделанных выборов количество сделанных отклонений
Иванов              
Петров              
Егоров              
Сидоров              
. . .              
               
Итоговые данные              
Количество полученных Выборов            
Количество полученных Отклонений            

 

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, цифрами от 1 и выше каким-либо определенным цветом, например - синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

В приведенном в таблице фрагменте социометрической матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый - на Сидорова, третий - на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того же самого цвета, который характеризует выборы или отклонения.

Крайние столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения количества красных цифр, имеющихся в строке, относящийся к соответствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй правый столбец социометрической матрицы.

Для того чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо посчитать количество синих цифр, имеющихся в столбце с фамилией этого члена группы, и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу они отмечены знаками математической суммы.

2. Дети получившие:

а) 6 и более выборов - «звезды»;

б) 3-5 выборов - «предпочитаемые»;

в) 1-2 выбора - «пренебрегаемые»;

г) 0 выборов - «изолированные»;

д) 6 и более отклонений - «отверженные».

3. Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы называемые социограммами. Это - выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому.

Обычно социограмма- мишень состоит из 3 окружностей: внутренняя окружность - «звезды», далее - «предпочитаемые», «пренебрегаемые». За пределами окружностей располагаются те члены группы, которых не выбрал никто («изолированные»).

Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

(на социограмме определенными значками обозначены, например, треугольники – мальчики, круги – девочки).

——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

 

МЕТОДИКА РЕФЕРЕНТОМЕТРИИ

 

Определение референтных связей и зависимости в классе проводится в два этапа. На первом этапе учащиеся заполняют опросные листы, следуя полученной инструкции: «Перед вами опросные листы, в левой части которых помещен список класса, а сверху – слова, характеризующие качества личности. Ваша задача – оценить степень развития данных качеств у одноклассников по пятибалльной шкале:

- оценка «5» ставится, если считаете, что указанное качество выражено у человека очень сильно;

- оценка «4» -- качество выражено в достаточной степени;

- оценка «3» – качество имеет средний уровень развития;

- оценка «2» – качество развито слабо;

- оценка «1» – качество не свойственно данному человеку.

Примерный опросный лист (образец)

Ф.И. ________________________________

Список класса Оценки степени развития качеств
Честность Скромность Обязательность Сообразительность Активность в делах класса
  Алексеев          
  Воронов          

 

Опросные листы собираются. На втором этапе студент-практикант спрашивает школьников, хотят ли они узнать некоторые из оценок, которые им поставили одноклассники. Получив утвердительный ответ, он сообщает, что каждому может показать только одну из анкет, просит подумать и сделать выбор.

Далее работа проводится индивидуально. Беседуя наедине с каждым учащимся, студент знакомит его с первой анкетой и отмечает на референтометрической матрице (аналогично социоматрице) римской цифрой «I» сделанный выбор. После этого практикант объясняет, что может показать школьнику еще одну и, вероятно последнюю анкету. Второй и третий выборы отмечаются на матрице соответственно римскими цифрами «II» и «III».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет _________________

 

Кафедра __________________

 

 

ДНЕВНИК

прохождения психологической практики

 

 

в (название учебно-воспитательного учреждения) ___________

 

в период с «__» по «__» __________200_г.

 

 

Студента (ки) _______________________факультета

 

Группа _________________ подпись ________ И.О. Фамилия

 

 

Руководитель практики от кафедры __________ подпись _______И.О. Фамилия

 

Новополоцк, 2013

Наблюдение. Результаты и анализ материалов наблюдения могут быть представлены в виде следующей таблицы:

 

Дата проведения наблюдения Цель наблюдения (для чего проводилось) Содержание наблюдения (что наблюдалось) Анализ наблюдаемых явлений (какие можно сделать выводы)
         

 

 

Беседы. Материалы и анализ бесед могут быть представлены в виде следующей таблицы:

 

Дата проведения беседы С кем была проведена беседа Цель беседы (для чего была проведена) Краткое содержание беседы (о чем беседовали): вопросы и краткие ответы Анализ содержания беседы (какие можно сделать выводы)
           

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса

1. Общие сведения: какой класс, число учащихся, соотношение девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т.д. Успеваемость и работоспособность учащихся

2. Ценностно-ориентационная направленность класса:

-значимые сферы жизнедеятельности;

-основные интересы и склонности учащихся;

- преобладающие жизненные ценности.

3. Организованность класса:

-умение организовываться для выполнения коллективных дел;

-умение распределять между собой работу;

-умение выслушивать друг друга.

4. Общественное мнение в классе:

-форма выражения одобрения и неодобрения;

-критика и самокритика;

-наличие гуманистической направленности в отношениях учащихся.

5. Структура межличностных отношений в класса:

-наличие референтных групп;

-наиболее привлекательные члены группы по социометрическому исследованию;

-наличие гендерных предпочтений.

6.Психологический климат класса:

-эмоциональная психологическая атмосфера в классе;

-преобладающее настроение класса;

-уровень тревожности класса;

-уровень активности учащихся.

7. Рекомендации классному руководителю по оптимизации межличностных отношений в классе.

 

Задачи психологического аспекта практики

- организация диагностического исследования классного коллектива посредством наблюдения, беседы, тестирования и социометрического метода;

- обработка и оформление полученных данных с целью написания психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

- Посещение уроков и внеклассных мероприятий в данном классе для проведения наблюдения за классным коллективом с целью определения межличностных взаимодействий. Обработка и оформление протоколов наблюдения. Проведение бесед с учащимися, учителями и классным руководителем с целью получения общих сведений о классном коллективе, о складывающихся межличностных взаимодействиях. Обработка и оформление протоколов бесед.

- Диагностическое исследование профориентации отдельных членов классного коллектива. Проведение социометрического теста с целью получения данных о межличностных отношениях в закрепленном за студентом-практикантом классе. Проведение референтометрии с целью получения данных о референтных связях и зависимостях в классе, закрепленном за студентом-практикантом. Проведение тестирования по определению психологического климата в классе. Обработка данных тестирования.

- Психологический аспект

Отчет – анкета по психологической практике студента_____________________

__________________________________________________________________

- Ф.И.О.

- курса _______ факультета___________________

- класс___________ в период с ________________ по _______________ 201__г.

- В отчете необходимо раскрыть следующие вопросы:

- 1. Какая конкретная работа проводилась по психологическому изучению учащихся?

- 2. Какие методы изучения учащихся использовались и какой фактический материал об особенностях класса и отдельных групп учащихся накоплен с помощью этих методов?

- 3. Какие выводы и рекомендации даны Вами в психолого-педагогической характеристике?

- 4. Какие конкретные недочеты в своих личностных качествах Вы ощущали в начале практики?

- 5. Что делалось в ходе практики по выработке и совершенствованию профессионально-педагогических личностных качеств? Какие успехи достигнуты в этом отношении?

- 6. Можете ли Вы отметить, что практика оказала положительное влияние на развитие у Вас профессионально-личностных свойств и качеств?

- 7. Какие выводы о качестве и эффективности педпрактики, о степени овладения педагогической умелостью в целом и ее отдельными компонентами Вы можете сделать?

 

 

Документация

 

  1. Дневник психологической практики
  1. Материалы наблюдений.
  1. Материалы бесед.
  1. Анализ результатов тестирования.
  1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.
  2. Психологический анализ урока.
  3. Отчет по психологическому аспекту практики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА (или эта или следующая методика для проведения на выбор; желающие могут провести обе, будет дополнительный плюс. Социометрия и референтометрия проводится всеми в обязательном порядке)

Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Тест


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.