Культура Англии в XVI — начале XVII в. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Культура Англии в XVI — начале XVII в.

2017-12-11 516
Культура Англии в XVI — начале XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого литературного английского языка и формирование национальной культуры, которая, тем не менее, была открыта общеевропейским веяниям, получавшим на английской почве своеобразное преломление.

Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты, и в первую очередь — Оксфордский, ставший колыбелью английского гуманизма. Здесь сложился круг высокообразованных интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. В него входили Т. Линэкр, У. Гросин, У. Лили — знатоки латыни и греческого и горячие сторонники введения классического образования в школах и университетах, а также Джон Колет — видный теолог и теоретик педагогики. В Колете видят как предтечу английской реформации, так и одного из первых английских гуманистов. Критикуя современную ему церковь с моральных позиций, он ратовал за ее обновление через нравственное совершенствование клира и верующих, делая акцент на постижении духа Священного писания, а не на формальном следовании церковной дисциплине. В то же время Колет чрезвычайно высоко оценивал способности человека, свободная воля которого должна направлять его к высоким духовным идеалам, помогая приобщиться к божественной истине. Во имя воспитания такого человека он призывал к реформе образования, которое, по его мнению, должно основываться не на изучении авторитетов средневековой схоластики, а на философии Платона и Аристотеля, античных авторах, классических языках, а также на фундаменте естественнонаучных и прикладных знаний.

Полноправным членом оксфордского кружка, этой, по его определению, «республики ученых», был Эразм Роттердамский, посещавший лекции Колета и признававший, что именно в Англии начала формироваться его «философия Христа». Учеником Колета был и выдающийся английский гуманист Томас Мор. Специфика английского гуманизма на этом этапе заключалась в том, что наряду с антропоцентризмом, верой в достоинство и одаренность человека, ему были присущи большое внимание к теологическим вопросам и сильное влияние традиционной христианской этики, что роднило его с так называемым «северным», или «христианским», гуманизмом.

Крупнейшим английским мыслителем первой половины XVI в. был Томас Мор (1478—1535). Как и у старшего поколения оксфордцев, его этическая доктрина основывалась на понятии «христианской добродетели», наполненном, однако, новым, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. Его карьера была воплощением этого этического идеала: юрист по образованию, Мор был активным политиком, избирался в парламент и стал канцлером при Генрихе VIII, пытаясь на всех этих постах облегчить жизнь малоимущих и незащищенных. В то же время его мировоззрению были свойственны эпикурейские мотивы и прославление земных радостей.

Главным произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516), положившая начало целому направлению в ренессансной общественной мысли и литературному жанру, именуемому «утопией». В этой книге устами путешественника Рафаила Гитлодея автор подвергает резкой критике социальные порядки и беззаконие, существующие в современной ему Англии, а затем рисует картину идеального общественного устройства. По его мнению, государство, основываясь на частной собственности, представляет собой «заговор богатых» и служит лишь их интересам. Собственность порождает неравенство и отвращает людей от христианской любви. Поэтому в его Утопии она упразднена, все владеют «всеми вещами сообща», каждый обязан трудиться, но труд не обременителен, и у утопийцев остается достаточно времени на занятие науками, искусствами и на развлечения. Утопийцы умеренны в потреблении, однако на острове нет уравнительности — распределение ведется в соответствии с заслугами перед обществом.

Политическое устройство Утопии базируется на принципе выборности, высшие должности занимают лишь люди безупречных моральных качеств и обладающие способностями к управлению. Конфессиональные вопросы решаются на основе веротерпимости.

«Утопия» Томаса Мора отражала высокий уровень ренессансной общественной мысли, пытавшейся, синтезировав античные политические теории и современный опыт, осмыслить природу государства, его институтов, функции религии и создать модель идеального общественного устройства.

Распространению в Англии культуры Возрождения способствовал двор первых Тюдоров, выступавших покровителями литературы и искусства. При Генрихе VII и Генрихе VIII в Англию были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьетро Торриджано, выполнивший надгробие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе VIII, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы — Уайтхолл, а также резиденции Ричмонд, Хэмптон-Корт, Виндзор и другие, всего — 55. Тем не менее, несмотря на проникновение ренессансных черт в английскую архитектуру первой половины XVI в., она сохраняла прочную связь с традициями местной «перпендикулярной готики». Среди лучших образцов этого стиля — законченная при Генрихе VIII капелла Королевского колледжа в Кембридже и капелла Св. Георгия в Виндзоре.

Английская живопись также сохраняла множество средневековых черт, но в ней усилился интерес к светским сюжетам и портрету, в особенности после Реформации, когда церковь утратила роль основного заказчика произведений изобразительного искусства. Огромное влияние на становление английской школы портретной живописи оказал Ганс Гольбейн Младший, получивший в 1536 г. должность придворного художника Генриха VIII и оставивший замечательную галерею портретов короля, английских придворных и государственных деятелей.

При дворе Генриха VIII, который Эразм Роттердамский окрестил «храмом муз», процветали литература и искусства. В поэзии под влиянием Петрарки стал популярен сонет, адаптированный к строю английского языка Т. Уайаттом и Г. Ховардом, графом Сарри.

Ведущими композиторами того времени были музыканты Дж. Тэвернер и Т. Таллис. К ним причисляют и Генриха VIII, большого ценителя музыки и, возможно, автора нескольких популярных баллад и мадригалов. Любимым развлечением при дворе были театральные представления: любительские пьесы-«маски», аллегорические или морально-дидактические, а также представления, восходящие к традициям народного театра — игры о Робин Гуде, майские забавы с переодеваниями и т.д. Неотъемлемой частью придворной культуры были театрализованные рыцарские турниры, осады бутафорских замков, потешные сражения кавалеров и дам, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворянства своему монарху и процветания Англии под его властью.

Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине XVI в., которую нередко называют «золотым елизаветинским веком». Этому способствовали как экономические успехи, так и рост патриотических настроений в Англии, связанных с ее утверждением в качестве великой морской державы и лидера протестантского мира.

Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф. Сидни, прославившийся своими сонетами. Он творил и в жанре пасторали, поэма Сидни «Майская королева» сделала это направление популярным в Англии. В трактате «Защита поэзии», полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на «легкомысленную» литературу и «развращающее» искусство, Сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании гармоничного и нравственно совершенного человека, утверждая, что она для этого более пригодна, чем назидательная философия или история.

Подчинение поэзии и искусства этическим задачам, прославление гражданских ценностей характерно для творчества другого выдающегося поэта-елизаветинца Эдмунда Спенсера, автора сонетов и поэм «Пастушеский календарь» и «Королева фей». В последней Спенсер создал яркий образ идеальной державы (аллегория Англии), где благородные рыцари совершают подвиги во имя справедливости и добродетели. Поэма была посвящена Елизавете I, угадывавшейся в облике «королевы фей». В жанрах сонета и пасторали работали многие выдающиеся поэты того времени — У. Рэли, К. Марло, У. Шекспир и другие, чьи эксперименты с рифмами, ритмическим строем и словотворчество чрезвычайно обогатили литературный английский язык. Проза второй половины XVI в. представлена обширной литературой, посвященной путешествиям и географическим открытиям.

Важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд Р. Хаклюйта «Основные плавания, путешествия и открытия английской нации», в котором он собрал многочисленные отчеты мореплавателей и путешественников. В жанре новеллы были популярны реалистические произведения Т. Делони, адресованные бюргерской среде и прославлявшие честный труд и благонравие английских йоменов, ремесленников и суконщиков, достигших успеха и материального благополучия. С другой стороны, сатирические новеллы и плутовской роман (в частности, «Злополучный скиталец» Т. Нэша) высмеивали ханжество и идеалы унылой пуританской добропорядочности.

Большой популярностью у читателей пользовались также исторические произведения: «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда, труды У. Кемдена — самого выдающегося историографа елизаветинской поры, основателя научного кружка «антиквариев» — собирателей старинных документов и древностей; «Хроника Лондона и Вестминстера» Дж, Стау, посвященная истории английской столицы.

Однако ведущей среди литературных жанров, безусловно, была драма. В елизаветинскую эпоху завершается становление публичного профессионального театра, актерские труппы обзаводятся собственными помещениями, такими, как «Театр», «Куртина», «Глобус», «Лебедь» в Лондоне и др. Для них писала целая плеяда талантливых драматургов — Р. Грин, Т. Кид, К. Марло, У. Шекспир, Б. Джонсон.

Одним из крупнейших драматургов XVI в. был Кристофер Марло, обратившийся в своих трагедиях «Тамерлан Великий», «Трагическая история доктора Фауста», «Мальтийский еврей» к актуальным морально-этическим проблемам. Он создал галерею образов титанических личностей, в своем безудержном стремлении к власти, славе и богатству стряхнувших с себя оковы христианской морали, что в конце концов приводит к гибели самих героев. Эти образы вызывали у зрителя одновременно восхищение и ужас.

Проблема личности и пределов ее свободы волновала и гениального английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616), творческое наследие которого чрезвычайно разнообразно. Его перу принадлежат лирические комедии («Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы»), исторические хроники («Генрих IV», «Генрих V», «Ричард II», «Ричард III»), в которых он выступает адвокатом сильной, но законной и справедливой королевской власти — выразительницы национальных интересов в противовес корыстным и честолюбивым устремлениям магнатов; философские драмы («Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и др.). Его пьесы — это глубокое размышление о сущности человеческой натуры, о природе добра и зла в мире.

Взгляды Шекспира на человека лишены радостного оптимизма, свойственного раннему гуманизму, его мироощущение окрашено в более трагические тона: вместе с Гамлетом он мучительно размышляет над тем, является ли человек «венцом природы», «красой вселенной» или «квинтэссенцией праха», и эти сомнения отражают кризис ренессансного сознания. Истоки трагедий своих персонажей Шекспир видел не во внешних обстоятельствах, а во внутренних противоречиях и слабостях человеческой души, которые позволяют страстям одержать верх над разумом. Обуздание страстей — гарантия внутренней гармонии и счастья. В своих последних пьесах — «Зимняя сказка» и «Буря» Шекспир снова возвращается к идее прекрасного человека, царящего над природой и наделенного огромными знаниями и безграничными возможностями, однако с грустью признает утопичность подобного образа, придавая этим произведениям форму волшебной сказки.

Не меньшей популярностью, чем Шекспир, пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий («Алхимик», «Варфоломеевская ярмарка», «Каждый в своем нраве»), в которых он воссоздал яркую картину современных нравов. Джонсона считают основоположником английской морализирующей литературы.

Вторая половина XVI — начало XVII в. отмечены в Англии успехами естественных наук. Врач У. Гарвей открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт исследовал явления магнетизма и электричества, астроном и математик Т. Хэриот обнаружил пятна на Солнце, Д. Нэпер разработал систему логарифмов.

Прогресс опытного знания и представление о единых законах, по которым развиваются и природами человеческое общество, отразились в новых философских теориях, в которых отдельная человеческая личность перестает быть главным о&ьектом интереса и занимает место лишь одного из компонентов во «всеобщей цепи мироздания». Эта тенденция ярко отразилась в творчестве крупнейшего ученого-естествоиспытателя, философа, политика и писателя Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Профессиональный юрист, он сделал удачную карьеру в правление Якова I, став лордом-канцлером королевства. Свои размышления об обществе, морали, политике и религии он облек в форму литературно-философских эссе — «Опыты и наставления нравственные и политические» (1597). Его этические воззрения основывались на традиционных идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность быть «хозяином своей судьбы». Однако наряду с этикой Бэкона все больше интересовала социально-политическая проблематика: функции государства и роль различных сословий в нем, религия, экономика.

Социологические взгляды английского мыслителя были тесно связаны с его представлением о месте науки в жизни общества, которая должна была способствовать преобразованию мира и подчинению его власти человека. В утопическом романе Бэкона «Новая Атлантида» всеобщая гармония и благополучие основываются не на социальных преобразованиях, а на достижениях научно-технического прогресса. Его идеальным обществом руководит «Дом Соломона» — лаборатория новых открытий и храм знаний. Описывая чудесные изобретения, Бэкон предсказал многие открытия далекого будущего: использование солнечной энергии, селекцию, консервацию органов для лечения людей, летательные аппараты и т.д.

Ф. Бэкон разработал новую теорию научного познания: в отличие от дедукции, на которой основывалась философия античности и средних веков, он выдвинул идею индуктивного эмпирического метода, предполагавшего движения от частного к общему, от наблюдений к эксперименту, затем рациональному анализу и научным обобщениям. Учение Бэкона об эмпирическом методе оказало огромное влияние на европейскую философию эпохи Просвещения.

«Век Елизаветы» был отмечен расцветом декоративно-прикладных искусств. В английской живописи по-прежнему доминировал портрет. Самым выдающимся из портретистов был художник-миниатюрист Н. Хиллиард. Его миниатюры, полные аллегорий и символизма, создали идеализированный образ королевы Елизаветы I, многократно тиражировавшийся другими художниками.

На рубеже XVI—XVII вв. у Хиллиарда принял эстафету его ученик Исаак Оливер, умело использовавший светотень и предпочитавший пейзажный фон. Его портреты отличались большим реализмом, чем у Хиллиарда. В начале XVII в. наряду с искусством миниатюры усилиями приглашенных ко двору Стюартов Рубенса и Ван Дейка совершенствуются парадный портрет и аллегорическая живопись на мифологические сюжеты.

В архитектуре первой половины XVII в. утверждается классицизм. Наиболее выдающимся английским архитектором, работавшим в этом стиле, был Иниго Джонс.


Тема 7. Английская буржуазная революция сер. — 2 пол. XVII в. [vii]

Важнейшим событием истории Англии в начале нового времени явилась Английская революция 1640-1660 гг. Собственно, то, что мы сейчас называем революцией, историки разных времен оценивали по-разному. Граф Кларендон, например, свидетель и участник событий 1640-1660 гг. и автор первого многотомного труда о них, называл происшедшее «великим мятежом». В XIX в. вигскими историками Т. Маколеем, С. Гардинером, Ч. Ферсом была выдвинута концепция «Пуританской революции», ставившая на первое место события конституционного конфликта. В нынешнем столетии советская историография придерживалась марксистского истолкования конфликта как буржуазной революции, нанесшей сокрушительный удар феодализму; на Западе же появлялись и обосновывались самые различные концепции — от экономического детерминизма до утверждения, что никакой революции не было вообще, происходила лишь борьба отсталого провинциального джентри за возвращение себе подобающего места в дворцовой иерархии. Крупнейший английский историк Кр. Хилл, посвятивший множество трудов английской истории XVII в., считает его «веком революции» и рассматривает в совокупности экономические, социальные, политические, религиозные, идейные и культурные изменения, приведшие английское общество в конце века к созданию гораздо более близких современных институтов.

Бесспорно то, что Англия в этот период своей истории пережила значительный и острый кризис, результатом которого явился переход от старой, средневековой, к новой, современной цивилизации. Этот переход продолжался и в XVIII в.

В годы правления королевы Елизаветы I (1558-1603) Англия была еще целиком аграрной страной; подавляющее большинство населения, насчитывавшее около 4,5 млн. человек, жило в деревнях. Единственным крупным городом был Лондон; число его жителей с 1534 по 1660 г. увеличилось почти в 8 раз (с 60 тыс. до 460 тыс. человек). Уже это говорит о том, что в Англии в это время происходило интенсивное развитие хозяйственной жизни. Прежде всего, оно началось в аграрной области. Тюдоровские реформы привели к концентрации земли в руках «денежных людей» — джентри и владельцев мануфактур. Предприимчивые хозяева в XVI в. начинают огораживать общинные угодья и разводить на них овец, чтобы торговать шерстью и мясом и получать прибыль. В результате беднейшие крестьяне, которые в течение предыдущих веков пользовались пастбищами, лугами и покосами, лишались источника существования. Тем самым создавалась потенциальная армия труда для мануфактур и рудников. В деревне, кроме того, распространялась крупная капиталистическая аренда земли; появлялась значительная прослойка фермеров, не подчиненных феодальным порядкам.

Интересы этих новых, стремившихся к прибыли слоев английского общества приходили в резкое противоречие с традиционными отношениями в деревне, где господствовало феодальное право и земельные владения в качестве «рыцарского держания» подчинялись верховному сюзерену, королю, с вытекавшими отсюда многочисленными феодальными повинностями, правом опеки, зависимостью от короны и невозможностью распоряжаться хозяйством.

Крестьянство оказывалось под двойным ударом: с одной стороны, росло наступление лендлордов на его права, с другой — его разоряли развитие капиталистических отношений и рост имущественной дифференциации в деревне. На все эти процессы крестьяне отвечали восстаниями — в 1597, 1607, 1631 гг.

Происходили существенные изменения и в промышленности, особенно в формах организации и разделения труда; развивалась мануфактура, подчиненная капиталу, накопленному в торговле и ростовщичестве. Росла добыча свинца, меди, соли, железа; на этой базе развивалась металлургия. Основывались мануфактуры по выделке стекла, сахара, шелка, кружев, тканей. К концу XVI в. главной отраслью английской промышленности стало сукноделие; его продукты широко продавались не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Численно рос и укреплялся купеческий люд; часто купцы или промышленники покупали себе землю, а вместе с нею и дворянский титул. Промышленное производство все еще было тесно связано с сельским хозяйством. Благодаря этому складывался тесный союз городской буржуазии и новых землевладельцев — джентри. Новые дворяне — это часто одновременно и землевладельцы, сельские хозяева, и промышленники, и коммерсанты. Многочисленные, владевшие определенными привилегиями и имевшие твердое экономическое положение, они становились во главе всех оппозиционных правящему режиму Стюартов сил.

Этим предприимчивым дельцам мешали феодальные ограничения — запреты на торговлю, цеховая регламентация, зависимость от короны, опека над их парламентской деятельностью. Их недовольство особенно усиливалось при королях династии Стюартов — Якове I (1603—1625) и его сыне Карле I (1625—1649), правление которых отмечено кризисом английского абсолютизма. Английская монархия пыталась опереться на аристократию, феодальное дворянство и англиканскую церковь. Стремлению буржуазии к свободной торговле Яков I и Карл I противопоставили систему раздачи монопольных прав на выпуск того или иного товара, что тормозило развитие промышленности и торговли, сковывало частную инициативу и конкуренцию. Во внешней политике эти короли также не считались с интересами английской буржуазии: они искали союза с католическими Испанией и Францией, стоявшими на пути английской морской торговли.

В парламентах, где заседали представители буржуазии и джентри, росла оппозиция. Короли для борьбы с недовольными вводили в действие чрезвычайные суды Звездной палаты и Высокой комиссии. В стране действовала жесткая политическая и духовная цензура. Возмущение, однако, росло. И поскольку идейная жизнь общества в то время еще не отделилась от средневековых религиозных корней, протест против отжившего свой век строя выражался в религиозной форме. В этом сращивании социальных, политических и религиозных проблем состоит одна из важнейших особенностей Английской революции, отличающая ее от всех других революций позднейших времен.

Предпринимателей и новых дворян, приобретавших все больший вес в экономической жизни, не удовлетворяла англиканская церковь, подчиненная абсолютизму, требовавшая постоянных взносов и дорогостоящих пышных обрядов, утверждавшая диктат священства над душами верующих. Они становились пуританами (от английского pure — чистый), сторонниками очищения церкви от доставшихся в наследство от католицизма обрядов и таинств, от власти епископов, от церковных судов. Тем самым они протестовали против политических и социальных устоев, ибо главой англиканской церкви со времен реформации Генриха VIII был сам король; церковь же оправдывала, освящала, поддерживала систему феодально-абсолютистской монархии. Вероучение пуритан основывалось на идеях Жана Кальвина и шотландского проповедника Джона Нокса. Пуритане объявляли основой религии личную веру каждого, а значит, отрицали священную монополию духовенства, которое до сих пор стояло между человеком и Богом. В вере все равны — и лорды, и простолюдины. Так в религиозной форме рождалась идея социального и политического равенства.

Пуритане отрицали обряды и утварь, иконы, скульптуры, витражи, священнические облачения, органную музыку — все, что противоречило идеалу бережливости, мирского аскетизма, «дешевой церкви». Они утверждали идею о «мирском призвании» человека и направляли его интересы к посюсторонним, материальным и социальным проблемам.

Аргументы, образы, мысли, подтверждавшие их умонастроения, они черпали из Библии. Великая книга была переведена на английский язык английским гуманистом Тинделом еще в 30-х годах XVI в., но перевод этот не получил широкого распространения. В массах населения английский перевод Библии появился в 60-70-е годы: дешевые карманные издания, отпечатанные в женевских типографиях, нелегально пересекали пролив и распространялись в семьях сквайров, йоменов, купцов и ремесленников. В 1613 г. знаменательным событием стал санкционированный Яковом I новый перевод Библии на английский язык, осуществленный пуританами Кембриджского университета. С этого времени Библия стала главной книгой для широких слоев английского народа. Она воспринималась как высший, сакральный, вдохновленный самим Богом авторитет, руководство на все случаи жизни. Библия давала предписания и примеры, богатейший мир образов для искусства, литературы, политической публицистики, богословия.

Пуритане отрицали иерархический епископальный строй. Организационные принципы пуританской церкви, получившей название пресвитерианской, строились следующим образом. Во главе каждой общины верующих стоял пресвитер (старейшина), избранный из среды «лучших», наиболее почитаемых людей. Вместо епископов церковь управлялась консисториями — советами из пресвитеров и проповедников. Пресвитерианами становились, как правило, зажиточные купцы, финансисты Сити, крупные землевладельцы-джентри, свободные крестьяне.

Другие искали полной свободы веры и индивидуального общения с духовным миром. Их не удовлетворяла кальвинистско-пуританская доктрина с ее узкой регламентацией жизни, суровой догматикой и приверженностью букве древнего иудейского закона. Эти люди назывались индепендентами (независимыми). Они считали, что государство не должно вмешиваться в дела религии, выступали за широкую религиозную терпимость и свободные самоуправляющиеся конгрегации верующих. Индепендентство было выражением протеста против узкой замкнутости пресвитериан; оно давало широкий простор инициативе верующих и способствовало образованию многочисленных народных сект. В индепендентские конгрегации объединялись средние слои джентри, владельцы небольших мастерских и мануфактур, мелкие лавочники, подмастерья, крестьяне-арендаторы.

Пуританизм создал свою особую культуру, значительно отличавшуюся от культуры предшествующей, шекспировской эпохи. Пуритане резко выступали против театров, маскарадов, петушиных боев и прочих развлечений. Позднее, уже в ходе революции, они громили храмы, разбивали органы, витражи и скульптуры, уничтожали иконы. Так они выражали протест против роскоши и распутства двора, против ханжества и безнравственности духовенства. Однако существовала и другая сторона пуританства — дух скромности и самоограничения, безусловной честности перед Богом и людьми, высокой нравственности, гражданской и деловой активности. Библейская культура рождала новую, пуританскую этику, проводившую в жизнь идеалы общинности, народности, гражданственности, трудолюбия. Она обращалась больше к разуму, чем к чувствам верующих, отличалась трезвостью и рационализмом. В семье культивировались дружба, сплоченность между всеми ее членами; большое внимание уделялось воспитанию детей, ценились воздержанность, умение владеть собой, непритязательность. Все это сделало ранний пуританизм идейным знаменем борьбы широких слоев общества против англиканской догматики, королевского абсолютизма и феодального строя.

Начало революции

Оппозиция королевской политике привела к составлению парламентом в 1628 г. «Петиции о праве» — документа, где перечислялись требования недовольных. Оппозиция выступала за охрану частной собственности от произвола короны и церкви, против вводимых королем без разрешения парламента новых налогов и вымогавшихся им субсидий, за права и вольности парламента. В ответ Карл I разогнал парламент и в течение одиннадцати лет правил единолично. Чтобы изыскать денежные средства, которые парламент отказался ему предоставить, король усилил косвенные налоги, возродил давно забытые феодальные поборы, раздал приближенным патенты, привилегии, монополии на выпуск определенных товаров. С помощью своего фаворита графа Страффорда он выкачивал деньги из порабощенной Ирландии. Другой приверженец и защитник абсолютизма Стюартов архиепископ Лод усилил гнет англиканской церкви над умами и кошельками подданных.

В 1639 г. началась война с Шотландией. Северный сосед Англии не пожелал подчиниться абсолютистским нововведениям в государстве и церкви. Войска шотландских кланов перешли границу и заняли ряд крепостей. Карл I вынужден был созвать парламент. Он проработал всего две недели, с 13 апреля по 5 мая 1640 г., и был распущен, так и не дав королю разрешения на сбор новых налогов. В историю он вошел под названием Короткого парламента.

Ведение затяжной и непопулярной войны, а также нужды короны требовали средств, и 3 ноября 1640 г. король созвал новый парламент, получивший впоследствии название Долгого. Созыв его принято считать началом Английской революции.

Программа буржуазно-дворянской оппозиции, выражавшая ее политические, экономические и религиозные требования, нашла отражение в двух документах — «Петиции о корнях и ветвях» (декабрь 1640 г.) и «Великой ремонстрации» (декабрь 1641 г.). Парламент Принял и конкретные меры для выполнения этой программы. В июле 11641 г. были упразднены суды Звездной палаты и Высокой комиссии, Органы королевского и епископского произвола; 7 августа того же года отменен ненавистный феодальный побор — «корабельные деньги». Лидеры оппозиции были выпущены из тюрем.

В своей борьбе парламентская оппозиция опиралась на широкое движение народных масс. Их недовольство особенно ярко проявилось в деле графа Страффорда, который создал в Ирландии армию, готовую по первому зову короля вторгнуться в Англию для подавления оппозиции. Парламентские вожди в первые же дни заседаний арестовали Страффорда. Когда в мае 1641 г. начался суд над ним, многотысячные толпы народа собрались к стенам королевского дворца Уайт-холла, чтобы заставить короля подписать смертный приговор ненавистному временщику. Страффорд был казнен 12 мая 1641 г. при огромном стечении народа на площади перед Тауэром. Позднее та же участь постигла Лода.

Осенью 1641 г. вспыхнуло восстание в измученной поборами и гнетом Ирландии. Революция нарастала. В январе 1642 г. Карл I пытался арестовать пятерых парламентских лидеров, выступавших за выполнение требований «Великой ремонстрации». Но народ укрыл их в лондонском Сити. Улицы города снова заполнила бушевавшая вооруженная толпа. Король лично во главе отряда в 400 солдат явился в парламент с требованием выдать мятежников, но депутаты ответили отказом. Палата общин на время перенесла свои заседания в Сити. Потерпевший постыдное поражение король 10 января 1642 г. отбыл на север и в августе объявил гражданскую войну парламенту.

Гражданская война

Вооруженные силы парламента состояли из разрозненных, плохо экипированных и необученных отрядов народного ополчения. На его стороне выступили городские ремесленники и торговцы, свободные крестьяне экономически развитых восточных графств, джентри. Поначалу они терпели поражения от ударов королевской конницы, которую поддерживали знать, феодальное дворянство Севера, ростовщики двора, верхушка торговых компаний, совладельцы королевских монополий, англиканское духовенство. Парламентское командование во главе с графом Эссексом отнюдь не стремилось одержать скорую победу над королем. Генералы избегали решительных действий, а парламент, большинство в котором составляли пресвитериане, то и дело возобновлял переговоры с Карлом. Широкие же массы народа и индепенденты в армии и парламенте требовали активизации боевых действий и решительной победы над силами монархии. Противоречия между пресвитерианами и индепендентами обострялись.

Дабы заручиться союзником, парламент 25 сентября 1643 г. заключил Торжественную Лигу и Ковенант с Шотландией, и в Англии было введено пресвитерианское церковное устройство. В начале 1644 г. шотландская армия перешла границу, чем содействовала успеху парламентских войск, 2 июня 1644 г. она нанесла первое серьезное поражение роялистским войскам при Марстон-Муре.

Однако парламентские и армейские лидеры не желали воспользоваться плодами победы и потребовать от короля уступок. Hao6opот, всячески затягивая военные действия, упуская благоприятные возможности для разгрома войск короля, граф Манчестер и другие генералы пресвитерианской ориентации вновь уступили инициативу Карлу. Тот дошел со своим войском до самого Лондона, но, остановленный столичным народным ополчением, повернул и нанес парламентским войскам поражение при Ньюсбери. Наиболее дальновидным из индепендентов давно уже стало ясно, что парламентская армия и ее командование нуждаются в серьезной и решительной реорганизации.

Лидером индепендентов становится небогатый дворянин из Хантингдона Оливер Кромвель. Ему удалось решить чрезвычайно важную для революционных сил задачу: создать новую регулярную парламентскую армию, в принципе отличавшуюся как от традиционно-феодальных войск роялистов, так и от прежнего разрозненного крестьянского и городского ополчения. В короткое время, сам неустанно организовывая, собирая, снабжая, обучая добровольцев, он создал боеспособные, дисциплинированные войска, воодушевленные идеалами свободы и справедливости, вдохновленные пуританским ветхозаветным духом — Армию нового образца. Акт о создании Армии был подписан 11 января 1645 г. В нее входили 6 тыс. человек кавалерии, 1 тысяча драгун и 14,5 тыс. пехоты; это были небогатые джентри, крестьяне, ремесленники, подмастерья. Благодаря таланту и заботам Кромвеля, поставившего во главе войск незнатных, но толковых и преданных делу революции командиров, а также железной дисциплине и организации, высокому боевому духу, Армия Кромвеля вскоре стала одерживать победы над роялистами. 14 июня 1645 г. роялисты были окончательно разбиты при Нейзби, Карл I бежал на север и сдался в плен шотландцам.

Победа над кавалерами на поле боя была закреплена революционным по своей сути актом парламента от 24 февраля 1646 г., предусматривавшим отмену системы королевской опеки над земельной собственностью подданных, уничтожение феодальной зависимости от короля, а также всех штрафов и других феодальных обязательств. Тем самым буржуазия и новое дворянство получили право частной собственности на поместья, на которые прежде распространялось право феодального вассального держания. В то же время средневековые обязанности крестьян по отношению к лордам не были отменены. Более того, превратив феодальную собственность в буржуазную, парламентские лидеры лишили английское крестьянство легальных прав на землю. В дальнейшем это привело к массовому процессу экспроприации крестьянства. Этот акт отражает консервативный характер буржуазно-дворянского союза.

Разгром роялистов Армией нового образца и начатые парламентом реформы разбудили массовую инициативу широких демократических слоев народа. Городской плебс и массы английского крестьянства почувствовали свою силу и осознали свои права. Их толкала на выступления и нерешительность парламентских лидеров, которые выкупили короля у шотландцев, держали его в почетном плену в замке Холмби и вели с ним переговоры, добиваясь незначительных уступок.

Для пресвитериан парламента и финансистов Сити, как и для «шелковых индепендентов» — армейской верхушки, зажиточного джентри и ряда парламентских лидеров, революция была по существу закончена. Они хотели добиться от короля согласия на конституционную монархию, т.е. на парламентский контроль над финансами, милицией и высшими государственными должностями; на установление общенациональной пресвитерианской церкви.

Землевладельцы, получившие отныне возможность неограниченного распоряжения своими землями, начали безудержное наступление на права крестьян: огораживания и осушения болот, в результате которых выигрывали сквайры и разорялись простолюдины, приняли невиданные размеры. Демократические слои народа начали осознавать, что революция не оправдала их надежд на радикальные социальные и политические реформы.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.