Производственная физическая культура, ее цель и задачи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Производственная физическая культура, ее цель и задачи

2017-12-10 452
Производственная физическая культура, ее цель и задачи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современный труд приводит к перегрузкам одних функ­циональных систем организма и недогрузкам других, что неблагопри­ятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректи­ровать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприя­тия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Ис­пользование средств физической культуры и спорта в целях поддер­жания и повышения общей и профессиональной дееспособности чело­века в. теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура (ПФК) - система методически обоснованных физи­ческих упражнений, физкультурно-оздоро­вительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяют­ся особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время, При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, за­газованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения ин­дивидуальной производительности, на уровень которой также оказы­вает определенное влияние физическая подготовленность.

Задачи ПФК;

♦ подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

♦ активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

♦ заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

♦ профилактика возможного влияния на организм человека небла­гоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

♦ в рабочее время в форме производственной гимнастики и про­фессионально-прикладной физической подготовки;

♦ в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических уп­ражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимос­ти — профессионально-прикладной физической подготовки к от­дельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивиду­ально, так и в группах.

При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как ра­бочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдель­ных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется про­водить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в не­удобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соот­ветственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастно­му» методу.

На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления че­ловека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабоче­го времени или после него — необходимое условие для подбора опти­мальных методов и средств ПФК.

 

37.

Профессиональная направленность физического воспитания

Профессиональная направленность физической культуры— это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

К критериям, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, относятся:

• степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

• интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

• характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

• выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

• степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

• проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

• уровень физического совершенства н отношение к Нему;

• владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

• системность, глубина игибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

• широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности i, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества п мера творческого самовыражения в ней. В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности. Уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии. Творческой уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями н навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.