Тупинамба (каннибалы, Бразилия) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тупинамба (каннибалы, Бразилия)

2017-12-10 90
Тупинамба (каннибалы, Бразилия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В джунглях Амазонки и ее притоков испокон веков жили племена, которые до прихода европейцев находились в стадии неолита. В 1552 году Ганс Штаден, немец на португальской службе, был захвачен в плен индейцами тупинамба, населявшими побережье Бразилии и дождевые леса Амазонки.

Штадену предстояло стать жертвой каннибальского культа, но он каким-то образом узнал, что человек, страдающий зубной болью, не может быть использован в этом качестве. Симулировать зубную боль не составило труда, а пока индейцы ждали выздоровления пленника, он умудрился сделать несколько удачных предсказаний и вскоре дослужился до титула официального оракула племени.

Штаден провел в этой почетной должности почти три года, пока ему не удалось бежать и вернуться в Европу. Здесь он написал книгу «Достоверная история и описание страны диких, голых, суровых людей-людоедов Нового Света Америки», которая сразу же стала бестселлером, была переведена на латынь и ряд европейских языков и выдержала 76 изданий. Некоторые этнографы сомневаются в достоверности сведений, сообщаемых Штаденом, некоторые, напротив, рассматривают книгу как надежный источник.

Штаден рассказывал, что пленников, захваченных индейцами тупинамба и предназначенных для жертвоприношения и съедения, вели в деревню, предварительно выбрив им лбы и брови, смазав их тела смолой или медом и прикрепив к ним перья. Хозяин приводил будущую жертву к могилам своих родственников и посвящал умершим. Здесь же пленнику впоследствии предстояло умереть самому. Но перед этим событием могло пройти немало времени, иногда несколько лет. Жизнь обреченного была не так уж плоха: хозяин обязан был заботиться о нем, кормить и женить либо на своей дочери, либо на одной из своих нелюбимых жен. Пленнику выделялся участок земли, а жена должна была относиться к своему временному мужу не хуже, чем другие индейские жены относились к обычным мужьям. Но рано или поздно пленника ждала ритуальная казнь, и он кончал свои дни в желудках каннибалов. Дети, рожденные от его брака, тоже были обречены на смерть. Штаден пишет о том, как однажды индейцы угостили его супом, а потом он обнаружил на дне котла, из которого этот суп разливали, детские черепа.

Хиваро (охотники за головами, Перу, Эквадор)

Индейцы хиваро, живущие на-севере Перу и на востоке Эквадора, заслужили громкую славу как охотники за головами. Отрезанные головы врагов они особым образом уменьшали до размеров теннисного мяча, причем черты лица жертвы сохраняются. Когда-то это занятие носило ритуальный характер; считалось, что высушенные головы — тсантса — передают убийце свою жизненную энергию.

Сегодня ритуал, запрещенный законом, отошел в прошлое, тем более что индейцы в массе своей исповедуют христианство. Но поскольку находятся коллекционеры, готовые платить за тсантса огромные деньги, профессия охотников за головами до сих пор существует.

Впрочем, индейцы бразильского племени ачуарчасто заменяют в своих культах человеческие головы на головы ленивцев. Ведь согласно их легендам ленивец, хотя и имеет тело животного, но сущность у него человеческая.

Североамериканские индейцы

У североамериканских индейцев скальпы врагов выполняли такую же роль, как головы у индейцев юга. Они служили не только показателем доблести воина, но и выполняли множество ритуальных, магических и медицинских функций.

Индейцы навахо, например, использовали скальпы для лечения самых разнообразных заболеваний — от зубной боли до чрезмерной агрессивности или депрессии.

Широко известны ритуальные казни и пытки, которым индейцы Великих равнин подвергали своих пленников.

Но в жертву духам-покровителям могли принести не только пленника, но и близкого человека. Так, к вождю племени бладов, по имени Телячья Рубаха, который постился в надежде обрести духа-покровителя, явился дух медведя-гризли. Дух пообещал наделить индейца сверхъестественной силой, но взамен потребовал женщину. Тогда Телячья Рубаха вернулся в стойбище, приказал младшей из своих жен надеть лучшую одежду, а потом отвел ее на холм и принес в жертву духу гризли.

Дух не обманул индейца: той же ночью он явился к нему и пообещал, что теперь его не смогут сразить ни стрела, ни пуля, ни нож. И действительно, индеец побывал во множестве сражений и остался цел. Враги испытывали при его появлении на поле боя священный трепет — они знали о неуязвимости Телячьей Рубахи.

Сегодня, несмотря на то, что абсолютное большинство индейцев как в Северной, так и в Южной Америке приняли христианство, здесь сохраняются и традиционные культы. Некоторые из них претворились в местные религии смешанного типа, в которых элементы христианства и язычества переплетаются самым причудливым образом. Но человеческие жертвоприношения, которыми некогда так «славился» Новый Свет, отошли в прошлое.

Ветхий Завет

Ветхом Завете человеческие жертвоприношения упоминаются неоднократно. Традиция всесожжения детей, как уже говорилось в главе «Финикийцы», была распространена в Палестине, Сирии и особенно в Финикии. Народ Израиля еще на заре своего формирования от этой традиции отказался. Прародитель еврейского народа Авраам был первым и последним представителем нарождающейся иудео-христианской культуры, которому довелось возложить сына своего на жертвенник.

В Библии (Быт. 22, 1–18) сказано: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

С тех пор обычай детского жертвоприношения был заменен в традиции зарождающегося иудаизма принесением в жертву животного. «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме. Считается, что Храм был построен Соломоном на том самом месте, где состоялось знаменитое жертвоприношение агнца. В иудаизме это событие, ставшее важнейшим моментом в истории Израиля, носит название Акеда. Акеде посвящены знаменитые мозаики в синагогах Палестины, например, мозаика шестого века из синагоги Бет-Альфа. Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана. Тогда же принято трубить в шофар, изготовленный из бараньего рога. Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка.

Категорический запрет человеческих жертвоприношений прозвучал в заповедях, данных Богом через Моисея:

«Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями…»

Правда, надо отметить, что, несмотря на однозначный запрет, страшная традиция была не сразу предана забвению. Но теперь редчайшие случаи человеческих жертвоприношений происходили помимо или вопреки Божественной вол е.

Иеффай

Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции — Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд. 11, 31). Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. 11, 34). Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет. Его дочь согласилась с отцом и лишь испросила себе два месяца на то, чтобы оплакать свое девство с подругами. «По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой» (Суд. 11, 39).

Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. Впрочем, это жертвоприношение было совершено не из желания возродить кровавую традицию, а скорее по несчастному стечению обстоятельств. Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу… и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар. 21, 3,6). Внук Манассии — Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет….чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. 23, 10). Впрочем, существуют отличные от Библии источники, сообщающие, что и сам Манассия раскаялся в содеянном еще при жизни.

Иеремия

Вероотступников, совершающих человеческие жертвоприношения, обличает Бог устами пророка Иеремии. Он клеймит тех, кто «устроили высоты Тофета… чтобы сжигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7, 31).

Так или иначе, несмотря на то, что становление иудаизма, как и любой новой религии, проходило не всегда гладко, великое жертвоприношение Авраама в конце концов положило конец кровавым культам по крайней мере для одного народа Палестины (другие, например, финикийцы, отказались от него значительно позднее).

Жертвоприношение Авраама стало великим сакральным событием и в традиции другой великой религии — ислама. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был… иудеем, и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». Аллах не допустил жертвоприношения, но высоко оценил праведность Ибрахима: «Мы выкупили его другим великим закланием и оставили о нем долгую славу на века и поколения. Да будет мир Ибрахиму». В Коране не названо имя сына Ибрахима, но мусульманская традиция считает, что это был Исмаил, его первенец, который стал прародителем арабов.

Арабы до ислама

Человеческие жертвоприношения, бытовавшие среди арабов до принятия ими ислама, были категорически воспрещены новой религией. А в честь жертвоприношения Ибрахима мусульмане всего мира отмечают свой важнейший праздник Курбан-байрам, к которому приурочено паломничество в Мекку. Именно там, в долине Мина, по исламской традиции, произошла замена Исмаила на жертвенного овна. Поэтому заклание барана является одной из важнейших традиций праздника.

Для христиан жертвоприношение Авраама, значимое и само по себе, выделяется из прочих событий Ветхого Завета. Для них оно явилось предвестником грядущего принесения Богом-Отцом своего сына Иисуса в искупительную жертву за грехи человечества.

Евсевий Кесарийский на рубеже третьего и четвертого веков писал в своей «Церковной истории»: «Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий!.. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. Но сей великий Архиерей, принесенный в жертву Владыке и Всецарю Богу, в то же время был и отличен от жертвы; как Слово Божье, как Божья сила и Божья Премудрость, Он вскоре смертное воззвал от смерти и представил его Отцу в начаток общего нашего спасения, воздвиг его за всех людей в виде победного трофея над смертью и демонскими полчищами, в виде силы, отвращающей человечество от древних человеческих жертв».

Библиография

 

Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви. Книга 4. Пер.: В. В. Рыбаков, М. Б. Свердлов. Интернет-публикация: http://www.vostlit.info/Texts/rus/adam_br/frameadam_buch4.htm.

Авдиев В. И. Военная история древнего Египта. Том I.M., 1948.

Авдиев В. И. История Древнего Востока. Л., 1953.

Аммиан Марцеллин. Римская история. М., 2005.

Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Пер.: В. Г. Борухович. Л., 1972.

Аппиан. Римская история. Пер.: С. П. Кондратьев. СПб., 1994.

Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Ардзинба В. Г. Хеттский праздник хассумас // Вестник древней истории, 1981, № 4.

Артамонов М. И. История хазар. СПб., 2002. Баглай В. Е. Ацтеки. М., 1998.

Бадер О. Н. Погребения в верхнем палеолите и могила на стоянке Сунгирь // Советская археология, 1967, № 3.

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Бацалев В., Варакин А. Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий. М., 1999.

Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. Пер.: И. С. Клочков, Я. О. Немчинский. М., 2000.

Березкин Ю. Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991.

Библия. Синодальный перевод.

Бобринский Б. Евхаристия и умная молитва. Интернет-публикация сайта центра «Свет православия»:

http://www.reshma.nov.ru/texts/bobrinsk_evhar_umn_molitva.htm.

Бозински Г. Средний палеолит: 250 000 лет нашей истории // Археологические вести. Вып. 10. СПб., 2003.

Болезнь Кухулина // Ирландские саги. Пер.: А.А.Смирнов. Л., 1929.

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Том I–II. Минск, 2008.

Большаков А. О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории, 1987, № 2.

Большая советская энциклопедия.

Бужилова А. П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. М., 2004.

Бутенева И. В. Астеки: имперская идеология и религиозно-нравственные проблемы // Развитие цивилизации в Новом Свете: Сборник статей по материалам Кнорозовских чтений. М., 2000.

Васильев Л. С. История Востока. М., 1998.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2006.

Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

Веретенников А. М. Города майя и ацтеков. М., 2003.

Винокуров Я. Практика человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (По материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья) // 0pus-2004. Междисциплинарные исследования в археологии. М., 2004.

Вишну-смрити. Пер.: Н. А. Корнеева. М., 2007.

Власова Е. В. Куль-Оба. О характере погребения второй половины I в. до н. э. — начала I в. н. э. (по данным эпиграфики) // Боспор-ские чтения — VI. 2005.

Властелины Рима. Пер.: С.Н.Кондратьев. М., 1992.

Вулли Л. Ур халдеев. Пер.: Ф.Л.Мендельсон. М., 1961.

Гельмольд. Славянская хроника. Пер.: Л. В. Разумовская. М., 1963.

Георгиевский Э. В. Лишение жизни в архаических обществах: обрядовость и быт // Сибирский юридический вестник, 2005, № 4.

Герни О. Р. Хетты. М., 1987.

Геродот. История. Пер.: Г. А. Стратановский. М., 1999.

[Псевдо-] Гесиод. Каталог женщин. Пер.: О. Цыбенко. // Эллинские поэты. М., 1999.

Гиеин. Астрономия. Пер.: А. И. Рубан. СПб., 1997.

Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Прагреки в Трое // Вестник древней истории, 1994, № 4.

[Псевдо-] Гиппократ. О воздухе, водах и местностях // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1990.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Пг., 1915.

Гомер. Илиада. Пер.: В.В.Вересаев. М., 1949.

Гомер. Илиада. Пер.: Н. И. Гнедич. Л., 1990.

Гомер. Одиссея. Пер.: В.В.Вересаев. М., 1953.

Гордон С. Ханаанейская мифология // Мифологии древнего мира, М., 1977.

Граков Б. И. Скифы. М., 1971.

Гран А. Д. К вопросу о позднем этапе «тавро-скифских» культовых представлений // Советская этнография, 1952, № 4.

Гугуев Ю. К., Мирошина Т. В. Половецкое святилище-яма с каменной статуей и человеческими жертвоприношениями у села Бешпагир в Ставропольском крае //Донская археология, 2002, № 3–4.

Гуляев В. Скифы на Среднем Дону: новые находки и открытия // Наука и жизнь, 2007, № 7.

Гуляев В. И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979.

Гуляев В. И. Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации. М., 1983.

Гуляев В. И. По следам конкистадоров. М., 1976. Гуревин А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

Гуркин С. В. К вопросу о семантике половецких святилищ // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1988 году (тезисы докладов к семинару). Азов. 1989.

Гутнов Ф.Х. Из религии скифов: фарн. Ритуальные чаши // Античная цивилизация и варварский мир (Материалы 6-го археологического семинара) [часть 1]. Краснодар, 1998.

Диас де Кастильо Б. Правдивая история завоевания Новой Испании. Пер.: Егорова Д. Н., Захарьян А. Р. М., 2000.

Диллон М., Чедвик Н. К. История кельтских королевств. М., СПб., 2006.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер.: М. Л. Гаспаров. М., 1979.

Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). Пер.: О. П. Цыбенко. М., 2000.

Еврипид. Вакханки. Пер.: Ф.Зелинский // Еврипид. Трагедии. Том II. М., 1999.

Еврипид. Ифигения в Авлиде. Пер.: И. Анненский // Еврипид. Трагедии. Том I. М., 1999.

Еврипид. Ифигения в Тавриде. Пер.: И. Анненский // Еврипид. Трагедии. Том I. М., 1999.

Евсевий Кесарийский. Евсевия Памфила слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования. Пер. Санкт-Петербургской духовной академии // Евсевий. Жизнь Константина. М., 1998.

Евсевий Кесарийский. Церковная история. Пер.: М.Сергеенко. М., 1993.

Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII–III вв. до н. э. М., 1964.

Ельницкий Л. А. О социальных идеях Сатурналий // Вестник древней истории, 1946, № 4.

Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб., 2003.

 

Жреческие коллегии в раннем Риме. М., 2001.

 

Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934–1954. М., 2004.

 

Иванова С. В. Социальная структура населения ямной культуры Северо-Западного Причерноморья. Одесса, 2001.

 

Ивик О. История загробного мира. М., 2010.

 

Ивик О. История свадеб. М., 2009.

 

История Востока. Том I. Восток в древности. М., 1997.

 

История Европы. Том I. Древняя Европа. М., 1988.

 

История Луганского края. Интернет-публикация: http://softacademy.lnpu.edu.ua/Programs/Luhansk/index.htm.

 

Кабо В. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра, 2002.

 

Каневский Л. Каннибализм. М., 1998.

 

Кашин В. Верная или отверженная? // Вокруг света, 1995, № 5.

 

Квашнин В. А. Законы о роскоши в Древнем Риме эпохи Пунических войн. Вологда, 2006.

 

Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб., 2005.

 

Кинжалов Р. В. Кецаль и крест // Священные письмена майя. М., 2007.

 

Кистяковский А. Ф. Исследование о смертной казни. Тула, 2000.

 

Клочков И. С. Вавилонская теодицея. Из истории «литературы премудрости». Интернет-публикация: http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id= 1253.

 

Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Пер.: А. П. Ковалевский. Харьков. 1956.

 

«Когда Ану сотворил Небо…» М., 2000

 

Кольченко О. и Б. Кровавая богиня Кали // газета «Аура», № 6 (220), 2009.

 

Констэбл Дж. Неандертальцы. М., 1978.

 

Коптев А. В. Римское право в архаическую эпоху. Интернет-публикация: http://ancientrome.ru/publik/koptev/kopt 17.htm.

 

Коран. Пер.: Б.Я.Шидфар. М., 2004.

 

Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. СПб., 2000.

 

КролА. Египет первых фараонов. М., 2005.

 

Кучера С. Древнекитайские тексты Цзягувенъ и Шан Шу — зерцало истории и культов эпохи Шан-Инь. Часть четвертая // Восток, 2005, № 6.

 

Кучера С. Китайская археология 1965–1974 гг.: палеолит — эпоха Инь. М., 1977.

 

Ланда, Диего де. Сообщение о делах в Юкатане. Пер.: Кнорозов Ю.В. М., 1994.

 

Лаптева М. Ю. Крит и Иония во II тыс. до н. э. (мифологическая традиция и археология) // Мнемон. Вып. 3. СПб., 2004.

 

Лев Диакон. История. Пер.: М. М. Копыленко. М., 1988.

 

Ливий Т. История Рима от основания города. Пер. под ред. М.Л.Гаспанова, Г.С.Кнабе. М., 2005.

 

Липиньски Э. Пантеон Карфагена // Вестник древней истории, 1992, № 3.

 

Лукан М.А. Фарсалия. Пер.: Л.Е.Остроумов. М., 1993.

 

Майяни 3. По следам этрусков. М., 2003.

 

Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2003.

 

Маретина С. А. Знаковый смысл костюма воина-нага (Индия) // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 10. СПб., 1996.

 

Марченко К К., Житников В. Г., Копылов В. П. Елизаветинское городище на Дону. Pontus Septentrionalis II, Танаис 2. М., 2000.

 

Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

 

Махабхарата. Книга XIV. Ашвамедхапарва. СПб., 2003.

 

Маяк И.Л. Рим первых царей. М., 1983.

 

Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия на Берег Маклая. М., 2006.

 

Мифы древней Индии. Литературное изложение В. Г.Эрмана и Э. Н.Темкина. М., 1975.

 

Мифы народов мира. Энциклопедия. Том I–II. М., 1997. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999. Никитюк Е. В. Быт античного общества. СПб., 2005.

 

Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Шушарин В. П., Щапов Я. Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

 

Носов К. С. Гладиаторы. СПб., 2005.

 

Носов К. С. Замки и крепости Индии. СПб., 2008.

 

Овидий Назон П. Метаморфозы. Пер.: С. Шервинский // Публий Овидий Назон. Собрание сочинений. Том II. СПб., 1994.

 

Овидий Назон П. Фасты. Пер.: Ф. Петровский // Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973.

 

Октавиан Август. Деяния божественного Августа // Шифман И. Ш. Цезарь Август, Л., 1990.

 

Отто Б. Приносимый в жертву бог // Вестник древней истории, 1996, № 2.

 

Павсаний. Описание Эллады. Том I–II. Пер.: С. П. Кондратьев. М., 2002.

 

Петкевич А. В. «Водная жертва» в русской культурной традиции // Живая старина, 2006, № 3.

 

Петрухин В. Я. Славяне, варяги и хазары на юге Руси. К проблеме формирования территории древнерусского государства // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992–1993. М., 1995.

 

Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV–VI вв. М.-Л., 1964.

 

Плутарх. Древние обычаи спартанцев. Пер.: М. Н. Ботвинник // Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

 

Плутарх. Нума. Пер.: С. П. Маркиш // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Том I. СПб., 2001.

 

Плутарх. О суеверии. Пер.: Э. Г. Юнц // Плутарх. Сочинения. М., Художественная литература. 1983.

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. Пер.: Н. Н.Трухина // Вестник древней истории, 1977, № 3.

 

Плутарх. Пелопид. Пер.: С. П. Маркиш // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Том I. СПб., 2001.

 

Плутарх. Римские вопросы. Пер.: Н. В. Брагинский // Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

 

Плутарх. Ромул. Пер.: С. П. Маркиш // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Том 1.СПб., 2001.

 

Плутарх. Фемистокл. Пер.: С. И.Соболевский // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Том I. СПб., 2001.

 

Повесть временных лет. Пер.: О. В.Творогов // Библиотека литературы Древней Руси. Том I. СПб., 1997.

 

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

 

Путешествия Рафаила Данибегашвили в Индию, Бирму и другие страны Азии, 1795–1827. М., 1969.

 

Рак И. В. Египетская мифология. СПб., 2000.

 

Ригведа. Мандалы 1Х-Х.Пер.: Т.Я. Елизаренкова. М., 1999.

 

Русанова И. П., Тимощук Б. Л. Языческие святилища древних славян. М., 2007.

 

Руф К. К. История Александра Македонского. Пер. под ред. A.A. Вигасина. М., 1993.

 

Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987.

 

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

 

Сага о гутах. Пер.: С. Д. Ковалевский // Средние века. Вып. 38. М., 1975.

 

Сага о Хервёр и Хейдреке. Пер.: Т. Ермолаев. Интернет-публикация переводчика: http://norse.ulver.com/src/forn/hervor/ru.html.

 

Саллюстий Крисп Г. История. Речи и письма // Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 2002.

 

Саллюстий Крисп Г. Югуртинская война. Пер.: В. О. Горенштейн // Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 2002.

 

Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей. Пер.: М.Л.Гаспаров. М., 1991.

 

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн. Интернет-публикация сайта http://www.pravoslavie.ru.

 

Северак Журден де. Чудеса, описанные братом Журденом из ордена проповедников, уроженцем Северака и епископом города Колумба, что в Индии Наибольшей Пер.: Я. М. Свет // После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий. М., 1968.

 

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. Пер.: С. А. Ошеров. М., 1977.

 

Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. СПб., 2000.

 

Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.—Л., 1964.

 

Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. М., 2005

 

Смирнов А. М. Курганы и катакомбы эпохи бронзы на Северском Донце. М., 1996.

 

Снорри Стурлусон. Круг Земной. Пер. под ред. М. И. Стеблин-Каменского. М., 1980.

 

Солин Г. Ю. Собрание достопамятных сведений. Пер.: И. И. Маханьков. Интернет-публикация: http://ancientrome.ru/antlitr/solin/crm_f.htm.

 

Спенс Л. Мифы инков и майя. М., 2005.

 

Старшая Эдда. Пер.: А. Корсун. СПб., 2001.

 

Стингл М. Индейцы без томагавков. М., 1984.

 

Страбон. География. Пер.: Г. А. Стратановский. М., 1994.

 

Страницы истории и культуры Крыма. Интернет-публикация Таврического национального университета: http://www.ccssu.crimea.ua/crirnea/history.

 

Стукалин Ю. В. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. М., 2008.

 

Схолии к Стацию/Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории, 1949, № 2.

 

Сыма Цянь. Исторические записки. Пер.: Р. В. Вяткин, С. В.Таскин. Том I, М., 1972; том И, М., 1975.

 

Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2007.

 

Тацит П. К. Анналы. Пер.: А. С. Бобович // Публий Корнелий Тацит. Анналы. Малые произведения. История. М., 2003.

 

Тацит П. К. О происхождении германцев и местоположении германцев. Пер.: A.C. Бобович // Публий Корнелий Тацит. Анналы. Малые произведения. История. М., 2003.

 

Тиандер К. Датско-русские исследования. Выпуск III. Скандинавское переселенческое сказание. Петроград, 1915.

 

Титмар Мерзебургский. Хроника. Книга I. Пер.: И. В.Дьяконов. Интернет-публикация: http://www.vostlit.info/Texts/rusl 1/Thietmar/ frametextl.htm.

 

Токарев С. А. О жертвоприношениях // Этнографическое обозрение, 1999, № 5.

 

Торчинов Е.А. Жизнь, смерть, бессмертие в универсуме китайской культуры. Интернет-публикация кафедры философской антропологии СПбГУ:

 

http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/life_0.html.

 

Торшилов Д. О. Античная мифография: мифы и единство действия. СПб., 1999.

 

Тураев Б. А. История древнего востока. Том I. Л., 1935. Успенская Е. Н. Раджпуты. СПб., 2003.

 

Фанталов А. Культура варварской Европы: типология мифологических образов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Интернет-публикация автора: http://celt.newmail.ru.

 

Федоров В. К., Горшков В. Е. Колчан из человеческой кожи в погребении раннего кочевника из башкирского Зауралья // Уфимский археологический вестник. Вып. 3. Уфа, 2001.

 

Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961.

 

Филон Библский. Финикийская история. Пер.: Б.А.Тураев // Финикийская мифология. СПб., 1999.

 

Филострат Ф. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985.

 

Флавий, Иосиф. Иудейские древности. Пер.: Г. Генкель. М., 2004.

 

Флор Л. А. Эпитомы. Пер.: М.Ф.Дашкова, А. И. Немировский // Луций Анней Флор — историк древнего Рима. Воронеж, 1977.

 

Фоссе 111. Ассирийская магия. СПб., 2001.

 

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Пер.: М.К. Рыклин. М., 1980.

 

Хара-ДаванЭ. Чингисхан как полководец и его наследие. Алма-Ата, 1992.

 

ХарденД. Финикийцы. М., 2004.

 

Хеттские законы. Пер.: В.В.Иванов. Интернет-публикация исторического факультета МГУ: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hett.htm.

 

Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992.

 

Хроники открытия Америки. Книга I. М. 2000.

 

Цезарь Г. Ю Записки о Галльской войне. Пер.: М. М. Покровский // Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 2002.

 

Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986.

 

Цицерон М. Т. О природе богов // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

 

Чаковская Л. К реконструкции иконографического канона синагогального искусства Палестины VI в. (на материале мозаики из синагоги Бет-Альфа) // Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике — «Тирош». М., 1998.

 

Чередниченко Н. Н., Пустовалов С. Ж. Боевые колесницы и колесничие в обществе катакомбной культуры (по материалам раскопок в нижнем Поднепровье) // Советская археология, 1991, № 1.

 

Число женщин, сгоревших с мужьям своими в Индии в 1823 г. // Московский телеграф. Часть 10, № 13, 1826.

 

Чхандогья Упанишада. Пер.: А.Я.Сыркин. М., 1992.

 

Шифман И.Ш. Культура древнего Угарита. М., 1987.

 

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I–III. М., 2002.

 

Эмери У. Б. Архаический Египет. СПб., 2001.

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

 

[Псевдо-] Эратосфен. Превращения в созвездия (катастеризмы). Пер.: A.A. Россиус // Небо, наука, поэзия. М., 1992.

 

Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965.

 

Юлий Африкан. Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей. Пер.: В.Заславский. Интернет-публикация: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hett.htm.

 

Юстин М. Ю. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» // Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae». Диодор. Историческая библиотека. Книга XVII. Рязань, 2005.

 

Материалы сайтов:

Википедия. Интернет-энциклопедия: http://ru.wikipedia.org.

«Древняя МезоАмерика»: http://mesoamerica.narod.ru/.

«Месоамерика глазами русских первопроходцев»: http://www.mesoamerica.ru/.

«Электронная еврейская энциклопедия»: http://www.eleven.co.il.

Сайт Государственного исторического музея: http://www.shm.ru.

Сайт Раздорского этнографического музея-заповедника: http://www.razdory-museum.ru.

Сайт http://indeec.net.

Сайт http://www.celtica.ru.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.267 с.