Конституционное право РФ как основополагающая отрасль системы права — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Конституционное право РФ как основополагающая отрасль системы права

2017-12-10 1978
Конституционное право РФ как основополагающая отрасль системы права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционное право РФ как основополагающая отрасль системы права

Конституционное право России - это такая ведущая отрасль права, которая представляет собой совокупность однородных юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности гражданского общества и государства, основ конституционно-правового статуса личности как человека и гражданина, федеративного и государственного устройства, а также системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.

Конституционное право является основополагающей, ведущей, базовой отраслью права и это подтверждается следующими аспектами:

  • Отношения, которые регулируют конституционное право, складываются в сфере власти и её взаимоотношении с обществом и человеком. Конституционное право определяет субъекты власти и её уровни, формы реализации, установленная система органов через которую осуществляется государственная власть и местное самоуправление. Конституционное право устанавливает обязанность государства по обеспечению охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина и наделяет гражданина возможностью участия во власти.
  • Конституционное право является основой для всех других отраслей права; принципы, которые закреплены в нормах конституционного права, получили закрепление в других отраслях права.
  • Конституционное право является ведущей отраслью в силу того, что основным его источником выступает Конституция, которая обладает такими свойствами: Верховенство; Высшая юридическая сила; Прямое действие конституционных норм; База текущего законодательства, которая относится к различным отраслям права.

Конституционно правовые институты

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

· наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;

· внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Система конституционного права объективно обусловлена са­мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института­ми — напротив, создает принципы их взаимодействия между со­бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре­гулирования. Фундаментом высту­пают единые принципы конституционного права:

    • суверенитетна­рода;
    • естественное право;
    • приоритет охраны прав и свобод;
    • разде­ление властей;
    • независимое правосудие;
    • правовое государство.

Система российского конституционного права включает сле­дующие основные правовые институты с их основными внутрен­ними подразделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;
    2. права и свободы человека и гражданина;
    3. федеративное устройство;
    4. избирательная система (избирательное право);
    5. президентская власть;
    6. законодательная власть;
    7. исполнительная власть;
    8. судебная власть;
    9. государственная власть в субъектах РФ;
    10. местное самоуправление;
    11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Виды конституционных институтов

В конституционном праве выделяются три разновидности консти­туционных институтов:

головные;

сложные;

одноэлементные (простые).

Сложные конституционные институты

Сложные конституционные институты могут входить в состав го­ловных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Принцип федерализма

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации и определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм:

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды,

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями.

Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

Перечень предметов ведения РФ освещается в ст. 71 Конституции РФ, а перечень совместного ведения РФ и субъектов в ст. 72 Конституции РФ.

По рождению

Приобретение гражданства по рождению (филиация) используется 2 подхода: принцип крови, принцип почвы.. Датой приобретения гражданства является дата рождения. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению.

  • Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо оттого, где он родился (на территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения российское гражданство. Это правило исходит из принципа крови.
  • Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места рождения. Здесь также действует принцип крови.
  • Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранцем, по взаимному согласию может получить РГ до достижения им 14 летнего возраста, если другое государство не предоставляет ему гражданство. В таком случае используются как принцип крови, так и принцип почвы.
  • Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином.Изложенное правило также исходит из принципа почвы.

В перечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Удостоверение и оформление наличия у ребенка российского гражданства производится органами миграционной службы, органами Министерства иностранных дел.

2 Прием в РГ на общих основаниях и при условии соблюдения таких требований:

  • Непрерывное проживание в течение 5 лет на территории России, с момента выдачи вида на постоянное местожительство
  • Легальный источник доходов на территории РФ
  • Знание русского языка, истории законодательства и культуры РФ путем сдачи письменного экзамена
  • Соблюдение конституции и ряда законов
  • Мед. освидетельствование лица

2.Процедура приема в РГ без соблюдения общих требований в льготном порядке, для тех лиц, которые имеют высокие достижения и особые заслуги перед РФ, также обладают необходимой профессией.

3.Для лиц, признанных беженцами РФ либо проходят военную службу по контракту не менее 3х лет, также могут устанавливаться облегчение на приобретение РГ вопреки общим основаниям приобретения для иностранных граждан и лиц без гражданства.

4.Прием в РГ в упрощенном порядке

  • Для лиц, которые состоят в браке с гражданами РФ не менее 3х лет, и постоянно проживающих на территории РФ
  • Лица, у которых один из детей является гражданином РФ и постоянно проживает на территории РФ
  • Лица, являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
  • ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
  • Лица, окончившие вузы или среднее учебное заведение на территории РФ после 1 июля 2002г
  • Участники ВОВ, бывшие граждане СССР, проживающие на территории РФ

 

Основаниями отказов в предоставлении РГ в порядке приема могут быть причины со стороны компетентных органов:

· Исходящие угрозы от таких лиц, основы конституционного строя России, их деятельность в организации признанных в России экстремистских и террористических

· Выдворение за пределы РФ в течение 5 лет, предшествовавших заявления о приеме в гражданство Российской Федерации за нарушение эмиграционного законодательства

· использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения

· состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации

· осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания)

· имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом

· преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу)

3. Восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение) - предоставление российского гражданства лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство — в общем порядке (Указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве), и в упрощенном порядке (ст. 14). Конечно, при наличии обстоятельств, предусмотренных в указанных статьях Закона.

4. оптация, когда два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств.

Если гражданин одного государства - участника договора решает избрать гражданство другого государства, его гражданство меняется, например, с момента выезда на постоянное место жительства в государство своего нового гражданства. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.

Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ), либо в упрощенном порядке (органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка.

Признание гражданства рассматривалось ранее действовавшим законодательством как одно из оснований приобретения российского гражданства. Однако признание гражданства нельзя рассматривать как способ его приобретения. Суть признания заключается не в приобретении лицом статуса гражданина, а в установлении его принадлежности к российскому гражданству. Признание как юридический факт не порождает гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный Закон о гражданстве, сохранив признание, не рассматривает его более как основание приобретения гражданства.

Выход из гражданства

Выход из гражданства (или добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход из гражданства может иметь место и в упрощенном порядке. Во-первых, если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства. Во-вторых, если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых — российский гражданин, а другой — иностранец, либо по заявлению единственного родителя — иностранца. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями органов миграционной службы, органами Министерства иностранных дел РФ.

Право лица на выход из гражданства вытекает из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Но это право не означает незаконности, с точки зрения международного права, существования разрешительной системы экспатриации. Иное вело бы к подрыву государственного суверенитета. Однако каждое государство обязано в собственном законодательстве четко сформулировать основания отказа в выходе, в том числе и содержащие элемент усмотрения. В нашей стране такие основания сформулированы в ст. 20 Закона о гражданстве.

Выход из российского гражданства не допускается в общем и в упрощенном порядках, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отклонение заявления о выходе из гражданства должно быть мотивировано полномочными органами.

Личные права и свободы

В действующей Конституции личные права и свободы закреплены в ст. 20-29. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения,

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Право на жизнь – это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции). Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте. Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Важной формой свободы личности является свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г «о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией. Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для Проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей). Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч 2 ст. 27). Ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом)

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются; паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не Допускается вопрос о национальности.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

 

Понятие и виды субъектов РФ

Федеративное государство представляет собой единое союзное государство, включающее несколько государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью.

Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в современных условиях к модели союзного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. Поэтому государственное устройство Российской Федерации характеризуется наличием федеративных связей между ее субъектами, возникшими на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. В связи с этим Россия является конституционно-договорной федерацией.

В состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов:

  • республики;
  • автономная область;
  • автономные округа: края и области;
  • города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, Севастополь

Все субъекты РФ объединены в три группы на основе общности правового статуса и объема полномочий, передаваемых субъекту РФ, это:

Республики, названные в Конституции РФ государствами и имеющие наибольший объем полномочий в своем ведении: конституцию и высшие органы государственной власти, а также наименование по названию одной из национальностей, населяющих ее территорию, но, как правило, не составляющую большинство населения; почти все республики заключили с Федерацией дополнительно двусторонние договоры, что значительно отличает их положение от иных субъектов РФ;

Автономные образования — автономная область и автономные округа, представляющие собой национально-территориальные образования; в отличие от краев и областей они могут самостоятельно разработать проект федерального закона о своем правовом статусе и предложить его Федеральному Собранию, также они имеют наименование по названию одной-двух национальностей или этнических групп, проживающих на их территории исконно;

Края, области и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, Севастополь, являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории;

Избирательные системы

Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а так же распределение мандатов между партиями.

Избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

  • образования избирательных округов;
  • выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  • определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;
  • утверждения формы избирательного бюллетеня;
  • определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);
  • проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);

Виды:

Избирательный процесс РФ.

Избирательный процесс – один из главных элементов избирательной системы, реализующий избирательные права граждан.

Участниками избирательного процесса являются: граждане РФ, обладающие активными и пассивными избирательными правами;избирательные комиссии;избирательные объединения;кандидаты на выборную должность;доверенные лица кандидатов;общественные наблюдатели.

Избирательный процесс включает в себя такие стадии выборов, как порядок организации и проведения выборов, определение круга участников избирательного процесса, предвыборная агитация, голосование, подведение итогов голосования и выборов.

Стадии выборов

Основными стадиями выборов (избирательного процесса) являются:

  1. Назначение выборов.
  2. Организация избирательных округов, создание избирательных органов.
  3. Регистрация избирателей.
  4. Выдвижение и регистрация кандидатов и/или списка кандидатов.
  5. Агитационный период.
  6. Проведение голосования.
  7. Подсчет голосов.
  8. Определение и утверждение результатов голосования, распределение депутатских мандатов.

Могут быть дополнительные стадии выборов, такие как:

  1. Повторное голосование.
    Если никто не победил в первом туре, проводится второй тур по двум кандидатам, набравшим большее число голосов.
  2. Повторные выборы.
    Если никто не победил или выборы проводились с нарушением законодательства. Тогда заново происходит выдвижение и регистрация кандидатов, проведение голосования и т.д.

 

Стадии выборов

Основными стадиями выборов (избирательного процесса) являются:

1. Назначение выборов.

2. Организация избирательных округов, создание избирательных органов.

Примечание: одномандатные и/или многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет, а избирательные участки и участки референдума – на 5 лет.

3. Регистрация избирателей.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов и/или списка кандидатов.

  1. Агитационный период.
  2. Проведение голосования.
  3. Подсчет голосов.
  4. Определение и утверждение результатов голосования, распределение депутатских мандатов.

Могут быть дополнительные стадии выборов, такие как:

Повторное голосование.
Если никто не победил в первом туре, проводится второй тур по двум кандидатам, набравшим большее число голосов.

Повторные выборы.
Если никто не победил или выборы проводились с нарушением законодательства. Тогда заново происходит выдвижение и регистрация кандидатов, проведение голосования и т.д.

46. Референдум в РФ
Формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Виды референдума в зависимости от территории:

1) всероссийский референдум - федеральный (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2) референдум субъекта РФ - региональный(он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3) местный референдум - местный (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (Пр.: принятие новой Конституции). Конституция РФ является основным источником законодательства о референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространяется на все три вида референдумов в Российской Федерации. Федеральный конституционный законом «О референдуме Российской Федерации» подробным образом регламентирует проведение референдума Российской Федерации.

В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум: 1) об изменении статуса субъектов РФ;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;
7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
8) об амнистии и помиловании.

Референдум РФ не может инициироваться, назаначаться и проводиться: а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения; б) в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и федерального референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет); в) в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее чем через два года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Ро<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.