Категории пространства и времени — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Категории пространства и времени

2017-12-10 898
Категории пространства и времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Время

Во всех культурах категория времени служит важным показателем темпа жизни, ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы общения людей. По этой причине отношение ко времени в той или иной культуре следует обязательно учитывать при общении с ее представителями.

Время является показателем темпа жизни и ритма деятельности, принятых в той или иной культуре. Поэтому по способу использования времени культуры принято разделять на два противоположных вида: в одних культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, поэтому одно идет за другим, как звенья одной цепи. Культуры, в которых доминирует такой вид распределения времени, называются монохронными, так как в них за один период времени выполняется только одно дело. В других культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен не один, а сразу несколько видов деятельности. Такие культуры называются полихронными, поскольку сразу несколько дел выполняются одновременно.

В монохронных культурах время понимается как линейная система. Представители монохромной культуры не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такая система использования времени господствует в Германии, США, ряде североевропейских стран.

Полихронное время является полной противоположностью монохронному. В культурах этого типа большую роль играют межличностные, человеческие отношения, а общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. К типичным полихронным культурам относятся Латинская Америка, Ближний Восток и государства Средиземноморья, а также Россия. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения.

Как правило, ни один контакт между людьми, принадлежащими к различным временным системам, не обходится без стресса. При этом очень сложно избежать негативных эмоций, если приходится подстраиваться под другую временную систему. Здесь важно всегда помнить, что на поступки людей из другой системы времени нельзя реагировать точно так же, как на те же поступки людей из своей временной системы. Многие действия, например, такие, как опоздание или внезапный перенос встречи, имеют иное, а иногда и просто противоположное значение.

Пространство

Каждому человеку для его нормального существования необходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д. Этому личному пространству придается большое значение, поскольку вторжение в него обычно рассматривается как покушение на внутренний мир человека.

Формирование чувства личного пространства происходит в детстве, и его размеры регулируются чаще всего бессознательно. Они интуитивно поддерживаются при общении с представителями своей культуры и, как правило, не создают проблем для коммуникации. Однако при общении с представителями других культур дистанция общения создает проблемы для коммуникации, поскольку отношение к пространству в каждой культуре обусловлено ее особенностями и ошибочно может пониматься представителями другой культуры.

В странах, где люди довольствуются относительно небольшим личным пространством, толпа на улице, когда все друг друга касаются или даже толкают, воспринимается как совершенно нормальное явление. В этих культурах люди не боятся прямых физических контактов. К ним относятся такие страны, как Италия, Испания, Франция, Россия, страны Ближнего Востока и другие. В других культурах, например, в североевропейских странах, Германии, США люди, наоборот, максимально стремятся избегать близких дистанций или прикосновений.

Динамика движений и личная дистанция при разговоре является неотъемлемой частью процесса коммуникации. Дистанция при разговоре, которая допускается между чужими людьми, показывает динамику коммуникации, которая проявляется в движениях. Если собеседник подходит слишком близко, мы автоматически делаем шаг назад. Так, латиноамериканец и европеец в привычной обстановке разговаривают на разном расстоянии. Но при общении друг с другом латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, тогда как это стремление будет воспринято европейцем как вторжение в его личное пространство. Он тут же постарается отодвинуться. В ответ латиноамериканец постарается приблизиться вновь, что с точки зрения европейца будет воспринято как проявление агрессии.

Пространственный фактор в коммуникации может также служить для выражения отношений господства -- подчинения. Однако в каждой культуре приняты разные сигналы, выражающие отношения во власти. Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно предназначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При этом угловые офисы, с наиболее широким обзором, занимаются, как правило, главными менеджерами или владельцами фирм. В России руководящие сотрудники стараются избегать верхних и вообще крайних этажей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. Похожая картина наблюдается и во Франции. Это объясняют тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра.

Культурные ценности и нормы

Ценности (по Ф. Клакхону; Ф. Стродбеку) – сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем.

Базовые ценности – основные жизненные смыслы которыми индивиды, включенные в различные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значимой степени определяют отношение индивидов к окружающей их деятельности и детерминируют основные модели социального поведения

Классификация ценностей (на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются):

-витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность;

-экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

-социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость.

-политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

-моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

-религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание.

-эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.

По степени распространенности духовные ценности могут быть:

Общечеловеческие ценности -- характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Национальные ценности -- занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157).

В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас -- белорусской нации -- Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов -- Лувр, Эйфелева башня и др.

Значит, национальные духовные ценности -- это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917--1932 гг). Его главная идея -- ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия.

Локально-групповые ценности -- объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Семья - это общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества."

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек выделили пять основных параметров, по которым взгляды представителей разных культур на окружающий мир различаются и которые определяют их ценностную ориентацию. По их мнению, это: а) отношение человека к природе (man-nature orientation); б) его отношение к деятельности (activity orientation); в) отношение ко времени (temporal orientation); г) характер взаимоотношений между людьми (relational orientation); д) природа человека (human-nature orientation). На основе этих отношений и складывается система ценностей народа, формируются его взгляды, концепции, культура.

Иерархия ценностей:

- личные (здоровье, безопасность, семья, достаток, мир, любовь, дружба и т.д.)

- общественные (безопасность, мир, законность, стабильность, справедливость и т.д.)

Иерархия антиценностей:

- личные (болезни, жестокость, зависть, лень, одиночество, подлость, хамство и т.д.)

- общественные (война, алкоголизм, беззаконие, бедность, взяточничество и т.д.)

Каждая система ценностей имеет большое значение в любой культуре, поскольку определяет отношения человека с природой, обществом, ближайшим окружением и с самим собой. Дело в том, что, усваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует индивидуальную систему основополагающих ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире, обычно представляющая собой иерархию, в которой ценности расположены по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Нормы – это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно. Культурные нормы - определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество.

Современная типология культурных норм:

- традиции (все то, что унаследовано от предшественников);

- обычаи (одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать);

- право (нормы поведения, закрепляемые законом)

- привычки

- нравы (моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей)

- табу

- мода

- верования и знания

Примеры табу в межкультурной коммуникации: нецензурная лексика, вторая мировая война, заработная плата и доход, политика (в Европе), секс и интимные отношения, нудизм (натуризм)

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.

18. Модель межкультурной компетенции

Межкультурная компетенция – позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и способность какого-либо индивида эффективно общаться с представителями любой из этих групп (Садохин)

Межкультурную компетенцию можно рассматривать в двух аспектах:

1) Как способность сформировать в себе чужую культурную идентичность, что предполагает знание языка, ценностей, норм и стандартов поведения другого коммуникативного общества

2) Как способность достигать успеха при контактах с представителями иного культурного сообщества даже при недостаточном знании основных элементов культуры (такой вариант чаще всего встречается в практике МКК)

Практическим примером межкультурной компетенции служат знания, что в Англии не принято спрашивать о том, сколько человек зарабатывает, сколько он заплатил за какую-то вещь; также там не следует задавать вопросов личного характера (возраст, семейное положение)

Составные элементы МК (Садохин):

-аффективные (эмпатия и толерантность)

-когнитивные (культурно-специфические знания, которые служат основой для адекватного толкования коммуникативного поведения представителей иной культуры)

-процессуальные (стратегии, конкретно применяющиеся в ситуациях межкультурных контактов – стратегии, направленные на успешное протекание взаимодействия и стратегии, направленные на пополнение знаний о культурном своеобразии партнера)

Процессуальные элементы межкультурной компетенции описываются на следующем примере. В Германии приняты две формы обращения: первая — Sie, вежливая и более формальная; вторая — Du, которая является русским эквивалентом «ты» и используется только при разговоре с родственниками, близкими друзьями, детьми. Вежливая форма Sie употребляется во всех остальных случаях, включая деловые связи. Следует пользоваться преимущественно вежливыми формами обращения, а также избегать употребления имен собственных, вместо которых традиционно принято использовать термины Herr и Frau. К женщине следует обращаться только Frau независимо от ее семейного положения.

Модель МК, разработанная Бирамом (наиболее известная):

1. Установки (любознательность и открытость, готовность отбросить предубеждения в отношении как чужой, так и родной культуры).

2. Знания (представление о социальных группах, их характеристиках и функционировании в обществе в родной стране и стране собеседника, об общих процессах социального и личностного взаимодействия).

3. Умения интерпретации и соотнесения (способность понять и интерпретировать документ или событие другой культуры и соотнести с явлениями родной).

4. Умения познания и взаимодействия (способность усваивать новые знания о культуре и их практических проявлениях, а также использовать свои знания, установки и умения на практике в ситуациях реального

общения).

 

5. Критическое осознание культуры или политическое образование (способность критически, на основе определенных критериев, оценивать деятельность и ее результаты в собственной и иной культуре).

 

Межкультурная компетенция личности (составлена Герасимовой на основе всех изученных моделей МК)

 

 

19. Модель межкультурной сензитивности М. Беннета

По мнению Беннета, одного из крупнейших специалистов по МКК, для того, чтобы подготовить человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию, нужно развить у него межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкование культурных различий. Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы.

Осознание культурных различий проходит несколько этапов:

- начальный этап (существование различий не осознается человеком)

-этап, когда другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощущает себя членом более чем одной культуры.

-последний этап (признание существования нескольких точек зрения на мир и формирование нового типа личности, сознательно отбирающего и интегрирующего элементы разных культур).

1) Этноцентристские этапы (этноцентризм - совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим):

- Отрицание (этноцентристская личность не воспринимает существования культурных различий)

Отрицание может проявляться через:

А) изоляцию (имеется в виду физическая изоляция - человек не сталкивается с чужими, следовательно у него нет необходимости задумываться о культурных различиях. В наши дни практически не может быть полной физической изоляции, но вполне возможна относительная изоляция. Например, возможна изоляция маленького городка с гомогенным населением в большой многонациональной стране, где культурные различия не ощутимы, их выпускают из поля зрения при восприятии окружающего мира. Примером изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут сходство со своей культурой и поэтому замечают только знакомые предметы. Так, многие американцы в Японии видят только небоскребы, кафе «Мак Доналдс» и автомобили).

Б) сепарацию (возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры; встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям. Например, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе и их материальные условия жизни способствуют расовой дискриминации).

+ отрицания – на этом этапе люди более вежливы, чем на этапе защиты

- скрытый перевод других, не похожих людей, в другую категорию, более низкую.

- Защита - человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять следующими способами:

А) Диффамация (клевета) —негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы.

Движение от диффамации к последующим этапам затруднено из-за развивающейся ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. Многие люди, осознающие свою ненависть к чужим и понимающие, что это ненормально, предпочитают вернуться к изоляции, считая это лучшим состоянием для всех.

Б) превосходство (подчеркивание своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого этапа; чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус. Примером превосходства может служить классический эволюционизм в этнологии, стоящий на позициях европоцентризма и считающий все другие культуры менее развитыми).

Недоминирующие этнические группы и национальные меньшинства начинают свой путь развития межкультурной чуткости именно с этапов превосходства и клеветы, задерживаясь на них довольно долго.

В) Обратное развитие (полное изменение) – не обязательный этап межкультурного развития, его переживают многие из тех, кто долгое время проживает за границей. Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой.

- Умаление (культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты, принимается позиция единой человеческой сущности, которая иллюстрируется известным «золотым правилом»: поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает, что все люди одинаковы, но данный подход также остается этноцентричен, поскольку «универсальные» характеристики людей берутся из своей культуры и означают: «будь, как я»):

А) Физический универсализм (исходит из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности, имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку)

Б) Трансцендентальный универсализм (предполагает, что все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему)

2) Этнорелятивистские этапы (этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как неизбежного и позитивного, проходит через этап адаптации к ним и может завершиться формированием межкультурно-компетентной личности).

- Признание (существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведении, затем — в культурных ценностях)

- Адаптация (на этом этапе приходит осознание того, что культура — не застывший факт, а процесс. Поэтому адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. Она начинается с эмпатии (возможности испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека) и завершается формированием плюрализма (полное понимание различия культур в конкретных ситуациях). Плюрализм демонстрируют дети эмигрантов и те, кто вырос в нескольких культурах (например, родители принадлежат к разным культурам).

- Интеграция — полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как «своя». На этом этапе можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы помимо ее собственных.

А) Контекстуальная оценка —механизм, который позволяет человеку анализировать и оценивать ситуацию, когда возможно несколько вариантов культурного поведения. Контекстуальная оценка позволяет человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то — по-японски и т.п. Эта форма интеграции является вершиной развития межкультурной чуткости для большинства людей. Дальнейшее развитие межкультурной чуткости для непрофессионалов не нужно.

Б) конструктивная маргинальность - на этом этапе появляется мультикультурная (маргинальная) личность, для нее не существует естественной культурной идентичности, как и нет абсолютно правильного поведения.

 

20. Концепция ‘культурной грамматики’ Холла

1) Время как категория культуры

В зависимости от способа использования времени культуры делятся на монохронные(в один отрезок времени возможен один вид деятельности) и полихронные культуры (в один отрезок времени возможно сразу несколько видов деятельности)

МОНОХРОНИЧНЫЕ ЛЮДИ ПОЛИХРОНИЧНЫЕ ЛЮДИ
Делают одно дело в одно время Делают много дел одновременно
Концентрируются на работе Сильно отвлекаются, их часто отвлекают
Низкоконтекстуализированны, нуждаются в информации Высококонтекстуализированны, уже обладают информацией
Преданы работе Преданы людям и человеческим отношениям
Твердо, религиозно преданы планам Меняют планы часто и легко
Беспокоятся о том, чтобы не мешать остальным, следовать правилам невмешательства в чужую жизнь и вежливости Больше заботятся о тех, с кем связаны близкими отношениями (семья, друзья, близкие коллеги по бизнесу), чем невмешательством в чужую жизнь
Выказывают величайшее уважение в отношении частной собственности, редко занимают или дают взаймы Занимают и дают взаймы часто и легко
Привыкли к краткосрочным отношениям   Германия, США + ряд европейских стран Обладают сильной склонностью создавать пожизненные отношения     Страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Средиземноморья + Россия

 

2) Контекст (информация, окружающая и сопровождающая то или иное культурное событие)

 

Высококонтекстуальные культуры Низкоконтекстуальные культуры
- высокая плотность неформальных информационных сетей => высокая информированность - постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами -много информации передается неязыковым контекстом — иерархией, статусом, внешним видом человека, манерами его поведения, условиями проживания (высококонтекстуальные по своей природе японцы не станут вести переговоры с представителем другой фирмы, если он занимает недостаточно высокое положение в ее иерархии, как бы высоко профессионален он ни был) - используется очень много намеков, подтекста, фигуральных выражений -по большей части коллективистские культуры -Франция, Испания, Италия, страны Ближнего Востока, Япония, Россия -отсутствие неформальных сетей информации => недостаток информации - межличностные контакты строго разграничены, представители культур не смешивают личные отношения с работой и другими аспектами повседневной жизни - большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения -наибольшее значение придается речи и обсуждению деталей, предпочтителен прямой и открытый стиль общения, когда вещи называют своими именами - индивидуалистские культуры - Германия, Швейцария, США, скандинавские страны

 

 

3) Пространство

- культуры, где люди довольствуются небольшим личным пространством => не боятся прямых физических контактов (Италия, Испания, Франция, Россия, страны Ближнего Востока)

- культуры, избегающие близких дистанций и прикосновений (Швеция, Финляндия, Германия, США)

 

Пространственный фактор служит для выражения господства-подчинения: в Германии и США верхние этажи офисов предназначены для руководящих сотрудников фирмы, а угловые офисы, с наибольшим обзором занимаются главными менеджерами или владельцами фирм. В России и Франции руководящие сотрудники предпочитают размещать свои офисы на средних этажах здания. Это объясняется тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра

 

21. Категоризация культуры по Геерту Хофстеде: концепция ментальных программ (70-80е гг)

Ментальные программы – трудноизменяемые механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения, источниками которых являются культура и социальное окружение индивида. Они определяются т.н. измерениями культуры:

ñ дистанция власти;

ñ коллективизм — индивидуализм;

ñ маскулинность — феминность;

ñ избегание неопределенности.

Дистанция власти
Высокая: Низкая:
- иерархия определяется неравномерностью распределения ролей в зависимости от практических заданий (в зависимости от того, кого я знаю лучше, кто мне ближе, а не того, кто лучше может), - тенденция к централизации (начальник - все, его слово - закон; стремление к тому, чтобы кто-нибудь руководил), - много контролирующих органов, - большая разница в зарплатах между эшелонами, - руководители опираются на своих начальников и формальные предписания, - сотрудники ожидают инструкций, принятых решений, - идеальный руководитель - автократ, добрый отец, - эмоциональные отношения между руководителем и подчиненным, - наличие привилегий и статусных символов. - тенденция к децентрализации, образованию группировок, - мало контролирующих органов, - малая разница в зарплатах между эшелонами, - руководители опираются на собственный опыт и на своих сотрудников, - сотрудники участвуют в принятии решений, - идеальный руководитель - демократ, - прагматические отноешния между руководителем и подчиненными, - отсутствие привилегий и статусных символов
арабские страны, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Россия (93/100) Австрия, Дания, США, Германия

 

Индивидуализм - коллективизм
Индивидуализм Коллективизм
- каждый должен иметь возможность высказать свое мнение (коллективизм - отмолчаться), - нельзя подсказывать, цель обучения - научиться учиться, - диплом повышает общественную значимость и самооценку, - высокий уровень профессиональной мобильности (человек меняет место работы в зависимости от того, отвечает ли работа его индивидуальности), - рабочие преследует цели работодателя, - при назначении на должность решающими являются способности, талант, личный и профессиональный опыт, правила, - отношения работодателя и работника строятся на трудовом договоре и определяются горизонтально, - менеджмент индивидуумов: культура представляет собой отдельные личности; главное - говорить правду, - универсализм по отношению к клиентам, - приоритет задачи перед отношениями. - каждый должен высказать свое мнение, только когда группа не против, - цель обучения - научиться, как это делать, - диплом получает возможность получить более высокий статус, - низкий уровень профессиональной мобильности, - рабочие являются членами МЫ-группы, - при назначении на должность решающим является мнение МЫ-группы, - отношения работодателя и работника строятся на моральных принципах, - менеджмент групп, - непосредственные оценки подчиненным портят гармонию, - партикуляризм в отношении к клиентам, - приоритет отношений перед выполняемой работой.
США, Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия Латинская Америка, Россия (61)

 

Маскулинность – феминность
Маскулинность Феминность
- решительность и динамика в менеджменте, - конфликты прекращаются после выявления более мильного, - поощрения основываются на равноправии, - прдпочтительно большие предприятия, - жить, чтобы работать, - деньги важнее свободного времени, - профессия для мужчины обязательна, женщина может выбирать, - малое количество женщин в профессионально высококвалифицированных сферах, - гуманизация рабочего пространства через расширение профессиональных задач, - соервновательность - интуиция и консенсус в менеджменте, - конфликты прекращаюстя после проведения переговоров и нахождения компромиссов, - предпочтительно малые предприятия, - "Работать, чтобы жить", - свободное время важнее денег, - большое количество женщин в профессионально высококвалифицированных сферах, - гуманизация рабочего пространства через расширение контактов и сотрудничество, - соревновательность и конкуренция в с/х сфере и сфере обслуживания
Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мексика, Великобритания, Германия Дания, Норвегия, Швеция, Россия (64)

 

Избегание неопределенности
Высокое Низкое
- редкая смена работодателя, - эмоциональная потребность в правилах, даже если они не действуют, - эмоциональная потрабность в занятости, внутренняя потребность напряженно работать, - время - деньги, - потребность в формализации, - высокое значение экспертов и технических решений, - руководители высшего звена занимаются повседневными проблемами, - мало новых торговых марок, - важно содержание решений, - больше профессиональной самостоятельности, - хуже в изобретениях, но лучше в их использовании, - сотивация через потребность в безопасности, оценку значимости или социальные потребности. - частая смена работодателя, правил не должно быть больше, чем требуется, - напряженно работают лишь в тех случаях, где это оправданно, - время - ориентировочные рамки, - терпимость по отношению к неопределнности и хаосу, - высокое значения генерализаций и здорового человеческого разума, - руководители высшего звена занимаются стратегическими решениями, - много новых торговых марок, - важен процесс принятия решений, - меньше профессиональной самостоятельности, - лучше в изобретениях, но хуже в их использовании, - мотивация через результат, оценку значимости или социальные потребности.
Россия (95), Греция, Португалия, Гватемала, Уругвай, Бельгия, Япония, Франция, Чили, Испания Сингапур, Ямайка, Дания, Швеция, Ирландия, Великобритания, Индия, США и др.

 

22. Концепция Ричарда Льюиса (моноактивные – полиактивные – реактивные культуры)

(1996 When Cultures Collide.Managing Successfully Across Cultures)

 

  Полиактивные Моноактивные Реактивные
Типичные характеристики - семья, - иерархия, - отношения (более ценны отношения, представители будут выстраивать отношения(феминные культуры), - эмоции (характерно выражение эмоций), - красноречие, - убеждение, - лояльность - факты, - планирование, - ориентированы на производство (не на отношение), - глубокое и основательное познание мира (опираются на естественнонаучные знания), - характерна институциональность (система институтов развита, доверие к ним высоко), - одной из самых важных ценностей является закон. - интуиция, - вежливость, ценность отношений, - работа в команде, командный дух, - общие обязательства, - коллективная гармония и защита личного пространства, - сохранение лица.
Особенности социального поведения - говорят большую часть времени, - делают несколько дел одновременно, - планируют глобально, - эмоциональны, - демонстрируют чувства, - высказываются эмоционально, - имеют уважительные причины, - часто перебивают, - ориентированы человека, - чувства превыше фактов, - гибкая правда. - говорят половину времени, - делают одно дело за единицу времени, - планируют заранее шаг за шагом, - вежливы, но прямолинейны, - частично скрывают чувства, - опираются на логику, - не любят терять лицо, - редко перебивают, - ориентированы на работу, - придерживаются фактов, - правда выше межличностных отношений. - не высказываются прямо, - слушают большую часть времени, - реагируют на действия партнера, - учитывают глобальные принципы, - вежливы и непрямолинейны, - скрывают чувства, - никогда не конфликтуют, - не должны терять лица, - не перебивают, - очень ориентированы на людей, - делают заявления в виде обещания, - дипломатия выше правды.  

23. Концепции М.Мид, Г. Триандиса и У. Оучи

 

Гарри Триандис: Культура и социальное поведение (50


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.